Элективный курс Чудеса погоды
методическая разработка по географии
Грозные и таинственные явления природы всегда волновали людей, интересовали их и требовали объяснения. Природа - это гигантская лаборатория, которая наглядно демонстрирует взаимосвязь различных явлений. Основное содержание курса направлено на знакомство с различными погодными явлениями, их особенностями, характерными чертами и свойствами, районами распространения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_chudesa_pogody.docx | 76.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Владимира
Элективный курс
Чудеса погоды
Разработан учителем географии
первой квалификационной категории
Морозкиной Юлией Васильевной
2016 год
Пояснительная записка
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Познавательная деятельность – мощный стимул активности учащихся. С незапамятных времен грозные и таинственные явления природы волновали людей, интересовали их и требовали объяснения. Почему, к примеру, время от времени небо затягивают черные тучи, блещут молнии и гремит гром? Почему огненные стрелы поражают некоторых людей, даже если они спрятались под высокими деревьями, и не трогают других в чистом поле? Изучение природных погодных явлений имеет огромную познавательную ценность. Природа - это гигантская лаборатория, которая наглядно демонстрирует взаимосвязь различных явлений. Основное содержание курса направлено на знакомство с погодными явлениями, их особенностями, характерными свойствами, разновидностями, районами распространения.
Программа элективного курса «Чудеса погоды» предназначена для учащихся 6-7 классов. Курс рассчитан на 17 часов. Содержание курса включает сведения, обеспечивающие элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения. Новизна программы состоит в полном рассмотрении нового для учащихся курса, материалы которого очень кратко рассматриваются в школьной программе по географии. Выделение темы «Чудеса погоды» в курсе школьной географии в отдельный элективный курс важно и очень своевременно. Так как представление о медленном, спокойном, постепенном изменении ландшафта все больше заменяется представлением о чередовании длительных спокойных периодов с краткими, но весьма динамичными для ландшафта последствиями. Они ведут не только к временным нарушениям привычного хода процессов и облика местности, но нередко и к необратимым последствиям на Земле. Экстремальные погодные явления не просто проявляются, время от времени, но служат непременным, и притом важнейшим элементом существования и развития ландшафта, как бы, ни казались они редкими и аномальными в повседневной жизни. Я считаю, что стихийные природные явления в школе должны усваиваться не только как экзотические, эффектные, и пугающие, относительно редкие, но и как закономерные и обязательные проявления жизни земных оболочек и Земли в целом. Так как не проходит недели, чтобы мы не узнавали из разных источников об экстремальных погодных явлениях, бедствиях, катастрофах в разных уголках мира и на просторах нашей Родины. При изучении данного вопроса важно вовремя спрогнозировать опасное погодное явление и по возможности его предупредить. Для более точного прогноза явления нужно иметь как можно больше информации о нем.
Поэтому цель данного курса углубление познаний учащихся по физической географии при ознакомлении с необычными погодными явлениями. Задачи курса:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы;
- формирование основных понятий об погодных явлениях в природе и о возможных последствиях опасных погодных явлений для здоровья и жизни человека;
- развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
-стимулировать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность обучающихся;
- развивать навыки работы с различными источниками информации, способствовать развитию речи, памяти и творческих способностей обучающихся;
- способствовать развитию у учащихся навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.
В содержании предлагаемого курса учитывается интегрированный подход, преемственность знаний из смежных школьных дисциплин.
В процессе работы по изучению данного курса применяются следующие методы и формы организации занятий: лекция и семинары; практикумы; защита проектов; выполнение исследовательской работы; подготовка презентаций; просмотр видеофильмов.
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся. В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания. Для выявления уровня качества усваивания материала предусмотрен контроль на начальном и конечном этапе занятия, а также на начальном и конечном этапе изучения курса.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
- картографическими (географическими картами, интерактивными);
- текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой);
- диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др.;
- интернет – ресурсами.
Использование электронных ресурсов, в т.ч. Интернет, электронных приложений к учебнику, эффективное их преобразование и создание авторского видения сути изучаемых погодных явлений и делает процесс обучения оптимальным и увлекательным. Содержание курса выстроено в соответствии с учётом возможности реализации программы в школьном кабинете географии. По каждой теме программы подобраны занимательные и поучительные материалы, которые позволяют проводить небольшие исследования, знакомят с интересными погодными явлениями и позволяют приобретать навык исследовательской работы.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса учащиеся могут научиться:
- распознавать свойства, закономерности экстремальных погодных явлений и процессов; - моделировать физический процесс данных явлений; - объяснять погодные явления, через познание методов исследовательской работы; - понимать современные тенденции развития экстремальных погодных явлений, связанных с деятельностью человека; - использовать карты и другие источники информации для изучения условий формирования природного явления на данной территории; - создавать презентации по темам курса; - разрабатывать памятку действий в экстремальных ситуациях природного характера.
Содержание
Введение. Знакомство с содержанием и особенностями курса(1ч)
Знакомство с содержанием и построением курса. Многообразие аспектов взаимоотношения человека и природы. Роль атмосферы в природе и жизни человека.
Тема 1. Чудеса погоды: Машина погоды(1ч)
Погода и климат. Реактивные потоки и их воздействие на погоду. Зоны высокого давления. Роль солнца в формировании погоды. Пассатные ветра. Зона умеренного климата. Атмосферные фронты. Континентальный климат. Влияние океанов на погоду. Микроклимат в городах.
Практическая работа №1
Тема 2. Чудеса погоды: Прогноз погоды(1ч)
Прогноз погоды. Виды прогноза погоды. Учет и предсказание погоды. Приборы учета. Синоптические карты. Определение погоды. Признаки устойчивости плохой погоды. Признаки устойчивости хорошей погоды. Признаки перемены погоды. Приметы погоды. Научное объяснение примет.
Практическая работа №2
Тема 3. Чудеса погоды: Погода «убийца»(1ч)
Влияние погоды на здоровье человека. Неблагоприятные погодные явления. Особенности адаптации человека к различным погодным условиям. Способы уменьшения неблагоприятного влияния погоды на здоровье человека.
Практическая работа №3,4
Тема 4.Чудеса погоды: Небесные знамения(1)
Феномен небесных знамений. Виды небесных явлений: радуга, венцы, гало, туманные дуги, светящиеся облака, миражи, зеленая вспышка. Причины образования. Районы распространения.
Практическая работа №5
Тема 5.Чудеса погоды: Полярное сияние(1)
Полярное сияние. Северное и южное сияние. Природа полярных сияний. Искусственно созданные полярные сияния. Распространение полярных сияний. Полярные сияния других планет солнечной системы.
Практическая работа №6
Тема 6.Чудеса погоды: Молния(1)
Молния. Возникновение молний. Виды молний. Шаровая молния. Районы распространения гроз по земному шару. Способы защиты от молний.
Практическая работа №7
Тема 7. Чудеса погоды: То, что падает с неба(1)
Извержения вулканов и образование облаков вулканического пепла. Пыльные бури. Сильный град и его последствия. Причины образования града. Способы борьбы с градом. Куски льда, падающие с неба. Дожди из лягушек и рыб. Летающая солома. Падающие обломки космических тел.
Практическая работа №8
Тема 8. Чудеса погоды: Тайна тумана.
Туман. Причины образования тумана. Виды туманов: радиационные, адвентивные, фронтальные, туман испарения. Аномальные туманы. Способы борьбы с туманом. Катастрофы, случившиеся по вине тумана. Польза, приносимая туманами. Образование росы и измороси. Причины образования смога и его последствия. Загрязнения воздуха.
Практическая работа №9
Тема 9. Чудеса погоды: Снег.
Снег как погодное явление. Виды снегопадов. История исследования. Мифы и предания о снеге. Скрип (хруст) снега. Красный снег. Снегопад как катастрофическое явление. Снежные бури и лавины. Районы распространения лавин.
Практическая работа №10
Тема 10. Чудеса погоды: Дождь и наводнения(1ч)
Дождь. Виды дождей. Ливни. Разрушительное действие ливневых потоков. Наводнения. Виды наводнений. Способы предотвращения наводнений. Борьба с наводнениями. История наводнений в России.
Практическая работа №11
Тема 11. Чудеса погоды: Ветер и волны (1ч)
Ветер. Сила ветра. Шкала визуальной оценки силы ветра. Шкала Бофорта. Шкала дальности видимости. Приборы для измерения силы ветра. Ветер и волны. Сила ветра = высота волн. Элементы волны. Волновой режим. Шкала волнений. Морской шторм. Шторм – убийца. Цунами. Основные районы распространения. Правила поведения в шторм.
Практическая работа №12
Тема 12. Чудеса погоды: Яростная пучина (1ч)
Ураганы. Тайфуны. Тропические циклоны. Классификация, отличительные признаки. Причины возникновения. Личная безопасность. Способы защиты людей. Районы распространения.
Практическая работа №13
Тема13. Чудеса погоды: Бури-убийцы(1ч)
Бури. Виды бурь: по составу, скорости ветра, по окраске частиц. Причины возникновения и районы распространения. Правила поведения человека во время бурь.
Практическая работа №14
Тема 14. Чудеса погоды Владимирской области.(1ч)
Радужные столбы. Северное сияние. Град. Ранняя гроза. Морозы. Бураны.
Практическая работа №15
Тема 15. Чудеса погоды: В схватке со стихией (1ч)
Стихийные бедствия. Прогнозирование стихийных бедствий. Новые способы «укрощения» природы. Экстремальная погода и люди, испытавшие её силу.
Практическая работа №16
Тема 16.Чудеса погоды: Крайности природы (2ч)
Итоговое занятие. Составление книги погодных рекордов: самые быстрые ветры, самые смертоносные бури, самые засушливые пустыни, самые густые туманы и т.д. Защита и обсуждение проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы Всего часов
Введение. Чудеса погоды: Машина погоды. 1
Чудеса погоды: Прогноз погоды 1
Чудеса погоды: Погода-убийца 1
Чудеса погоды: Небесные знамения 1
Чудеса погоды: Полярное сияние 1
Чудеса погоды: Молния 1
Чудеса погоды: То, что падает с неба 1
Чудеса погоды: Тайна тумана 1
Чудеса погоды: Снег 1
Чудеса погоды: Дождь и наводнения 1
Чудеса погоды: Ветер и волны 1
Чудеса погоды: Яростная пучина 1
Чудеса погоды: Бури-убийцы 1
Чудеса погоды Владимирской области 1
Чудеса погоды: В схватке со стихией 1
Чудеса погоды: Крайности природы 2
Всего часов 17
Методический блок
Содержание элективного курса «Чудеса погоды» предполагает знакомство учащихся как с распространенными погодными явлениями – линейная молния, гром, так и с редко наблюдаемыми и мало знакомыми для учащихся погодными явлениями – шаровая молния, полярное сияние, огни святого Эльма. Это позволяет не только расширить и углубить имеющиеся уже представления об окружающей природе у учащихся, объяснить их физическую сущность, понять и даже иногда исправить их обыденные или неверные взгляды на то или иное природное явление, но и познакомить их с новыми явлениями, научить их применять знания к объяснению сверхъестественных, вызывающих суеверие и страх явлений природы.
Катастрофические природные явления дают учителю гораздо больше возможности, чем системное изложение предмета, так как детское восприятие, способность к усвоению в значительной мере основываются на ярких эмоциях, сопереживаниях, жажде необычного, интересе к загадочному. Любой процесс опасного или катастрофического характера изучается, в данном курсе, по контрасту с обычными условиями. Тут можно использовать метод сравнения—контраста и в территориальном (свой район — район бедствия), во временном (в этом месяце, сезоне, году, столетии — и в прошлом). Работая по данной программе, появляется возможность для организации прогностической деятельности школьников в процессе обучения, предлагая им решить задачи типа: Какие меры следует принять для того, чтобы :; Какое воздействие будет оказано данным погодным явлением на ПТК :; Что произойдёт, если: и т.д. Постановка подобных заданий вызывает большой интерес у школьников, поскольку позволяет им проявлять самостоятельность, инициативу, эрудицию.
Основными принципами курса являются: объективная оценка явления и предоставление возможности учащимся научиться делать самостоятельные выводы и суждения, принимать решения.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные понятия
- характеристики погодных явлений;
- возможные опасные погодные явления, причины их возникновения;
- потенциальные опасности погодных явлений, наиболее часто возникающие в их повседневной жизни, и возможные последствия и правила личной безопасности;
Ученик должен уметь и применять в практической деятельности и в повседневной жизни:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных погодных явлений по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную
безопасность при возникновении экстремальных погодных явлений.
Список практических работ.
- Составление кластера «Машина» погоды.
- Синоптические карты. Составление прогноза погоды и метеокода.
- «Портрет» самого благополучного типа климата для жизни и деятельности человека.
- Профилактика метеопатических реакций.
- Моделирование явления огни святого Эльма.
- Почему не бывает полярных сияний в тропических широтах?
- Причины появления молний и меры безопасности при встрече с ней.
- Закономерности образования необычных дождей.
- Туман под «микроскопом». Образование тумана в домашних условиях.
- Снеговое загрязнение.
- Прогнозирование наводнений.
- Судоходство и шторм.
- Анализ метеорологических элементов перед моментом образования туманов.
- Откуда берутся красные бури?
- Метеорологические наблюдения Владимирской области.
- Психологический климат.
Примерная тематика докладов, рефератов:
1.Образование грозовых облаков и дождя
2.Механизм образования электрических зарядов в облаках
3.Характерные особенности шаровой молнии: форма, размеры, цвет, запах, звук, время жизни и т.д.
4.Гипотезы возникновения шаровой молнии
5.Кластерная гипотеза возникновения шаровой молнии И.П. Стаханова
6.Представление о грозе в древности. Суеверия, порождаемые молнией и громом
7.Молния и гром с современной точки зрения
8.Виды молний
9.Огни святого Эльма (исторические сведения о наблюдаемом явлении и его названии)
10.Гроза как величественное природное явление в художественной литературе
11. Виды полярных сияний и причины их возникновения
12. Атмосфера. Глобальное потепление.
13.Ураганы, смерчи, торнадо. Их разрушительная сила.
14. Вулканы и гейзеры. Тектоника литосферных плит. Вулканы. Виды и характер извержений. Вулканические газы и климат. Физика гейзера.
15.Необычные оптические явления в природе
16.Глаз человека и иллюзии зрения.
17. Снежные лавины. Лавиноопасные районы. Борьба с лавинами. Правила поведения при попадании в лавину.
18. Жизнь в экстремальных условиях. Проблемы выживания людей в тундрах, жарких и холодных пустынях.
Методика обработки результатов
В основе методики обработки результатов, применяемой в данной работе, положены методы поэтапного и пооперационного анализа для количественной оценки знаний учащихся, разработанные А.В. Усовой.
Для оценки усвоения учениками погодных явлений: линейная и шаровая молния, гром, полярное сияние, небесные знамения, туман, снежные бури, ливень, шторм, ураганы, тайфуны, бури предлагается использовать два коэффициента:
1. коэффициент полноты усвоения явления – КПУ:
КПУ = n / N,
Где n – количество ответов, приведенных учениками на данный вопрос анкеты;
N – общее число вопросов анкеты;
2. коэффициент качества усвоения явления – ККУ:
,
где - балл ученика за ответ на i-вопрос анкеты;
- сумма баллов, полученных учениками за все предложенные вопросы
М – максимальное возможное число баллов за все вопросы по данной анкете.
Анкетирование проводится дважды: в начале занятия без дополнительной подготовки и в конце занятия, уже изучив явление.
Проводимое в начале занятия анкетирование предусматривает проверку фактических знаний учащихся. Проводимое анкетирование в конце занятие направлено на проверку умения учениками применять знания об изученных явлениях.
Табл. 1. Результативность работы
Коэффициент усвоения\ № пр.работы | КПУср в начале занятия | КПУср в конце занятия | ККУср в начале занятия | ККУср в конце занятия |
Практическая работа №1 | ||||
Практическая работа №2 | ||||
Практическая работа №3 | ||||
Практическая работа №4 | ||||
Практическая работа №5 | ||||
Практическая работа №6 | ||||
Практическая работа №7 | ||||
Практическая работа №8 | ||||
Практическая работа №9 | ||||
Практическая работа №10 | ||||
Практическая работа №11 | ||||
Практическая работа №12 | ||||
Практическая работа №13 | ||||
Практическая работа №14 | ||||
Практическая работа №15 |
Табл. 2. Количество усвоенных структурных элементов знания о явлениях: линейная и шаровая молния, полярное сияние, огни святого Эльма и другие в процентном соотношении от числа опрошенных учащихся, %.
Название явления/ структурные элементы знания о явлении | Внешние признаки явления | Условия, при которых оно протекает | Механизмы протекания явления | Определение | Связь с другими явлениями | Количественная характеристика явления | Способы предотвращения явления |
Линейная молния | |||||||
Шаровая молния | |||||||
Огни святого Эльма | |||||||
Полярное сияние | |||||||
Небесные знамения | |||||||
Туман | |||||||
Снежные бури | |||||||
Ливень | |||||||
Шторм | |||||||
Ураганы | |||||||
Тайфуны | |||||||
Бури |
Табл. 3. Коэффициенты полноты усвоения и качества усвоения явлений: линейная и шаровая молния, полярное сияние, огни святого Эльма и другие
Названия явлений | Названия коэффициентов | |||
КПУср в начале занятия | КПУср в конце занятия | ККУср в начале занятия | ККУср в конце занятия | |
Линейная молния | ||||
Шаровая молния | ||||
Огни святого Эльма | ||||
Полярное сияние | ||||
Небесные знамения | ||||
Туман | ||||
Снежные бури | ||||
Ливень | ||||
Шторм | ||||
Ураганы | ||||
Тайфуны | ||||
Бури |
Список литературы
1. Астапенко П. Д. Вопросы о погоде. — Л.: Гидрометеоиздаг, 1986.
2. Атлас облаков. — Л.: Гидрометеоиздат, 1978.
3. Бабаджанов П. Б. Метеоры и их наблюдение. — М.: Наука, 1987.
4. Батыгин А. И., Мосин И. Визит огненной дамы // «Труд», 1989, 08.08.
5. Бронштэп В. А. Серебристые облака и их наблюдения. — М.: Наука, 1984.
6. Гиндилис Л. М., Меткое Д. А., Петровская И. Г. Наблюдения аномальных атмосферных явлений в СССР. Статистический анализ. Результаты обработки первой выборки наблюдательных данных. Препринт № 473/ ИКИ АН СССР. — М., 1979.
7. Григорьев А. И. Огненные убийцы: Загадки шаровой молнии. — Ярославль: Дебют, 1990.
8. Дагаев М. М. Наблюдения звездного неба. — М.: Наука, 1978.
9. Исаев С. И., Пушков Н. В. Полярные сияния. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.
10. Имянитов И.М. , Чубарина Е.В. , Шварц Я.М. Электричество облаков. – М.,1971.
11. Исследовательские и метеорологические ракеты мира. — Л.: Гидрометеоиздат, 1979.
12. Колоколов В.П. Грозы идут по планете. – Л., 1965.
13. Лучков Б. Можно ли укротить ураганы?// Сб. науч. тр., т. 7. Научная сессия МИФИ-2005.
14. Мак-Карти Э. Оптика атмосферы. — М.: Мир, 1979.
15. Маркин В. Механизмы погоды // «Наука и жизнь», 1981, № 5.
16. Матвеев Л.Т. Курс общей метеорологии. Физика атмосферы. – Л.,1984.
17. Менчуков А. Е. В мире ориентиров. — М.: Недра, 1986.
18. Мизун Ю.Г. Ионосфера Земли. – М.,1985.
19. Мизун Ю.Г. Полярные сияния. – М.: Наука, 1983.
20. Миниарт М. Свет и цвет в природе. — М.: Физматгиз, 1958.
21. Ураганы — вечная проблема? // «Наука и жизнь», 2006, № 3 (Архив) 22. Олегов Е. Проделки шаровой молнии // «Труд», 2005, № 92.
23. Петрукович А., Зеленый Л. Прогноз погоды XXI века: ожидаются магнитные облака и электронные осадки // «Наука и жизнь», 2002, № 5.
24. Правдивцев В. Загадочные шары // «Техника молодежи», 1998, № 4.
25. Сингер С. Природа шаровой молнии. — М.: Мир, 1973.
26. Стаханов И. П. О физической природе шаровой молнии. — М.: Научный мир, 1996.
27. Тарасов Л.В. Физика в природе М.: Просвещение,1988. - 352с
28. Толанский С. Оптические иллюзии. — М.: Мир, 1967.
29. Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 1989.
30. Фащук Д. Коварное дитя трех стихий // «Наука и жизнь», 2004, № 4.
31. Физика магнитосферы. – Под ред. Д. Вильямса. – М.: Мир, 1972.
32. Хргиган А.Х. Физика атмосферы. – М.,1986.
33. Чалмерс Дж.А. Атмосферное электричество. –Л.,1974.
34. Шарков Е. Тропические циклоны: взгляд из космоса // «Земля и Вселенная», 2005, № 4.
35. Щетников Н.А. Цунами: 1981. 88с.
36. Поляков, С.П. Миражи - ландшафты рая и ада:[Хрономиражи] / С.П.Поляков // Свет(Природа и человек). — Б.м. — 2003.-№11. — С.61-63.
Интернет-ресурсы
4. http://sashatolich.narod.ru/;
5. http://mt.arisfera.info/index.html
6. http://skywatching.net/stories/meteo/phenom/hail/ haill.php
7. http://skywatching.net/stories/meteo/phenom/hail/ hail2.php
9. http://chronos.by.rU/http://chronos.by.ru/
11. http://www.morskoysayt.narod.ru
12. http://webgeo.ru/index.php?r=67
13. www.iddk.ru/ru/cdrom/55182.html
14. www.my-enc.ru/more.php?id=2
15. http://www.directmedia.ru/d_catalogue/about.phtml?id=439
16. http://russia.rin.ru/guides/5925.html
17. www.den-za-dnem.ru/page.php?article=216
18. http://ru.wikipedia.org/wiki
19. http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=12273
20. http://ru.wikipedia.org/wiki
21. www.den-za-dnem.ru/page.php?article=216
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"
В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....
Программа элективного курса по географии «Планета чудес и загадок».
Лик нашей планеты формировался миллионы лет под воздействием ураганов, землетрясений, водных потоков, ледниковых периодов. На каждом материке ест...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса "Планета чудес и загадок"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям, содержание курса и тематическое планирование...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не тол...