Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа 5 класс УМК "Сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_program._geografiya_5_klass.docx | 44.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №2»
__________________________________________________________________
143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Кудаковского, д. 1 http://bal-sch2.edumsko.ru | тел/факс: 8 (495) 523-91-85 e-mail: mou2sch@mail.ru |
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 2» ____________ Т.А.Левдикова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
2018– 2019 учебный год
Учитель Архипова Елена Ханифовна, первая КК
Класс 5 «Г»
Всего часов в год 34
Всего часов в неделю 1
г. Балашиха, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса география для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования представленных в ФГОС ООО второго поколения (2010г).
Рабочая программа по географии для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
2. Примерная программа (основного) общего образования по географии для 5 класса;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 2»;
4. На основе рабочей программы «география» под редакцией В.П. Дронова, Л. Е. Савельевой, М.: Просвещение, 2015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2018 –2019 учебном году.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издательство |
А. А. Лобжанидзе | География. Планета Земля | 5-6 | Москва, «Просвещение», 2015г |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей;
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 34 ч (в неделю: 1 часа) в 5 классе. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» (издательство «Просвещение», автор А.А. Плешаков) данный курс является пропедевтическим.
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | |||
лабор. раб. | практ. раб. | сочинен. | контр. раб. | |||
1. | Введение | 2 | ||||
2. | Развитие географических знаний о земле | 8 | 1 | 1 | ||
3 | Изображения земной поверхности и их использование | 12 | 2 | 1 | ||
4 | Земля - планета солнечной системы | 5 | 1 | |||
5 | Литосфера - каменная оболочка земли | 7 | 1 | 1 |
Структура и содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Введение (2часа)
Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.
Раздел 2. Развитие географических знаний о земле (8 часов)
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.
Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца
А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.
А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.
Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практическая работа. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.
Раздел 3. Изображения земной поверхности и их использование (12часов)
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие
современных географических карт и их классификация. Значение
картографического метода исследования. Другие методы и источники
получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Раздел 4. Земля - планета солнечной системы (5 часов).
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практическая работа. Сравнение Земли с другими планетами
Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Раздел 5. Литосфера - каменная оболочка земли (7 часов).
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практическая работа. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Перечень обязательной географической номенклатуры 5 класс
Раздел «План и карта»
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Раздел «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Формы организации учебной деятельности.
Образовательные технологии:
При реализации данной рабочей программы в 5 классе будут использоваться следующие образовательные технологии:
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Проектные методы обучения.
Проблемное обучение.
Информационно-коммуникативные технологии.
Развивающее обучение.
Основные виды деятельности.
Лекция-монолог;
Чтение (самостоятельное);
Аудио-видео обучение;
Показ (демонстрация);
Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе);
Практика в процессе деятельности;
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка).
Календарно-тематическое планирование
№ Урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | ||
по плану | по факту | ||||
Раздел 1. Введение (2 часов)
| |||||
1 | 1 нед. cентября | Введение. География: древняя и современная наука. | комплексно-творческий урок | ||
2 | 2 нед. cентября | География в современном мире. | урок изучения нового материала | ||
Раздел 2. Развитие географических знаний о Земле (8 часов) | |||||
3 | 3 нед. cентября | География в древности. | комбинированный урок | ||
4 | 4 нед. cентября | Географические знания в древней Европе. | комплексно-творческий урок | ||
5 | 1 нед. октября | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа. | урок-путешествие | ||
6 | 2 нед. октября | Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий. | комбинированный урок | ||
7 | 3 нед. октября | Эпоха Великих географических открытий. Практическая работа № 1 по составлению презентации о великих путешественниках. | урок обобщения и систематизации | ||
8 | 1 нед. ноября | Открытие Австралии и Антарктиды. | урок-путешествие | ||
9 | 2 нед. ноября | Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле». | урок рефлексии | ||
Раздел 3. Изображения земной поверхности и их использование (12 часов) | |||||
10 | 3 нед. ноября | Изображения земной поверхности. | урок изучения нового материала | ||
11 | 4 нед. ноября | Масштаб. | урок изучения нового материала | ||
12 | 1 нед. декабря | Условные знаки. | комплексно-творческий урок | ||
13 | 2 нед. декабря | Способы изображения неровностей земной поверхности. | комплексно-творческий урок | ||
14 | 3 нед. декабря | Стороны горизонта. Ориентирование. | урок изучения нового материала | ||
15 | 4 нед. декабря | Съёмка местности. Практическая работа № 2 по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. | урок изучения нового материала | ||
16 | 2 нед. января | Составление плана местности. Практическая работа № 3 по проведению полярной съёмки местности. | урок изучения нового материала | ||
17 | 3 нед. января | Географические карты. | урок изучения нового материала | ||
18 | 4 нед. января | Параллели и меридианы. | урок изучения нового материала | ||
19 | 1 нед. февраля | Географические координаты. | комплексно-творческий урок | ||
20 | 2 нед. февраля | Географические информационные системы. | урок изучения нового материала | ||
21 | 3 нед. февраля | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование». | урок обобщения и систематизации | ||
Раздел 4. Земля — планета Солнечной системы (5 часов) | |||||
22 | 4 нед. февраля | Земля в Солнечной системе. | урок изучения нового материала | ||
23 | 1 нед. марта | Осевое вращение Земли. | комплексно-творческий урок | ||
24 | 2 нед. марта | Орбитальное движение Земли. | урок-путешествие | ||
25 | 3 нед. марта | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | урок изучения нового материала | ||
26 | 4 нед. марта | Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы». | урок обобщения и систематизации | ||
Раздел 5. Литосфера — каменная оболочка Земли (7 часов) | |||||
27-28 | 2-3 нед. апреля | Строение Земли. Горные Породы. Практическая работа № 4 по определению горных пород и описанию их свойств. | урок изучения нового материала | ||
29 | 4 нед. апреля | Земная кора и литосфера. | урок изучения нового материала | ||
30 | 1нед. мая | Рельеф Земли. | урок изучения нового материала | ||
31 | 2 нед. мая | Внутренние силы Земли. | урок изучения нового материала | ||
32-33 | 3 нед. мая | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. | комбинированный урок | ||
34 | 4 нед. мая | Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли». | урок обобщения и систематизации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...