Концепция развития общего географического образования в РФ
статья по географии
Нормативно-правовая база педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_razvitiya_obshchego_geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ развития общего географического образования в Российской Федерации I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты и принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы ее реализации.
Концепция разработана в соответствии с ранее принятыми документами: Законом «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральной Целевой Программой развития образования на 2016- 2020 годы; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы», а также коррелирует с Историко-культурным стандартом и Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
II. Значение географической науки и географического образования в России и современном мире
Географическая наука
География - наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. Основным продуктом географической науки является достоверная географическая информация.
Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экономические, экологические, этнонациональные, а также
\
проблемы повышения обороноспособности и создания новых технологий.
Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием.
Единственным источником получения системных, достоверных географических знаний для населения России является географическое образование.
Географическое образование
Г еография - предмет мировоззренческого характера,
формирующий у учащихся комплексное, системное и социальноориентированное представление о Российской Федерации и планете Земля в целом.
Г еография - единственный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции учебного содержания между естественными и общественными науками, обеспечивая значительный вклад в формирование у учащихся высокой общей культуры. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география является базовым предметом для формирования у обучающихся традиционных российских
духовных ценностей, а также национальной идентичности.
Качественное географическое образование призвано обеспечивать:
- высокий уровень образования и воспитания молодежи, формирование гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, экологической этики;
- подготовку будущих специалистов в области географических
наук, а также в сферах экономики, государственного,
регионального и муниципального управления, обороны и
безопасности, территориального планирования, прогноза и
2
ликвидации стихийных бедствий, мониторинга региональной и миграционной политики, экологического менеджмента, международных отношений, журналистики и туризма;
- подготовку населения в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (системы глобального позиционирования, электронные карты и геоинформационные системы).
Главной целью географического образования и просвещения является повышение географической грамотности и формирование географической культуры у населения России.
Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной географической картины мира, установлении причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно быть формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании, которые не сводятся к заучиванию определений понятий, значительных массивов статистических данных и номенклатуры.
Внедрение новой концепции географического образования должно обеспечить преемственность традиций и инноваций в преподавании географии, ликвидировать существенные недостатки, проблемы и противоречия, имеющие место в настоящее время.
III. Проблемы преподавания географии
Проблемы преподавания географии могут быть объединены в следующие основные группы: содержательные, методические, кадровые, мотивационные.
Проблемы содержательного характера
- отсутствие научно обоснованного стандарта географического образования, регламентирующего базовый минимум содержания и
з
номенклатуры и определяющего единство требований к
содержанию учебно-методических комплексов и итоговой аттестации по географии;
- отсутствие географии в предметной области «Естественные науки», что приводит к утрате связи географии, как синтетического предмета, с науками естественнонаучного цикла и снижению потенциала межпредметных связей;
- отсутствие комплексного подхода в изучении географии, в результате чего происходит содержательный и методологический разрыв между двумя ветвями географической науки - физической и общественной географией, что отражается в содержании школьных курсов;
отставание содержания географических курсов от современных достижений в области географической науки;
- недостаточное внимание в содержании географических курсов основной школы к достижениям отечественных географов и исследователей, значимости объектов природного и культурного наследия России для мировой цивилизации, знания о которых способствуют формированию мировоззрения личности;
- отсутствие внимания к краеведческому принципу в связи с исключением курса «География родного края» в 8-9 классах, а также резким сокращением числа школьных походов и экспедиций, что значительно снижает потенциал патриотического воспитания;
- отсутствие обобщающего курса географии в старшей школе, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков у выпускников;
- отсутствие дифференциации в программе старшей школы и требованиях к государственной итоговой аттестации на «базовом» и «профильном» уровнях.
Методические проблемы
сохранение транслирующего способа обучения, не учитывающего личностный опыт школьников и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное внимание к
технологиям личностно-ориентированного и развивающего обучения;
отсутствие высококачественных интерактивных и дистанционных курсов обучения;
недостаточное использование в школьной практике V технологий, основанных на познавательной, проектной, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;
- отсутствие системности в применении новых ГИС-технологий, космических снимков и результатов дистанционного зондирования Земли;
- недостаточное использование в школьной практике проектноисследовательской деятельности, основанной на проведении междисциплинарных комплексных географических исследований;
- недостаточное внимание со стороны органов управления образованием к необходимому уровню оборудования кабинетов географии, что снижает практический потенциал предмета.
Кадровые проблемы
- снижение престижа профессии учителя географии;
- отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования;
- снижение общего уровня географических знаний учителей и их
практико-ориентированной общепедагогической и
психологической квалификации;
- сокращение продолжительности подготовки учителей;
практически полное разрушение системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионах;
- уменьшение в педагогических вузах контрольных цифр приема по направлению «География»,
- старение педагогического корпуса, что неизбежно приводит к кадровому дефициту.
Проблемы мотивационного характера
- недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;
- отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;
отставание содержания школьного географического образования от опережающего развития современного информационного пространства, обеспечивающего потребности ребенка в различных сведениях о России и Земле в целом;
- снижение интереса к предмету география в связи с сокращением числа школьных экскурсий, походов, полевых исследований, экспедиций;
- низкая востребованность итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по географии из-за отсутствия предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах.
IV. Цель и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции - обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям семьи, государства и общества, а также вывести его на лидирующее положение в мире.
Задачи Концепции:
- качественная модернизация и повышение привлекательности содержания общего географического образования при сохранении его преемственности и междисциплинарных взаимосвязей с другими предметами;
- повышение популярности географии в обществе, престижа и востребованности географических знаний и практической деятельности;
- совершенствование существующих и внедрение новых образовательных технологий, повышение качества учебно
6
методического и материально-технического обеспечения общего географического образования;
- обеспечение использования просветительского потенциала географических знаний для патриотического воспитания граждан России;
обеспечение количественного воспроизводства и качественного роста кадрового потенциала общего географического образования.
V. Основные направления реализации Концепции
Географическое образование в основной школе должно:
- обеспечивать соответствие содержания примерных образовательных программ по географии, учебно-методических комплексов, технологии и методики преподавания возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;
- воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, в том числе посредством переработки и усиления комплексного географического содержания курса «География России» в соответствии с современными процессами, происходящими в обществе, а также и введения обязательного курса «География родного края» в системе школьного географического образования;
- использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступными для восприятия современными средствами: картографическими иллюстративными и другими для формирования географической культуры как части общечеловеческой культуры, способствовать развитию мотивации в изучении географии;
- предоставлять каждому учащемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки с учетом индивидуальных
7
потребностей и способностей посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивать комплексный подход в изучении географии для ликвидации содержательного и методологического разрыва между двумя ветвями географической науки - физической и общественной географии.
Географическое образование в старшей школе должно:
- учитывать индивидуальную траекторию развития ученика и обеспечивать изучение предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной научно- исследовательской и проектной работой;
- формировать у учащихся на базовом уровне представления о наличии географических систем в природе и обществе, обеспечивать выпускников школы географическими знаниями и умениями работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм и
др.);
- формировать у учащихся на профильном уровне углубленное представление о географических особенностях развития России и современного мира, представления о системности в природе и обществе, обеспечивать необходимым объемом географических знаний и умений, достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография, геоэкология, туризм и др.);
8
- обеспечивать профильный уровень подготовки на базе
учреждений высшего профессионального образования,
специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных
учреждений, в том числе с использованием информационно
коммуникационных технологий и дистанционного обучения.
Дополнительное образование должно:
- координировать существующие формы дополнительного г/
образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями, такими как Русское географическое общество, Всероссийское движение школьников и др., а также образовательными, научными и просветительским учреждениями (в том числе высшими учебными заведениями, краеведческими музеями, особо охраняемыми природными
территориями, центрами детско-юношеского туризма и патриотического воспитания);
- обеспечивать рост числа школьных экскурсий и экспедиций; \
развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу с учениками, увлекающимися географией и демонстрирующими значительные успехи в ее освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;
- ориентироваться на развитие новых форм организации, таких как дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты в сети Интернет, формирование социальных сетей географических, фенологических, экологических и этнографических сообществ;
- развивать традиционные формы работы со школьниками К посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия участников дополнительного образования - олимпиад, интеллектуальных
9
V
конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов и соревнований, совместных экскурсий и походов.
Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования
Учителя географии - ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов, так и уровнем кадрового потенциала. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает:
- реализацию программ поддержки будущих учителей и молодых специалистов через систему поощрения и стимулирования учебных и учебно-научных образовательных проектов в форме «предметных» стипендий, премий, грантов, гарантий;
- усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования,
привлечение студентов и молодых специалистов в просветительские проекты и проекты дополнительного образования;
- расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических «школ», лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;
- привлечение учителей и студентов педагогических вузов к экспедициям, полевым практикам, экскурсиям, социальным и \ географическим акциям (в том числе проводимым Российской ассоциацией учителей географии и Русским географическим обществом);
- формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями создания банков инновационных программ и проектов, общественной экспертизы учебнометодических комплексов и отдельных методических разработок,
10
дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.
Географическое просвещение и популяризация географии
Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки предусматривается:
- организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам и событиям отечественной и мировой географии;
- организация массовых просветительских мероприятий, таких как географические фестивали, фотовыставки и кинопоказы, научно-популярные лектории;
- производство художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;
- выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;
проведение общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;
- поддержка существующих и создание новых молодежных общественных объединений и клубов;
- поощрение популяризаторов за счет соответствующих премий («за популяризацию географических знаний»), учреждение почетных званий («почетный лектор»), обеспечение льгот для популяризаторов при получении научных должностей, занятии вакансий;
развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.
11
Популяризаторская деятельность в сфере географии и смежных наук требует обеспечения финансирования как государством, так и негосударственными структурами, в том числе с помощью выделения грантов, включения соответствующих задач в федеральные и региональные программы. Главным условием ее успеха является максимальная медиаподдержка на уровне федеральных СМИ.
Особую роль в популяризации географии должны играть институты гражданского общества, в первую очередь общественные организации, включая Русское географическое общество и фонды.
VI. Реализация Концепции
Реализация Концепции предполагает:
- разработку научно обоснованного базового минимума содержания школьного географического образования;
- изменение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также примерных основных образовательных программ;
- разработку требований к структуре учебно-методического комплекса и создание новых учебников по географии;
разработку требований к структуре и содержанию инструментов итоговой аттестации: основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;
- включение популяризации географии России в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.
12
Планируемые механизмы реализации Концепции предполагают:
- в основной школе сохранить количество часов по предмету «География» в объеме по 1 часу в неделю в 5 и 6 классах, 2 часов в неделю в 7-9 классах, а также рекомендовать образовательным учреждениям формировать учебные планы по схеме: 6-9 классы - по 2 часа в неделю;
- рекомендовать региональным органам управления в области образования ввести дополнительный обязательный курс «География родного края» для учащихся 8-9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе;
- в старшей школе на базовом уровне включить географию как обязательный учебный предмет (в общем, общественно-научном и естественно-научном профилях) в объеме не менее 2 часов в неделю в 10 классе и 1 часа в 11 классе, на профильном уровне — в объеме не менее 3 часов в неделю в 10-11-х классах;
- включить в курс школьной географии в 11 классе на базовом и профильном уровнях в рамках метапредметной проектной деятельности учащихся подготовку и защиту «Географических проектов»;
- предложить ввести ряд обязательных ЕГЭ по предметам (включая географию), играющим исключительную роль в процессе формирования российской национальной идентичности и патриотического воспитания;
- рекомендовать ввести географию в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 класса;
- рекомендовать ввести обязательное вступительное испытание по географии при приеме на обучение на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки в вузах: «Экономика», «Туризм», «Международные отношения», «Политология», «Государственное и муниципальное управление», «Регионоведение России», «Зарубежное
13
регионоведение», «Востоковедение и африканистика», «Землеустройство и кадастры» и другие;
- создать Всероссийский школьный центр для обучения географии одарённых детей;
- внедрить систему мер, нацеленных на сохранение и воспроизводство кадрового потенциала преподавателей географии: премии и стимулирующие гранты для учителей, демонстрирующих выдающиеся успехи в обучении географии; премии, стипендии и гарантии для будущих учителей географии и молодых специалистов;
реализовать программы материально-технического стимулирования (оснащение кабинетов географии) образовательных учреждений, показывающих наилучшие результаты в обучении географии, в том числе в рамках подготовки победителей и призёров Всероссийской и Международной олимпиад школьников по географии;
- обеспечить координацию работы общественных и других некоммерческих организаций в области географического образования и просвещения при участии Русского географического общества и профессиональных ассоциаций учителей географии;
- включить задачи по популяризации географических знаний в мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В статье авторы делятся собственным опытом реализации регионального компонента общего географического образования...
концепция развития российского математического образования
Презентация по материалам "концепции развития российского математического образовани"...
Концепция развития российского математического образования
«Правительству Российской Федерации:а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:…–разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Р...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Концепция развития российского математического образования"
Выступление на педагогическом совете о концепции математического образования...
Концепция развития общего географического образования в РФ
Общие положения...
Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"
В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...
Документ 4. Концепция развития географического образования в РФ
В данном разделе представлены основные документы на основании которых осуществляется педагогическая деятельность учителя: ФЗ об образовании, Концепция ФГОС общего образования, Фундаментальное ядро сод...