Презентация с описанием ООПТ, учебной и исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов
проект по географии (5, 6, 7 класс)

Буянкова Лариса Николаевна

В презентации описывается работа учащихся школы по исследованию Памятника природы "Скважина д. Князево".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скважина -2017 - ООПТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МКОУ Князевская ООШ Выполнили учащиеся 7 класса: Бухонов Михаил, Демидова Марина, Киличова Анора, Храбров Николай 2017

Слайд 2

СКВАЖИНА ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ О О П Т

Слайд 3

ООПТ На территории нашего поселения находится Памятник природы «Скважина д. Князево». На участке р. Дон у деревни Кривоборье размещается Памятник природы «Зимовальная яма – «Кривоборье» (Горожанское поселение). Поверхностные воды Воронежской области Охрана природы Воронежской области

Слайд 4

Формулировка проблемы В процессе исследования объекта «Скважина д. Князево» привести аргументы, факты, доказывающие, что объект может являться памятником природы (ООПТ), так как имеет статус перспективный — планируемая к созданию ООПТ регионального значения (Приказы Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 4 февраля 2013 г. №19 «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий областного значения», от 2 июля 2015 г. № 241 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 4 февраля 2013 г. №19). Исследуемый объект может являться геологическим и гидрологическим памятником природы.

Слайд 5

ООПТ № п/п Название ООПТ Категория ООПТ Характеристика природного комплекса и объекта Местоположение 240 Скважина д. Князево Памятник природы Восходящий источник подземных вод Д. Князево Комсомольского сельского поселения 241 Зимовальная яма «Кривоборье» Памятник природы Зимовальная яма верхнедонских стад рыб, расположенная на указанном участке р. Дон, находится ближе к левому берегу. Ее протяженность 1,5-2,0 км, ширина 20-40 м, глубина до 8 м. В октябре-ноябре на зимовальную яму мигрируют промысловые виды рыб: жерех, лещ, сом, сазан, чехонь, рыбец, вырезуб. Здесь же зимуют плотва, белоглазка, подуст. 1480,3-1478,3 км по р. Дон от устья (по лоцманской карте, 1979 г.). Начало зимовальной ямы выше по течению р. Дон от лодочной станции.

Слайд 6

Цель работы: Выявить цель создания скважины и возможности дальнейшего ее использования. Изучить особенности исследуемого объекта: ГП, рельеф, состав и залегание горных пород, физические и химические свойства воды. Обозначить границы объекта. Организовать информирование (информационные буклеты) населения (местных жителей) о значении и статусе данного объекта как Памятника природы. Разработать и провести мероприятия по очистке от мусора и охране объекта в виде размещения указателя (таблички) с указанием названия ООПТ, ее статусом, значимостью и категорией. Рассмотреть возможные перспективы дальнейшего развития объекта как ООПТ.

Слайд 7

Гипотеза Скважина д. Князево имеет особенные черты памятника природы.

Слайд 8

«Памятник природы - Скважина д. Князево»

Слайд 9

Методы исследования Наблюдение Описание Измерение, расчеты

Слайд 10

Этапы работы Выбор темы. Постановка цели и задачи. Выдвижение гипотезы. Установление последовательности составления плана. Сбор предварительной информации об объекте изучения, приемах и методах работы (способы работы по направлениям) Обработка полученных данных. Формулировка выводов

Слайд 11

Задание для групп: 1. Составить анкету и провести опрос учащихся и местных жителей для выявления актуальности изучения скважины. 2. Определить ГП скважины. 3. Определите дебит скважины. 4. Как оборудована скважина? Характер струи (медленно, быстро). 5. Определите физико-химические свойства воды из скважины: 1). Имеет ли запах вода? 2). Температура воды. 3). Имеется ли осадок на поверхности камней, веточек, находящихся в непосредственной близости от скважины, лужи? (Состав осадка железистый, известковый). 6. Характер рельефа местоположения скважины. Какие породы слагают местность? Выражены ли пласты? 7. Замерзает ли скважина в холодное время года? 8. Нет ли поблизости скрытых родников (их присутствие указывает камыши, осока и другие влаголюбивые растения)? 9. Какое влияние оказывает вытекающая вода из скважины на окружающую местность (образование лужи, ложбины)? 10. Используется ли родник местным населением? 11. С какой целью она была создана? Как охраняется вода скважины от загрязнения?

Слайд 12

Составить анкету, на основе которой провести опрос учащихся и местных жителей. Анкета 1. Известно ли Вам, что СКВАЖИНА у юго-западной окраины д. Князево является памятником природы? 2. Когда-нибудь Вы посещали этот объект? 3.Приходилось ли Вам использовать воду из скважины, и в каких целях? 4. Как Вы считаете, какие необходимо предпринять меры по организации и охране от загрязнения скважины как особоохраняемой природной территории? Цель анкетирования : выявить отношение учащихся и жителей к исследуемому объекту как памятнику природы. Задание. Проанализировать полученные данные, актуальность для дальнейшего изучения этого объекта.

Слайд 13

Анкетирование Анкетирование мы проводили с 13.09. по 26.09 2017 года. Нами были опрошено 37 жителей, в том числе 18 учащихся нашей школы.

Слайд 14

Обработка анкет

Слайд 15

1 — знают о Памятнике природы «Скважина д. Князево» 2 — посещали Памятник природы «Скважина д. Князево» с целью потребления воды 3 — предложили благоустроить территорию Памятника природы 4 — предложили проинформировать жителей д. Князево о том, что «Скважина д. Князево» является Памятником природы

Слайд 16

Анализ опроса жителей 2 октября мы проанализировали анкеты. Сделали следующие выводы: Из 18 опрошенных учащихся нашей школы с 1 по 9 класс о том, что Скважина является памятником природы, знают 14 человек; почти все (17 человек) использовали воду Скважины для питья; 1/3 респондентов предложила очистить территорию ООПТ от мусора и огородить ее. Были внесены предложения: не мусорить, раздать листовки-буклеты, установить табличку с указанием, что территория является Памятником природы.

Слайд 17

Анализ опроса жителей Нами было опрошено 19 человек. Из них: 9 жителей знают, что Скважина является Памятником природы, 10 жителей посещали его; почти все использовали воду для питья. Предложили очистить территорию объекта от мусора — 5 респондентов, Остальные предложили не мусорить, раздать листовки с информацией о Скважине, установить указатель .

Слайд 18

титп Оборудование Скважины Со слов жителей д. Князево на рубеже 70-80-х годов двадцатого столетия на левом берегу Дона была пробурена скважина с целью геологоразведки пород, слагающих местность. Таких скважин в окрестности деревни было пробурено три. Из скважины на берегу реки пошла артезианская вода. Впоследствии скважину оборудовали: вставили металлическую трубу диаметром 110 мм , которая выступает над поверхностью высотой 1м. Сверху труба закрыта деревянной заглушкой. В маленькое отверстие вверху заглушки вставлен резиновый шланг, через который быстро вытекает вода. На протяжении длительного времени вокруг скважины образовалось естественное углубление, которое заполняется постоянно артезианской водой, так называемая лужа, стекающая в балку. Местными жителями скважина была дооборудована деревянным помостом, чтобы иметь возможность беспрепятственно пользоваться артезианской водой. При наступлении холодов вода из скважины продолжает вытекать, намерзая ступенчато вокруг трубы.

Слайд 19

Описание ГП Лужа вокруг артезианской скважины находится к северу от Воронежа на расстоянии 40 км, на 468 км М-4, на юго-западной окраине д. Князево. Расположена на левом берегу р. Дон. Ее географические координаты: 52 ˚ 3’ 23" с.ш., 39 ‘ 11’ 2 " в.д.

Слайд 20

Географическое положение

Слайд 21

Карта-схема

Слайд 22

Фотопанорама по сторонам горизонта Юго-запад Восток Северо-запад Юго-восток

Слайд 23

Рельеф местности и горные породы Скважина находится на левом берегу реки Дон на высоте 10 м от кромки воды и на расстоянии примерно 30 м от берега. В рельефе местность представлена типичной поймой, которая весной затапливается водой во время половодья. Горные породы, слагающие местность, представлены песками и глинами, а глубже залегают известняки. Из лужи вытянутой с севера на юг диаметром примерно 8 м, образовавшейся вокруг скважины, вытекает ручей, который в дальнейшем стекает в балку, расположенную к северу на расстоянии 6 м, а далее вода поступает в реку Дон.

Слайд 24

Приборы для измерения высоты склона Установка вешки Установка нивелира

Слайд 26

Замер высоты склона(17.05.2017)

Слайд 27

Ручей, вытекающий из «лужи» Скважины

Слайд 28

Исследование воды из скважины 17 мая 2017 года мы вычислили дебит скважины. Для этого определили время, в течение которого наполнится сосуд: 1л бутылки за 6 секунд. Умножив частное на соответствующее число в часе, сутках, вычислили количество выходящей из скважины воды. В течение 1 секунды – 0,17 л, 1 часа – 612 л, суток – 14 688 л или 14,688 м куб.

Слайд 29

Памятка Определение физико-химических свойств воды скважины. Температуру воды определяют водным термометром. Термометр должен находиться в воде 5-10 мин. Цвет и прозрачность воды определяют следующим образом: воду наливают в стакан из тонкого стекла, ставят на лист белой бумаги и смотрят на содержимое сверху вниз. Вода может быть бесцветной, зеленоватой, желтоватой, бурой, голубоватой. Просматривая воду на свет, устанавливают, прозрачная она или мутная. Химический состав воды распознают на глаз и по запаху. Белый налет на камнях и листьях травянистых растений около источника указывает на содержание в воде карбонатных пород (известняка и мела). При наличии железистых соединений вода имеет ржавый оттенок, соединений марганца - черный. Газ в воде выдает себя выделением пузырьков. Органические вещества определяют по гнилостному (болотному) запаху. Если вода содержит сероводород, то она имеет запах тухлых яиц. Обычно вода скважины в данной местности лишена запаха. Для оценки жесткости воды используется мыльный раствор. В бутылку с водой добавляют немного мыльного раствора, бутылку взбалтывают - в жесткой воде мыльная пена почти не образуется, в мягкой ее будет много .

Слайд 30

9.05.2017) Измерение температуры воды Определение pH воды Определение физико-химических свойств воды (29.05.2017)

Слайд 31

Результаты исследования физико-химических свойств воды из скважины 29 мая 2017 года мы провели исследование воды. Температура воды при заборе 10˚С. Вода в стакане прозрачная, без запаха. Осадок при отстаивании воды не образовался. При фильтровании воды тоже осадка не обнаружили. При использовании универсальной бумаги получили pH =7,0. Это говорит о том, что по кислотности вода Скважины нейтральна. При визуальном осмотре камней и листьев травянистых растений около источника отсутствует белый налет (доказательство присутствия в воде известняка и мела), а также ржавый и черный оттенки воды, которые указывали бы на наличие железистых соединений и соединений марганца в воде.

Слайд 32

Проблемы и перспективы развития ООПТ При изучении особенностей «Скважины» выявлены источники загрязнения: посетители объекта оставляют мусор — полиэтиленовые бутылки и пакеты. Для сохранения «Скважины» как ООПТ необходимо: 1) обозначить границы ООПТ, 2) установить указатель с информацией об объекте с просьбой о бережном отношении к объекту, 3) разместить за пределами ООПТ контейнер для мусора. Для местных жителей «Скважина» может иметь культурно-эстетическое, рекреационное значение. Самое главное значение «Скважины»— источник чистой артезианской воды .

Слайд 33

План работы Сентябрь. Сбор и обработка информации о ООПТ. Октябрь. Презентация «Скважина-2017» Ноябрь. Проведение общешкольного конкурса «Эмблема ООПТ»; Оформление таблички-указателя для ООПТ. Декабрь. Выпуск буклетов для жителей д. Князево с информацией о ООПТ.

Слайд 34

ООПТ КНЯЗЕВО к природы Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле — вода! Экономь ее и береги! Мы ведь на планете не одни! Е. Евтушенко Эмблема ООПТ «Скважина»

Слайд 35

Литературно-методический комплекс 1. Атлас Воронежской области. Учебное пособие для учащихся./Сост. В.В. Сизова.- Ростов-на-Дону, «Издательство Бара», 2015. 2. Летин А.Л. Школьный полевой практикум. Географо-экологическое краеведение. Учебно-методическое пособие. -Воронеж, ВГПУ, 2013.-50 с. 3. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие.-, Воронеж, ВГПУ, 2016.-96 с. 4. Чурляев Ю.А. Географическое краеведение.-Воронеж: ВОИПКРО, 2012.-44 с. 5.Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Методическое пособие.- Воронеж: ВОИПКРО, 2004.-50 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для организации исследовательской деятельности учащихся 7 – 8 классов при изучении уравнений с параметром

прододжение статьи об исследовательской деятельности учащихся на уроках математики...

Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".

Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....

Авторская программа курса "Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 - 8 классов"

Данная программа может способствовать тому, чтобы подготовить обучающихся к проектной и научной деятельности, обучить их азам проектно-исследовательской работы, развить самостоятельность в этом виде д...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 5-7 классов во внеклассной (кружковой) работе по художественной технологии

А почему бы человеку не жить в обычной рубленой избе без всяких украшений ее снаружи и изнутри? Может и так «сойдет»? Нет. В том и заключена вековая мудрость народная, что без созидания красивого, без...

Организация исследовательской деятельности учащихся 5-х классов

Организация исследовательской деятельности учащихся 5-х классов...

Рабочая программа учебного курса - Исследовательская деятельность учащихся по физике

Рабочая программа учебного курса - Исследовательская деятельность учащихся по физике...

Особенности индивидуального подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении ученик...