Атмосфера: строение, значение, изучение
план-конспект урока по географии (6 класс)

Дроздова Наталья Алексеевна

Основное содержание: атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

         Основные термины и понятия: атмосфера, тропо­сфера, стратосфера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera.docx150.58 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема: Атмосфера: строение, значение, изучение

                Цели:

        Образовательные: формирование понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера.

        Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания на практике.

        Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство взаимопонимания.

        Опорные знания: атмосфера, планеты Солнечной системы.

        Основное содержание: атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

        Основные термины и понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера.

        Оборудование: электронное приложение к учебнику, наглядное пособие «Строение атмосферы», атлас «География. 6 класс».

        Виды деятельности учащихся: выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы», составление характеристики атмосферы по плану.

        Требования к подготовке учащихся: объяснять значение понятия «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану.

        Тип урока: урок усвоения новых знаний.

        Методы обучения: словесные, практические, деятельностные, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование урока: учебник география «Начальный курс», атлас 6 класс, ЛОК. 

        Изучив эту тему, учащиеся:

  • узнают о значении атмосферы, ее строении и свойствах, основных мероприятиях по охране атмосферы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап.

                Начало урока – фрагмент из документального фильма «Атмосфера. Из чего состоит. Защитная оболочка Земли».

                Учитель. Вы, наверное, догадались, о каком океане идёт речь?                                Ученики. Это воздушный океан планета Земля - атмосфера.

                Учитель. Я предлагаю вам приступить к изучению третьей оболочки  Земли и отправиться в научно - исследовательскую экспедицию. Сформулируйте  тему нашего исследования и запишите в тетрадь:

Дети: «Атмосфера: строение, значение, изучение». (Слайд 1)

                Учитель. Отправляясь в научную экспедицию по изучению воздушного океана планета Земля, определите цели:  

                        

                Ученики. Цель нашей экспедиции изучить:

-  состав воздуха;

- строение атмосферы;

- значение атмосферы для планеты;

- мероприятия по защите атмосферы от загрязнения. (Слайд 2)

                Учитель. В ходе исследования ответьте на вопрос: «Почему наличие атмосферы является одним из условий существования жизни на земле?

И так в путь!

2.Объяснение нового материала.  В процессе объяснения нового материала, учащиеся рисуют схему.

        Учитель. Вспомните, что такое эта атмосфера?

                «атмос» - пар,

 АТМОСФЕРА        воздушная оболочка Земли

                 «сфера» - шар

        Учитель. Какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием «воздушная оболочка»

Ученики. Газ. Кислород.  Воздух – смесь газов.

        Учитель. Откройте карту атласа стр.30. Рассмотрите диаграмму  «Состав воздуха» и ответьте на вопрос: из каких газов состоит атмосфера?  

                                              «атмос» - пар,

 АТМОСФЕРА        воздушная оболочка Земли 

                «сфера» - шар                

                                                                                     Смесь газов

                                                                                                         

                                                                                                                   другие

                                                                   Азот 78%                               газы 1%

                                                                                       Кислород 21%

        Учитель. Какое значение имеет кислород и углекислый газ в жизни нашей планеты?

          Ученики.

        - В процессе фотосинтеза растения поглощают из атмосферы углекислый газ, а выделяют кислород.

          - Кислород участвует в процесс дыхания живых организмов.  

    -Азот входит в состав белков, обеспечивает минеральное питание растений. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.

        Учитель. Ребята, а что вам известно о газе  озон?  Какую он играет роль?

 - Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов химического элемента кислорода.

        С помощью текста учебника ответьте на вопросы: Откуда берется озон в атмосфере? (Образуется из кислорода при грозе) - (Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца, добавляю – УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак)

        Учитель. Как вы думаете, имеет ли границы атмосфера? Давайте выясним? Откройте с.104 учебника.  

        Учитель. Что вы узнали?

        Ученики. Нижней границей атмосферы является земная поверхность. Верхняя граница у атмосферы отсутствует воздушная оболочка постепенно «растворяется» в космическом пространстве.  

Учитель. Обозначьте на рисунке границу распространения: всей атмосферы.

Фикультминутка.

         Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

        «Упрямая свеча». Наберём в грудь по больше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще раз.

         «Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули (повторить 2-3 раза).

        «Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза)

        Учитель. По характеру изменения температуры и другим физическим свойствам атмосферу можно разделить на слои.

         Рассмотрите рис. «Строение атмосферы» атласа стр.30 назовите слои атмосферы.

        Ученики. Перечисляют слои: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, ионосфера, экзосфера.

        Учитель. Продолжим наше исследование. Изучить слои атмосферы поможет словарь по физической географии. 

Советы по изучению. Пользуясь текстом словаря по физической географии стр. 182,178,165,183,159,171 подготовьте краткую характеристику каждого слоя, ответы запишите в таблицу.

        Надпишите на рисунке слои атмосферы и высоту их распространения: тропосферы, стратосферы, озонового слоя, мезосфера, термосфера, ионосфера по порядку снизу-вверх. Заполните таблицу «Слои атмосферы».

«Слои атмосферы».

Название слоя

Высота

Особенности слоя

Тропосфера

8-10 км.у полюсов,

16-18 км у экватора

Нижний, основной слой. Содержит 80% всего воздуха и 90% водяного пара. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 градусов). Происходят все атмосферные процессы, определяющие погоду и климат

Стратосфера

50-55 км

 Включает 20 % массы атмосферы. Повышено содержание озона. Температура повышается до 10°- 30° С.

Мезосфера

80-85 км

Сложные процессы приводят к свечению атмосферы. Температура понижается - 60°С –(-80°С). Образуются серебристые облака. Плотность воздуха меньше, чем у земной поверхности.

Термосфера

800 км

 Воздух сильно ионизирован. Температура воздуха на высоте 300 км достигает +12000 С.

Ионосфера

 или Экзосфера

80- 900 км

Внешний слой с улетучивающимися атомами водорода. Температура повышается до + 2500° С

        Учитель. Ребята, мы закончили исследование строения атмосферы.

- Перечислите основные слои атмосферы. (Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, ионосфера, экзосфера).

- Какой слой самый нижний. (Тропосфера)

- Дайте характеристику этого слоя.

- Повышается или понижается температура воздуха с высотой? (Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 градусов)).

- Где слой тропосферы больше над экваторам или в полярных областях? (Толщина тропосферы над экватором достигает 18 км, у полюсов 8- 10 км).

- Почему тропосферу называют фабрикой погоды. (в тропосфере находится почти весь водяной пар атмосферы; именно в этом слое происходя изменения погоды; в нем образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры, в зависимости от времени года меняется температура).  

- Движемся выше, как получил название слой, расположенный над тропосферой? (Стратосфера).

- В чем отличие стратосферы от тропосферы?

- Как называется газ, поглощающий ультрафиолетовые лучи?

- На какой высоте распространяется мезосфера?

- Решите задачу рабочая тетрадь на печатной основе стр. 86 задание 4, 5.  

        Учитель. Какое значение имеет атмосфера в жизни планеты? Дополните схему, используя параграф стр.105.

Учитель. Ребята, а кто мне подскажет, как называют учёных, которые занимаются изучением атмосферы.

Ученики. Метеорологи.

Учитель. С помощью, каких приборов изучают атмосферу?

( Сделать макет сообщения для газеты.)

3.Закрепление:

Географический диктант:

1. Воздушная оболочка Земли…….

2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..

3. В каком слое атмосферы живут люди……..

4.  Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..

5. Что служит нижней границей тропосферы……

6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……

7. Как называются воздушные шары, используемые  для изучения атмосферы……..

8. Сколько процентов воздуха содержаться  в тропосфере….

Итог урока. Ребята, наша экспедиция подошла к концу. Ребята, можем мы ответить  на вопрос:  «Почему наличие атмосферы является одним из условий существования жизни на земле?

4. Домашнее задание параграф 26 Рабочая тетрадь стр.87 задание 7

Рефлексия: Я думаю, каждый из вас в ходе экспедиции узнал много интересного.Если это так, то пусть наша планета ……

Приложение

Строение атмосферы

Таблица 1

Название слоя

Высота верхней границы, км

Особенности слоя

Тропосфера

8-10 км у полюсов,

16-18 км у экватора

Нижний, основной слой. Содержит 80% всего воздуха и 90% водяного пара. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 градусов). Происходят все атмосферные процессы, определяющие погоду и климат

Тропопауза

Переходный слой. Толщина не более 2 км. Температура над полюсом -45°...-65° С, над экватором -70° С

Стратосфера

50-55 км

 Включает 20 % массы атмосферы. Повышено содержание озона. Температура повышается до 10°- 30° С.

Стратопауза

Пограничный слой. Максимальная температура около 0° С

Мезосфера

80-85 км

Сложные процессы приводят к свечению атмосферы. Температура понижается - 60°С  –(-80°С). Образуются серебристые облака. Плотность воздуха меньше, чем у земной поверхности.

Мезопауза

Переходный слой. Минимальная температура около -90° С

Термосфера

800 км

 Воздух сильно ионизирован. Температура воздуха на высоте 300 км достигает +12000 С.

Ионосфера

 или Экзосфера

80- 900 км

Внешний слой с улетучивающимися атомами водорода. Температура повышается до + 2500° С.

Схема 1

Строение атмосферы

Название слоя

Высота

Особенности слоя

Тропосфера

Стратосфера

Мезосфера

Термосфера

Ионосфера

 или Экзосфера

Советы по изучению. Пользуясь текстом словаря по физической географии стр. 182,178,165,183,159,171 подготовьте краткую характеристику каждого слоя, ответы запишите в таблицу.

        Надпишите на рисунке слои атмосферы и высоту их распространения: тропосферы, стратосферы, озонового слоя, мезосфера, термосфера, ионосфера по порядку снизу-вверх.

Самоанализ урока  географии в 6 классе учителя Дородовой Н.А..

        Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.

        По типу урока он отнесен к урок усвоения новых знаний.

        Цели урока:

         Образовательные: формирование понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера.

        Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания на практике.

        Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство взаимопонимания.

        В начале урока была создана ситуация неопределённости, которая позволили заинтересовать обучающихся в предстоящей деятельности, мотивировать к учебной деятельности. Начало урока – фрагмент из документального фильма «Атмосфера. Из чего состоит. Защитная оболочка Земли». Это способствовало самостоятельному определению темы и цели урока учащимися.

         Перед обучающимися была поставлена проблема в ходе исследования ответьте на вопрос: «Почему наличие атмосферы является одним из условий существования жизни на земле?

        Следующим этапом урока являлась актуализация  знаний по теме с опорой на материал курса «География. 5 класс».Работа с понятием «Атмосфера».

          Результат работы в процессе объяснения нового материала, учащиеся составляли ЛОК.

        Вторая часть актуализации проводилась с целью формирование учащихся деятельностных способностей  и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:  создание проблемных ситуаций и выходов из них. На этом этапе обучающиеся работали с опорой на текст учебника, словарем  по физической географии и заданиями в рабочей тетради с печатной основой к ним с целью изучения предметного материала, формулирования вывода по проблеме.

        Содержание материала предполагало научить объяснять значение понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера; объяснять строение атмосферы, состав и значение. 

        Создать условия для развития универсальных учебных действий: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

 Познавательные: работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска.

Личностные:

Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

        Содержание материала предполагало организацию самостоятельной деятельности учащихся. Урок построен на решении учебных задач, в результате которых обучающиеся самостоятельно делали выводы по теме урока. Форма опроса по теме я думаю, избрана  рационально. Для решения поставленных задач на уроке  я использовала словесный метод, фронтальную форму работы и индивидуальную, ситуации неожиданности, неопределённости, что позволило расширить представление об теме атмосфера. Задания строились  от простого  к сложному. В качестве наиболее сложного задания ученикам было предложено  задание рабочей тетради с печатной основой. Я считаю, что в процессе актуализации знаний ученики подготовились к активному и осознанному усвоению материала по теме.

    Формирование знаний осуществлялось в соответствии с возрастом и уровнем их обученности.  На уроке использовала деятельностный подход в обучении, когда ученики самостоятельно заполняли таблицу «Строение атмосферы» и делали вывод о значении атмосферы.

   Выбранные методы, на мой взгляд, соответствовали содержанию материала, способствовали активизации творческого мышления, вовлечению в процесс познания.

 На этапе закрепления обучающиеся подвели итог урока: сформулировали его цель. Обменялись впечатлениями об уроке.

         Я считаю, урок триединых задач достиг.

  Урок проводился с учетом требований к уроку с позиций здоровьесбережения:

  Во-первых, количество видов учебной деятельности было разнообразно: слушание, чтение, анализ и решение учебных задач, ответы на вопросы, заполнение таблицы, они чередовались.

   Во-вторых, использовались различные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

   В-третьих, на уроке была работа, в которой учащиеся могли высказать свое мнение. Проявить самостоятельность суждений.

   В-четвертых, на уроке проводилась физкультминутка.

   В-пятых, был создан благоприятный психологический микроклимат на уроке, что проявлялось в настрое на работу в начале урока, наличии внешней мотивации-похвалы, поддержки.

http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html

Географический диктант:

1. Воздушная оболочка Земли…….

2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..

3. В каком слое атмосферы живут люди……..

4.  Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..

5. Что служит нижней границей тропосферы……

6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……

7. Как называются воздушные шары, используемые  для изучения атмосферы……..

8. Сколько процентов воздуха содержаться  в тропосфере….

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Географический диктант:

1. Воздушная оболочка Земли…….

2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..

3. В каком слое атмосферы живут люди……..

4.  Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..

5. Что служит нижней границей тропосферы……

6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……

7. Как называются воздушные шары, используемые  для изучения атмосферы……..

8. Сколько процентов воздуха содержаться  в тропосфере….

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Географический диктант:

1. Воздушная оболочка Земли…….

2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..

3. В каком слое атмосферы живут люди……..

4.  Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..

5. Что служит нижней границей тропосферы……

6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……

7. Как называются воздушные шары, используемые  для изучения атмосферы……..

8. Сколько процентов воздуха содержаться  в тропосфере….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Атмосфера: строение, значение, изучение, охрана».

Разработка урока географии для 6 класса «Атмосфера строение, значение, изучение, охрана».Цель урока: сформировать знания учащихся  об атмосфере;  дать представление о ее составе, строении, з...

«Атмосфера: строение , значение , изучение.»

Конспект урока можно использовать при подготовке к уроку географии в 6 классе....

Атмосфера: строение, значение, изучение

-Сформировать представление о значении атмосферы: ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы;-  Познакомить с исследованием атм...

Презентация на тему: Атмосфера, строение, значение, изучение.

Презентация позволяет сформировать наглядное представление у учеников о сроении и роли атмосферы в жизни Земли....

Атмосфера: строение, значение, изучение

Методическая разработка урока в комплекте с презентацией...

Урок по ФГОС "Атмосфера. Строение,значение,изучение"

Урок для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС...