Технологическая карта урока географии по теме "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Медведева Нина Ивановна

Вода - самый удивительный минерал на Земле. Известно, что из всех планет Солнечной системы вода имеется только на нашей планете. Благодаря воде и в воде возникла жизнь на Земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_uroka_po_geo_5_kl.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кошки – Теняковская ООШ Буинского муниципального района»

Технологическая карта  урока  по географии в 5 классе в рамках

Единого методического дня учителей географии

«Человек и гидросфера».

                                                         

                                                          Подготовила учитель географии

                                                           МБОУ «Кошки – Теняковская ООШ

                                                                    Буинского муниципального района РТ»

                                            Медведева Нина Ивановна.

2018г.

Задачи: Сформировать представление о влиянии человека  на гидросферу; подчеркнуть значение воды для жизни на Земле и бережного отношения к ней.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование и сохранение

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Метапредметные УУД:

-умение анализировать, делать выводы;

-обучащиеся учатся выделять 3 состояния воды в гидросфере.

Основные понятия урока:

Гидросфера,   пресная вода, части гидросферы.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в парах, работа с картой, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Тема урока: «Человек и гидросфера»

Учитель: Медведева Н.И.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Планируемые  результаты

Форма работы

1.Организационный момент.

Настраивание на урок. Проверка готовности к  уроку. 

-Добрый день, ребята!Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему.

Приветствие учащихся.

дети  приветствуют друг друга, стоя на ногах, делятся улыбкой.

Настрой учащихся на рабочий лад

Фронтальная работа.

II.Актуализация пройденного материала.

Учитель предлагает прослушать музыку «Шум  воды»  и определить тему урока.

- Ребята, давайте объединим все отгадки в одно общее слово:

Загадка :

Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу и стеклянной быть могу!

Учитель предлагает повторить   тему урока  тестом  «Озера».

1.Озером называют

А) природный водоем, расположенный в  замкнутом углублении земной поверхности

Б) сильно увлажненный участок суши, образованный  в результате застоя воды;

В) искусственный водоем, создаваемый для накопления воды

Г) водоем, глубоко  вдающийся в  сушу и сообщающийся с океаном одним  или несколькими проливами.

2.Какое озеро является самым глубоким и крупнейшим по объему пресной воды на планете?

А) Аральское;   б) Байкал;   в) Каспийское; г) Ладожское.

3.К группе солоноватых озер России относится

А) Аральское;  б) Байкал;  в) Каспийское;   г)Ладожское.

4.Более 1/10 части общей площади оледенения суши приходится на

А) Антарктиду;   б) Гренландию;   в) горы Азии;   г)горы Америки.

5.Айсберги образуются  в результате откалывания льда  от

А) горных ледников;   б) покровных ледников.

Для того чтобы точно определить тему урока, обучающиеся работают в парах и отгадывают загадки (они лежат на каждой парте). 

Загадки:

0н без рук, он без ног из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой...( родник)

На дворе переполох. С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина...(град)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий в море...( река)

Покружилась звёздочка в воздухе немножко. Села и растаяла на моей ладошке...(снежинка)

Скажи, ну разве же не странно, плывёт гора по океану!..(айсберг)

Дети отгадывают загадку : вода

Дети выполняют тест на листочках.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Познавательные УУД

-формирование и развитие по средствам  ранее полученных знаний познавательных интересов, направленных на получение результатов;

Регулятивные УУД:

- письменно выражать  свое мнение;

- осуществлять самоконтроль.

Работа в группах.

Индивидуальная работа

Учитель  показывает на экране ответы к тесту «Озера» слайд1 .

Ученики проверяют  тест и ставят себе оценки

- А сейчас прослушаем  индивидуальную домашнюю работу  (презентацию про Байкал)

Ученик  показывает и рассказывает об озере  Байкал. Дети внимательно  слушают и по необходимости  задают   вопросы.

Индивидуальная работа.

III. Актуализация нового материала

- Вода - самый удивительный минерал на Земле. Известно, что из всех планет Солнечной системы вода имеется только на нашей планете. Благодаря воде и в воде возникла жизнь на Земле. Нет живого существа, если нет воды… (обращает   внимание на   высказывание на доске) 

-Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Учитель   читает стихотворение на  слайде

Вода  - чудесный дар природный

Живой, текучий и свободный,

Картины жизни нашей красит

В своих трех важных ипостасях (слайд 2)

Ученики рассказывают о   трех состояниях воды и называют   тему урока «Человек и гидросфера» (слайд3)

Личностные УУД: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе  мотивации  к обучению и   самопознанию.

Метапредметные УУД:

-умение анализировать, делать выводы;

- учатся выделять 3 состояния воды в гидросфере.

Учитель  предлагает   определить задачи  урока.

Дети  определяют  задачи урока:

-Сформировать представление о влиянии человека  на гидросферу;       подчеркнуть значение воды для жизни на Земле и бережного отношения к ней.

Фронтальная работа

Работа с  учебником .

Обучающиеся читают текст на стр.109-110.Каждой группе после прочтения выполнить небольшую проектную работу и защитить ее.

Защита проекта.

Ученики определяют тему проекта, проблему, поставить   цель, пути решения проблем,  нарисовать логотип  проектной работы.

Задание группам: провести мини-исследование и составить программу действий по решению экологической проблемы

Задание для 1 команды: Работа   по  тексту «Живая вода»

Задание для 2 команды: Работа по  тексту «Отдых и лечение «на воде»».

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Познавательные УУД

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Работа в группах

Географическая разминка

Учитель  предлагает выполнить задание

Задания:

1.Что такое река?

2. Показать на карте России реку Волга, показать место впадения.

3. Показать озеро Ладожское.

4. Показать реку Обь, показать место впадения.

5.Показать на карте реку Лена, показать  место впадения.

6.Показать озеро Байкал.

7. Дать определение понятию  «Гидросфера».

8.Что называется островом?

9.Что такое болото?

10.Что называют озером?

Каждый ученик выходит и вытягивает листочек  бумаги с заданием и показывает на карте объект,  отвечает на вопрос.

Регулятивные УУД:

- уметь объяснять определения по учебным  материалам;

- работать по плану;

- осуществлять самоконтроль

Домашнее задание (2 мин)

Слайд 6

1.§19 читать, выписать в тетради географические названия, которые упоминаются  в тексте, легенды,  узнать о происхождении этих названий.

2.Привести примеры отрицательного и положительного влияния человека на природу.

Дети записывают задания в дневниках

Регулятивные УУД:

- работать по плану;

- осуществлять самоконтроль

IV. Подведение итогов.

Учитель  предлагает оценить  свою работу на уроке по заданию:

 -Теперь поставьте оценки за каждый вид деятельности:

-Мизинец - за загадки

-Безымянный - за тест

-Средний - за работу с учебником

-Указательный - за работу с картой

-Большой палец - за защиту проекта.

-В середине нарисуйте своё настроение.

На партах лежат листочки,  ученики обводят на нём свою руку и оценивают  себя с учетом всех видов работ на уроке.

Индивидуальная работа

Рефлексия.

  Рефлексия.

5 слайд

-Мне на уроке понравилось…

-Я бы хотел больше узнать о….

-Я на уроке узнал, что …

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Индивидуальная работа

Урок заканчивается стихотворением:

Слайд 7.

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле  - вода

Экономь ее и береги -

Мы ведь на планете не одни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...