Атмосфера: строение, значение, изучение
план-конспект урока по географии (6 класс)
Основное содержание: атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Основные термины и понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfera.docx | 150.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Атмосфера: строение, значение, изучение
Цели:
Образовательные: формирование понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера.
Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания на практике.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство взаимопонимания.
Опорные знания: атмосфера, планеты Солнечной системы.
Основное содержание: атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Основные термины и понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, наглядное пособие «Строение атмосферы», атлас «География. 6 класс».
Виды деятельности учащихся: выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы», составление характеристики атмосферы по плану.
Требования к подготовке учащихся: объяснять значение понятия «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесные, практические, деятельностные, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование урока: учебник география «Начальный курс», атлас 6 класс, ЛОК.
Изучив эту тему, учащиеся:
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовительный этап.
Начало урока – фрагмент из документального фильма «Атмосфера. Из чего состоит. Защитная оболочка Земли».
Учитель. Вы, наверное, догадались, о каком океане идёт речь? Ученики. Это воздушный океан планета Земля - атмосфера.
Учитель. Я предлагаю вам приступить к изучению третьей оболочки Земли и отправиться в научно - исследовательскую экспедицию. Сформулируйте тему нашего исследования и запишите в тетрадь:
Дети: «Атмосфера: строение, значение, изучение». (Слайд 1)
Учитель. Отправляясь в научную экспедицию по изучению воздушного океана планета Земля, определите цели:
Ученики. Цель нашей экспедиции изучить:
- состав воздуха;
- строение атмосферы;
- значение атмосферы для планеты;
- мероприятия по защите атмосферы от загрязнения. (Слайд 2)
Учитель. В ходе исследования ответьте на вопрос: «Почему наличие атмосферы является одним из условий существования жизни на земле?
И так в путь!
2.Объяснение нового материала. В процессе объяснения нового материала, учащиеся рисуют схему.
Учитель. Вспомните, что такое эта атмосфера?
«атмос» - пар,
АТМОСФЕРА воздушная оболочка Земли
«сфера» - шар
Учитель. Какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием «воздушная оболочка»
Ученики. Газ. Кислород. Воздух – смесь газов.
Учитель. Откройте карту атласа стр.30. Рассмотрите диаграмму «Состав воздуха» и ответьте на вопрос: из каких газов состоит атмосфера?
«атмос» - пар,
АТМОСФЕРА воздушная оболочка Земли
«сфера» - шар
Смесь газов
другие
Азот 78% газы 1%
Кислород 21%
Учитель. Какое значение имеет кислород и углекислый газ в жизни нашей планеты?
Ученики.
- В процессе фотосинтеза растения поглощают из атмосферы углекислый газ, а выделяют кислород.
- Кислород участвует в процесс дыхания живых организмов.
-Азот входит в состав белков, обеспечивает минеральное питание растений. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.
Учитель. Ребята, а что вам известно о газе озон? Какую он играет роль?
- Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов химического элемента кислорода.
С помощью текста учебника ответьте на вопросы: Откуда берется озон в атмосфере? (Образуется из кислорода при грозе) - (Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца, добавляю – УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак)
Учитель. Как вы думаете, имеет ли границы атмосфера? Давайте выясним? Откройте с.104 учебника.
Учитель. Что вы узнали?
Ученики. Нижней границей атмосферы является земная поверхность. Верхняя граница у атмосферы отсутствует воздушная оболочка постепенно «растворяется» в космическом пространстве.
Учитель. Обозначьте на рисунке границу распространения: всей атмосферы.
Фикультминутка.
Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.
«Упрямая свеча». Наберём в грудь по больше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще раз.
«Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули (повторить 2-3 раза).
«Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза)
Учитель. По характеру изменения температуры и другим физическим свойствам атмосферу можно разделить на слои.
Рассмотрите рис. «Строение атмосферы» атласа стр.30 назовите слои атмосферы.
Ученики. Перечисляют слои: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, ионосфера, экзосфера.
Учитель. Продолжим наше исследование. Изучить слои атмосферы поможет словарь по физической географии.
Советы по изучению. Пользуясь текстом словаря по физической географии стр. 182,178,165,183,159,171 подготовьте краткую характеристику каждого слоя, ответы запишите в таблицу.
Надпишите на рисунке слои атмосферы и высоту их распространения: тропосферы, стратосферы, озонового слоя, мезосфера, термосфера, ионосфера по порядку снизу-вверх. Заполните таблицу «Слои атмосферы».
«Слои атмосферы».
Название слоя | Высота | Особенности слоя |
Тропосфера | 8-10 км.у полюсов, 16-18 км у экватора | Нижний, основной слой. Содержит 80% всего воздуха и 90% водяного пара. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 градусов). Происходят все атмосферные процессы, определяющие погоду и климат |
Стратосфера | 50-55 км | Включает 20 % массы атмосферы. Повышено содержание озона. Температура повышается до 10°- 30° С. |
Мезосфера | 80-85 км | Сложные процессы приводят к свечению атмосферы. Температура понижается - 60°С –(-80°С). Образуются серебристые облака. Плотность воздуха меньше, чем у земной поверхности. |
Термосфера | 800 км | Воздух сильно ионизирован. Температура воздуха на высоте 300 км достигает +12000 С. |
Ионосфера или Экзосфера | 80- 900 км | Внешний слой с улетучивающимися атомами водорода. Температура повышается до + 2500° С |
Учитель. Ребята, мы закончили исследование строения атмосферы.
- Перечислите основные слои атмосферы. (Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, ионосфера, экзосфера).
- Какой слой самый нижний. (Тропосфера)
- Дайте характеристику этого слоя.
- Повышается или понижается температура воздуха с высотой? (Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 градусов)).
- Где слой тропосферы больше над экваторам или в полярных областях? (Толщина тропосферы над экватором достигает 18 км, у полюсов 8- 10 км).
- Почему тропосферу называют фабрикой погоды. (в тропосфере находится почти весь водяной пар атмосферы; именно в этом слое происходя изменения погоды; в нем образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры, в зависимости от времени года меняется температура).
- Движемся выше, как получил название слой, расположенный над тропосферой? (Стратосфера).
- В чем отличие стратосферы от тропосферы?
- Как называется газ, поглощающий ультрафиолетовые лучи?
- На какой высоте распространяется мезосфера?
- Решите задачу рабочая тетрадь на печатной основе стр. 86 задание 4, 5.
Учитель. Какое значение имеет атмосфера в жизни планеты? Дополните схему, используя параграф стр.105.
Учитель. Ребята, а кто мне подскажет, как называют учёных, которые занимаются изучением атмосферы.
Ученики. Метеорологи.
Учитель. С помощью, каких приборов изучают атмосферу?
( Сделать макет сообщения для газеты.)
3.Закрепление:
Географический диктант:
1. Воздушная оболочка Земли…….
2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..
3. В каком слое атмосферы живут люди……..
4. Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..
5. Что служит нижней границей тропосферы……
6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……
7. Как называются воздушные шары, используемые для изучения атмосферы……..
8. Сколько процентов воздуха содержаться в тропосфере….
Итог урока. Ребята, наша экспедиция подошла к концу. Ребята, можем мы ответить на вопрос: «Почему наличие атмосферы является одним из условий существования жизни на земле?
4. Домашнее задание параграф 26 Рабочая тетрадь стр.87 задание 7
Рефлексия: Я думаю, каждый из вас в ходе экспедиции узнал много интересного.Если это так, то пусть наша планета ……
Приложение
Строение атмосферы
Таблица 1
Название слоя | Высота верхней границы, км | Особенности слоя |
Тропосфера | 8-10 км у полюсов, 16-18 км у экватора | Нижний, основной слой. Содержит 80% всего воздуха и 90% водяного пара. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 градусов). Происходят все атмосферные процессы, определяющие погоду и климат |
Тропопауза | Переходный слой. Толщина не более 2 км. Температура над полюсом -45°...-65° С, над экватором -70° С | |
Стратосфера | 50-55 км | Включает 20 % массы атмосферы. Повышено содержание озона. Температура повышается до 10°- 30° С. |
Стратопауза | Пограничный слой. Максимальная температура около 0° С | |
Мезосфера | 80-85 км | Сложные процессы приводят к свечению атмосферы. Температура понижается - 60°С –(-80°С). Образуются серебристые облака. Плотность воздуха меньше, чем у земной поверхности. |
Мезопауза | Переходный слой. Минимальная температура около -90° С | |
Термосфера | 800 км | Воздух сильно ионизирован. Температура воздуха на высоте 300 км достигает +12000 С. |
Ионосфера или Экзосфера | 80- 900 км | Внешний слой с улетучивающимися атомами водорода. Температура повышается до + 2500° С. |
Схема 1
Строение атмосферы
Название слоя | Высота | Особенности слоя |
Тропосфера | ||
Стратосфера | ||
Мезосфера | ||
Термосфера | ||
Ионосфера или Экзосфера |
Советы по изучению. Пользуясь текстом словаря по физической географии стр. 182,178,165,183,159,171 подготовьте краткую характеристику каждого слоя, ответы запишите в таблицу.
Надпишите на рисунке слои атмосферы и высоту их распространения: тропосферы, стратосферы, озонового слоя, мезосфера, термосфера, ионосфера по порядку снизу-вверх.
Самоанализ урока географии в 6 классе учителя Дородовой Н.А..
Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.
По типу урока он отнесен к урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: формирование понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера.
Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания на практике.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство взаимопонимания.
В начале урока была создана ситуация неопределённости, которая позволили заинтересовать обучающихся в предстоящей деятельности, мотивировать к учебной деятельности. Начало урока – фрагмент из документального фильма «Атмосфера. Из чего состоит. Защитная оболочка Земли». Это способствовало самостоятельному определению темы и цели урока учащимися.
Перед обучающимися была поставлена проблема в ходе исследования ответьте на вопрос: «Почему наличие атмосферы является одним из условий существования жизни на земле?
Следующим этапом урока являлась актуализация знаний по теме с опорой на материал курса «География. 5 класс».Работа с понятием «Атмосфера».
Результат работы в процессе объяснения нового материала, учащиеся составляли ЛОК.
Вторая часть актуализации проводилась с целью формирование учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: создание проблемных ситуаций и выходов из них. На этом этапе обучающиеся работали с опорой на текст учебника, словарем по физической географии и заданиями в рабочей тетради с печатной основой к ним с целью изучения предметного материала, формулирования вывода по проблеме.
Содержание материала предполагало научить объяснять значение понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера; объяснять строение атмосферы, состав и значение.
Создать условия для развития универсальных учебных действий: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.
Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Познавательные: работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска.
Личностные:
Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Содержание материала предполагало организацию самостоятельной деятельности учащихся. Урок построен на решении учебных задач, в результате которых обучающиеся самостоятельно делали выводы по теме урока. Форма опроса по теме я думаю, избрана рационально. Для решения поставленных задач на уроке я использовала словесный метод, фронтальную форму работы и индивидуальную, ситуации неожиданности, неопределённости, что позволило расширить представление об теме атмосфера. Задания строились от простого к сложному. В качестве наиболее сложного задания ученикам было предложено задание рабочей тетради с печатной основой. Я считаю, что в процессе актуализации знаний ученики подготовились к активному и осознанному усвоению материала по теме.
Формирование знаний осуществлялось в соответствии с возрастом и уровнем их обученности. На уроке использовала деятельностный подход в обучении, когда ученики самостоятельно заполняли таблицу «Строение атмосферы» и делали вывод о значении атмосферы.
Выбранные методы, на мой взгляд, соответствовали содержанию материала, способствовали активизации творческого мышления, вовлечению в процесс познания.
На этапе закрепления обучающиеся подвели итог урока: сформулировали его цель. Обменялись впечатлениями об уроке.
Я считаю, урок триединых задач достиг.
Урок проводился с учетом требований к уроку с позиций здоровьесбережения:
Во-первых, количество видов учебной деятельности было разнообразно: слушание, чтение, анализ и решение учебных задач, ответы на вопросы, заполнение таблицы, они чередовались.
Во-вторых, использовались различные методы: словесный, наглядный, исследовательский.
В-третьих, на уроке была работа, в которой учащиеся могли высказать свое мнение. Проявить самостоятельность суждений.
В-четвертых, на уроке проводилась физкультминутка.
В-пятых, был создан благоприятный психологический микроклимат на уроке, что проявлялось в настрое на работу в начале урока, наличии внешней мотивации-похвалы, поддержки.
http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html
Географический диктант:
1. Воздушная оболочка Земли…….
2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..
3. В каком слое атмосферы живут люди……..
4. Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..
5. Что служит нижней границей тропосферы……
6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……
7. Как называются воздушные шары, используемые для изучения атмосферы……..
8. Сколько процентов воздуха содержаться в тропосфере….
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Географический диктант:
1. Воздушная оболочка Земли…….
2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..
3. В каком слое атмосферы живут люди……..
4. Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..
5. Что служит нижней границей тропосферы……
6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……
7. Как называются воздушные шары, используемые для изучения атмосферы……..
8. Сколько процентов воздуха содержаться в тропосфере….
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Географический диктант:
1. Воздушная оболочка Земли…….
2. Атмосфера представляет собой смесь газов…..
3. В каком слое атмосферы живут люди……..
4. Насколько изменяется температура воздуха при подъеме на 1 км…..
5. Что служит нижней границей тропосферы……
6. Где слой тропосферы больше – над экватором или в полярных областях……
7. Как называются воздушные шары, используемые для изучения атмосферы……..
8. Сколько процентов воздуха содержаться в тропосфере….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме" Атмосфера: строение, значение, изучение"
Первый урок по теме "Атмосфера"...
Разработка урока «Атмосфера: строение, значение, изучение, охрана».
Разработка урока географии для 6 класса «Атмосфера строение, значение, изучение, охрана».Цель урока: сформировать знания учащихся об атмосфере; дать представление о ее составе, строении, з...
«Атмосфера: строение , значение , изучение.»
Конспект урока можно использовать при подготовке к уроку географии в 6 классе....
Атмосфера: строение, значение, изучение
-Сформировать представление о значении атмосферы: ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы;- Познакомить с исследованием атм...
Презентация на тему: Атмосфера, строение, значение, изучение.
Презентация позволяет сформировать наглядное представление у учеников о сроении и роли атмосферы в жизни Земли....
Атмосфера: строение, значение, изучение
Методическая разработка урока в комплекте с презентацией...
Урок по ФГОС "Атмосфера. Строение,значение,изучение"
Урок для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС...