Разработка урока "Антарктида- ледяной континент" деятельностный подход, групповая работа
методическая разработка по географии (7 класс)
Представленный в уроке учебный материал соответствует возрастным психологическим особенностям детей, направлен на активизацию мыслительных операций, логическое мышление. Рационально сочетается с заданиями практической направленности. В уроке был использован прием постановки проблемных задач, добывания знаний из различных источников, групповые формы работы, что максимально эффективно в плане коррекции, развития личности ребенка, усвоения программного материала.В уроке был использован прием постановки проблемных задач, добывания знаний из различных источников, групповые формы работы, что максимально эффективно в плане коррекции, развития личности ребенка, усвоения программного материалаработы команд – итог урока. Ребята не только выполняют часть проекта, но и представляют результаты своей деятельности в виде презентации, оценивают работу друг - друга и команды, оценивают уровень познавательного интереса на уроке, т -е дают объективную оценку деятельности учителя, что позволяет сделать этап рефлексии особенно продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 49.5 КБ |
Приложение1 | 25.5 КБ |
Приложение2 | 26.5 КБ |
Приложение3 | 25 КБ |
Приложение 4 | 1.91 МБ |
Приложение5 | 26.5 КБ |
Приложение 6 | 24.5 КБ |
Приложение 7 | 2.14 МБ |
приложение 8 | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по курсу географии Материков и океанов 7 класс представлена на всероссийском конкурсе педагогов «Образование взгляд в будущее», тема работы «Антарктида - ледяной континент»
Тема урока: «Природа Антарктиды»
По дидактическим целям – урок изучения нового материала, следовательно, необходимо создать условия для освоения и осмысления нового учебного материала, применения знаний и умений в различных учебных ситуациях, выявить уровень усвоения учебного материала средствами технологии группового и самостоятельного обучения.
Тип урока. По характеру познавательной деятельности – проблемный.
По организации познавательного процесса - групповой
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся знание взаимосвязи природных компонентов на примере природного комплекса Антарктиды.
Развивающая: сформировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; способствовать развитию творческого мышления через моделирование ситуации и решение творческих задач.
Воспитательная: формировать опыт коммуникативного сотрудничества учащихся и учителя в процессе групповой и самостоятельной работы. Расширить экологические знания; сформировать у учащихся убеждённость в необходимости охраны природы этого материка.
Методы: частично поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник. География материков и океанов.
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв. – Москва «Просвещение» 2003
«Физическая карта полушарий» , «Физическая карта Антарктиды»;
атлас для 7 класса; дидактические материалы; видеофильм «Антарктида»;
тематические слайды.
Структура урока
Оргмомент: Добрый день дорогие друзья! Рада приветствовать вас на уроке географии. Займите пожалуйста свои места на полярных станциях, которые вы выбрали. Внимательно посмотрите, всё ли готово к уроку.
Целеполагание и мотивация: Наше путешествие по континентам Земли продолжается, и впереди по курсу – Антарктида. Самый южный материк нашей планеты.
-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «южный»
(тёплый, солнечный…… )
-Предлагается к просмотру набор слайдов
Цель – создать образ « ледяного, безмолвного, холодного материка»
Здесь Солнце стынет.
А слеза мгновенно
Становится как дробь,
Шумит дыханье…
(С.Данилов.)
Антарктида – континент парадоксов и тайн. Открытая позже других материков, наиболее удалённая, закованная в ледниковый панцирь, она до сих пор остаётся для учёных великой загадкой.
Только в Антарктиде
- находясь на равнине, человек испытывает «горную болезнь».
- При температуре -30С можно загореть, как в тропиках.
- Несмотря на жестокую суровость климата, существует жизнь, даже под 2х километровым слоем льда.
- 10 тысяч лет назад была «тропическим раем», а теперь застыла в ледяном безмолвии.
Это об Антарктиде Великий английский мореплаватель Джеймс Кук, который счёл безрассудным дальнейшее движение на юг в поисках южного материка в1775 году:
«Даже будучи открытым и исследованным (этот материк), всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки».
Согласны ли вы с высказыванием великого путешественника?
Посовещавшись одну минуту, выскажите мнение группы
( учащиеся высказывают разные предположения)
Что ж мнения разделились, возник спорный вопрос!
На экране высказывание Д.Кука.
«Даже будучи открытым и исследованным (этот материк), всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки».
Так ли это? Общая проблема для разрешения
Каждая группа выдвинула свою гипотезу, своё предположение, которое нужно или подтвердить, или опровергнуть.
Поэтому, добро – пожаловать на полярные научно – исследовательские станции.
Только путём исследования природы материка мы можем найти веские аргументы и доказательства в подтверждение, или опровержение ваших гипотез
На столах названия трех станций: биологов, климатологов, геологов
( предварительно сформированы 3 группы)
Ребята, а почему именно по трем направлениям буде проходить наше исследование?
( предположительные ответы о главных природообразующих факторах)
Вспомните, пожалуйста, комплексную характеристику природы материка.
-Какие 3 основных компонента природы мы выделяем? (Рельеф и геологическое строение, климат, органический мир)
- Рельеф и геологическое строение изучают? – геологи.
- Климат? – метеорологи.
- Органический мир? – биологи.
Вы конечно помните, что и история открытия Антарктиды, и покорение Южного полюса, и современные исследования - это легендарные, героические страницы, вписанные полярниками в историю географической науки.
- Скажите, возможно - ли изучить природу такого неприступного континента, в одиночку?
-Конечно нет!
Поэтому только в составе экспедиций отправляются полярники к берегам Антарктиды. Экспедиция – это команда, где от чёткой работы каждого, зависит результат общего дела, где в экстремальных условиях без поддержки и помощи товарища, просто не обойтись.
Перед каждой станцией будет стоять своя задача, а чтобы её выполнить быстро и правильно, вы должны не просто работать в группе, а стать на некоторое время настоящей командой полярных исследователей. А самая главная ваша задача, результатами экспедиции подтвердить или опровергнуть, высказанные вами предположения. ( четко формулируется цель)
Что ж, вижу, вы готовы к открытию тайн ледяного континента.
-руководители станций – получите пакеты с заданиями
( приложения 1;2;3)
- постарайтесь правильно распределить работу в команде
- результаты исследований и выполнения заданий вносите вот в такие опорные схемы ( приложение 4) с помощью символов, значков, рисунков, надписей. Эти результаты и станут вашими главными аргументами в решении спора.
- Чтобы отметить достижение каждого и работу команды, каждая станция получает «зачётный лист» (приложение 5) руководитель заполняет его по ходу работы, итоговая оценка обсуждается всей командой.
Ребята, наша Антарктическая экспедиция продлиться всего лишь 10 минут, а вот полярники остаются на материке на зимовку. Более 6 месяцев, а иногда – более года, вдали от дома, в условиях длинной полярной ночи и сурового климата, находятся полярники. В такой ситуации без помощи и наблюдения психолога, просто не обойтись. Поэтому в составе каждой полярной экспедиции обязательно присутствует психолог. На наших станциях тоже работают психологи, которые в конце урока также представят результаты своих исследований.
Психологи получают задание для изучения уровня познавательной активности в течение урока (приложение 6).
Я желаю вам успеха, станции приступают к работе !
- группы работают на фоне спокойной музыки.
- идёт консультирование в процессе работы
- на экран выводятся видео - заставки – рабочий материал групп
Заключительный этап урока:
- Группы представляют свои исследования и подтверждают гипотезы.
Ребята, мы видим, что ваши веские аргументы опровергают мнение великого путешественника Д.Кука. А вот в 18 веке, это мнение надолго погасило интерес к южному материку и отодвинуло его открытие почти на 100 лет.
Оказывается, и в науке бывают ошибочные мнения.
Вполне возможно, что и ваши гипотезы, через некоторое время будут кем – то опровергнуты, потому что наука не стоит на месте, она постоянно движется вперёд.
Наше исследование успешно завершилось, вы получили великолепные результаты,
! не забудьте внести свои достижения в зачётный лист.
Собрав вместе дневники всех станций, мы получили очень много информации об Антарктиде. Объединив исследования каждой команды в месте мы получим единый опорный конспект.( приложение 7)
Конспекты раздаются всем учащимся.
Этот конспект поможет вам систематизировать знания, полученные вами и в любое время их вспомнить. Кто знает, может быть кому то из вас, Антарктида запала в душу и он станет настоящим полярным исследователем?
Поэтому я предлагаю вам заполнить дома вот такое резюме…………….
А кто не станет полярником, такое умение тоже пригодится в жизни.
Нам осталось подвести итог нашей встречи:
- Ребята вас заинтересовало исследование материка?
Посмотрим , что скажут на этот счёт психологи?
- Анализ исследований психологов.
Ребята, я очень рада, что вам было приятно и комфортно работать на уроке.
- Надеюсь, это подтвердят и ваши зачетные листы.
Очень хочется закончить встречу словами великого русского учёного М.В.Ломоносова. «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».
Потому что обращены они именно к вам, мои маленькие искатели.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Биологическая станция
Групповое задание:
Раскройте особенности биологической жизни ледяного континента. Каким образом живые организмы приспособились к суровым условиям существования? Какие возможности открывает перед наукой изучение жизни в Антарктиде?
I
- По карте «Природные зоны и области Мира» определите, в каких природных зонах
расположена Антарктида?
- Дайте определение понятия «оазис» Антарктиды.
- Сопоставьте факторы, влияющие на формирование оазиса в тропической и антарктической пустыне.
Внесите полученные данные в блок №3 ОК
II
- Назовите виды растительности Антарктиды.
- Почему наиболее богатым растительным миром отличаются озёра оазисов?
- Наличие, какого полезного ископаемого в недрах материка свидетельствует о присутствии в прошлом тропической растительности?
Внесите полученные данные в блок №2 ОК
III
- Назовите представителей животного мира Антарктиды
- Почему пингвина называют «хозяином» Антарктиды?
- Приведите примеры приспособленности живых организмов к суровому климату.
Необходимые данные внесите в блок №2 ОК.
IV
Решите познавательную задачу:
Учёные называют Антарктиду полюсом солнечной радиации. Ведь ледяной континент получает больше тепла, чем вся Африка! Но почему же солнечное тепло не может растопить ледяную поверхность материка?
V
Подготовьте защиту своей гипотезы.
Желаю успеха!
Предварительный просмотр:
Геологическая станция
Групповое задание:
Дать характеристику ледникового покрова, рельефа и геологического строения материка.
? Возможны ли, катастрофические движения Земной коры на материке? Как это повлияет на « Глобальную тектонику»? Нужно, ли наблюдать за движением ЗК в этой области Земли?
I
- Какова средняя мощность ледникового покрова?
- Каковы запасы пресной воды во льдах Антарктиды?
- Почему на побережье материка образуется ледяной барьер?
Как рождаются айсберги?
Внесите полученные данные в блок №1 ОК
II
- Определите по карте «Строение ЗК» какая платформа лежит в
основание материка?
- На какие части можно разделить материк по геологическому возрасту
отметьте эти части в ОК.
3) Какое воздействие оказывает ледниковый покров на рельеф материка?
Внесите полученные данные в блок №2 ОК
III
- Нанесите на схему складчатую область Антарктиды (см. карту
подлёдного рельефа )
- Есть – ли на материке действующие вулканы?
- Дополните схему общей характеристики подлёдного рельефа
-Блок №3 ОК
IV
Решите познавательную задачу
Благодаря своей пластичности, лёд постоянно движется из внутренних
районов к побережью, словно ледовые берега выдвигаются в море
( океан должен отступать за год в среднем на 500 метров)
Выдвигаясь такими темпами, материк за 3-5 тыс. лет удвоил бы свою
площадь.
В действительности наступления на океан не происходит. Почему?
Увеличивается или сокращается площадь ледяного панциря Антарктиды?
V
Подготовьте защиту своей гипотезы
Желаю успеха!
Предварительный просмотр:
Станция метеорологов
Групповое задание:
Дать характеристику климатических условий Антарктиды.
Влияет ли суровый климат Антарктиды на глобальные изменения климата Земли?
Как вы думаете изменится ли климат материка в ближайшие 100 лет?
I
- В область какого атмосферного давления расположена Антарктида? Какие токи воздуха характерны для этой области?
- Используя климатическую диаграмму, подтвердите выражение « Антарктида – холодильник Земли»
Внесите полученные данные в блок №2 ОК
II
1) Дайте характеристику климата Антарктиды по типовому плану:
1. В каких климатических поясах находится материк?
2. Как дуют ветры (показать схемой).
- Характеристика господствующих воздушных масс.
Внесите полученные данные в блок № 2 ОК ( используйте соответствующие
карты атласа)
III
Продолжите характеристику климата:
- Назовите летние и зимние месяцы Южного полушария.
- Определите по климатической карте:
А. Среднюю температуру лета
Б. Среднюю температуру зимы
В. Минимальную температуру
Г. Количество осадков
Внесите полученные данные в блок №2 ОК
IV
Решите познавательную задачу:
« Арктика» и «Антарктика» лежат примерно в одних широтах. Почему климат «Арктики» менее суровый?
V
Подготовьте защиту своей гипотезы.
Желаю успеха!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Зачётный лист группы
Геологов
Список группы | № задания | Выполнение задания | Помощь товарищу | Ответ у доски | Ответ на вопрос | Итоговая оценка |
| ||||||
Желаю успеха!
Предварительный просмотр:
Уровень познавательного
интереса
| |||||||
5 10 15 20 25 30 35 40
время урока
Цель: Проследить динамику изменения познавательного интереса учащихся на уроке.
Методика: Уровень познавательного интереса отмечается через каждые 5 минут, на основании наблюдения, собственных ощущений, наблюдения за активностью работы в группах в процессе выполнения работы.
Н - низкий уровень.
С - средний уровень
В - высокий уровень
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Резюме полярника – исследователя.
Резюме – сведения о себе, научных интересах, профессиональном опыте, сообщаемые письменно претендентом.
Прошу зачислить меня…………………………….. в состав полярной экспедиции в качестве исследователя……………….
О себе: 1.Занимаюсь исследованием полярной области, Арктики; Антарктики (нужное - подчеркнуть)
2. Считаю важным изучение и исследование полярных областей
потому что……………………………………………………………………..
3. Занимаюсь исследованием в следующих направлениях А)……………………………………………………………………………….
Б)………………………………………………………………………………..
В)……………………………………………………………………………….
Считаете ли вы:
1) Возможным использование природных ресурсов Антарктиды?
Если да, то каким образом?…………………………………………………..
2) Арктику и Антарктику «регуляторами» климата на Планете? Обоснуйте свой ответ………………………………………………………
3) Что экологическая ситуация приполярных областей Земли неблагополучна и требует особого внимания? Приведите подтверждение этому…………………………………………………………………………
Ваша кандидатура будет рассмотрена.
Телефон контакта……………………..
Резюме полярника – исследователя.
Резюме – сведения о себе, научных интересах, профессиональном опыте, сообщаемые письменно претендентом.
Прошу зачислить меня…………………………….. в состав полярной экспедиции в качестве исследователя……………….
О себе: 1.Занимаюсь исследованием полярной области, Арктики; Антарктики (нужное - подчеркнуть)
2. Считаю важным изучение и исследование полярных областей
потому что……………………………………………………………………..
3. Занимаюсь исследованием в следующих направлениях А)……………………………………………………………………………….
Б)………………………………………………………………………………..
В)……………………………………………………………………………….
Считаете ли вы:
1) Возможным использование природных ресурсов Антарктиды?
Если да, то каким образом?…………………………………………………..
2) Арктику и Антарктику «регуляторами» климата на Планете? Обоснуйте свой ответ………………………………………………………
3) Что экологическая ситуация приполярных областей Земли неблагополучна и требует особого внимания? Приведите подтверждение этому…………………………………………………………………………
Ваша кандидатура будет рассмотрена.
Телефон контакта……………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход при обучении биологии через организацию групповой работы обучающихся
Индивидуально-групповая форма работы способствует повышению активности и самостоятельности обучающихся 5-6 классов.В ходе выполнения заданий предложенных учителем реализуется познавательная цель...
Аналитическая разработка по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».
В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учеб...
Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".
Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...
"Дифференцирование и индивидуализация подходов в коллективной и групповой работе,как способ повышения мотивации к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями."
Актуальность данной темы заключается в социальном заказе: современное общество заинтересовано в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои способности, решать общественно значим...
Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)
Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о...
Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках обществознания
В современной России продолжается период становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменени...
Разработка урока "Антарктида- ледяной континент" деятельностный подход, групповая работа
Представленный в уроке учебный материал соответствует возрастным психологическим особенностям детей, направлен на активизацию мыслительных операций, логическое мышление. Рационально сочетается с задан...