Интегрированный урок по химии и географии « Почва» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Урок позволяет восемиклассникам обобщить знания о почве, расширяет их кругозор, позволяет практически определить характеристики почв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoraya_chast.pptx | 2.76 МБ |
tsel_uroka.doc | 28.5 КБ |
khimiya.doc | 36.5 КБ |
geografiya.doc | 48.5 КБ |
pervaya_chast.pptx | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Растения- индикаторы почвы Кислая почва: хвощ, мята, подорожник, иван-да-марья Нейтральная и слабокислая почва: ромашка непахучая, вьюнок полевой, манжетка, редька полевая, мать-и-мачеха, клевер Щелочная почва: мак-самосейка, горчица полевая, дрема белая, живокость
Отношение растений к реакции почвы. рН благоприятный для роста 7,0-7,4 6,4-7,5 6,4-7,5 5,0-8,0 5,0-7,0 4,5-6,3 5,6-7,0 4,8-5,5
Практическая работа «Анализ почвы»
Задачи Провести анализ почвы на содержание хлоридов, карбонатов, сульфатов. Определить среду почвы. Определить методы устранения кислотности и щелочности почвы.
Инструкция по работе 1) Поместите образец почвы в стакан и прилейте 50 мл воды (что наблюдали?). 2) Хорошо размешайте раствор почвы стеклянной палочкой (что наблюдали?). 3) Приготовьте фильтр (фильтровальная бумага, воронка, стаканчик). 4) Пропустите через фильтр полученный раствор (что наблюдали?). 5) (1 группа). Отлейте в пробирку 10 мл фильтрата и добавьте несколько капель нитрата серебра ( AgNO3 ), (что наблюдали?). (2 группа). Отлейте в пробирку 10 мл фильтрата и добавьте несколько капель хлорида бария (BaCl2) , (что наблюдали?). (3 группа). Отлейте в пробирку 10 мл фильтрата и добавьте несколько капель соляной кислоты ( HCl ), (что наблюдали?). 6) В оставшийся фильтрат опустите индикаторную бумажку (универсальный), (что наблюдали?). 7) Сделайте вывод о среде почвы и предложите меры борьбы с кислотностью и щелочностью.
Определение кислотности индикаторной бумагой
Способы нейтрализации рН Кислая Щелочная Нейтральная рН Известь CaCO 3 Гипс CaSO 4 · 2H 2 O
Достаточно ли предложенных мер для улучшения почвы?
Совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожая сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства -
мелиорация
Какие меры борьбы с эрозией вы можете предложить?
Восстановление продуктивности земель, использованных под карьерами, отвалами пустой породы, после сведения лесов, строительства – называется …
Рекультивацией
Какие меры рекультивации вы можете предложить?
На какие характеристики почвы вы будете обращать внимание при приобретении земельного участка в Ленинградской области?
Характеристика почвы земельного участка Тип почвы – подзолистая, дерново-подзолистая Механический состав – средний, легкий суглинок, супесь Структура почвы – комковатая,ореховая Химический состав - хорошо и среднерастворимые соединения Реакция среды – нейтральная или слабокислая
Используемая литература: 1.Учебник В.П.Дронов,И.Б.Баринова,В.Я.Ром,А.А.Лобджанидзе «География России 8-9, М « Дрофа» 2012г 2.Мультимедиаучебник по географиидля учащихся 8 класс. Авторы В.П.Дронов,Л.Е.Савельева, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя, Республиканский медиацентр, 2008г 3.Учебник О.С.Габриелян « Химия 8 класс», М., «Дрофа», 2013г 4. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова « Дидактическое пособие по химии»М., БЛИК и КО, 2009г Интернет- ресурсы: 1 ww w.google.ru/search?q=почвенные+слои&newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=Gc27VMK 2. www . google . ru / search ? q =почва+и+человек& newwindow =1& rlz =1 C 1 GIGM _ ruRU 540 RU 540& espv =2& biw =1440& bih =775& tbm = isch & tbo = u & source = univ & sa = X & ei = 3.www.google.ru/search?q=эрозия+почвы+фото&newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei 4.www.google.ru/search?q= карьеры ,+ терриконы &newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=aM-7V 5.www.google.ru/search?q= рекультивация + почвы &newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=6s-7
Предварительный просмотр:
Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания о почве – уникальном природном образовании, об удобрениях и их значении.
Изучить методику определения рН среды почвы и применить ее на практике.
Определить требования к выбору почвы и меры улучшения ее, с целью получения высокого урожая.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о почве, о ее значении в природе и жизни людей, закрепить знания о структуре, механическом составе, закономерности размещения по территории страны, взаимосвязи с другими компонентами природы. Сформировать понятия мелиорация, эрозия, рекультивация, почвенные ресурсы.
Развивающие: дальнейшее формирование умений анализировать, делать самостоятельные выводы, совершенствовать умение работать в группах на достижение общего результата, оценивать свой вклад.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, познавательную активность, чувство ответственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, почвенная карта России, образцы почв, оборудование и реактивы для практической работы по химии.
Предварительный просмотр:
Учитель химии. (презентация) Наша планета покрыта ковром зеленых растений. Растения встретишь в любом уголке земли: в жаркой пустыне и в холодной арктической тундре. И везде где бы ни вырос зеленый росток, своими корнями он углубляется в почву, добывает оттуда питательные вещества. Почва- источник пищи для растений, а растения - пища для животных и человека. Если бы не было растений, не было бы и жизни на Земле. То есть, почва для человека – это кузница пищи (слайд №28).
Но не только почва необходима человеку, но и человек необходим почве (слайд№29).
Взгляните на эту карту. Территория России огромная, но не все почвы пригодны для ведения сельского хозяйства, для выращивания с/х культур. Это связано с плодородием почв (слайд№30).
Биомассу дают все виды почв, но в разных количествах, а чтобы увеличить это количество необходимо повышать плодородие. Человек овладел секретом природы, он знает, что нужно для этого.
А вы ребята знаете этот секрет (слайд№31)
Какие удобрения вам известны (слайд№32-34)
Удобрения увеличивают биомассу растений. Чем больше внесем удобрений, тем выше урожай. Простая формула, но совсем не правильная. Избыток удобрений приводит к непригодности продукта. Овощи накапливают нитраты, нитриты – вещества вредные для организма человека. Избыток некоторых удобрений вызывает ухудшение плодородия почвы ( закисление и защелачивание).
Как же узнать какое удобрение нужно вносить?
Многие растения реагируют на недостаток тех или иных удобрений своим внешним видом (слайд №35).
Недостаток азота: листья бледно-зеленые, плоды мелкие. Азот увеличивает биомассу, повышает количество белка в зерне, количество сахара в сахарной свекле, винограде.
Недостаток калия: листья покрываются пятнами коричневого цвета, засыхают. Калий делает растение долее выносливым, устойчивым к ветрам, помогает бороться с болезнями, непогодой (заморозками).
Недостаток фосфора: приостанавливается рост, не образуются семена, листья по краям скручиваются, на них появляются фиолетовые и красные пятна.
Растения реагируют и на кислотность почвы. Эти растения называют индикаторами (слайд 38). Так крапива двудомная, кислица, хвощ полевой растут на кислых почвах. А вот мак, ромашка растут на щелочной почве. Но большинство растений требует нейтральной почвы. Поэтому человек должен помнить об этом и вносить удобрения только после проведения анализа почвы и бороться с кислотностью и щелочностью(слайд 39).
Мы сейчас попробуем практически определить наличие минеральных солей в выданных образцах почвы ( сульфатов, хлоридов, карбонатов), а также определим кислотность почвы (рН среды) и подобрать способы устранения кислотности и щелочности.
( Класс делится на 4 группы. Каждой группе выданы образцы почвы с разных участков пришкольной территории. Учащиеся, после прослушивания инструктажа, приступают к выполнению практической работы)
Практическая работа «Анализ почвы»
Задача: Определить минеральный состав и кислотность почвенного образца.
Определить способы устранения кислотности.
Инструкция проведения работы (слайд 40)
1.Поместите образец почвы в колбу и прилейте 50мл Н2О (что наблюдаете?).
2.Хорошо размешайте раствор почвы стеклянной палочкой (что наблюдаете?)
3. Приготовьте фильтр (фильтровальная бумага, воронка, стаканчик).
4. Пропустите через фильтр полученный раствор (что наблюдаете?)
5. (1группа) Отлейте в пробирку 5мл фильтрата и добавьте несколько капель нитрата серебра (что наблюдаете?).
(2 группа) Отлейте в пробирку 5 мл фильтрата и добавьте несколько капель хлорида бария (что наблюдаете?)
(3 группа) Отлейте в пробирку 5мл фильтрата и добавьте 2мл раствора соляной кислоты (что наблюдаете?)
(4группа) Разделите фильтрат на 2 части. К первой прибавьте раствор фенолфталеина ко второй – раствор метилового оранжевого (индикаторы)(что наблюдаете?)
6. Напишите отчет по работе и сделайте вывод о минеральном составе и кислотности выданных образцов почвы. Определите способы устранения кислотности и щелочности почвы.
Методы устранения рН среды (слайд8):
- рН <7 (кислая) – известкование (внесение извести СаСО3)
- рН >7 (щелочная)- гипсование (внесение гипса СаSO4 2Н2О
- рН =7 (нейтральная) –самая благоприятная для выращивания растений.
Вывод: Почва богата органическими остатками, присутствуют в составе карбонаты и хлориды. Почва первого образца слабо кислая, второго и третьего – нейтральная.
Следовательно почва участка где был взят первый образец требует известкования и внесения необходимого количества органических и минеральных удобрений.
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по химии и географии « Почва»
Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания о почве – уникальном природном образовании, об удобрениях и их значении.
Изучить методику определения рН среды почвы и применить ее на практике.
Определить требования к выбору почвы и меры улучшения ее, с целью получения высокого урожая.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о почве, о ее значении в природе и жизни людей, закрепить знания о структуре, механическом составе, закономерности размещения по территории страны, взаимосвязи с другими компонентами природы. Сформировать понятия мелиорация, эрозия, рекультивация, почвенные ресурсы.
Развивающие: дальнейшее формирование умений анализировать, делать самостоятельные выводы, совершенствовать умение работать в группах на достижение общего результата, оценивать свой вклад.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, познавательную активность, чувство ответственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, почвенная карта России, образцы почв, оборудование и реактивы для практической работы по химии.
Ход урока
С давних времен и по сей день все народы на планете поклоняются Земле. В прошлом приносили жертвы, устраивали в ее честь праздники, пели хвалебные песни. Отправляясь на чужбину, человек берет с собой не воду, не воздух, не ветку дерева, а щепотку родной земли. Но слово земля очень объемно, это и название планеты, и место где ты родился, и любимый уголок. Мы же с вами заменим слова земля на не менее емкое, но более точное слово почва. Без преувеличения можно сказать, что своим существованием человечество обязано почве.
Этому удивительному продукту природы мы посвятим этот урок.
Слайд1.
Слайд 2. Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания о почве – уникальном природном образовании, об удобрениях и их значении.
Изучить методику определения рН среды почвы и применить ее на практике.
Определить требования к выбору почвы и меры улучшения ее, с целью получения высокого урожая.
Слайд 3.Что же такое почва? Чем отличаются понятия почва и земельные ресурсы? Кто впервые выделил почву из остальных слоев земной коры?
Слайды 4.5. Какие факторы и как влияют на ее образование? Какие факторы являются главными? Оказывает ли почва влияние на другие компоненты природы?
Слайд 6.Как происходит образование почвы? Какое время требуется на ее создание? Какой толщины слой образуется за 100 лет?
Слайды 7-12 Что такое механический состав почвы? Рассмотреть рисунки и определить механический состав.
Слайды 13-15. Практическое задание по определению механического состава образцов почв. Какой механический состав лучше и почему?
Слайды 16-17. Что мы видим на рисунке? Практическое задание по построению почвенного профиля и подписыванию горизонтов.
Слайд 18. Сравните почвенные профили чернозема и подзолистой почвы и сделайте выводы.
Слайды 19-21. Практическое задание.
Определить структуру образцов почвы. Выяснить почему структурная почва лучше.
Слайд 22. Рассмотреть почвенную карту России, установить какой закон прослеживается в размещении почв. Какие еще компоненты природы сменяются по закону широтной зональности?
Слайд 23. Практическое задание. Установите взаимосвязь между климатом, растительностью и почвой (подзолистая, чернозем, бурая почвы).
Слайды 24-27. Практическое задание. Используя почвенную карту, расположите почвы России с севера на юг.
Слайды 28- 44 Учитель химии. Наша планета покрыта ковром зеленых растений. Растения встретишь в любом уголке земли: в жаркой пустыне и в холодной арктической тундре. И везде где бы ни вырос зеленый росток, своими корнями он углубляется в почву, добывает оттуда питательные вещества. Почва- источник пищи для растений, а растения - пища для животных и человека. Если бы не было растений, не было бы и жизни на Земле. То есть, почва для человека – это кузница пищи (слайд №28).
Но не только почва необходима человеку, но и человек необходим почве (слайд№29).
Взгляните на эту карту. Территория России огромная, но не все почвы пригодны для ведения сельского хозяйства, для выращивания с/х культур. Это связано с плодородием почв (слайд№30).
Биомассу дают все виды почв, но в разных количествах, а чтобы увеличить это количество необходимо повышать плодородие. Человек овладел секретом природы, он знает, что нужно для этого.
А вы ребята знаете этот секрет? После ответов учащихся демонстрируется (слайд№31)
Какие удобрения вам известны? (слайд№32-34)
Удобрения увеличивают биомассу растений. Чем больше внесем удобрений, тем выше урожай. Простая формула, но совсем не правильная. Избыток удобрений приводит к непригодности продукта. Овощи накапливают нитраты, нитриты – вещества вредные для организма человека. Избыток некоторых удобрений вызывает ухудшение плодородия почвы ( закисление и защелачивание).
Как же узнать какое удобрение нужно вносить?
Многие растения реагируют на недостаток тех или иных удобрений своим внешним видом (слайд №35).
Недостаток азота: листья бледно-зеленые, плоды мелкие. Азот увеличивает биомассу, повышает количество белка в зерне, количество сахара в сахарной свекле, винограде.
Недостаток калия: листья покрываются пятнами коричневого цвета, засыхают. Калий делает растение долее выносливым, устойчивым к ветрам, помогает бороться с болезнями, непогодой (заморозками).
Недостаток фосфора: приостанавливается рост, не образуются семена, листья по краям скручиваются, на них появляются фиолетовые и красные пятна.
Растения реагируют и на кислотность почвы. Эти растения называют индикаторами (слайд 38). Так крапива двудомная, кислица, хвощ полевой растут на кислых почвах. А вот мак, ромашка растут на щелочной почве. Но большинство растений требует нейтральной почвы. Поэтому человек должен помнить об этом и вносить удобрения только после проведения анализа почвы и бороться с кислотностью и щелочностью(слайд 39).
Мы сейчас попробуем практически определить наличие минеральных солей в выданных образцах почвы ( сульфатов, хлоридов, карбонатов), а также определим кислотность почвы (рН среды) и подобрать способы устранения кислотности и щелочности.
( Класс делится на 4 группы. Каждой группе выданы образцы почвы с разных участков пришкольной территории. Учащиеся, после прослушивания инструктажа, приступают к выполнению практической работы)
Практическая работа «Анализ почвы»
Задача: Определить минеральный состав и кислотность почвенного образца.
Определить способы устранения кислотности.
Инструкция проведения работы (слайд 40)
1.Поместите образец почвы в колбу и прилейте 50мл Н2О (что наблюдаете?).
2.Хорошо размешайте раствор почвы стеклянной палочкой (что наблюдаете?)
3. Приготовьте фильтр (фильтровальная бумага, воронка, стаканчик).
4. Пропустите через фильтр полученный раствор (что наблюдаете?)
5. (1группа) Отлейте в пробирку 5мл фильтрата и добавьте несколько капель нитрата серебра (что наблюдаете?).
(2 группа) Отлейте в пробирку 5 мл фильтрата и добавьте несколько капель хлорида бария (что наблюдаете?)
(3 группа) Отлейте в пробирку 5мл фильтрата и добавьте 2мл раствора соляной кислоты (что наблюдаете?)
(4группа) Разделите фильтрат на 2 части. К первой прибавьте раствор фенолфталеина ко второй – раствор метилового оранжевого (индикаторы)(что наблюдаете?)
6. Напишите отчет по работе и сделайте вывод о минеральном составе и кислотности выданных образцов почвы. Определите способы устранения кислотности и щелочности почвы.
Методы устранения рН среды (слайд44):
- рН <7 (кислая) – известкование (внесение извести СаСО3)
- рН >7 (щелочная)- гипсование (внесение гипса СаSO4 2Н2О
- рН =7 (нейтральная) –самая благоприятная для выращивания растений.
Вывод: Почва богата органическими остатками, присутствуют в составе карбонаты и хлориды. Почва первого образца слабо кислая, второго и третьего – нейтральная.
Следовательно почва участка где был взят первый образец требует известкования и внесения необходимого количества органических и минеральных удобрений.
Слайды 45-47. Достаточно ли предложенных мер по улучшению почвы? Дать определение мелиорации.
Слайд 48. Установите преобладающие виды мелиорации в Ленинградской области.
Слайд 49. Еще одним видом мелиорации можно назвать борьбу с эрозией почвы.
Слайды 50-53. Назовите виды эрозии. Укажите причины развития эрозии ( сведение лесов, распашка полей, нерегулируемый выпас скота, ошибки в агротехнике, севообороте).
Слайд 54. Какие меры по борьбе вы можете назвать?
Слайды 55-61. Какой вид эрозии мы видим на слайдах? Возможно ли восстановить продуктивность таких земель после столь варварского к ней отношения?
Слайды 62-66. Рекультивация. Меры по восстановлению земли.
Слайд 67-68. Закрепление материала. Практическое задание. По предполагаемому описанию расставьте почвенные горизонты.
Слайды 69-70. Подведение итогов урока. На какие характеристики почвы вы будете обращать внимание при приобретении земельного участка в Ленинградской области?
Учащиеся заполняют оценочный лист
Ф.И. | Самооценка | Оценка группы | Оценка за практическую работу | Оценка учителя | Итоговая оценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания о почве – уникальном природном образовании, об удобрениях и их значении. Изучить методику определения рН среды почвы и применить ее на практике. Определить требования к выбору почвы и меры улучшения ее, с целью получения высокого урожая.
Что такое почва?
Какие факторы влияют на образование почвы?
Как происходит образование почвы?
Что такое механический состав почвы?
Определите механический состав образцов почвы
Какой же механический состав почвы лучше? Почему?
Постройте почвенный профиль и подпишите основные горизонты
Сравните почвенные профили и сделайте выводы.
Определить структуру образцов почвы
Какая структура почвы и почему является лучшей?
Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью
Используя почвенную карту в атласе расположите по порядку основные типы почв России
Почва Человек
Удобрение . Удобрение – это та пища растений, которой не хватает в почве и которая необходима, чтобы растения росли мощными и давали высокий урожай.
Виды удобрений. Органические Минеральные
Органические удобрения навоз ( богат азотом, фосфором, калием и микроэлементами ) - зола ( богата калием, фосфором ) - торф ( богат азотом, калием ) - птичий помет ( богат азотом, калием, микроэлементами )-
Минеральные удобрения Азотные (натриевая, калиевая, аммиачная селитры, аммиачная вода и мочевина) – содержат от 16 – 45% азота. Калийные (калийная селитра, хлористый калий, калийная соль, сульфат калия)- содержат от 30-60% оксида калия ( K 2 O ). Фосфорные (простой и двойной суперфосфат, костная мука)- содержат от 18-26% оксида фосфора ( P 2 O 5 ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
интегрированный урок по химии и географии: "Химическая промышленность. Производство удобрений"
Все чаще учителя в своей практике применяют форму интегрированного занятия. Данная форма урока способствует лучшему усвоению учебного материала по двум дисциплинам сразу....
Интегрированный урок по химии и географии "Природные источники углеводородов"
В работе содержится материал о природном и попутном нефтяном газе, нефти; составе, переработке и применении. А также о нахождении в природе ( страны). Есть сведения о экологических проблемах и методах...
Интегрированный урок по химии и географии "Карст Башкортостана"
В этом материале имеются данные об ученых, которые изучали пещеры Башкортостана. Показан химизм образования сталактитов и сталагмитов. Закрепление изученного проводится путем решения расчетной з...
Интегрированный урок по химии и географии « Почва» 8 класс
Урок позволяет восемиклассникам обобщить знания о почве, расширяет их кругозор, позволяет практически определить характеристики почв...
Интегрированный урок (физика, химия, биология, география) в 8 классе игра - аукцион по теме: «ВОДА — САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ»
Приводится интегрированный урок - игра - аукцион...
Интегрированный урок по химии и географии. Химическая промышленность.
Обобщение и углубление знания о химической промышленности на примере производства серной кислоты....