"Почва" , урок 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Марина Татьяна Степановна

Урок с элементами иследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pochva.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Почва

УМК: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «География. Начальный курс. 5 класс»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Технологии: технология критического мышления; технология сотрудничества, ИКТ - технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.

Задачи урока: 

Обучающие:

 Дать определение понятиям: почва, почвоведение;

 Выяснить составные части почвы и главное свойство почв;

 Выяснить этапы почвообразования;

Развивающие:

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;

Развивать поисково-информационные умения;

Воспитательные:

Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

 Воспитывать бережное отношение к почвам;

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение находить взаимосвязь компонентов природы при образовании почвы;

Умение определять состав почвы, используя практические методы;

Метапредметные:  

Формировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

Формировать умение анализировать, сравнивать;

Личностные:

Формировать умение осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению;

Формировать основы экологического воспитания

Тип урока :комбинированный

Структура и ход урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организа-ционный момент

Приветствие. Вот опять звенит звонок, начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку

Проверка готовности к уроку

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Создание мотивации

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько приборов. Как вы думаете, на что похож наш класс? Прежде, чем мы приступим к исследованию, давайте прослушаем стихотворение и ответим на мои вопросы, и в результате прослушивания определим тему урока

Солнце жаркое печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода стареется –

Трещин прибавляется.

И заплакала гора:

Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору;

Поселился, лезет в Гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

Вновь я стала молода!,

Кто уже догадался какова тема нашего исследования?

Лаборатория, а мы с вами ученые-исследователи.

Почему плакала гора?

Как в природе разрушаются камни?

Вам интересно, что же произошло с горой дальше? Тогда слушайте:

Благодаря чему гора почувствовала себя молодой?

Почва

Сегодня на уроке мы выясним, из чего состоит почва, определим ее главное свойство.

Ученики отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что гору омолодила почва. Определяют тему урока – Почва.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Активизация уже имеющихся знаний

Чтобы перейти к исследовательской теме, мы должны с вами вспомнить с какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках

Правда ли, что

1.Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород (зел)

2.Горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные горные породы (зел)

3.Гранит – осадочная горная порода (кр)

4.Базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь – осадочная (зел)

5.Мел образуется за счет деятельности живых организмов (зел)

6.Наша Курская область бедна полезными ископаемыми (кр)

7.Нефть, каменный уголь, газ – горючие полезные ископаемые (зел)

8.Мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым (зел)

9.При извержении вулкана образуются осадочные горные породы (кр)

10.Запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны (кр)

Спасибо, ребята!

А теперь вернемся к тому моменту, что все горные породы со временем разрушаются и превращаются в мелкие частицы. Этот процесс называется выветриванием горных пород, а продукт этого разрушения называют «материнской породой» - основой образования почв

Итак, цель наших исследований:

1.Выяснить, как появилась почва;

2.Определить, из чего состоит почва;

3.Выявит главное свойство почвы.

Какие горные породы бывают по образованию?

Проводит тест «Недра Земли»

А что такое почва? Как она образуется, из чего состоит, какое самое главное ее свойство? Интересно узнать?

Это и будет планом наших исследований, а значит, и планом нашего урока

Дети отвечают: горные породы. Магматические, осадочные, метаморфические

Получают маршрутные карты и закрашивают зеленым цветом варианты правильных ответов

Проводят взаимопроверку теста по шаблону

Р.: умение организовать свою деятельность; определять цель учебной деятельности

К.: умение воспринимать информацию на слух

 Изучение нового материала

Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль.

Итак, внимание! Начинаем наше исследование.

!.ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВЫ

Стр. 130 учебника Образование почвы

2.СОСТАВ ПОЧВЫ

- рассмотрите почву. Из чего она состоит?

Теперь попробуем опытным путем доказать свои предположения

Опыт 1. В стакан с водой бросить кусочек почвы.

Опыт 2. Нагреть почву над горелкой

Опыт 3.Рассмотреть стакан, куда бросили кусочек почвы.  Вода стала мутной

Опыт4.Аккуратно слили и профильтровали полученную взвесь

На дне стакана остался песок. На фильтре – глина

Опыт 5.Взять несколько капель отфильтрованной воды из стакана, где была почва, капнуть на стекло. Нагреть над огнем. На стекле образуется белый налет

Какую?

Проводит опыты

Что видите?

Благодаря почве существует все живое на Земле.

Результаты исследований фиксируют в исследовательской карте (Приложение)

«Лаборанты» наблюдают, комментируют опыты

Состав почвы: песок, глина, остатки растений

Из почвы идут пузыри. Вывод: в почве есть воздух

От почвы поднимается пар, почва посветлела. Вывод: в почве содержится вода, органические вещества сгорели

На дне – песчинки, сверху – глина

Вывод: в состав почвы входит песок и глина

Вода стала прозрачной. Вывод: глина и песок нерастворимы в воде

Вывод: в почве есть минеральные соли, они растворимы

Л.; владение диалогической и монологической речью

К.: умение задавать и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли

Р.: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы; умение управлять своей познавательной деятельностью

П.: формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

и монологической речью

Физкультминутка «Успокоение»

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра,

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли,

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

Но на два, четыре, шесть снова за учебу сесть!

Говорит слова

Выполняют действия, отражающие смысл слов

Объяснение нового материала (продолжение)

«Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается

Большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.»

3.СВОЙСТВО  ПОЧВЫ

От чего  зависит плодородие?

За 200-250 лет образуется слой почвы около 1 см., за 5-6 тыс. лет слой почв-20 см.

 

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда относились бережно к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней.  И  тогда она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Читает рассказ Ильина

«Чудесная кладовая»

Ребята, как вы думаете, почему писатель Ильин

Назвал почву «кладовой»?

Почему “чудесная кладовая»?

От количества перегноя зависят свойства почвы. Чем его больше, тем почва плодороднее.

Как вы думаете в нашей области почва плодородная?

По-вашему, плодородие бесконечно? О чем говорят эти цифры?

… верхний плодородный слой земли, на котором растут травянистые растения и в котором можно найти животных и их останки

В ней имеется все ценное для роста растений : воздух для дыхания, вода и соли для питания, песок, чтобы почва была рыхлой, а самое главное в почве есть перегной

Вывод: плодородие – основное свойство почвы

Отвечают на вопрос, воспользовавшись учебником на стр.130

Почва образуется очень медленно

Л.: формировать экологическое мышление; формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение природы

К.: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи

П.: умение находить взаимосвязи между компонентами природы зависимость друг от друга

Закрепление

Работа в лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем?

П.: анализировать и обобщать информацию по изученной теме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Домашнее задание

1.Параграф 26

2.Задание по выбору:

А) Подготовить выступление гида в музее почв (мини рассказ о любом типе почв и рисунок профиля)

Б) Подборка пословиц, поговорок, загадок о почве – земле

В)сочинить продолжение сказки «Сказка о мечте старого камня»

Инструктаж

Записывают домашнее задание

П.: использование различных источников географической  информации

Рефлексия

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Как нам это удалось? Что нового вы узнали?

Я предлагаю вам три фразеологизма:

-шевелить мозгами

-краем уха

-хлопать ушами

Покажите, что вы сегодня делали на уроке

Анализируют свою деятельность на уроке

Л.: способность к самооценке

К.: высказывание мнения о значении полученной информации

Р.: умение оценивать достигнутые результаты

Домашнее задание.

  1. Параграф 26.
  2. Творческое задание по выбору:

А) Подготовить выступление гида в музее почв (мини рассказ о любом типе почв и рисунок профиля)

Б) Подборка пословиц, поговорок, загадок о почве – земле

В) сочинить продолжение сказки

 «Сказка о мечте старого камня»

В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнца, то замерзнет под холодными струями дождя. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели вы где-нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме "Почвы" 8 класс

Презентация позволит обобщить материал по теме "Почва" перед написанием контрольного теста....

Интегрированный урок по химии и географии « Почва» 8 класс

Урок позволяет восемиклассникам обобщить знания о почве, расширяет их кругозор, позволяет практически определить характеристики почв...

Интегрированный урок по химии и географии « Почва» 8 класс

Урок позволяет восемиклассникам обобщить знания о почве, расширяет их кругозор, позволяет практически определить характеристики почв...

Урок географии тема: "Фрмирование и свойства почвы" 8 класс география

Урок географии тема: "Фрмирование и свойства почвы" 8 класс география....

Урок Человек и почва 8 класс

Урок Человек и почва 8 класс...

Урок "Почва". 5 класс

Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы. 8 класс.

Методическая разработа урока в 8 классе по теме "Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы".  В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также...