Рабочая программа по географии 9 класс 2019 г
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа по географии для 9 общеобразовательного класса разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- основной образовательной программы основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по предмету;
- учебного плана на 2018-2019 учебный год;
- положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2017 года № 28 ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год;
- авторской программы В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 9 класс | 566.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 общеобразовательного класса разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- основной образовательной программы основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по предмету;
- учебного плана на 2018-2019 учебный год;
- положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2017 года № 28 ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год;
- авторской программы В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.
Для реализации программного материала используется УМК:
- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2016.
- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Практических работ – 9
Планируемый результаты освоения учебного предмета
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Содержание учебного предмета
1. Место России в мире. Что мы будем изучать? Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние. 3 часа.
2. Население Российской Федерации. Население России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения.
5 часов.
3. Географические особенности экономики России. Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России. 3 часов.
4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс.
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия.
Химическая промышленность. Лесная промышленность.
Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.
Военно-промышленный комплекс.
АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения.
Пищевая и легкая промышленность.
Инфраструктурный комплекс.
Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт.
Связь. Сфера обслуживания. 21 часов.
5. Регионы России.
Экономическое районирование.
Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития.
Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России.
Москва – административный, культурный и научный центр России.
Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район.
Северо-Западная Россия. Калининградская область.
Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера.
Северный Кавказ и Крым. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа и Крыма. Хозяйство Северного Кавказа и Крыма.
Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья.
Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала.
Восточный макрорегион.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток. 26 часов.
Российская Арктика - новый экономический район России.
комплексное развитие всего арктического региона. Проблемы и перспективы. Добыча полезных ископаемых. 2 часа
6. 7. Россия в современном мире.
Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад. Закавказье. Азиатский Юго-восток. 2 часов.
Обобщение и повторение пройденного материала. 2 часа
Содержание курса географии 9 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Место России в мире | 3 |
2 | Население России | 5 |
3 | Географические особенности экономики России | 3 |
4 | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 21 |
5 | Регионы России | 26 |
6 | Восточный макрорегион – Азиатская России | 6 |
7 | Россия в современном мире | 6 |
Требования к работе в контурных картах:
- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Календарно - тематическое планирование 9 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||||
План | Факт | ||||||
Раздел 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (3 часа) | |||||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации | 1 | |||||
2 | Географическое положение и границы России. Экономико-и транспортно-географическоегеополитическое и эколого-географическое положение России. | 1 | |||||
3 | Государственная территория России. | 1 | |||||
4 | Входной контрольный тест | 1 | |||||
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов) | |||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | 1 | |||||
6 | Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения | 1 | |||||
7 | Миграции населения | 1 | |||||
8 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | > | ||||
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа) | |||||||
9 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | |||||
10 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 | |||||
11 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России | 1 | |||||
Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (21 часа) | |||||||
12. | Научный комплекс | 1 | |||||
Машиностроительный комплекс (4 часа) | |||||||
13. | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | 1 | |||||
14. | Факторы размещения отраслей машиностроения | 1 | |||||
15. | География машиностроения | 1 | |||||
16. | Военно-промышленный комплекс | 1 | |||||
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (2 часа) | |||||||
17. | Роль, значение и проблемы ТЭК Топливная промышленность. | 1 | |||||
18. | Электроэнергетика России | 1 | |||||
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(5 часов) | |||||||
19.
| Состав и значение комплексов Металлургический комплекс | 1 | |||||
20. | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия | 1 | |||||
21. | Цветная металлургия | 1 | |||||
22.
| Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность Факторы размещения химических предприятий. | 1 | |||||
23. | Лесная промышленность | 1 | |||||
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа) | |||||||
24. | Состав и значение АПК | 1 | |||||
25. | Земледелие и животноводство | 1 | |||||
26. | Пищевая и легкая промышленность | 1 | |||||
Инфраструктурный комплекс (5 часов) | |||||||
27. | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | 1 | |||||
28. | Железнодорожный автомобильный транспорт | 1 | |||||
29. | Водный и другие виды транспорта. | 1 | |||||
30. | Связь. Сфера обслуживания. | 1 | |||||
31. | Административная контрольная работа | 1 | |||||
Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (26 часов) | |||||||
Территориальная организация и районирование России (1 часа) | |||||||
32 | Районирование территории России | 1 | |||||
Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час) | |||||||
33 | Общая характеристика Европейской России.
| 1 | |||||
Центральная Россия (6 часов+1)
| |||||||
34 | Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы | 1 | |||||
35 | Население и главные черты хозяйства | 1 | |||||
36 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион | 1 | |||||
37 | Географические особенности областей Центрального района. | 1 | |||||
38 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | 1 | |||||
39 | Северо-Западный район | 1 | |||||
40 | Центральная Россия | 1 | |||||
Европейский Север (3 часа) | |||||||
41 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | |||||
42 | Население Европейского Севера | 1 | |||||
43 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | |||||
Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым (6 часа) | |||||||
44 | Географическое положение, природные условия и ресурсы Северного Кавказа и Крыма | 1 | |||||
45 | Географическое положение, природные условия и ресурсы Северного Кавказа и Крыма | 1 | |||||
46 47 | Население Северного Кавказа и Крыма Население Северного Кавказа и Крыма | 1 1 | |||||
48 49 | Хозяйство Северного Кавказа и Крыма Хозяйство Северного Кавказа и Крыма | 1 1 | |||||
Поволжье (3 часа) | |||||||
50 | Поволжье: ЭГП,природные условия и ресурсы | 1 | |||||
51 | Население Поволжья | 1 | |||||
52 | Хозяйство Поволжья. | 1 | |||||
Урал (3 часа + 1) | |||||||
53 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 1 | |||||
54 | Население Урала | 1 | |||||
55 | Хозяйство Урала | 1 | |||||
56 | Западный макрорегион | 1 | |||||
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов) | |||||||
57 | Общая характеристика | 1 | |||||
58 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 1 | |||||
59 | Западная Сибирь | 1 | |||||
60 | Восточная Сибирь | 1 | |||||
61 | Дальний Восток | 1 | |||||
62 63 | Российская Арктика - экономический район России. Российская Арктика - экономический район России | 1 1 | |||||
64 | Административная контрольная работа | 1 | |||||
Раздел 6. Россия в современном мире (2 часа) | |||||||
65 | Россия в современном мире | 1 | |||||
66 | Объекты мирового и культурного наследия России | 1 | |||||
67 68 | Обобщение и повторение пройденного материала Обобщение и повторение пройденного материала | 1 1 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год
Русский язык и литература...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа. Литература 10 класс 2019-2020 год
Рабочая программа. Литература 10 класс...
Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год.
Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год....
Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год
Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...
Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год.
Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год....