5 класс. Урок обобщения знаний. "Как люди открывали Землю" (ФГОС)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок развивающего контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie._kak_lyudi_otkryvali_zemlyu.docx | 224.05 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Обобщение знаний по разделу "Как люди открывали Землю".
Тип урока | Урок развивающего контроля(урок - конференция) |
Средство обучения | Учебник, атлас, мультимедийное приложение, дидактический материал, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска. |
Методы и формы учебной деятельности | Методы: конференция, отчет о проделанной работе, эвристическая беседа, письменная контрольная работа Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
Основные понятия и термины | Как люди открывали Землю, рассказ о путешествии |
Уровень | Предполагаемый результат |
Коррекционный | Называть великих путешественников и результаты их экспедиций |
Стандарт | Называть результаты географических исследований. Называть хронологию географических открытий |
Повышенный | Определять маршруты экспедиций по картам. Производить само- и взаимодиагностику результатов изученной темы. Проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме |
Формируемые УУД | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: оценивают достигнутый результат. Коммуникативный: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности |
Организационная структура урока.
Этап | Постановка учебного задания | Деятельность учащихся | Результат деятельности | Контроль | Рефлексия |
1. Вызов | Организационный момент. Приветствие учащихся. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей) | Анализируют свои действия и управляют ими, имеют мотивацию на результат | Визуальный | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
- Рассмотрев раздел "Как люди открывали Землю", мы можем ответить на вопросы, связанные с изученной темой. -Давайте для начала составим таблицу "тонких" и "толстых" вопросов (см. приложение) Далее мы сформулируем вопросы и дадим ответы на них | Внимательно слушают учителя. Составляют таблицу "тонких" и "толстых" вопросов. Дают ответы на вопросы в краткой и развернутой форме | Умеют кратко разложить изученные факты | Самоконтроль по образцу (тетрадь, учебник) | Составляют таблицу, отвечая на предложенные вопросы | |
2. Осмысление содержания | 1-й вариант (урок-конференция). Заслушиваются проектные работы, выполненные в группах, парах, индивидуально по предложенным темам | Защищают свои проекты. Отвечают на вопросы одноклассников, которые возникают во время защиты работы | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самоконтроль по образцу (собственный контроль) | Вопросы, возникшие в процессе работы. Самостоятельно оценивают свою работу, аргументируют свою позицию |
2-й вариант (урок- контроля, оценки и коррекции знаний). Каждому обучающемуся выдается кроссворд по теме раздела (см. приложение) | Разгадывают кроссворд | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | Письменные ответы | Эмоциональное подбадривание "Вы такие умные, что обязательно справитесь" | |
3. Рефлексия | 1-й вариант Оцените работу, которую вы выполняли в ходе всего проекта (см. приложение4 "Критерии оценивания различных форм работы на уроке") | Оценивают свою работу и работу группы на листах | Проведен анализ достижения цели урока | Письменный | |
2-й вариант, Продолжите фразу на листах, выбрав свой ответ | Оценивают свою работу на уроке | ||||
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по ее выполнению | Можно предложить учащимся выполнить задание из рабочей тетради | Сообщен обмен и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике |
Приложение 1
На данном этапе учащимся предоставляется возможность вспомнить все вопросительные слова, например, кто? что? когда? и т.д. - для "тонких" вопросов, то есть вопросов, требующих краткой формы ответа (например, фамилии путешественника или года открытия) и вопросительные слова типа: Почему вы думаете..? Можно ли ..? и т.п. - для "толстых" вопросов, то есть для вопросов, требующих более развернутой формы ответа с последующей аргументацией собственного мнения.
Далее перед обучающимися встает новая проблема: сформулировать с предложенными вопросительными словами 2-3 вопроса по изученной теме. ВАЖНО! Форму вопросительного слова можно изменять, к примеру, кого? - для кого? В это время учитель формирует вопросительные слова и вопросы на доске. И, наконец, сами обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
Пример составления таблицы
"Тонкие" вопросы | "Толстые" вопросы |
1. Кто такие путешественники? 2.Что значит открывать Землю? 3.Для кого же такие путешествия были открытиями? 4.Как представляют себе Землю люди в древности? 5.Какая в действительности форма Земли? | 1. Какова цель экспедиций, совершенных русскими людьми? 2. Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы? |
Ответы:
"Тонкие" вопросы | "Толстые" вопросы |
1. Тот, кто много ездил по чужим местам, их открывал 2.Заниматься исследованием и изучением еще неизвестного местообитания 3.Прежде всего, для самих путешественников, для других стран и народов 4.Землю представляли плоской 5.Форма шара | 1. Открытие и освоение новых земель, торговых поставок 2. Нет, например, арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии |
Приложение 2.
ВАРИАН 1
Вопросы к кроссворду:
1. Какую часть света открыли русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев?
2. Этот великий географ древности измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара. Кто же он?
3. Маршрут какого путешественника показан на рисунке 1?
Рис. 1
4. Кем было доказано, что Австралия – самостоятельный материк?
5. Кто из путешественников первым доплыл до Индии?
6. Великий географ древности первым установил зависимость между географической широтой и продолжительностью дня и ночи, а также нашел путь к этим островам. Как назывались эти острова?
7. Северо-западные берега Америки были открыты благодаря двум путешественникам Чиркову и …?
8. Этот путешественник открыл пролив между Северной Америкой и Евразией.
Контрольный вопрос.
За какие заслуги этот первооткрыватель и путешественник вошел в историю географических открытий? Назовите не менее двух доводов.
ВАРИАНТ 2
Вопросы к кроссворду:
1. Новгородцы и … активно осваивали и изучали север Европы, ходили в плавание по морям Северного Ледовитого океана?
2. Какой из материков Земли был открыт последним?
3. Назовите второго первооткрывателя Антарктиды, который работал с М. П. Лазаревым.
4. Заслуга экспедиции этого путешественника – было доказано, что Евразию и Северную Америку разделяет пролив. Кто этот путешественник?
5. Этот путешественник Средневековья посетил Китай, описал природу и жизнь местного населения.
6. Маршрут какого мореплавателя показан на рисунке 2?
Рис. 2
7. Какой материк был открыт в XV веке?
8. Географическим открытием этого первооткрывателя было путешествие в Индию – «Хождение за три моря». Кто же он?
Контрольный вопрос.
За какие заслуги этот первооткрыватель и путешественник вошел в историю географических открытий? Назовите не менее двух доводов.
Вариант 1
1. Антарктида.
2. Эратосфен.
3. Магеллан.
4. Кук.
5. Гама.
6. Британские.
7. Беринг.
8. Дежнев.
Ключевое слово – Колумб.
Контрольный вопрос.
1) Открыл остров Кубу.
2) Было доказано, что Америка – новая часть света.
Вариант 2
1. Поморы.
2. Антарктида.
3. Беллинсгаузен.
4. Дежнев.
5. Поло.
6. Колумб.
7. Америка.
8. Никитин.
Ключевое слово – Магеллан.
Контрольный вопрос.
1) Руководил первым кругосветным путешествием.
2) Доказал единство Мирового океана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классе на темы:“Alphabet”, “Colors”, “Count Well”, “The Fancy-Dress Party”. ”
Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классена пройденные темы “Let’sPlayEnglish!”Цель: закрепить знание лексического и грамматического материала на темы: “Alpha...
Мультимедийный урок обобщения знаний в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами».
Урок-путешествие...
Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...
Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе». Урок закрепления изучаемого материала....
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....