Атмосфера
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklasnoe_6kl._atmosfera.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по географии. Тема: "Атмосфера". 6-й класс

• Гончаров Петр Григорьевич, учитель географии МБОУ – Рожновская ООШ

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся; повторить основной материал по теме: Атмосфера; отрабатывать умение работать с географическими материалами; показать взаимосвязь географии с другими предметами (литература, музыка); развивать речь, мышление, интерес к изучению предмета; воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах.

Оборудование: карточки с вопросами, стихотворениями, песнями, шкала Бофорта, кроссворды, итоговая таблица, сигнальные карточки, геожетоны.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Класс делится на 3 группы, каждая группа получает название связанное с темой «Атмосфера» (например: Циклон,  Бриз, Муссон .)

– Занятие начинается с чтения стихотворения А. Матутина «Про воздух»

Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана Земля,
Реки, села и поля, город, лес, морской прибой…
И мы с тобой.
Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!

– Что же это за одеяло?

– Что такое Атмосфера?

– Над этими вопросами, наверное задумывались еще первобытные люди.

Ветер, ураган, дождь, снег, град, туман – все эти явления им трудно было объяснить, так как их знания были ограничены. Мы же об атмосфере знаем уже очень много. Поэтому с легкостью ответим на все вопросы.

– В ходе игры каждая группа будет получать геожетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество геожетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный геожетон, для этого надо просигналить карточкой.

II. Основная часть. Проведение чемпионата.

1. Блиц-турнир.

– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

  1. Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)
  2. Как высчитывается среднесуточная температура?
  3. Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)
  4. Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)
  5. Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).

2 группа

  1. Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
  2. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
  3. Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
  4. Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)
  5. Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)

3 группа

  1. Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
  2. Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
  3. Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
  4. Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).
  5. Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)

2. Поэтические строки.

– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта

  1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
    Звезды блещут.
    Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
    Чуть трепещет сребристых тополей листва.
    А.С. Пушкин
  2. И было, как видно, ему не впервые
    Ломать, как тростинки, дубы вековые,
    И, крыши срывая, врываться в жилища.
    Его называли ветрило! Ветрище!
    С. Михалков
  3. Горные вершины спят во тьме ночной,
    Тихие долины полны свежей мглой,
    Не пылит дорога, на дрожат листы…
    М.Ю. Лермонтов

3. Отгадать загадки.

– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.

  1. Ежегодно приходят к нам в гости:
    Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет. 
    (Времена года.)
  2. Алена-царевна по городу ходила,
    Ключи обронила.
    Месяц видел. Солнце взяло. 
    (Роса.)
  3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
    Людей с ног сбивает.
    Слышишь его, да не видишь его. (
    Ветер)
  4. Сперва блеск, за блеском треск,
    За треском плеск. 
    (Молния, гром, дождь)
  5. Без крыльев летят,
    Без ног бегут,
    Без паруса плывут. 
    (Облака)
  6. Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко –
    Стало видно далеко (
    Туман)

4. Угадай время года.

– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.

  1. Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье.
    В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
  2. Не ветер бушует над бором,
    Не с гор побежали ручьи,
    Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
    Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
    И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов)
  3. Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин)

5. Разгадать кроссворд.

– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает геожетон.

Вопросы:

  1. Прибор для измерения давления воздуха.
  2. Фактический объем испаряющейся влаги.
  3. Ураганный ветер.
  4. Тип климата.
  5. Нижний слой атмосферы.
  6. Свойства воздушных масс.

Ответы:

  1. барометр
  2. испарение
  3. Тайфун
  4. Морской
  5. тропосфера
  6. влажность

6. Песенная география.

– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.

  1. Весь покрытый зеленью,
    Абсолютно весь,
    … (участок суши – 1) Невезения
    В … (водоём – 2) есть
    … (1) Невезения
    В …(2) есть.
    Весь покрытый зеленью,
    Абсолютно весь.
    (1 – остров, 2 – океан)
  2. Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)
    Не найдёте вы на нём
    Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой
    О которой мы поём.
    Наша старая … (космический объект – 3)
    Вся изучена давно,
    Но … (2) большая эта
    Вечно «белое пятно».
    (1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.)
  3. Если долго, долго, долго,
    Если долго, по дорожке,
    Если долго по тропинке
    Топать, ехать и бежать,
    То, пожалуй, то, конечно,
    То, наверно, верно, верно,
    То, возможно, можно, можно,
    Можно в … (континент – 1) прийти!
    А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!
    А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!
    Ах, крокодилы, бегемоты,
    Ах, обезьяны, кашалоты,
    Ах, и зелёный попугай!
    (1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.)

7. Блиц-вопрос.

  1. Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?
  2. Почему с поднятием вверх давление уменьшается?
  3. Объясните выражение: «Атмосфера – броня планеты»?
  4. Что делается в нашей стране для очистки воздуха?

2 группа

  1. Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
  2. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
  3. Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
  4. Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

  1. Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
  2. Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
  3. Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
  4. Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя

Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...

Атмосфера и атмосферное давление.

разработка урока  физики в 7 классе...

Контроль знаний по теме "Атмосфера"

Атмосфера В - 1 Воздушная оболочка Земли - Слой атмосферы, задерживающий жесткие ультрафиолетовые лучи – Температура воздуха зависит от….. Если сумму средних суточных температур раздели...

Презентация на тему: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление."

Данная презентация используется для проведения уроков физики в 7 классе на тему; "Атмосферное давление"...

Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"

Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...