методическая разработка по географии 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Иванова Мария Ильична

Формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_geografii_v_7_klasse.docx83.57 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7

.

Тема урока: Мировой океан и его части. Схема морских течений

Цель:организовать деятельность обучающихся по получению новых знаний о природе Мирового океана на основе анализа физических карт и текста учебника;

выяснить причины образования течений в Океане;

• сформировать представление о системе поверхностных течений в Океане;

Предметно - дидактическая: Формирование у учащихся представления  о Мировом океане. Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

Методы:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные  (работа с рисунками, схемами);

- практические  (составление описание океана, работа по  карте, поиск информации);

- дедуктивные  (анализ, применение знаний, обобщение).

- смысловое чтение ( работа с текстом)

Дополнительный текстовый материал об океанах.

Презентация « Мировой океан и его части»;

Оценочный лист.

Ход урока (см. технологическую карту)

Основные    понятия,  изучаемые на уроке -Мировой  океан,  море, залив, пролив, волна, течения.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для учащихся 7 класса, контурные карты, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, компьютерная презентация,, экран, компьютер.


Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

7

Учитель

Иванова Мария Ильична

Тема урока

Мировой океан и его части.

Тип урока

 Урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели

Формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся смогут:

- сформулировать определения понятиям: море, залив, пролив, Мировой океан,течения.

- смогут показывать на карте  океаны, моря, заливы, проливы;

- показывать на карте составные части Мирового океана.

Познавательные:

- Смогут находить в учебнике достоверную информацию,

- делать выводы, определять существенные признаки понятий; строить логически обоснованные рассуждения;

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной

деятельности;

Коммуникативные:

- Излагать свое мнение.

- Аргументированно оценивать свои и чужие поступки  в общении со сверстниками; - умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Мировой  океан,  море, залив,  пролив, течение.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

Задачи этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организационный момент.

      Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Друзья мои, я очень рада,                               Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда                 Вниманье ваших умных глаз.  

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же ручки и мелок,  

И вместе сочиним урок.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания.

 Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По мере выполнения  каждого задания, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с заданием без затруднений,

"±" - справился с заданием, но возникали сложности,

"-" - не справился с заданием.

Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку

Включаются в деловой ритм урока.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности

И так ребята из начально чтоб отправится в наше первое  путешествие по земле нам нужно вспомнит материал за прошлый урок

аполните пропуски в  предложенном

тексте

Водная оболочка нашей планета называется …………

   Большая часть воды

  сосредоточена в …………

 Отдельные части водной оболочки земли связаны между собой процессом……….

И так ребята справились, давайте проверим, что у нас получилось.

Так молодцы хорошо знаете материал! И теперь нам пора путь внимательно прослушайте загадку и попробуйте отгадать о чем идет  речь

Учащиеся записывают слова в тетради.

Взаимопроверка выполненного задания.

2 мин

3

Мотивационно – ориентировочный этап.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.Постановка учебной задачи.

Личностные: мотивация учения.

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Мотивирует обучающихся  на получение знаний. Организует устную работу, подводит к целям и теме урока.

Предлагает учащимся отгадать загадкуи сформулировать тему и цели урока.

Он могучий и огромный,

Много в нем морей глубоких.

Состоит он из морей

Ну, давай, ответь скорей

Это не воды стакан,

А огромный …….

Как вы думаете, почему я урок начала именно с этих слов? О чем мы будем вести речь сегодня на уроке?

Какие ассоциации   возникают у вас в связи с понятием « Мировой океан?»?

Попробуйте сформулировать определение  понятия  « Мировой океан?»

Отгадывают загадку и формулируют тему и цели урока.

Высказывают свои определения понятия.

Презентация

Слайд 1.2

2 мин

4.

Изучение нового материала.

Совместная учебная деятельность.

Физкультминутка

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные:

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Познавательные:

- уметь  ориентироваться в системе своих  знаний, структурировать их, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составтиь определение географического понятия «мировой океан и запишите в свою легенду карт.

Мировой океан – …(планеты, нашей, большой, водоем, самый, это).

Площадь Мирового океана равна 361 млн.кв. км. Суша делит мировой океан на океаны.

Что бы вы хотели узнать о Мировом океане? Дети отвечают ( что хотели бы знать что в ходить в мировой океан) а теперь я вам предлагаю по работать в парах.

Самостоятельная работа в парах.

Используя карту  полушарий,  карту океанов, текст учебника стр.76,  дополнительные тексты, составьте описание одного из океанов по плану.

                  План:

1.Название океана.

2. Происхождение названий океанов.

3. Географическое положение.

4. Размеры

 5.Максимальная глубина

1.2 пара – Тихий океан

 Атлантический океан

3.4 пара – Индийский океан

Северный Ледовитый океан.

Отчет групп о выполненной работе.

А теперь подведем итоги  выполненной работы.Подведем итоги.

1.Назовите океаны в порядке убывания их площадей.

2.Назовите океаны в порядке возрастания их глубины.

Работа на контурной карте .

Задание: Обозначьте  Океаны   на  контурной карте.

И так мы разобрались что на планете существует 4 океана а теперь ребята Выскажите  свое предположение, какие еще части можно выделить в Мировом океане? Вот вам подсказка

Подсказка.Отгадывание загадки.

Здесь - куда не кинем взор-

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной,

А порой тут тишь да гладь

Все смогли его узнать.(море)

Молодцы Попробуйте сформулировать определение «море» как части Мирового  океана.

Лингвистический конструктор.

Море -….(океана, отделенная, отличающаяся, это,  от него, полуостровами, островами, части, океана, от, остальной, воды, свойствами).

Молодцы Записывайте в свою легенду карт.

Работа по физической карте мира.

С помощью атласа определите, о каких объектах идёт речь:

- Море к юго-востоку от Австралии.

 - Самое северное море Тихого океана.

- Море, названное в честь братьев-мореплавателей.

 - Море, у которого нет берегов.

  - Это самое большое по площади и самое глубокое море в мире. Оно расположено в Тихом океане.

Проведение физкультминутки:

Дружно с вами мы читали про моря, океаны   рассуждали,                              

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.                    

 На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.                

 На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам.

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.                              

 Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.                    

На счет шесть прошу всех сесть.

 Я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Подсказка. Отгадывание загадки.

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво.
(Залив)

- Правильно, в  Мировом океане есть еще заливы.

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию

Залив – это …..(в, пространство, глубоко,  часть, вдающаяся,  водного, сушу). Очень хорошо так же записываем в свою легенду карт.

Задание.

Найдем на карте заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский.

Он ведет из моря в море,
Не широк – всего верста.
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота
. (Пролив)

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию пролив

Пролив   –  это ….( пространство,

достаточно, узкое,  ограниченное, двух, сушей, сторон, с, водное).

  1. В далёком XVI веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив

1.Найдите его на карте.

2. Какие океаны соединяет данный пролив?

3. А какой материк  и остров разделяет?

Викторина.

1.Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку.

  2. Пролив между островом Огненная Земля и Южной Америкой.

 3.Пролив между Антарктидой и островом Огненная Земля.

Подведем итог.

Назовите части Мирового океана.

Приведите примеры.

А теперь ребята еще одно

В романе Ж. Верна  « Дети капитана Гранта» потерпевшие кораблекрушение моряки бросили  в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки ее выловили. Причем  бросили бутылку в Тихом океане, а выловили – в Атлантическом.

Задание.

Выскажите предположение, как это могло произойти.

Сформируйте определение понятия «течения».Течение- это горизонтальное  перемещение воды в океане на большие растояния.Это интересно. Течение

Задание.

Разделите течения  Мирового океана на две группы. Теплым называется течение, температура которого выше, чем температура окружающей воды

Холодным называется течение, температура которого ниже, чем температура окружающей воды

Вопросы по теме «Течения»

  1. Это высказывание принадлежит известному американскому океанографу и метеорологу М,Ф. Мори: « В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных ливнях и наводнениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой. Нигде в мире нет вод более величавого потока вод. Он быстрее Амазонии, стремительнее Миссисипи, а масса обеих рек, взятых вместе не составит и тысячной доли объема воды, который несет он».

О какой реке идет речь? (Гольфстрим)

  1. Мореплаватели, встречая на пути айсберги, неоднократно замечали, что они плывут против ветра. Представьте себе, как льдины, гонимые ветром плывут в одну стону, а айсберги совершенно в другую и даже против ветра.

Почему происходит такое явление? (1/10 часть айсберга находится над водой, и 9/10 под водой и его несет течением)

Формулируют определение понятия.

Составляют определение из предложенных слов.

Под руководством учителя делятся на три группы, выбирают лидера в группе, выполняют задания. По окончании работы лидер представляет отчет.  (Ребята  дают характеристику каждому из океанов, делают выводы).

Работу каждой группы оценивают учащиеся других групп совместно с учителем.

Самостоятельно выполняют работу на контурной карте.

Высказывают свое мнение.

Отгадывают загадку.

Учащиеся высказываю свои  определения

Используя все предложенные слова и словосочетания, составляют  определение понятие понятия «море».

Работа по физической  карте.

Работают по карте.

Отгадывают загадку.

Составляют определение из предложенных слов.

Определяют на карте заливы.

Отгадывают загадку.

Составляют определение из предложенных слов.

Работа по карте.

Показывают проливы на карте.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы,

Выполняют задание

Ответ: Атлантический и Тихий океаны.

Ответ: Материк Южная Америка и остров Огненная Земля.

Выполняют задание.

Рассуждают,  высказывают свое мнение.

Работа по карте.

Формулируют определение понятия «течения»

Работа по учебнику стр.99.

Учащиеся выполняют задание.

Презентация

Слайд 3

Презентация

Слайд 4.5.6.7

Презентация

Слайд -8

Слайд - 9

Слайд 10.11

Слайд №12-13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд № 18

Слайд № 19

30 мин

5

Итог урока

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Организует закрепление материала и рефлексию.

Задание. Выполнение двухвариантного теста. Выбери верное утверждение:

Отметьте «да» или «нет».

1.Самый большой по площади океан – это Тихий.

2.Северный Ледовитый океан самый холодный.

3. Бразильское течение является холодным.

4.Атлантический океан является самым глубоким океаном.

5.Пролив Дрейка является самым широким на Земле проливом.

6.В Тихом океане расположено Аравийское море.

.

Индивидуальная работа.

Анализируют фрагменты карт,

формулируют ответ на вопрос.

Слайд № 20

4 мин

6

Рефлексия.

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.

Подведение итогов.

Какую цель мы ставили на уроке?

Удалось решить нам поставленную задачу?

Где можно применить новое знание?

 Что на уроке у вас хорошо получалось?

 Над чем еще нужно поработать?

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Пожалуйста,  поделитесь своими впечатлениями.

Работа в паре - взаимопроверка.

Анализируют свою деятельность на уроке, оценка собственной деятельности;Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.

3 мин

7

Домашнее задание. Инструктаж по домашнему заданию.

Дает комментарий к домашнему заданию

Дом. Задание: 1.Параграф 10, выучить определения.

2.Проложите по контурной карте полушарий маршрут кругосветного путешествия  так, чтобы он проходил через  все океаны. Подпишите  моря, заливы, проливы, через которые проложен ваш маршрут.

3.Составить в тетради географический диктант  5 предложений.

 ( на знание номенклатуры).

Для рефлексии дети берут по листочку  и украшают ими дерево.

Красный – мне все было понятно на уроке.

Зелёный – я частично понял материал урока.

Коричневый – я ничего не понял на уроке.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Записывают задание в дневники.

Слайд № 21

2 мин

Карточка    самооценивания.   Ф.И._____________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Заполните пропуски в  предложенном   тексте.

2

Описание океана по плану

3

4

Викторина.

Тест

1. Тихий океан. Название дал Фернан Магеллан во время своего путешествия по нему.

2. Тихий океан пересекает - экватор (чуть сдвинут к северу), северный и южный тропики, в самой южной части - южный полярный круг, ближе к западной части - 180 меридиан, который называют линией перемены дат.

3. На севере граница океана проходит по Берингову проливу чуть южнее северного полярного круга приблизительно по 65 параллели, на юге - до 35 градуса южной широты (если выделен Южный океан), если Южный океан не выделять (по мнению некоторых ученых), граница проходит по 60 параллели южной широты - граница с вечными льдами Антарктиды. 

4. Граница с Атлантическим океаном проходит по 68 меридиану  западе, на востоке граничит с Индийским океаном - по 146 меридиану. 

5. С севера на юг океан протянулся почти на 16000 км, в градусах - на 100 (125 градусов без Южного океана).

С запада на восток - на 19000 км, на 102 градуса.

6. Из-за своиз размеров океан пересекают посчи все климатические пояса и области Земли: экваториальный, субэкваториальный,тропический океанического типа тропичекий морской, субтропический океанического типа и средиземноморский (западное побережье Южной Америки), умеренный морской, сбуарктический и субантарктический пояса, на самом юге - антарктический.

7. Омывает Евразию, Северную и Южную Америки, Антарктиду, Австралию.

8. Из крупных архипелагов океан омывает Большие Зондские острова, Курильские, Японские, Филиппинские, Малые Зондские, Галапагосские, Каролинские, Фиджи, Кука, Маршалловы, Марианские, Гавайские, Новые Гибриды и др.

Крупные острова: Калимантан, Новая Гвинея, Сахалин, Новая Зеландия, Хонсю, Хоккайдо.

9. На западе - Индийский, на востоке - Атлантический, на севере - Северный Ледовитый океаны.

10. граница с северным Ледовитым океаном - по Беренгову проливу, с Атлантическим - пролив Дрейка и Магелланов пролив, Панамский канал.

11. Климат от экваториального до субарктического на севере, и антарктического - на юге. Выражены сезоны в северной и южной частях, вода замерзает только на севере и юге океана.

12. Температура поверхностных вод уменьшается от экватора к северу и югу: от +25 до -4.

13. Наибольшая солёность воды в тропических широтах - сильное испарение и мало осадков. Самая малая соленость воды в северных широтах - испарение маленькое, большой сток пресной воды из крупных рек, в Южном полушарии - таяние айсбергов.

14. Рельеф очень сложный: есть крупные хребты (Восточно-Тихоокеанское поднятие, Южно-Тихоокеанское поднятие, Гавайский хребет, Лорд-Хау), крупные котловины - равнинные территории - Восточная, Северная, Южная котловины. Большинство островов имеют коралловое происхождение.

15. Наибольшая глубина в Марианской впадине 10994 метра.

16. Средняя глубина - около 4000 метров.

17. Крупное течение вдоль экватора - экваториальное противотечение, Северо-Пассатное, Южно- Пассатное, 

18. Теплые течения от экватора и тропиков - Восточно-Австралийское (к югу), Куросио и Северо-Тихоокеанское (к северу)

19. Холодные течения направлены к экватору и тропикам - Перуанское, Калифорнийское, Курильское.

Атланти́ческий океа́н — второй по величине океан Земли после Тихого океана, расположенный между Гренландией иИсландией на севере, Европой и Африкой на востоке, Северной и Южной Америкой на западе и Антарктидой на юге.

Площадь 91,6 млн км² . Объём вод составляет 329,7 млн км³, что равно 25 % объёма Мирового океана. Средняя глубина — 3736 м, наибольшая — 8742 м (жёлоб Пуэрто-Рико). Среднегодовая солёность вод океана составляет около 35 ‰. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным делением на региональные акватории: моря и заливы.

  1. Индийский океан омывает три материка - Евразию, Африку и Австралию. Из него можно попасть в Тихий (Великий) океан и в Атлантический океан.
    2)По отношению к экватору: Индийский океан пересикается экватором. Большая часть индийского океана находится в южном полушарии. По отношению нулевому меридиану: Индийский океан находится на востоке, так как не пересикается нулевым меридианом.
    3) Его площадь составляет 76,17 миллионов км² Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.
    4) Моря и основные заливы располагающиеся вдоль побережья океана (по часовой стрелке): Красное море, Аравийское море (Аденский залив, Оманский залив, Персидский залив), Лаккадивское море, Бенгальский залив, Андаманское море, Тиморское море, Арафурское море (залив Карпентария), Большой Австралийский залив, море Моусона, море Дейвиса, море Содружества, Море Космонавтов (последние четыре иногда относят к Южному океану).
    5) Срединно-океанические хребты делят дно Индийского океана на три сектора: Африканский, Индо-Австралийский и Антарктический. Выделяются пять срединно-океанических хребта: Западно-Индийский, Аравийско-Индийский, Центральноиндийский, Восточно-Индийский хребты и Австрало-Антарктическое поднятие.

  2. 1.  Северный Ледовитый океан
    2. 14 056 000 км²
    3. Расположен полностью в северном полушарии.
    4. Омывает Евразию и Северную Америку.
    5. Окраинные моря (с запада на восток): Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, море Бофорта, море Линкольна, Гренландское море, Норвежское море. 
    Внутренние моря: Белое море, море Баффина.
    Гудзонов залив.
    П-ва: Таймыр, Лабрадор, северная часть Скандинавского, Кольский, Мелвилл...
    (проливы сама х.х)
    6. Остров Гренландия, 
  1. Название океана
    2. Его относительные размеры
    3. В каких полушариях находится
    4. Какие материки омывает
    5.Береговая линия:указать моря, заливы, проливы, полуострова

Северный Ледовитый океан - самый маленький океан нашей планеты. Его площадь составляет всего 14,78 млн км2. По этой причине иногда в иностранной литературе этот водный объект рассматривается, как внутреннее море Атлантического океана. Однако, в российской классической географии он всегда считался самостоятельным океаном. Северный Ледовитый океан также и самый мелководный. Он располагается в центре Арктики и отличается очень суровыми климатическими условиями. На его территории находится Северный полюс планеты. Значительную часть площади океана составляют окраинные моря у берегов Евразии и Северной Америки, которые он омывает.

Большое значение океан имеет прежде всего для России. Ещё в древние времена, сотни лет назад, жители северных земель - поморы освоили его воды, ловили здесь рыбу, охотились на морского зверя, зимовали на Шпицбергене и плавали к устью Оби. Изучение берегов океана было начато в XVIII веке с организацией Великой Северной экспедиции, описавшей берега океана от устья Печоры до Берингова пролива. Приполярные области были описаны Фритьофом Нансеном и Георгием Яковлевичем Седовым. Возможность осуществления прохода через весь океан за одну навигацию была доказана Отто Юльевичем Шмидтом в 1932 году, это путешествие, по сути, положило начало Северному морскому пути. В 1937 году на дрейфующей льдине была организована первая полярная станция "Северный полюс - 1". Под руководством Ивана Дмитриевича Папанина группа из четырех полярников совершила дрейф на льдине от Северного полюса до берегов Гренландии, исследовав особенности и маршруты движения арктических плавучих льдов.

Северный Ледовитый океан располагается на Северо-Американской и Евразийской литосферных плитах. Большая часть его территории занята шельфом, на который приходится около трети всей площади. Центральная часть занята котловинами Нансена и Амундсена, здесь проходят глубоководные разломы и хребты Менделеева и Ломоносова.

Океан расположен в арктическом и субарктическом поясах, что обусловило его климатические особенности. Весь год здесь преобладают арктические воздушные массы. Однако, в отличие от Антарктики, климат здесь всё-таки теплее и мягче. Это связано с тем, что океан сохраняет большие запасы тепла, постоянно пополняемые водами Атлантики. Северный Ледовитый океан делает зимы Северного полушария мягче, как это ни странно на первый взгляд, но если бы на севере оказалась суша, такая же, как Антарктида в Южном полушарии, климат был бы значительно засушливее и холоднее. Большое значение здесь имеет и тёплое Северо-Атлантическое течение, проникающее сюда с юга и являющееся "отопительной системой" Европы. В то же время, приполярные области океана находятся подо льдом. Однако, в последние десятилетия ледяной покров стремительно отступает. Рекордным оказалось таяние арктики летом 2007 года. По прогнозам климатологов этот процесс продолжится и дальше. Солёность Северного Ледовитого океана очень низкая. Во-первых сюда приносят пресную воду полноводные реки Евразии и Северной Америки, во-вторых, от ледяной шапки постоянно откалываются льды, их таяние оказывает очень сильное распресняющее действие на воду океана, также понижая его солёность. Эти ледяные горы - айсберги проникают в воды Северной Атлантики, создавая большую опасность для судоходства. Как известно, при столкновении с айсбергом затонул огромный пассажирский теплоход "Титаник".

Природа океана богата только в приатлантических водах. Здесь много планктона и водорослей, приспособившихся к низким температурам. В океане много китов, тюленей, моржей. Здесь обитают белые медведи, собираются огромные "птичьи базары". У берегов много промысловой рыбы: трески, наваги, палтуса.

Значение Северного Ледовитого океана огромно. Несмотря на неочень большие запасы биологических ресурсов, здесь активно ведется добыча рыбы и водорослей, идёт охота на тюленей. На шельфе океана сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых, в том числе газа и нефти. Без освоения и изучения Северного Ледовитого океана невозможно бы было осуществлять судоходство по Северному морскому пути, связующему европейские, сибирские и дальневосточные порты.

  1. Тихий океан - самый крупный по площади океан нашей планеты. На востоке его ограничивают Южная и Северная Америки, на юге - Антарктида, на западе - Австралия и Евразия. Через Берингов пролив граничит с Северным Ледовитым океаном, через пролив Дрейка - с Атланическим океаном, а Южнее Австралии связан с водами Индийского океана.
  2. Тихий океан занимает огромную территорию в Северном и Южном полушариях. Фактически по центру океана проходит экватор, а основная часть расположена между северным и южным тропиком. Располоден океан на противоположной стороне планеты от нулевого меридиана. По океану проходит меридиан с величиной 180° - линия смены даты.
  3. Площадь океана составляет 179 млн.км.кв.; протяженность с севера на юг - почти 16 тыс.км (в градусах - примерно 100°), а с запада на восток - 19,5 тыс.км.кв. (примерно 120°).
  4. Океан включает огромное количество морей. Назовем самые крупные: Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Филиппинское, Фиджи, Тасманово, Коралловое. Крупные заливы Тихого океана - Аляскинский, Панамский, Калифорнийский. В Тихом океане насчитывается множество островов. Самые крупные: Калимантан, Новая Гвинея. Также группы островов: Курильские, Японские, Командорские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские острова и многие другие. По окраинам океана проходит Тихоокеанское вулканическое кольцо, которое характеризуется высокой сейсмичностью.
  5. Рельеф дна Тихого океана сложный - есть возвышенности и глубоководные желоба. В этом океане расположена самая глубокая впадина мира - Марианский желоб с глубиной около 11 км. Средняя глубина океана - около 4 км.
  6. Протяженность Тихого океана с севера на юг настолько велика, что здесь находятся почти все климатические зоны. В тропической и экваториальной зоне температура колеблется круглый год от +25° до +27°С. Западная часть оокеана более теплая, чем восточная. Для океана характерны муссоны и пассаты. В тропикая часты ураганы и тайфуны. В экваториальной части обычно тихо.
  7. Циркуляция атмосферы формирует течения. Так, в севрном полушарии образовано Северно-Пассатное течение, в южном полушарии - Южно-Пассатное. Холодные течения Тихого океана: Курильское, Калифорнийское, Перуанское. Телые течения: Куросио, Восточно-Австралийское, Аляскинское.
  8. Растительный и животный мир отличаается богатством и разнообразием. Среди растений преобладают различные группы водорослей. Среди животных - множество видов рыб, моллюсков, млекопитающих.
  9. К другим природным ресурсам океана стоит отнести полезные ископаемые - нефть, газ, различные руды и минералы. Настоящим богатством океана есть рекреационные ресурсы. Здесь находятся самые красивые и привлекательные курорты мира.
  10. Есть и экологические проблемы. К загрязнению вод океана приводит хозяйственная деятельность человека. Решение этой проблемы состоит в бережном отношении к ресурсам Тихого океана, в строительстве различных заводов, которые будут перерабатывать отходы промышленности и мусор.

Тихий океан является самым крупным водным объектом в мире.

1) Тихий океан расположен между западной частью материков Северная Америка и Южная Америка, и с другой стороны восточных берегов Евразии и Австралии, вдоль западно-восточного направления. По протяженности от севера до юга начинается с Беренова пролива, гранича с Северным Ледовитым океаном и заканчивается берегами материка Антарктида. Связан так же с Атлантическим океаном и Индийским.

2) Тихий океан расположен практически симметрично вдоль экватора. Большая его часть находиться в тропических поясах. По широте имеет координаты самой восточной точки 52 гр. з.д., западной 147 гр. в.д.. Таким образом располагаясь далеко от нулевого меридиана с двух строн.

3) Площадь Тихого океана составляет около 178 млн.км.^2. С севера на юг протяженность в километрах примерно 16650, в градусах 150 (65гр. с.ш. по 85гр. ю.ш.). С востока на запад 19536 км., а в градусах 176 (с 80гр. з.д. по 104 гр. в.д.).

4) Береговая линия Тихого океана преимуществено ровная. Заливы и полуострова можно встретить редко.

  • К морям Тихого океана относятся:

  • К заливам Тихого океана относятся:

  • К островам Тихого океана относятся:

5) Рельеф дна Тихого океана неоднородный. На глубине своей он имеет горные хребты и равнины. Так же имеются вулканические горы на дне океана.

Так, самая глубокая точка, Марианский желоб составляет 10 994 м.

6) Океан включает в себя практически все климатические зоны. В экваториальной и тропической зоне температура держится около 25,5-27,5 гр.С. В тропиках и субтропиках преобладают северо-восточные пассаты. А в экваториальной зоне царит штилевая погода. В топиках бывают ураганы. А в умеренных климатических поясах Тихого океана, северного полушария, преобладают сильные западные или слабые южные ветры в зависимости от времени года.

7) В северной части Тихого океана преобладает северо-пассатное течение, на юге Южно-Пассатное. Холодные течения: Калифорнийское, Перуанское, Курильское. Теплые: Аляскинское, Куросио, Восточно-Австралийское.

8) В Тихом океане обитает огромное количество видов рыб, млекопитающих, ракообразных. Из растений водоросли. Так же присутствую кораллы и другие. Один из самых опасных обитателей Тихого океана Акула.

9) Океан богат различного рода полезными ископаемыми, в первую очередь нефтью, газом и минеральными рудами.

10) К экологическим проблемам относится его загрязнение. Воды загрязняются промышленными отходами, стоками и нефтью. Многие коралловые отрава разрушают свою структуру из-за загрязнений. Для защиты ресурсов, власти государств усиливают наказания и разрабатывают различные экологические программы.

Площадь океана – 91,6 млн. кв. км;
Максимальная глубина – желоб Пуерто-Рико, 8742 м;
Количество морей – 16;
Самые большие моря – Саргассовое море, Карибское море, Средиземное море;
Самый большой залив – Мексиканский залив;
Самые большие острова – Великобритания, Исландия, Ирландия;
Самые сильные течения:
- теплые – Гольфстрим, Бразильское, Северное Пассатное, Южное Пассатное;
- холодные – Бенгальское, Лабрадорское, Канарское, Западных Ветров.
Атлантический океан занимает все пространство от субарктических широт до Антарктиды. На юго-западе он граничит с Тихим океаном, на юго-востоке с Индийским а на севере – с Северным Ледовитым. В северном полушарии береговая линия материков, которые омываются водами Ледовитого океана, сильно изрезана. Здесь много внутренних морей, особенно на востоке.
Атлантический океан считается относительно молодым океаном. Средне-Атлантический хребет, который протянулся почти строго по меридиану, делит ложе океана на две приблизительно одинаковые части. На севере отдельные вершины хребта возвышаются над водою в виде вулканических островов, наибольший из которых Исландия.
Шельфовая часть Атлантического океана не большая – 7%. Наибольшая ширина шельфа, 200 – 400 км, в районе Северного и Балтийского морей.

Атлантический океан находится во всех климатических поясах, но большая его часть – в тропических и умеренных широтах. Климатические условия здесь определяют пассаты и западные ветра. Наибольшей силы ветра достигают в умеренных широтах южной части Атлантического океана. В районе острова Исландия находится центр зарождения циклонов, которые значительно влияют на природу всего Северного полушария.
Средние температуры поверхностных вод в Атлантическом океане значительно ниже, чем в Тихом. Это объясняется влиянием холодных вод и льда, которые поступают с Северного Ледовитого океана и Антарктики. В высоких широтах встречается много айсбергов и дрейфующих льдин. На севере айсберги сползают с Гренландии, а на юге – с Антарктиды. В наши дни за движением айсбергов следят из космоса штучные спутники земли.
Течения в Атлантическом океане имеют меридиональное направление и характеризуются сильной активностью перемещения водных масс из одних широт в другие.

Индийский океан по объему составляет 20% Мирового океана. Он ограничен Азией на севере, Африкой на западе и Австралией на востоке.

В зоне 35° ю.ш. проходит условная граница с Южным океаном.

Описание и характеристики

Воды Индийского океана славятся прозрачностью и лазоревым цветом. Дело в том, что в этот океан впадает мало пресноводных рек, этих "возмутителей спокойствия". Поэтому, кстати, и вода здесь намного солонее, чем в других. Именно в Индийском океане расположено самое соленое море в мире — Красное.

А еще океан богат полезными ископаемыми. Район возле Шри-Ланки с древности славится своим жемчугом, алмазами и изумрудами. А Персидский залив богат нефтью и газом.
Площадь: 76.170 тыс.кв.км

Объем: 282.650 тыс. куб.км

Средняя глубина: 3711 м, наибольшая глубина — Зондский желоб (7729 м).

Средняя температура: 17°C, но на севере воды прогреваются до 28°C.

Течения: условно выделяются два цикла — северный и южный. Оба движутся по часовой стрелке и разделяются Экваториальным противотечением.

Теплые:

Северное Пассатное — зарождается в Океании, пересекает океан с востока на запад. За полуостровом Индостан разделяется на две ветви. Часть течет севернее и дает начало Сомалийскому течению. А вторая часть потока направляется на юг, где сливается с экваториальным противотечением.

Южное Пассатное — начинается у островов Океании и движется с востока на запад вплоть до острова Мадагаскар.

Мадагаскарское — ответвляется от Южного Пассатного и течет параллельно Мозамбикскому с севера на юг, но немного восточнее Мадагаскарского побережья. Средняя температура: 26°C.

Мозамбикское — еще одна ветвь Южного Пассатного течения. Омывает берега Африки и на юге сливается с течением Агульяс. Средняя температура - 25°C, скорость — 2,8 км/ч.

Агульяс, или течение мыса Игольного — узкое и быстрое течение, проходящее вдоль восточного побережья Африки с севера на юг.

Холодные:

Сомалийское — течение возле берегов полуострова Сомали, которое меняет свое направление в зависимости от сезона муссонов.

Течение Западных ветров опоясывает земной шар в южных широтах. В Индийском океане от него Южное Индийское, которое возле берегов Австралии переходит в Западно-Австралийское.

Западно-Австралийское — движется с юга на север вдоль западных берегов Австралии. По мере приближения к экватору, температура воды поднимается с 15°C до 26°C. Скорость: 0,9-0,7 км/ч.


Итог урока.

Заполнение 3 столбца таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обсуждение с учащимися изученного материала, подведение итога урока, оценки

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн по теме сегодняшнего урока. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Вода

Прозрачная, Искрящаяся

Течет, Струится, Журчит

Без воды нет жизни!

Жизнь

ма: «Мировой океан и его части.» (Технологическая карта изучения темы)

Предмет

География

Класс

5 А класс

УМК

(М.: слово – учебник », 2013.

Тип урока

открытие новых знаний с элементами практической деятельности

Уровень обучения:

базовый

Тема урока

«Мировой океан и его части»

Общее количество часов, отведённое на изучение темы

1 час

Цель урока

Организовать совместную работу по формированию представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Задачи урока

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).

Развивающиеспособствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;

специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные:  воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы. Представлять в виде таблицы географическую информацию, необходимую для решения учебной задачи; использовать текстовые, картографические, видеоизображения для решения учебных задач; выявлять географические закономерности на основе анализа и обобщения географической информации; сравнивать географические объекты на основе известных свойств.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

·  Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах), выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи.

·  Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение выступать перед аудиторией, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии, с поставленной задачей урока.

·  Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать, ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Учебно-информационные: осуществлять поиск и отбор информации в различных источниках; работа с текстом и внетекстовыми компонентами учебника.

Методы обучения

диалогический, поисково – исследовательский, иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная (практическая работа, работа с картами атласа), самостоятельная (практическая) работа с самопроверкой.

Технологическое обеспечение урока:

«География. Введение в географию», атлас 5 класс, ИКТ, физическая карта полушарий, маршрутные листы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1 этап.

Этап мотивации к учебной деятельности

1-2 мин

1.  Предлагает учащимся прослушать фонограмму, на которой звучит шум прибоя, моря, океана (на экране-фото Земли из космоса). Что вы услышали на фонограмме? Почему я включила именно это музыку?

2.  А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода?

3.  Предлагаем отправиться в путешествие по нашей планете с целью подтвердить или опровергнуть это предположение.

Тема:

« Мировой океан и его части»

Слушают музыку с шумом прибоя, на экране-фото Земли из космоса. Комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме.

Выдвигают гипотезы, обосновывают их.

Регулятивные :

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные:

- - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

Личностные:

- мобилизация внимания. уважение к окружающим.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о частях мирового океана

2 этап.

Актуализация опорных знаний

5-6 мин

3 этап

Стадия вызова

1-2 минуты

1.  Заполнение 1 столбца таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2.  Заполнение 2 столбца таблицы.

3. Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Сформировать представление о Мировом океане как о главной части гидросферы и его частях)

Цель: углубить и развить знания о Мировом океане и его составных частях.

4.Предлагаю отправиться в путешествие по Мировому океану.

Зачитываются высказывания:

- французский путешественник Жак Пикар говорил: «Это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок».

5. Давайте послушаем о видах движения воды в океане?

Площадь Земного шара 510млн. кв. км,

Площадь суши – 149 млн. кв. км

1.Чему равна площадь Мирового океана?

2.Найдите, где находится Мировой океан?

3.Дайте определение Мирового океана? Составляют из предложенных отдельных слов определение «Мирового океана»

4. Назовите составные части Мирового океана.

(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)

5.Назовите океаны и покажите их на карте.

Сейчас многие ученые выделяют еще и Южный океан, который омывает Антарктиду, но пока идут споры ученых, мы с вами поговорим только о 4 океанах. Может быть, когда-нибудь в будущем один из вас приведет веские аргументы, и эти споры прекратятся.

6. Сравните океаны по площади.

( Тихий океан - 179,7 млн. кв. км,

Атлантический - 93,4 млн. кв. км,

Индийский – 74,9 млн. кв. км,

Северный Ледовитый - 13,1 млн. кв. км)

Видеофрагмент «Мировой океан».

1.  Выполняют задания

2.  Озвучивают ответы

1.  Формулируют свою цель

Волны, течения (сообщения учащихся)

Учащиеся отвечают на вопросы маршрутного листа.

Ответ: 361 млн. кв. км

Ответ: Мировой океан – это совокупность всех океанов.

Ответ: 4 океана, моря, заливы, проливы.

Ответ: Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический

Ответ: Все океаны различны по площади.

Регулятивные :

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные :

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные :

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные :

- учебно-познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

- - умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

4 этап

Стадия осмысления (открытие нового знания) - 15-20 мин

1. Определите, о какой части океана идет речь.  

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –
И горька, и солона. 
(Море)

2. Лингвистический конструктор

- Сформулируйте определение «море» из слов на карточках ( океана, отделенная, отличающиеся, это, от, него, полуостровами, островами, часть океана, воды, свойствами или)

Найдите в учебнике на стр.101 определение моря

3.По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами)  и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).

Красное море, Карское, Охотское, Японское.

Распределите эти моря на две группы.

-А кто знает, какое море самое большое, глубокое?

Найти на карте.

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво.
 (Залив)

Лингвистический конструктор

-Сформулируйте определение «залив »из слов на

карточках ( в сушу, морей, это, океанов, части,

или, вдающиеся)

Найдите в учебнике на стр.101 определение залива  

Найдите на карте самые большие заливы:

Гвинейский, Бенгальский, Бискайский,

Мексиканский.

Найти на карте.

Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота.
 (Пролив)

- Лингвистический конструктор

-Сформулируйте определение «пролив »из слов

на карточках(вытянутые, соединяющие, акватории, участки узкие, поверхности, суши, водной, две, и разделяющие)

Найдите в учебнике определение пролива.

В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив

1.Найдите его на карте.

2. Какие океаны соединяет данный пролив?

3. А какой материк и остров разделяет?

Проведение физминутки.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте дети на песок,

Продолжаем наш урок.

В Мировом океане находятсяогромные участки суши - материки.

Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади.

На карте неподалёку от побережий материков вы заметите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой,- острова.

Острова бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле - Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки.

Острова по происхождению делятся на: материковые (Мадагаскар, Сахалин, Новая Земля, Великобритания); вулканические (Гавайские, Курильские); коралловые (Большой Барьерный риф).

В океане встречаются архипелаги. Что же такое?

Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга

Полуострова – это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой.

Самый большой полуостров на Земле – Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр.

Предлагается приступить ко второму этапу в маршрутном листе.

1.Ответ: Море

2.Море – это часть океана,

отделенная от него островами

или полуостровами,

отличающиеся от океана

свойствами воды.(Записывают определение)

.

Ответ: Красное – внутреннее, Индийский океан

Карское – окраинное, Северный Ледовитый океан

Охотское - окраинное, Тихий океан

Японское – окраинное, Тихий океан

(Б-Саргасово-7 тыс. км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс. м)

Сообщение учащихся

Показывают по карте.

Ответ: Залив.

Залив - это части морей или

океанов, вдающиеся в сушу.

(Запись определения )

Ответ: Пролив.

Пролив узкие вытянутые

участки водной поверхности,

соединяющие две акватории и

разделяющие участки суши.

(Запись определения )

Выполняют электронные задания.

Ответ: Атлантический и Тихий океаны.

Ответ: Материк Южная Америка и остров Огненная Земля.

Выполняют физминутку.

Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Сообщения учащихся

Регулятивные :

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные :

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей отдельных частей Мирового океана: особенностей расположения материков, океанов, морей и т. д..

-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

5 этап

Первичное закрепление

5 мин

Проверьте свои знания по изученной теме. Оцените свой ответ.

Цифровой диктант, на «на слух» - ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).

2-й по величине океан - Индийский

Тихий океан –самый неспокойный и грозный

Самый маленький океан - Южный

Самый холодный – Северный Ледовитый океан

Саргассово море-это море без берегов

Самый солёный Тихий океан

Узкое водное пространство ограниченное берегами островов, материков - это залив

Самый широкий в мире пролив-Дрейка

Реки в океане - это течения

Причина образования волн - ветер

Обменялись тетрадями и проверили друг друга. 0101100111

Выполняют задание

Осуществляют взаимопроверку

Регулятивные

- умение оценивать результаты своей работы

Личностные: формирование мотивации

6 этап

Рефлексия.

Итог

4-5 мин

Итог урока.

Заполнение 3 столбца таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обсуждение с учащимися изученного материала, подведение итога урока, оценки

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн по теме сегодняшнего урока. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Составление синквейна совместно с учителем.

Вода

Прозрачная, Искрящаяся

Течет, Струится, Журчит

Без воды нет жизни!

Жизнь

Познавательные

обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классифи-кации, делать необ-ходимые выводы;

Личностные

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоитьРегулятивные

- умение оценивать результаты своей работы

7 этап

Домашнее задание

2-3 мин

Домашнее задание с инструктажем по его выполнению.

Выучить материал параграфа 19 , и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте. (Всем учащимся) , разноуровневые задания стр. 102

Творческое задание на выбор: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Мировой океан и его части».

Кроссворд на тему «Мировой океан» по желанию

Характеристика Южного океана по желанию

Подготовить проект «Разноцветные моря».

Записывают домашнее задание.

Познавательные

- выбор эффективных способов подготовки д/з


Маршрутный лист ученика (цы) 7 кл. _______________________________________

Задание 1

Заполнение 1 и 2 столбца таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Задание 2

1.Чему равна площадь Мирового океана? Вычислить.

Площадь Земного шара 510млн. кв. км,

Площадь суши – 149 млн. кв. км

2.Дайте определение Мирового океана? Составить из предложенных отдельных слов определение «Мирового океана» (всех, Мировой, это, океанов, –совокупность, океан)

3.Назовите океаны и покажите их на карте.

4. Сравните океаны по площади, запишите их в порядке уменьшения.

Индийский – 74,9 млн. кв. км,

Тихий океан - 179,7 млн. кв. км,

Северный Ледовитый - 13,1 млн. кв. км

Атлантический - 93,4 млн. кв. км,

Задание 3

Лингвистический конструктор

Сформулируйте определение «море» из слов на карточках ( океана, отделенная, отличающиеся, это, от, него, полуостровами, островами, часть океана, воды, свойствами или)

-Сформулируйте определение «залив »из слов на

карточках ( в сушу, морей, это, океанов, части,

или, вдающиеся)

-Сформулируйте определение «пролив »из слов

на карточках (вытянутые, соединяющие

,акватории, участки узкие, поверхности, суши,

водной, две, и разделяющие)

Задание 4

Ответить на вопрос письменно ( да-1, нет-0).

Ответ

2-й по величине океан - Индийский

Тихий океан –самый неспокойный и грозный

Самый маленький океан - Южный

Самый холодный – Северный Ледовитый океан

Саргассово море-это море без берегов

Самый солёный Тихий океан

Узкое водное пространство ограниченное берегами островов, материков - это залив

Самый широкий в мире пролив-Дрейка

Реки в океане - это течения

Причина образования волн - ветер

Ученик: « А у меня в атласе есть название Южного океана.»

Слайд 9

Учитель: «Я предлагаю вам подискутировать на тему пятого океана, высказать точку зрения!»

Работаем в группе, готовим свои аргументы, защищая свою точку зрения. Кто будет готов первым –поднимите руки.

«за»

«против»)

1. Мой довод «за» выделение Южного океана, т.к. вода в нём уникальна.

1. На физической карте я не нашёл у Южного океана границы.

2. Я нашла на карте срединные океанические хребты в Южном океане.

2. На карте я увидела, что у Южного океана хребты – части срединных океанических хребтов Тихого, Индийского и Атлантического океанов.

3. Южный океан имеет холодное течение Западных ветров.

3. Исследуя карту я пришла к выводу, что в Южном океане нет схемы поверхностных океанических течений, к тому же нет и теплого течения.

4. Я увидела на карте, что Южный океан можно выделить за счёт площади других океанов.

4. Я посчитала, что площадь океанов уменьшается, если выделить Южный.

Вывод: -1.Наша группа считает, что необходимости в выделении пятого, Южного океана нет, потому что это части 3-х океанов.

-2.Наша группа считает, что необходимости в выделении пятого, Южного океана есть, так как в южной части Атлантического, Индийского и Тихого океанов границы между ними весьма условны.

В России обычно не принято выделять Южный Ледовитый океан, однако в 2000 году Международный гидрографический союз принял разделение на пять океанов.

Но учёные окончательно ещё не пришли к единому мнению. Споры продолжаются. Как знать, может быть кому –то из вас придётся решить спорный вопрос.

Творческое задание-работа в группах. Исследуйте карту, загляните в учебник и найдите ответ.

У вас были творческие задания опережающего характера:

Составить рассказ «Я- теплое течение», «Я – холодное течение»

Учитеник:-Я- теплое течение. Меня зовут Гольфстрим. У меня нет берегов. Моя температура выше температуры окружающей воды.

Место моего рождения восточные берега Северной Америки в Атлантическом океане. На карте мой путь обозначен красными стрелками вдоль берегов Северной Америки и западных -Евразии (обозначьте его на контурной карте). Моя скорость 10км/ч, длина -3тыс. км, ширина сотни километров. Постоянные ветры гонят меня в путь.

Учитеник:-Я – холодное течение. Меня зовут течение Западных ветров. Моя температура ниже температуры окружающей воды.

Я самое мощное: длина-30 тыс.км, ширина 2500км, скорость- 3,5 км/ч. Каждую секунду я переношу воды в 20 раз больше, чем все реки земного шара. Причиной моего путешествия являются постоянные ветры. Мой путь лежит вокруг Антарктиды.

(Слайд №16)

Восстанавливаем испорченный текст из бутылки!

Жители Зондских островов Индийского океана до сих пор пользуются бутылочной почтой. Они посылают письма в запечатанных бутылках, используя морские течения. Корабли заходят на острова раз в неделю, течение справляется за сутки, а интернета у них там, видимо, все еще нет!

Течения, возникшие под влиянием, ветров называют ветровыми. Найдем их на карте: течения Западных ветров, пассатные течения.

Все ли течения мы назвали?  (Нет) 

Поток воды при встрече, с каким – либо объектом делиться, огибая препятствие с разных сторон. Так в океане: течение, встречая препятствие, чаще всего разделяется на два сточных течения. Таким образом, образовалось Перуанское течение.

Внимательно посмотрите на карту и назовите сточные течения.                              (Калифорнийское, Аляскинское, Восточно-Австралийское, Межпассатное, Куросио, Сомалийское, Мозамбикское).

 Найдите закономерности циркуляции этих течений.

Сравните направление течений в северном и в южном полушарии.                       (просмотр видеофрагмента)

(В северном полушарии течения циркулируют по часовой стрелке, а в южном против часовой.)  Сила Кориолиса.

Проведём опыт. Если лить воду в воронку  в северном полушарии вода всегда будет закручиваться направо, а в южном налево.

Учащиеся работают в парах.

Оборудование: две колбы, одна пустая, вторая с водой, воронка.

Ход работы: перелить воду из одной колбы в другую.

Вопросы. В каком направлении движется вода?

                  Почему?

Саргассово море не похоже ни на одно море на нашей планете. Дело в том, что остальные моря ограничены континентами, тогда как Саргассово море ограничива­ют сильные атлантические течения: на севере — Северо-Атлантическое, на юге — Северное Пассатное, на запа­де — Гольфстрим, на востоке Канарское. В течение многих лет Саргассово море было окутано множеством тайн. Говорят, что у него стоячие воды, и вся эта непод­вижная гладь сплошь покрыта водорослями. На самом же деле воды в Саргассовом море пребывают в постоянном движении. С разных сторон их подталкивают разные течения, поэтому Саргассово море вращается по часо­вой стрелке. Да и водорослей в нем не такое большое количество. Саргассово море считается одной из самых интерес­ных биологических загадок. Оно расположено между Подветренными и Бермудскими островами. Площадь y моря составляет около 6—7 млн км2, что зависит от положения течений. Также Саргассово море принято называть биологической пустыней, но это утвержде­ние неверно. Кроме участков, густо покрытых морски­ми водорослями, также есть много участков с чистой водой. Саргассово море населяют невероятные созда­ния, словно сошедшие со страниц фантастического романа. Например, это саргассовый морской клоун, рыба из семейства клоуновых, он имеет плавники, на­поминающие руки, которыми присасывается к водо­рослям. Водоросли в Саргассовом море удерживаются на плаву благодаря наполненным газом пузырям, напоминающим виноград. По-испански sargazo — это сорт мелкого винограда, отсюда и появилось название моря. Вот уже много столетий, как Саргассово море вызы­вает у мореплавателей жуткий трепет. Существует много легенд о том, как корабли запутывались в его водорослях и гибли, а рожденный течениями водово­рот уносил моряков на дно морское. Таинственные штили, загадочные туманы, густые водоросли не дают покоя людскому воображению. Самые ранние исто­рии относятся еще к V в. до н. э, следовательно, уже в то время моряки плавали в тех местах Атлантики. Христофор Колумб также проплывал мимо Саргассова моря и наблюдал за этим природным феноменом, когда в 1492 г корабли его экспедиции пробирались через массу водорослей.. Их особенность состоит в том, что они размножаются при помощи фрагментации, т. е. любой кусочек может жить само­стоятельно, заново и заново воспроизводя себя. Основным питанием для организмов в Саргассовом море являются именно эти водоросли, из-за того, что температура воды здесь очень высока, в ней не может жить планктон. В стеблях водорослей имеются трещины, в которых образуются более мелкие водоросли, напоминающие висячие кораллы, а также трубочки. Также в Саргассовом море обитают миниатюрные креветки и крабы. Если водо­росль, к которой они крепятся, опускается на дно, они перебираются на другую водоросль. Многие живые организмы в Саргассовом море вы­живают только благодаря своей маскировке. Так, мор­ские иглы похожи на отростки водорослей, у креветок на панцире есть белые пятна, которые напоминают бриозои. Морской клоун имеет окрас как у водорос­лей, поэтому практически незаметен среди них. При росте 18 см он может напасть на организм с ростом 20 см. В случае опасности он отпугивает противника, глотая воду и принимая форму шара. В Саргассовом море теплая вода, это является при­чиной того, что в него на нерест приплывают амери­канский и европейские угри. Кроме того в этом месте нет крупных хищников, поэтому многие виды рыб также приплывают сюда для откладывания икры. Загадка этого места заключается в том, что угорь воз­вращается в водоросли Саргассова моря, чтобы умереть в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка по географии "Наука география"

Данная методическая разработка для урока по географии на тему "Зачем нам география и как мы будем ее изучать"...