Рабочая программа 11 класс
рабочая программа по географии (11 класс)
Рабочая программа по географии, 11 класс. По серии учебников "Полярная звезда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11klass.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ЛИЦЕЙ №124»
ПРИНЯТО Утверждаю
Методическим объединением Директор МБОУ «Лицей№ 124 учителей естественнонаучных
Дисциплин ____________Н.М. Погребников
МБОУ «Лицей№ 124» Приказ №
Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Программа общего(полного) образования
11 класс
2018-2019 учебный год
Программа общеобразовательных учреждений по географии
Авторы: А.И.Алексеев и др.
Москва. Просвещение. 2009 год
Учитель: Новосельцева Татьяна Анатольевна
Барнаул 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии России в 11 классе составлена
на основе авторской программы А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
В 11 классе изучают регионы и страны. Программа рассчитана на 34 часа, практических оценочных работ-5 (4 работа объеденина с 5), резерв времени - 3 часа.В 11 классе увеличено количество часов на изучение темы « Регионы и страны» с 21 до 26 часов в рабочей программе за счет резервного времени. Данные часы используются для проведения практических работ.
В условиях динамично развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы их единстве и взаимосвязи.
Цели и задачи данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
1) знать / понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
особенности научно-технической революции;
понятие «природопользование», виды природопользования;
идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
2) уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
составлять развернутый план доклада, сообщения;
составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
составлять и презентовать реферат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
3) оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.
Планируемый результат обучения: овладение учащимися системой социально-экономических, экологических, картографических, политических знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у учащихся социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Содержание предмета
Регионы и страны (26 ч)
Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка
Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Глобальные проблемы человечества (4 ч)
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
Тематический поурочный план учебного предмета «География»
(1 час в неделю, 34 учебных недели)
№ Урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся(практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т.д.) | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | |
Тема №1 Регионы и страны – 26 часов | |||||
1. | Как поделить земное пространство? | Знать/понимать: Крупнейшие по площади страны и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики стран. Уметь: Составлять экономико-географическую характеристику от дельных стран и сравнительную характеристику двух стран. Оценивать Природные условия и ресурсы стран для жизни и хозяйственной деятельности человека | Работа с политичес-кой картой и рис. 54, диаграмма-ми на стр.149, таблицами приложения стр. 264, со схемами, карто-схемами. Самостояте-льная работа с текстом учебника. Анализ карт атласа. Тестовый контроль знаний. Работа с контурными картами. Диктант по терминам | ||
2. | Центры экономической мощи и «полюсы» бедности | ||||
3. | США | ||||
4. | США | ||||
5. | Канада | ||||
6. | Латинская Америка | ||||
7. | Регионы Латинской Америки | ||||
8. | Страны Л. Америки | Практическая работа №1 «Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека» | |||
9. | Западная Европа | ||||
10. | Германия | ||||
11. | Великобритания | Анализировать статистические материалы и данные средств массовойинфор- мации | |||
12. | Франция | ||||
13. | Италия | ||||
14. | Центрально-Восточная Европа | ||||
15. | Центрально-Восточная Европа | Практическая работа №2 «Экономико-географическая характеристика одной из Стран Ц-В Европы» | |||
16. | Постсоветский регион | ||||
17. | Зарубежная Азия | ||||
18. | Китайская Народная Республика | ||||
19. | Япония | ||||
20. | Юго-Восточная Азия | ||||
21. | Южная Азия | ||||
22. | Юго-Западная Азия и Северная Африка | ||||
23. | Тропическая Африка и ЮАР | ||||
24. | Тропическая Африка | Практическая работа№3 «Сравнительная характеристика двух стран» | |||
25. | Австралия и Океания | ||||
26. | Обобщение знаний | ||||
Тема №2 Глобальные проблемы человечества – 5 часов | |||||
27. | Глобальные проблемы | Уметь: Осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества. Оценивать экологические ситуации в отдельных странах и регионах, тенденции и пути развития современного мира | Работа с различными источниками информации Работа в парах и группах Обсуждение проблемных вопросов | ||
28. | Отсталость, голод, болезни | ||||
29. | Энергетическая и сырьевая проблемы | ||||
30. | Экологическая проблема | Практическая работа №4 «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения» Практическая работа № 5 «На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества» | |||
31-34. | Резерв времени |
Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный, работа по картам атласа и контурным картам, диаграммам, графикам, проверочные работы и самостоятельные, тесты, компьютерные презентации, сообщения, рефераты, доклады
Критерии и нормы оценивания обучающихся
Отметка «5»
- ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
- правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
- правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
- есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
- затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
- ответ неправильный;
- нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1»
- ответ отсутствует.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5»
- правильный и полный отбор источников знаний;
- рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
- самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
- аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»
- правильный и полный отбор источников знаний;
- допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3»
- правильное использование основных источников знаний;
- допускаются неточности в формулировке выводов;
- неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»
- неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
- допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1»
- полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5»
- правильное, по правилу проведенное наблюдение;
- точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;
- правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4»
- правильное, по плану проведённое наблюдение;
- недочеты в отражении объекта или явления;
- правильная формулировка выводов;
- недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2»
- неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Отметка «1»
- не владеет умением проводить наблюдения
Практические работы в 11 классе
- «Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека»
- «Экономико-географическая характеристика одной из стран Ц-В Европы»
- «Сравнительная характеристика двух стран»
- «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения»
- «На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем»
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
1. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир. 10 -11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений; 4-е издание, М.: Просвещение, 2011.
2. География. Мой тренажер. 10 -11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В.В. Николина - М.: Просвещение, 2017, 2018.
3. Географический атлас 10-11 класс. – М.:Просвещение, 2017, 2018.
4. Н.О. Верещагин, В.Д .Сухоруков. География. Поурочные разработки. 10-11классы.М.: Просвещение, 2009.
5. Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н., Махов С.И. «Конструктор» текущего контроля 10-11 класс.-М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...