Разработка урока "Природа Антарктиды"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 12 февраля 2016года.
Учитель географии МБОУ – Рожновская основная общеобразовательная школа.
Гончаров П.Г.
Тема урока: Природа Антарктиды.
Цели:
образовательные:
1) сформировать у учащихся представление о природе Антарктиды;
2) рассмотреть климат материка;
3) изучить особенности рельефа Антарктиды;
4) познакомиться с особенностями животного и растительного мира материка Антарктида;
5) познакомить учащихся с научной работой ученых по изучению природы континента;
развивающие:
1) продолжить развивать умение работать с картами в атласе, диаграммами, таблицами в учебнике;
2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;
воспитательная:
1) показать учащимся важность изучения Антарктиды для понимания процессов происходящих на планете.
Оборудование: физическая настенная карта Антарктиды; Атлас и контурная карта 7 класса; учебник Коринской, Душиной, Щенева География материков и океанов 7 класс - § 49;компъютер, настенная климатическая карта Антарктиды; изображения растений и животных Антарктиды; гербарный материал.
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Приготовьте все необходимое для сегодняшней работы на уроке – учебник, атлас, дневник.
II. Проверка домашнего задания
Итак, на прошлом уроке мы изучали с вами географическое положение Антарктиды и историю ее открытия и исследования. Проверим, как вы справились с домашним заданием. Внимательно слушайте мои вопросы, не торопитесь, обдумайте свой ответ. Готовы – поднимаем руку.
1) Обратите внимание на доску – на ней вывешены портреты великих исследователей и мореплавателей. Определить, кто из этих ученых является первооткрывателями Антарктиды? Когда и как это произошло это событие?
2). Кто и когда достиг Южного полюса?
3). На карте я показываю некую область, включающую в себя Антарктиду, острова и южные воды Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Определить, что это за область. Какое понятие – Антарктида или Антарктика шире, уже и почему?
4) Дать полную физико-географическую характеристику географического положения Антарктиды по карте у доски.
5). Когда началась комплексное изучение Антарктиды и кокава роль советских и русских полярников?
III. Изучение нового материала
Молодцы, справились с домашним заданием. Объявление оценок с комментариями.
Итак, приступаем к изучению нового материала. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать материк Антарктиду. Мы познакомимся с особенностями природы Антарктиды, рассмотрим рельеф материка, изучим его климат. А так же познакомимся с представителями животного и растительного мира Антарктиды.
Откройте свои рабочие тетради и запишите число 12 февраля и тему урока “Природа Антарктиды”.
Работа по изучению природы материка проводится в виде беседы. Учащиеся обдумывают свои ответы, приводя аргументы из текста учебника, карт атласа и дополнительной литературы.
1. Рельеф Антарктиды
Антарктида резко отличается от остальных пяти континентов нашей планеты. Это область самого большого оледенения на Земле. 99% территории Антарктиды покрыто мощным ледниковым покровом. В ледяном покрове содержится 80% всех пресных вод Земли. С учетом ледяного щита Антарктиду принято считать самым высоким материком на Земле.
Что же находится под мощным ледниковым покровом? Еще 35-40 лет назад на этот вопрос нельзя было ответить уверенно. Но современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе.
На доске написаны вопросы для самостоятельного поиска ответов:
1. Какова средняя высота материка? (2040 метров)
2. Какая литосферная плита лежит в основании Антарктиды? (Антарктическая литосферная плита)
3. Какая древняя платформа лежит в основе большей части материка? (Антарктическая платформа)
4. Какие формы рельефа приурочены к древним платформам? (Равнины и низменности)
5. Какая часть материка имеет более расчлененную береговую линию? (Западная часть Антарктиды)
Кто первым справится с вопросами – поднимает руку на оценку.
Совершенно верно, около 1/3 поверхности материка лежит ниже уровня океана. Однако в Антарктиде есть и горные цепи, и горные массивы.
Именно в западной части по Антарктическому полуострову протянулись горы, которые тектонически являются продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится самый высокий горный массив Антарктиды – 5140 м.
Практически через весь материк протянулись Трансантарктические горы. Найдите их на карте на стр. 18. Также в западной части Антарктиды лежит равнина Бэрда.
На востоке Антарктиды протянулись горы Вернадского, здесь же расположена равнина Шмидта.
В восточной части материка под сплошным ледовым покровом равнинные участки чередуются с горными цепями.
Есть в Антарктиде и действующие вулканы.
Найдите на карте в атласе на стр. 18 море Росса. На одном из островов в этом море и находится действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.
Как вы видите, многие формы рельефа получили свое название в честь великих ученых и исследователей Антарктиды, увековечив их имена на карте.
Миллионы лет назад территория современной Антарктиды входила в состав южного суперконтинента – Гондваны.
И состав горных пород, слагающих рельеф Антарктиды схож с таковыми на других материках, что еще раз доказывает родство Южных материков.
2. Климат Антарктиды
На формирование климата любой территории оказывают влияние так называемые климатообразующие факторы. Вспомним, какие климатообразующие факторы влияют на климат материка? (Географическое положение, подстилающая поверхность и воздушные течения)
К доске вызывается учащийся, который заполняет заранее заготовленную схему, и объясняет влияние этих факторов, в общем.
В своих тетрадях начертите такую опорную схему.
Откройте в атласе карту Климатические пояса мира и скажите, в каких климатических поясах лежит Антарктида? (Умеренный, субантарктический, антарктический)
В пределах, какого климатического пояса лежит большая часть Антарктиды? (В пределах антарктического климатического пояса)
Совершенно верно. Ребята, климат Антарктиды очень суров. Причин этому несколько.
Обратите внимание на карту Антарктиды на доске. Материк, как мы уже неоднократно говорили, занимает околополюсное положение. Мы знаем, что чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше угол падения солнечных лучей и тем меньше солнечного тепла поступает на территорию. Следовательно, такое географическое положение обуславливает наименьшее количество солнечного тепла, которое получает Антарктида по сравнению с другими материками.
Итак, первая причина – околополюсное положение Антарктиды.
Обратите внимание на доску на схему движения воздуха в тропосфере.
Какие потоки воздуха циркулируют над материком – восходящие или нисходящие? (Нисходящие потоки воздуха)
Если это нисходящие потоки, скажите, какая область давления расположена над Антарктидой – высокого или низкого? (Область высокого давления)
Правильно. Нисходящие потоки воздуха не образуют облаков и это сухой воздух. Итак, над материком циркулирует сухой, холодный и очень прозрачный воздух.
Такой воздух не задерживает тепло, идущее от земли, что еще больше способствует остыванию поверхности материка.
Итак, вторая причина – отсутствие облачности.
Рассмотрим следующий фактор. Антарктида обладает уникальной подстилающей поверхностью – ледниковым покровом, которую не встретить ни на одном другом материке.
Таким образом, ледяная, зеркальная поверхность Антарктиды отражает до 90% солнечных лучей, поступающих на материк в летнее время.
Таким образом, эти три фактора обуславливают суровость климата Антарктиды.
Средние суточные температуры во внутренних районах материка даже летом не поднимается выше -30 °С, а зимой бывает ниже -70 °С
Именно в Антарктиде находится так называемый полюс холода Земли – на станции “Восток” отмечена самая низкая температура на планете - -89,3 °С.
Помимо экстремально низких температур в Антарктиде наблюдаются сильнейшие ветры. Это связано с разностью в атмосферном давлении над материком и океаном.
В каком направлении дует ветер – из области высокого давления в область низкого или, наоборот? (Из области высокого давления в область низкого)
Таким образом, сильные постоянные ветра дуют в сторону моря, сдувая с материка огромные массы снега. Поэтому здесь требуются особые жилые постройки – прикрепленные к грунту металлическими тросами, на высоких сваях.
3. Органический мир Антарктиды
Откройте атлас на стр. 9 и рассмотрите карту Природные зоны мира.
В пределах, каких природных зон находится Антарктида? (Антарктическая пустыня)
Совершенно верно, большая часть Антарктиды находится в пределах Антарктической пустыни. Это по большей части безжизненная, лишенная растительного и животного мира территория.
Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями. Жизнь присутствует практически повсюду. Даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии.
Типичные обитатели Антарктиды – пингвины. Самый распространенный вид – небольшой пингвин Адели. Особенно красивы императорские пингвины. Пингвины не умеют летать, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками.
Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц – чайки-поморники, альбатросы, бакланы.
В океанических водах, богатых планктоном, водятся тюлени, синие киты, кашалоты, касатки, морской лев, морской слон.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы закончили изучение Антарктиды и всей группы Южных материков. Сегодня мы познакомились с особенностями рельефа и климата Антарктиды, рассмотрели уникальный животный и растительный мир материка.
IV. Зкрепление изученного материала,
Организация выполнения тестов:
1.Когда Антарктида получает больше солнечного тепла?
А. В июле В. В марте
Б. В декабре Г. В сентябре
2. Где была зарегистрирована самая низкая на Земле температура?
А. На станции «Восток» в Антарктиде
Б. На вершине вулкана Эребус
В. На Северном полюсе.
Г. На Южном полюсе.
3. Антарктида – это:
А. Материк
Б. Остров покрытый льдом
В. Дрейфующий лед
Г. Айсберг
4. Какое влияние оказывает Антарктида на климат южного полушария?
А. Никакого В. Отепляющее
Б. Охлаждающее Г. Увлажняющее
5. Эндемиком Антарктиды является
А. Пингвин В. Чайка – поморник
Б. Тюлень Г. Песец
6. Если льды Антарктиды растопить, то уровень Мирового океана:
А. Поднимется
Б. Не изменится
В. Опустится
7. Верно ли утверждение, что Антарктида – самый высокий материк Земли?
А. Да, если принять за поверхность материка подледный рельеф.
Б. Нет
В. Да, если принять за поверхность материка ледниковый покров.
8. В ледяном покрове содержится всех пресных вод Земли:
А. 90% Б. 50% В. 20% Г 2%
9. Какие растения или животные характерны для Антарктиды:
А. Ленивец В. Альбатрос
Б. Акация Г. Броненосец
IV. Домашнее задание. §49, с. 195-201, вопрос 1-7;.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс
Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...
Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."
Данный материал содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....
Разработка урока в 7 классе по теме "Антарктида"
Резработка поможет начинающим педагогам провести интересный урок при 1 часе в неделю. Я считаю, этот урок способствует развитию познавательного интереса к географии....
Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"
Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способству...
Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"
Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"Цели урока: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различ...
Разработка урока по теме "Антарктида"
Разработка урока по теме "Антарктида"...