Открытый урок
план-конспект урока по географии
Открытый урок по географии на тему «Загадочный мир индейцев»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_zagadochnyy_mir_indeytsev.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Загадочный мир индейцев»
Цели
1.Сформировать у учащихся представление об истории заселения Южной Америки, о древних цивилизациях и государствах, об особенностях размещения населения; познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его сложным расовым и этническим составом, внешними признаками и особенностями, расселением по материку;
2.Развивать интерес к географии, и историческим событиям;
3.Воспитывать потребность в географических знаниях, уважение к народам населяющим нашу планету, трудолюбие.
Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, презентации.
Тип урока. Изучение нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
- Изучение нового материала.
Просмотр видеофрагмента «древние индейцы».
Учитель: Ребята как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? (индейцев)
А вы любите путешествовать? Если, да то я вам предлагаю отправиться со мной в путешествие «Загадочный мир индейцев». Тема «Загадочный мир индейцев» (запись в тетрадь).
Учитель: А эпиграфом нашего урока будут строки из стихотворения:
Южная Америка – чудесная Страна!
Была бы я волшебником
Поехала бы туда.
Учитель :Давайте познакомимся с планом нашего путешествия.
- История заселения индейцев Южной Америки.
- Межрасовое смещение.
- Размещение населения на материке.
- Политическая карта Южной Америки.
1.История заселения индейцев Южной Америки.
Учитель: На территории Южной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южной Америки? (ответы детей) – население материка – пришлое.
Напомню что за каждый правильный ответ получите золото инков!
Работа с учебником.
- Когда и как появились люди в Южной Америке? Откройте учебник, страница 180.(первые люди на территории материка появились 15-17 тыс. лет назад.)
Учитель: Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую еще раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. Значит, не зря томские ученые выявили высокий процент схожести в ДНК индейцев и тувинцев.
В Южной Америке живет 350 млн. человек.
- Кто же является коренным населением Южной Америки? (индейцы)
Постепенно индейцы заселили весь материк – образовали многочисленные племена.
Работа с картой.
Используя карты , назовите народы, заселяющие Южную Америку? (кечуа, аймара, гуарани, араваки и другие. )
Задание на контурной карте. Отметить на контурной карте стр. 5 штриховкой территории, населенные индейцами.
- В каких природных условиях находятся территории, заселенные индейцами? Чем это можно объяснить? (Неблагоприятные природные условия: сухой климат, горные районы, полупустыни и пустынные районы)
Учитель: До этого индейцы проживали на побережьях океанов, равнинах, то есть на территориях с благоприятными природными условиями. Но были вытеснены пришлым населением – европейцами. На этом примере можно увидеть насколько среда обитания влияет на жизнь и развитие общества.
Учитель: Теперь ребята. Сопоставьте две карты: контурная карта и политическая карта мира стр. 10-11.
- В пределах, каких государств живут индейцы? (Венесуэла, Бразилия, Перу, Боливия, Парагвай, Чили).
- Чем занимались древние индейцы? (Они вели бродячий образ жизни и занимались охотой, рыболовством и собирательством).
Не имея связей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени в Южной Америке создали своеобразную культуру.
Возводились многоэтажные сооружения из тщательно подогнанных каменных брусьев и украшали золотом. Эти памятники культуры отличаются необычайной прочностью и сохранились до наших дней поражая нас величием, красотой. В инской культуре получили развитие литература, музыка, хореография и другие виды искусств, появились зачатки письменности. Инки обладали познаниями в математике, медицине и географии. Вот удивительный народ – общество инков – трудолюбивые – без техники построить памятники культуры. И мы ребята должны ценить, знать и относиться с уважением к истории древних народов.
Учитель: Как и предки, современные индейцы говорят на сотнях языках. Но многие индейские народы утратили знание своего языка и культуры. Это следствие европейской колонизации испанцами, португальцами и выходцами из других Европейских стран.
- Как вы думаете, почему именно испанцы и португальцы? (У этих государств был развит морской флот)
2.Межрасовое смещение.
Учитель: Сейчас на материке живут представители всех трех рас человечества. Назовите их?
Индейцы относятся к монголоидной расе, европейцы – европеоидной, а вот негры – как они попали в Южную Америку? Страница 181 (сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов искать дешевую рабочую силу. Для работы на плантациях из Африки начали ввозить негров-рабов).
Учитель: В результате смешения пришлого населения (европейцев и негров) между собой и коренными народами, смешение языков, обычаев, традиций и нравов, состав населения приобрел необычайную сложность.
Потомки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами.
Браки от негров и индейцев образовали еще одну группу – самбо
Потомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами.
(Запись в тетрадь )Креолы – это потомки европейских переселенцев.
Учитель Современное общество Южной Америки составляют мулаты, самбо, метисы что имеет сложный этнический состав. Давайте попробуем нарисовать схематично, каким образом произошел смещение рас.
(Составление схемы народов на доске и в тетрадях)
Как вы думаете, на каких же языках говорят столь различные народы? Запись в тетрадь- Большинство населения говорит на испанском языке, в Бразилии – на португальском, сохранились и некоторые индейские языки. На севере часть населения говорит на французском и английском языках.)
Наиболее распространенные языки среди индейских народов кечуа и аймара.
Физминутка.
Для разрядки и отдыха мы проведем такую игру: «Государство - столица».
Если произносится название столицы какого-то государства, ребята хлопают, а если называется государство, встают.
- Размещение населения на материке.
Открываем атлас карта «Плотность населения» стр 12-13
Вспоминаем, чем темнее цвет, тем больше населения проживает на данной территории.
- Назовите районы материка с самой высокой плотностью населения и самой низкой плотностью населения? (приморская часть, внутренние районы, Амазония – экваториальные леса)
- Почему в Андах высокая плотность населения, ведь в горах, как правило, плотность населения низкая? (история заселения материка)
Распределяется население по территории материка крайне неравномерно. В приморской части материка, куда и прибывали переселенцы, живут примерно 90%. Высокая плотность населения на центральных плоскогорьях Анд. Обширные внутренние районы материка заселены редко, а некоторые территории экваториальных лесов почти безлюдны.
- Укажите факторы, повлиявшие на неравномерное размещение населения?
Факторы (запись в тетрадь):
- История заселения материка
- Природные условия
Вывод. (запись в тетрадь)
-неравномерность распределения по материку.
- слабозаселенная Амазония
- наибольшая плотность на побережье Атлантического океана, область восточной пампы
Политическая карта.
Учитель: В основе романских языков – испанского, португальского, французского, на которых говорит большинство народов этих стран, лежит латинский язык отсюда и произошло название «Латинская Америка». Страны Южной Америки входят в состав большой группы государств, называемых Латинской Америкой.
Все страны Южной Америки делят на страны востока и страны, расположенных в Андах .Слайд.
Задание: напишите столицы государств.
- Страны равнинного Востока материка.
Бразилия – Бразилиа
Аргентина –Буэнос-Айрес
Венесуэла – Каракас - Группа Андских стран.
Колумбия –Санта Фе-де-Богота
Эквадор –Кито
Перу –Лима
Боливия –Ла-Пас
Чили – Сантьяго
Закрепление.
1.Задание «Вставьте пропущенные слова»
Заселение материка началось 15-17 тысяч лет тому назад. Наиболее могущественным было государство инков. В 16 веке началась колонизация Южной Америки испанцами и португальцами. В настоящее время большинство населения материка говорит на испанском языке. Наибольшая плотность населения наблюдается на побережье океанов.
2.Задание «Убери под черту лишние страны».
(Бразилия, Канада, Венесуэла, Аргентина, Нигерия, Колумбия, Перу, Гайана)
Давайте поиграем игра «Что такое? Кто такой?»
- Что такое? Кто такой?»
Говорите объяснения тех слов, которые вы знаете
кечуа | Древний язык инков |
Бразилия | Страна в Южной Америке |
Сельва | Влажные экваториальные леса |
Инки | Древние индейцы |
Христофор Колумб | Открыл Америку |
креолы | Потомки европейских переселенцев |
самбо | Потомки от браков негров и индейцев |
350 млн | Численность населения |
метис | Потомки от браков европейцев и индейцев |
мулат | Потомки от брака европейца и негра. |
Кито | Столица Эквадора |
Домашнее задание.
Параграф 45. Выберите себе дом. Задание по желанию:
Выявить «визитные карточки» стран Южной Америки.
Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
Итог урока.
Ребята подходит к концу наш урок. Вы хорошо поработали. А сейчас давайте подведем итоги: что мы узнали, чему научились. Достигли мы поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...