Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Ориентирована на базовый учебник: География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе  (DVD)/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. –  М., «Просвещение», 2014г., 192с. «Полярная звезда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс № 3 «Школа-лицей»

Кировского района Республики Крым

                           РАССМОТРЕНО                                             СОГЛАСОВАНО                                                  УТВЕРЖДЕНО

                           Руководитель ШМО                                          Заместитель директора по УВР                             Директор

                           ___________/________________                      ____________/ С.А.Куликова                                ___________/ Н.С.Мамонтова

                          Протокол заседания МО                                    _____ августа 2018г.                                              приказ от ________________2018г.

                          №_____ от_____________2018г.                                                                                                        №________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет   География

Уровень  базовый

Класс 5

Срок реализации: 1 год, 2018/2019 учебный год

Количество часов: всего 34ч., в неделю 1ч.

Учитель: Куликова Светлана Анатольевна, учитель высшей категории

2018г.

Пояснительная записка.

  Рабочая программа по географии в 5 классе разработана в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577).
  2. Основной образовательной программы МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школа-лицей».
  3. Программы общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. А.И. Алексеев Е.К. Липкина, В.В. Наколина.- М.  «Просвещение» 2008.
  4. Методических рекомендаций КРИППО «Об особенностях преподавания предмета в 2018/2019 учебном году.

   Ориентирована на базовый учебник: География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе  (DVD)/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. –  М., «Просвещение», 2014г., 192с. «Полярная звезда»

      Программа соответствует учебному плану МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школа-лицей», рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии являются формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из  «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Содержание учебного предмета

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле. (4 ч)

   Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумб,

Ф. Магеллан. Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы. (4 ч)

   Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света по поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Тема3. План и карта (8ч)

   Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью  

масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам.  Способы глазомерной съёмки местности. Составление плана местности. Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты.  Географическая широта. Определение географической широты объектов. Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса

Тема 4. Человек на Земле (4ч)

   Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли. (10ч)

   Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Резерв (4ч)

Тематическое планирование

№ п/п

Тематические разделы

Количество часов

Количество практических работ

1.

Развитие географических знаний о Земле.

4

1

2.

Земля – планета Солнечной системы.

4

1

3.

План и карта.

8

5

4.

Человек на Земле.

4

1

5.

Литосфера – твердая оболочка Земли.

10

1

6.

Резерв

4

-

Всего

34

9

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

по плану

по факту

Развитие географических знаний о Земле. (4 ч)

1.

Что изучает география?

2.

Развитие географических знаний о Земле.

3.

Современный этап научных географических исследований.

4.

Практическая работа №1 Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» (обучающая)

Земля – планета Солнечной системы. (4 ч)

5.

Земля — планета Солнечной системы.

6.

Движения Земли.

7.

Солнечный свет на Земле.

8.

Практическая работа №2 Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» (итоговая)

План и карта (8ч)

9.

Ориентирование на местности. План местности. Практическая работа №3 Определение различных способов ориентирования на местности. (обучающая)

10.

Условные знаки. Масштаб. Практическая работа №4 Решение задач с использованием различных видов масштаба. (итоговая)

11.

Изображение неровностей земной поверхности на плоскости.

12.

Определение сторон горизонта. Составление плана местности. Практическая работа №5 Составление описания маршрута по плану местности. (тренировочная)

13.

Географическая карта — особый источник информации. Практическая работа №6 Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности. (обучающая)

14.

Градусная сетка.

15.

Географические координаты. Географическая широта.

16.

Географические координаты. Географическая долгота. Практическая работа №7 Определение географических координат по географической карте. (итоговая)

Человек на Земле (4ч)

17.

Заселение человеком Земли.

18.

Расы и народы.

19.

Многообразие стран мира.

20.

Практическая работа №8 Обозначение на контурной карте границ крупнейших государств и их столиц на всех материках мира. (итоговая)

Литосфера – твердая оболочка Земли. (10ч)

21.

Земная кора и литосфера.

22.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

23.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения.

24.

Вулканизм.

25.

Рельеф Земли. Равнины.

26.

Рельеф Земли. Горы.

27.

Практическая работа №9 Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа. (итоговая)

28.

Проект «Скульптурный портрет планеты»

29.

Литосфера и человек.

30.

Обобщение знаний по теме «Литосфера»

31.

Защита проектных работ «Скульптурный портрет планеты».

32.

Обобщение знаний по теме «Развитие географических знаний о Земле».

33.

Обобщение знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы».

34.

Обобщение знаний по теме «План и карта»

Лист корректировки рабочей программы

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

(командировка, праздничный день, больничный)

Корректирующее мероприятие

(объединение тем, взаимозамена, отработка согласно изменениям в расписании

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...