Атмосфера: строение, значение, изучение
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Методическая разработка урока в комплекте с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfera.doc | 152 КБ |
atmosfera.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии
Тема Атмосфера: строение, значение, изучение
Цель Обеспечить усвоение учащимися знаний об атмосфере, как воздушной оболочке Земли, ее строении, значении и методах изучения.
Задачи
- Способствовать формированию понятий об «атмосфере», как внешней газовой оболочке планеты, «тропосфере», «стратосфере».
- Обеспечить усвоение знаний о составе и строении атмосферы, о тропосфере как слоя атмосферы, наиболее важного для жизни человеческого общества.
- Организовать деятельность учащихся по выявлению взаимосвязей атмосферы с земной корой и гидросферой и рассмотрению мер по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности.
- Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для описания атмосферы, умений выделять существенные признаки составных частей атмосферы, умений видеть значение атмосферы, формулировать выводы по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Содержание темы предполагает:
- усвоение содержания понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
- усвоение знаний о составе и строении атмосферы, значении атмосферы, методах изучения атмосферы
- выявление мер по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности.
Планируемые результаты
Личностные:
Проявление:
- эмоционально-ценностного отношения к атмосфере, как воздушной оболочке, без которой невозможна жизнь на нашей планете;
- творческого отношения к решению практических задач;
- стремления к самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные
Познавательные
Умение:
- выявлять главные признаки понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера» и оперировать ими;
- устанавливать взаимосвязи между отдельными слоями атмосферы, находить сходство и различие, формулировать выводы, делать обобщения;
- прогнозировать ситуацию в случае загрязнения атмосферы и предлагать меры по устранению неблагоприятной ситуации.
Регулятивные
Умение:
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные
Умение
- организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в паре;
- эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
знание:
- содержания понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
- особенностей строения атмосферы.
В ценностно-ориентационной сфере:
- понимание значения атмосферы в общепланетарном масштабе и значение чистоты воздуха для своей местности.
В сфере географической деятельности:
умение:
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей атмосферы, как воздушной оболочки Земли;
- сравнивать отдельные слои атмосферы друг с другом, выявлять и объяснять существенные особенности каждого слоя;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска необходимой информации и для наблюдения за погодой в России и в своем населенном пункте.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
Мультимедийный проектор, персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41e95a9e-61a2-4bb6-9727-e711f4188568/066a.pps
Ресурсы, в том числе электронные:
учебник географии, атлас для 6 класса.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Всероссийский Интернет-педсовет
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,71194/Itemid,118/
Межпредметные связи Природоведение 5 класс, химия 8 класс
Формы работы
фронтальная
индивидуальная
в паре
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Этап I Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель
- актуализировать имеющиеся знания по теме «Атмосфера», полученные при изучении курса Природоведения, 5 класс;
- мотивировать обучающихся к изучению темы.
Ситуативное задание
Для осознанного восприятия новой темы необходимо рассмотреть следующие вопросы
- Приведите примеры, подтверждающие, что Земля окружена воздушной оболочкой.
- Какие планеты Солнечной системы имеют атмосферу?
- Какие условия необходимы для того, чтобы вокруг планеты существовала атмосфера?
Форма работы:
Планируемые результаты
Личностные
- проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные
- умение описывать и обобщать результат наблюдения;
- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные
Умение:
- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
- работать в паре.
Предметные
Знание:
- понятия «атмосфера»;
- состава атмосферы;
- значения атмосферы;
- умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.
Формы работы
фронтальная
в паре
Актуализация субъектного опыта учащихся
Учитель:
- сообщает тему урока;
- раскрывает цели учебного занятия;
- сообщает о значимости урока социальной, практической, личностной;
- проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:
- Что такое атмосфера?
- Что входит в состав атмосферы?
- Какие слои выделяют в атмосфере?
- Каково значение атмосферы?
- Как изучают атмосферу?
Ситуативное задание
1. Изменяется ли состав атмосферы в настоящее время? Каким образом это сказывается на обитателях планеты? Можно ли проконтролировать данную ситуацию?
Этап II
Учебно-познавательная деятельность
Цель деятельности
Научить обучающихся:
- формулировать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
- объяснять особенности состава и строения атмосферы;
- объяснять значение и методы изучения атмосферы
Личностные
- эмоционально-ценностное отношение к проблемам загрязнения атмосферы, как основного фактора изменяющего состав атмосферы не в лучшую сторону.
Регулятивные
- организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу.
Коммуникативные
- умение организовать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре;
- умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.
Предметные
- знание содержания понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
- умение выявлять особенности состава и строения воздушной оболочки, определять ее значение и характеризовать методы изучения атмосферы.
Формы работы
индивидуальная
в паре
Вводное слово учителя
Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации.
План:
- Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (Слайд 1-4)
- Состав атмосферы. (Слайд 5)
- Строение атмосферы. (Слайд 4,6,7)
- Значение атмосферы. (Слайд 8)
- Изучение атмосферы. (Слайд 9,10,11)
Изучение нового материала
Учитель:
Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли. Ее толщина… Границы…
Учитель организует усвоение понятия «атмосфера».
Электронный ресурс:
Далее рассматривается состав атмосферы (рисунок на доске)
Задание 1. Используя знания, полученные из курса Природоведения и материал учебника, определите процентное отношение газов, составляющих атмосферу и около каждой доли круговой диаграммы расставьте соответствующие значения.
Учащиеся фиксируют ответы в тетради.
В характеристике слоев наибольшее внимание уделяется тропосфере, как части воздушной оболочки, в которой находится ¾ воздуха всей атмосферы. В тропосфере всегда можно наблюдать явления ее взаимодействия с земной корой и гидросферой. Какие это явления? Ответы учащихся.
Электронный ресурс:
Задание 2. Сравните отдельные слои атмосферы друг с другом, выявите и объясните существенные особенности каждого слоя (результаты занесите в таблицу)
План сравнения | Тропосфера | Стратосфера |
1. Толщина | 20 км | 20-35 км |
2. Плотность | 80% всего воздуха | 20% всего воздуха |
3. Состав | Азот-75% Кислород-21% Остальные газы -1% | Воздух сильно Разрежен. ОЗОН |
4. Изменение температуры с высотой | понижается | Понижается, затем незначительно повышается |
Проверка таблицы и ее корректировка.
Электронный ресурс:
Задание 3. Используя свой жизненный опыт, расскажите какое значение имеет атмосфера (учащиеся делают краткую запись в тетради).
Далее идет обсуждение записей учащихся и подводится общий итог с представлением слайда презентации.
Задание 4. Предложите меры, направленные на уменьшение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе и своей местности.
Задание 5. Составьте рассказ по фотографиям слайда презентации «Изучение атмосферы».
Учащиеся дают устные ответы.
Далее учитель организует усвоение учащимися знаний о методах изучения атмосферы.
Люди заметили, что одни явления, происходящие в атмосфере, предвещают пасмурную и дождливую погоду, другие наоборот ясную и солнечную. Вот почему с давних времен изучению атмосферы, особенно ее нижних слоев, придают огромное значение.
Ученые могут сейчас научно предсказать наступление заморозков или оттепелей, установление ясной и солнечной погоды или, наоборот, дождливой.
Сообщение учащегося «Предсказание погоды в старину»
Электронный ресурс:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41e95a9e-61a2-4bb6-9727-e711f4188568/066a.pps
Этап III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера;
- научить школьников:
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные
- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Регулятивные
- умение вести самостоятельный поиск, отбор информации из различных источников; ее переработку и представление в новой форме;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные
- умение работать индивидуально и в группе
Предметные
Умение:
- формулировать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»;
- определять состав и строение атмосферы;
- выявлять значение и методы изучения атмосферы;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска географической информации.
Познавательные
- Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования за состоянием погоды.
Варианты заданий:
Задание 1. (репродуктивный уровень).
Как происходит нагревание воздуха, который составляет основу тропосферы? Изменяется ли его температура с высотой?
Задание 2. (частично-поисковый уровень).
Игра «Что за цифра?»
3000 км –
78 % –
60С –
21% –
1% –
17 км –
50-55 км –
(толщина атмосферы, азот, понижение температуры на каждый км, кислород, прочие газы, толщина тропосферы над экватором, верхняя граница стратосферы)
Задание 3. (эвристический уровень).
Представьте себе, каким может быть состав атмосферы через 1 млн. лет. От чего он будет зависеть?
Этап IV. Диагностика качества освоения темы
Цель – установить степень усвоения темы «Атмосфера: строение, значение, изучение».
Планируемые результаты
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные
Умение выполнять учебные задания в паре.
Предметные
Умение давать определение основным понятиям темы, выполнять практически.
Задание 1. Рассчитайте, какова температура воздуха у земли, если на высоте 4 км, она равна t = - 10 С
Задание 2. Рассчитайте, какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна t = + 18 С
Этап V
Рефлексивная деятельность
Цель деятельности
Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
Результаты деятельности
Личностные
- эмоционально-ценностное отношение к теме «Атмосфера: строение, значение, изучение».
Регулятивные
- умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные
- умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата.
Предметные
- умение систематизировать знания по теме «Атмосфера: строение, значение, изучение»
Самоанализ и самооценка ученика
Задание (самооценка). Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..
Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………
Заполняется учителем после освоения темы учащимися.
Используемая литература и сайты
- Рабочие программы по географии. 6–11 классы.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.
- http://school-collection.edu.ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» содержит богатый методический и дидактический материал для использования в системе образования Российской Федерации (в том числе с использованием интерактивных досок различных статьи из опыта работы, инструкции, разработки уроков с использованием интерактивной производителей (Activeboard, AVerMedia, Hitachi, Panaboard, SMARTboard).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме" Атмосфера: строение, значение, изучение"
Первый урок по теме "Атмосфера"...
Разработка урока «Атмосфера: строение, значение, изучение, охрана».
Разработка урока географии для 6 класса «Атмосфера строение, значение, изучение, охрана».Цель урока: сформировать знания учащихся об атмосфере; дать представление о ее составе, строении, з...
«Атмосфера: строение , значение , изучение.»
Конспект урока можно использовать при подготовке к уроку географии в 6 классе....
Атмосфера: строение, значение, изучение
-Сформировать представление о значении атмосферы: ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы;- Познакомить с исследованием атм...
Презентация на тему: Атмосфера, строение, значение, изучение.
Презентация позволяет сформировать наглядное представление у учеников о сроении и роли атмосферы в жизни Земли....
Урок по ФГОС "Атмосфера. Строение,значение,изучение"
Урок для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Атмосфера: строение, значение, изучение
Основное содержание: атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы. Основные термины и понятия:...