Атмосфера: строение, значение, изучение
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Бузмакова Ольга Леонидовна

Методическая разработка урока в комплекте с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfera.doc152 КБ
Office presentation icon atmosfera.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

Тема Атмосфера: строение, значение, изучение

Цель Обеспечить усвоение учащимися знаний об атмосфере, как воздушной оболочке Земли, ее строении, значении и методах изучения.

Задачи

  • Способствовать формированию понятий об «атмосфере», как внешней газовой оболочке планеты, «тропосфере», «стратосфере».
  • Обеспечить усвоение знаний о составе и строении атмосферы, о тропосфере как слоя атмосферы, наиболее важного для жизни человеческого общества.
  • Организовать деятельность учащихся по выявлению взаимосвязей атмосферы с земной корой и гидросферой и рассмотрению мер по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности.
  • Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для описания атмосферы, умений выделять существенные признаки составных частей атмосферы, умений видеть значение атмосферы, формулировать выводы по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает:

  • усвоение содержания понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
  • усвоение знаний о составе и строении атмосферы, значении атмосферы, методах изучения атмосферы
  • выявление мер по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности.

Планируемые результаты

Личностные:

Проявление:

  • эмоционально-ценностного отношения к атмосфере, как воздушной оболочке, без которой невозможна жизнь на нашей планете;
  • творческого отношения к решению практических задач;
  • стремления к самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные

Умение:

  • выявлять главные признаки понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера» и оперировать ими;
  • устанавливать взаимосвязи между отдельными слоями атмосферы, находить сходство и различие, формулировать выводы, делать обобщения;
  • прогнозировать ситуацию в случае загрязнения атмосферы и предлагать меры по устранению неблагоприятной ситуации.

Регулятивные

Умение:

  • ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  • организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;
  • выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные

Умение

  • организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в паре;
  • эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

знание:

  • содержания понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
  • особенностей строения атмосферы.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание значения атмосферы в общепланетарном масштабе и значение чистоты воздуха для своей местности.

В сфере географической деятельности:

умение:

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей атмосферы, как воздушной оболочки Земли;
  • сравнивать отдельные слои атмосферы друг с другом, выявлять и объяснять существенные особенности каждого слоя;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска необходимой информации и для наблюдения за погодой в России и в своем населенном пункте.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

Мультимедийный проектор, персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41e95a9e-61a2-4bb6-9727-e711f4188568/066a.pps 

Ресурсы, в том числе электронные:

учебник географии, атлас для 6 класса.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/1/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.16&fc-class=6 

Всероссийский Интернет-педсовет

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,71194/Itemid,118/ 

Межпредметные связи Природоведение 5 класс, химия 8 класс

Формы работы

фронтальная

индивидуальная  

в паре  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап I Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель

  • актуализировать имеющиеся знания по теме «Атмосфера», полученные при изучении курса Природоведения, 5 класс;
  • мотивировать обучающихся к изучению темы.

Ситуативное задание

Для осознанного восприятия новой темы необходимо рассмотреть следующие вопросы

  1. Приведите примеры, подтверждающие, что Земля окружена воздушной оболочкой.
  2. Какие планеты Солнечной системы имеют атмосферу?
  3. Какие условия необходимы для того, чтобы вокруг планеты существовала атмосфера?

Форма работы:

Планируемые результаты

Личностные

  • проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные

  • умение описывать и обобщать результат наблюдения;
  • умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные

Умение:

  • вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  • выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
  • работать в паре.

Предметные

Знание:

  • понятия «атмосфера»;
  • состава атмосферы;
  • значения атмосферы;
  • умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.

Формы работы

фронтальная

в паре  

Актуализация субъектного опыта учащихся

Учитель:

- сообщает тему урока;

- раскрывает цели учебного занятия;

- сообщает о значимости урока социальной, практической, личностной;

- проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:

  1. Что такое атмосфера?
  2. Что входит в состав атмосферы?
  3. Какие слои выделяют в атмосфере?
  4. Каково значение атмосферы?
  5. Как изучают атмосферу?

Ситуативное задание

1. Изменяется ли состав атмосферы в настоящее время? Каким образом это сказывается на обитателях планеты? Можно ли проконтролировать данную ситуацию?

Этап II

Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Научить обучающихся:

  • формулировать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
  • объяснять особенности состава и строения атмосферы;
  • объяснять значение и методы изучения атмосферы

Личностные

  • эмоционально-ценностное отношение к проблемам загрязнения атмосферы, как основного фактора изменяющего состав атмосферы не в лучшую сторону.

Регулятивные

  • организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу.

Коммуникативные

  • умение организовать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре;
  • умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные

  • знание содержания понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
  • умение выявлять особенности состава и строения воздушной оболочки, определять ее значение и характеризовать методы изучения атмосферы.

Формы работы

индивидуальная  

в паре  

Вводное слово учителя

Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации.

План:

  1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (Слайд 1-4)
  2. Состав атмосферы. (Слайд 5)
  3. Строение атмосферы. (Слайд 4,6,7)
  4. Значение атмосферы. (Слайд 8)
  5. Изучение атмосферы. (Слайд 9,10,11)

Изучение нового материала

Учитель:

Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли. Ее толщина… Границы…

Учитель организует усвоение понятия «атмосфера».

Электронный ресурс:

http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/1/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.16&fc-class=6 

Далее рассматривается состав атмосферы (рисунок на доске)

Задание 1. Используя знания, полученные из курса Природоведения и материал учебника, определите процентное отношение газов, составляющих атмосферу и около каждой доли круговой диаграммы расставьте соответствующие значения.

Учащиеся фиксируют ответы в тетради.

В характеристике слоев наибольшее внимание уделяется тропосфере, как части воздушной оболочки, в которой находится ¾ воздуха всей атмосферы. В тропосфере всегда можно наблюдать явления ее взаимодействия с земной корой и гидросферой. Какие это явления? Ответы учащихся.

Электронный ресурс:

http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/1/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.16&fc-class=6

Задание 2. Сравните отдельные слои атмосферы друг с другом, выявите и объясните существенные особенности каждого слоя (результаты занесите в таблицу)

План сравнения

Тропосфера

Стратосфера

1. Толщина

20  км

20-35 км

2. Плотность

80% всего

воздуха

20% всего

воздуха

3. Состав

Азот-75%

Кислород-21%

Остальные газы -1%

Воздух  сильно

Разрежен. ОЗОН

4. Изменение  температуры  с  высотой

понижается

Понижается, затем  незначительно

повышается

Проверка таблицы и ее корректировка.

Электронный ресурс:

http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/1/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.16&fc-class=6

Задание 3. Используя свой жизненный опыт, расскажите какое значение имеет атмосфера (учащиеся делают краткую запись в тетради).

Далее идет обсуждение записей учащихся и подводится общий итог с представлением слайда презентации.

Задание 4. Предложите меры, направленные на уменьшение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе и своей местности.

Задание 5. Составьте рассказ по фотографиям слайда презентации «Изучение атмосферы».

Учащиеся дают устные ответы.

Далее учитель организует усвоение учащимися знаний о методах изучения атмосферы.

Люди заметили, что одни явления, происходящие в атмосфере, предвещают пасмурную и дождливую погоду, другие наоборот ясную и солнечную. Вот почему с давних времен изучению атмосферы, особенно ее нижних слоев, придают огромное значение.

Ученые могут сейчас научно предсказать наступление заморозков или оттепелей, установление ясной и солнечной погоды или, наоборот, дождливой.

Сообщение учащегося «Предсказание погоды в старину»

Электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41e95a9e-61a2-4bb6-9727-e711f4188568/066a.pps 

Этап III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического  характера;

- научить школьников:

  • ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
  • планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Планируемые результаты 

Личностные

  • творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные

  • умение вести самостоятельный поиск, отбор информации из различных источников; ее переработку и представление в новой форме;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

  • умение работать индивидуально и в группе

Предметные

Умение:

  • формулировать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
  • определять состав и строение атмосферы;
  • выявлять значение и методы изучения атмосферы;
  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска географической информации.

Познавательные

  • Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования за состоянием погоды.

Варианты заданий: 

Задание 1. (репродуктивный уровень).

Как происходит нагревание воздуха, который составляет основу тропосферы? Изменяется ли его температура с высотой?

Задание 2. (частично-поисковый уровень). 

 Игра «Что за цифра?»

3000 км –

78 % –

60С –

21% –

1% –

17 км –

50-55 км –

(толщина атмосферы, азот, понижение температуры на каждый км, кислород, прочие газы, толщина тропосферы над экватором, верхняя граница стратосферы)

Задание 3. (эвристический  уровень). 

Представьте себе, каким может быть состав атмосферы через 1 млн. лет. От чего он будет зависеть?

Этап IV. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы «Атмосфера: строение, значение, изучение».

Планируемые результаты

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные

Умение выполнять учебные задания в паре.

Предметные

Умение давать определение основным понятиям темы, выполнять практически.

Задание 1. Рассчитайте, какова температура воздуха   у  земли, если   на высоте  4 км, она равна t =  -  10   С

Задание 2. Рассчитайте, какова температура  воздуха за бортом  самолета, летящего на высоте  5 км, если  у земной  поверхности она равна t = + 18    С

Этап V

Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Результаты деятельности

Личностные

  • эмоционально-ценностное отношение к теме «Атмосфера: строение, значение, изучение».

Регулятивные

  • умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные

  • умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата.

Предметные

  • умение систематизировать знания по теме «Атмосфера: строение, значение, изучение»

Самоанализ и самооценка ученика

Задание (самооценка). Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Используемая литература и сайты

  1. Рабочие программы по географии. 6–11 классы.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.
  3. http://school-collection.edu.ru 
    «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» содержит богатый методический и дидактический материал для использования в системе образования Российской Федерации (в том числе с использованием интерактивных досок различных статьи из опыта работы, инструкции, разработки уроков с использованием интерактивной производителей (Activeboard, AVerMedia, Hitachi, Panaboard, SMARTboard).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АТМОСФЕРА

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Атмосфера (от. др.-греч. ἀτμός — пар и σφαῖρα — шар) — газовая оболочка ( геосфера ), окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства.

Слайд 5

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ Сегодня наша атмосфера на 78,1% состоит из азота , на 21% из кислорода , на 0,9% из аргона, на 0,04% из диоксида углерода. Совсем малые доли по сравнению с основными газами составляют неон, гелий, метан, криптон.

Слайд 6

СРАВНИТЕ тропосферу и стратосферу План сравнения Тропосфера Стратосфера 1. Толщина 20 км 20-35 км 2. Плотность 80% всего воздуха 20% всего воздуха 3. Состав Азот-75% Кислород-21% Остальные газы -1% Воздух сильно Разрежен. ОЗОН 4. Изменение температуры с высотой понижается Понижается, затем незначительно повышается

Слайд 7

ОЗОН

Слайд 8

ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ Атмосферный воздух - это источник дыхания человека, животных и растительности, сырьё для процессов горения и синтеза химических веществ; он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений. Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Слайд 9

ИЗУЧЕНИЕ атмосферы Составить рассказ по фотографиям

Слайд 10

Метеорология Метеорология - наука о земной атмосфере и происходящих в ней процессах. Метеорология изучает: - состав и строение атмосферы; - теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности; - влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; - электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Одна из главных задач метеорологии - прогноз погоды на различные сроки

Слайд 11

Слайд 12

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Атмосфера-это……. Тропосфера является…… Озоновый слой находится в……

Слайд 13

ТЕСТ 1.Слой атмосферы, где происходят все погодные явления, - 1=стратосфера 2=озоновый 3=тропосфера 4=мезосфера 2. Воздух вблизи поверхности Земли содержит больше всего ... 1=кислорода 2=пыли 3=азота 4= углекислого газа 3.С высотой температура воздуха... 1=повышается 2=понижается 3=сначала понижается, потом повышается 4=не изменяется

Слайд 14

Какая температура должна ожидаться на каждом этапе подъема в горы?

Слайд 15

ЗАДАЧА Рассчитайте, какова температура воздуха у земли, если на высоте 4 км, она равна t = - 10 С ? ? ? ? -10 С

Слайд 16

ЗАДАЧА Рассчитайте, какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 5 км, если у зем ной поверхности она равна t = + 18 С ? ? ? ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Атмосфера: строение, значение, изучение, охрана».

Разработка урока географии для 6 класса «Атмосфера строение, значение, изучение, охрана».Цель урока: сформировать знания учащихся  об атмосфере;  дать представление о ее составе, строении, з...

«Атмосфера: строение , значение , изучение.»

Конспект урока можно использовать при подготовке к уроку географии в 6 классе....

Атмосфера: строение, значение, изучение

-Сформировать представление о значении атмосферы: ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы;-  Познакомить с исследованием атм...

Презентация на тему: Атмосфера, строение, значение, изучение.

Презентация позволяет сформировать наглядное представление у учеников о сроении и роли атмосферы в жизни Земли....

Урок по ФГОС "Атмосфера. Строение,значение,изучение"

Урок для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС...

Атмосфера: строение, значение, изучение

Основное содержание: атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.         Основные термины и понятия:...