Пространство Северо-Запада
план-конспект занятия по географии (9 класс)
Урок знакомит учащихся 9 класса с географическим регионом России - Северо-Запад. Изучение географического положения и особенностей природных условий и ресурсов, раскрытие роли Санкт-Петербурга в регионе в настоящем и прошлом. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvo_severo-zapada.docx | 521.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Номинация: «Лучший урок»
Подноминация: «Лучший урок общественно-научного цикла»
Пространство Северо-Запада.
Урок провела:
учитель географии
Роговская
Наталья Николаевна
Тел.: +79788491104
Симферополь, 2019 г.
Программа: Рабочая программа предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.-144с.
Учебник: География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017г. – 240 с, илл. – Полярная звезда.
Урок 32. Класс: 9.
Тема: Пространство Северо-Запада.
Цель: Формирование знаний о Северо-Западе, как географическом регионе. Изучение географического положения и особенностей природных условий и ресурсов. Раскрыть роль Санкт-Петербурга в регионе в настоящем и прошлом. Создать условия учащимся для погружения в историю Великой Отечественной Войны – во время блокады. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Задачи мероприятия:
- Образовательные – формирование положительной мотивации к изучению географии; развитие умения применять полученные знания на практике.
- Развивающие – расширение общекультурных знаний учащихся; развитие познавательной активности в области знаний об истории страны и отдельно взятого города; развитие творческих способностей учащихся; развитие образного мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие навыков коллективной работы, развитие навыков работы с контурными картами.
- Воспитательные – воспитание чувство патриотизма, укрепление исторической памяти поколений, уважение к историческому прошлому страны, умение применять свои знания для достижения общей цели; умение сопереживать.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: карта России, атласы, презентация, контурные карты.
Ход урока.
- Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
(работа учащихся с картами)
Вспомните, какие географические регионы выделяют в России. Перечислите их и покажите на карте.
1. Центральная Россия.
2. Северо-Запад.
3. Европейский Север.
4. Европейский Юг.
5. Поволжье.
6. Урал.
7. Западная Сибирь.
8. Восточная Сибирь.
9. Дальний Восток.
- Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Картами, какого географического района нужно воспользоваться, чтобы найти следующие субъекты Российской Федерации?
Мурманская область, Ленинградская область, Республика Тыва, Саратовская область, Новгородская область, Республика Адыгея.
Что такое анклав? И, какое отношение — это понятие имеет к Российской Федерации?
Анклав (фр. enclave от лат.inclavatus «закрытый, запертый») — часть территории государства, полностью окружённая территорией другого государства. Части государства, полностью окружённые другой (одной) страной, называются полными анклавами.
(Учитель сообщает тему и цель урока, учащиеся устно слушают информацию
- Что Вы знаете о Санкт-Петербурге)
План урока:
1.Состав региона.
2.Географическое положение.
3. Санкт-Петербург – административный центр Северо-Запада.
4. Природные условия.
5. Природные ресурсы.
- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
(Лекция учителя + работа с картами атласа и настенной картой учащимися и учителем)
Состав региона:
Калининградская область, Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область.
Географическое положение:
Регион располагается в северо-западной части РФ, имеет выход к западной границе РФ, соседями являются такие страны – Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь, Польша, Литва. Имеет выход к Балтийскому морю (Финский залив), а значит к важнейшим морским путям. В районе наблюдается хорошо развитая речная сеть, которая используется в качестве транспортной сети. В регионе явно доминирует Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург – административный центр Северо-Запада:
Санкт-Петербург – это город федерального значения. В городе проживает чуть более 5 миллионов человек (56% всего населения Северо-Запада). В нем сосредоточены все крупные предприятия, промышленный потенциал Северо-Запада. Город является крупным промышленным центром страны. Расположен на берегу Финского залива Балтийского моря.
(учащиеся работают с картой, показывая на ней субъекты и соседей)
Город имеет статус города-героя. Удостоен почетного звания "Город-Герой" 08 мая 1965 года, в честь двадцатилетия победы в Великой Отечественной войне, по Указу Президиума Верховного Совета СССР.
(Вопрос к учащимся: что значит статус город-герой)
(Лекция учителя)
22 июня 1941 года началась война. В 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну. По плану «Барбаросса» группа «Север» должна была захватить Ленинград. В группу «Север» вошло 29 дивизий, 500 тыс. человек, войска были отлично вооружены. Все это говорит о том, что в планах немецкого командования отводилось важное место захвату города, захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. В сентябре 1941 г. фашисты были под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным. Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь 1941 года у стен города шли кровопролитные бои. Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом Г.К.Жукова, принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована.
Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. Гитлер заявил, что он будет теперь «спокойно выжидать», пока Ленинград, сдавленный голодом, как спелый плод, сам упадет к его ногам», что город выжрет самого себя и падет голодной смертью.
Оборона города – это особая страница в истории Великой Отечественной войны. Город был блокирован, со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками. Началась 900-дневная блокада… Началась самая героическая страница в истории города длиною в 900 дней и ночей.
Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать 250 г. хлеба, а неработаюшие, в том числе и дети 125 г. [1]
(Ученик):
«Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам» [2]
(О.Бергольц)
(Лекция учителя)
На самом деле хлеб состоял из 10 % воды, 10% целлюлозной муки и 80% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались. Кроме голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -40ºС, замерзли водопровод, канализация. За водой ходили на набережную Невы; делали прорубь и набирали воду под обстрелами. В декабре 1941 город оказался в ледяном плену. В декабре 1941 г. были зафиксированы случаи каннибализма. Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали – боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город голод.
Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. [1]
(Ученик):
В те же дни девочка вела дневник, Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:
«Женя умерла 28 декабря в 12-30 утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7-20 утра 1942 г.
Савичевы умерли
Умерли все.
Осталась одна Таня»
Умирающую Таню удалось увезти из Блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку и она вскоре умерла. 18 мая 1972 г. На могиле Тани был поставлен памятник.
(Лекция учителя)
А вот дневник Юры Рябинкина:
«Сентябрь 1941 г «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод…»
Октябрь: « От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все- таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба…»
Ноябрь: « Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…»
3 января 1942 г.: «Я хочу так страстно жить , веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза…»
Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января : « Я почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я…»
Нет Юра не умер, это был очередной голодный обморок.
Уже к лету 1942 г. было зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные, ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что они выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге одно из самых крупных кладбищ в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. там было захоронено 130 тыс. человек. Из всех родившихся до 1942 года умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. - за один месяц умерло 96 751 человек.
Но город выжил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. В это время работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи, работало ленинградское радио. Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.
Ученик: « И каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану,
Но тот, кто не жил с нами,- не поверит,
Что в сотни раз почетней и трудней
В блокаде, в окруженье плачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…»[2]
(О.Бергольц, из поэмы «Февральский дневник»,1942 г.)
(Лекция учителя)
С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него - в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец. Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали – «Дороги жизни», с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. Малая Дорога жизни начиналась от станции Бронка, расположенной у Ораниенбаума (Ломоносова) и шла по льду через Кронштадт Лисьему Носу и Горской. Жители Ораниенбаума и защитники города испытывали те же трудности, что и жители Ленинграда. Они также голодали, так же умирали от голода.
С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. [4]
Ученик: «Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. [2]
(О.Бергольц)
Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, постоянно бомбили. Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется над тобой. Множество трещин змеями разбегаются от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту. Шоферы от усталости засыпали прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колен, провалиться под лед.
(кадры кинохроники - презентация)
Был еще один враг – ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и без того тонкий лед. Но тяжелее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде, но машины продолжали двигаться в Ленинграду. Шоферы не закрывали дверь в кабину, потому что машина могла уйти под лед, а шофер мог спастись, выскочив из кабины. Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: « Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по-взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз».
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога! 22 декабря 1942 г. Была учреждена медаль «Оборона Ленинграда» 1500 000 ленинградцев были представлены к наградам, из них 15 249 детей. [4]
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения (до войны в городе проживало 2,9 млн человек). В 27 января 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда и 900 дней осады закончились.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающей этой памяти
Никто не забыт и ничто не забыто. [2]
(О. Берггольц, 1942)
Объявляется минута молчания.
Природные условия:
(РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ РЕГИОНА)
Рельеф района представляет пологую холмистую заболоченную низменность. Широко представлены моренные гряды, холмы, гигантские валуны, бараньи лбы, обилие озер и рек. Реки не слишком большие – Нарва, Волхов, Нева, Великая, Ловать. Климатические условия благоприятны для проживания человека – умеренно-континентальный климат. Летние температуры составляют 16-18ºС, зимние = -8..-10 ºС, осадков выпадает 600-800 мм. Испарение невелико, осадки преобладают, низменный рельеф – всё это условия для образования болот. Регион находится в зоне тайги.
Природные ресурсы:
В регионе из полезных ископаемых есть бокситы, торф, строительные материалы, янтарь (в Калининградской области). Регион богат лесными, водными ресурсами. Однако при плоском рельефе перепад высот невелик, поэтому запасы гидроэнергоресурсов невелики.
4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Учащиеся на контурную карту наносят маршрут «Дороги жизни»:
5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Блокада Ленинграда в цифрах:
872 дня и ночи – длительность блокады Ленинграда.
150 тысяч снарядов было сброшено на Ленинград.
До 1,5 миллиона погибших от голода.
около 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов – продовольствия, горючего и одежды было перевезено по дороге жизни.
125 граммов хлеба – ежедневный рацион блокадника.
98 тысяч новорожденных родилось в городе за время блокады.
Всего за время блокады ленинградцы сдали для фронтовиков 144 тысячи литра крови.
В конце урока учащиеся отвечают на вопросы: «Что я запомнил?», «Чему я научился на уроке?», «Что я теперь знаю?»
Д/з - § 19.
Источники:
1. https://www.spb-guide.ru/page_19610.htm
- География. 9 класс. А.И.Алексеев.
- Берггольц О.Ф. «Голос блокадного Ленинграда», «Февральский дневник»
- История России. 11 класс. А.А.Левандовский.
- Сайт. Открытыйурок рф.
- Сайт инфоурок.
Приложение к уроку:
Дорога жизни.
Город во время блокады.
Карточки на хлеб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лесные тропинки таёжных лесов Северо-Запада
Мы с вами живём в зоне средней и южной тайги. Коренными для области являются еловые леса, покрывавшие в прошлом большую часть территории.На Корейском перешейки на песчано-валунных Мы с вами...
Северо-Запад России. Урок-эвокация.
Урок, который я сегодня представляю, является отражением моих педагогических принципов: опоры на интерес, наглядности, гуманистичности, культуросообразности, актив...
тест по теме "Северо-Запад России"
Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...
тест по теме "Северо-Запад России"и "Восточный макрорегион"
Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...
Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс
Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...
План-конспект урока. Тема. Пространство Северо-Запада
Урок проводится в общеобразовательном классе. На данную тему отводится 1 час...
"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс
Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...