5 класс. Урок обобщения знаний. "Как люди открывали Землю" (ФГОС)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Бутакова Марина Загфаровна

Урок развивающего контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie._kak_lyudi_otkryvali_zemlyu.docx224.05 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Обобщение знаний по разделу "Как люди открывали Землю".

Тип урока

Урок развивающего контроля(урок - конференция)

Средство обучения

Учебник, атлас, мультимедийное приложение, дидактический материал, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Методы и формы учебной деятельности

Методы: конференция, отчет о проделанной работе, эвристическая беседа, письменная контрольная работа

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Основные понятия и термины

Как люди открывали Землю, рассказ о путешествии

Уровень

Предполагаемый результат

Коррекционный

Называть великих путешественников и результаты их экспедиций

Стандарт

Называть результаты географических исследований. Называть хронологию географических открытий

Повышенный

Определять маршруты экспедиций по картам. Производить само- и взаимодиагностику результатов изученной темы. Проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме

Формируемые УУД

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: оценивают достигнутый результат.

Коммуникативный: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные: готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома,  во внеучебных видах деятельности

Организационная структура  урока.

Этап

Постановка учебного задания

Деятельность учащихся

Результат деятельности

Контроль

Рефлексия

1. Вызов

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей)

Анализируют свои действия и управляют ими, имеют  мотивацию на результат

Визуальный

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

- Рассмотрев раздел "Как люди открывали Землю", мы можем ответить на вопросы, связанные с изученной темой.

-Давайте для начала составим таблицу "тонких" и "толстых" вопросов (см. приложение)

Далее мы сформулируем вопросы и дадим ответы на них

Внимательно слушают учителя. Составляют таблицу "тонких" и "толстых" вопросов. Дают ответы на вопросы в краткой и развернутой форме

Умеют кратко разложить изученные факты

Самоконтроль по образцу (тетрадь, учебник)

Составляют таблицу, отвечая на предложенные вопросы

2. Осмысление содержания

1-й вариант (урок-конференция). Заслушиваются проектные работы, выполненные в группах, парах, индивидуально по предложенным темам

Защищают свои проекты. Отвечают на вопросы одноклассников, которые возникают во время защиты работы

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самоконтроль по образцу (собственный контроль)

Вопросы, возникшие в процессе работы. Самостоятельно оценивают свою работу, аргументируют свою позицию

2-й вариант (урок- контроля, оценки и коррекции знаний). Каждому обучающемуся выдается кроссворд по теме раздела (см. приложение)

Разгадывают кроссворд

 Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения  и отличия от эталона

Письменные ответы

Эмоциональное подбадривание "Вы такие умные, что обязательно справитесь"

3. Рефлексия

 1-й вариант Оцените работу, которую вы выполняли в ходе всего проекта (см. приложение4 "Критерии оценивания различных форм работы на уроке")

Оценивают свою работу и работу группы на листах

Проведен анализ  достижения цели урока

Письменный

2-й вариант, Продолжите фразу на листах, выбрав свой ответ

Оценивают свою работу на уроке

4. Информация о домашнем задании, инструктаж по ее выполнению

Можно предложить учащимся выполнить задание из рабочей тетради

Сообщен обмен и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике

Приложение 1

        На данном этапе учащимся предоставляется возможность вспомнить все  вопросительные слова, например, кто? что? когда? и т.д. - для "тонких" вопросов, то есть вопросов, требующих краткой формы ответа (например, фамилии путешественника или года открытия) и вопросительные слова типа: Почему вы думаете..? Можно ли ..? и т.п. - для "толстых" вопросов, то есть для вопросов, требующих более развернутой формы  ответа с последующей аргументацией собственного мнения.

        Далее перед обучающимися встает новая проблема: сформулировать с предложенными вопросительными словами 2-3  вопроса по изученной теме. ВАЖНО! Форму вопросительного слова можно изменять, к примеру, кого? - для кого? В это время учитель формирует вопросительные слова и вопросы на доске. И, наконец, сами обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Пример составления таблицы

"Тонкие" вопросы

"Толстые" вопросы

1. Кто такие путешественники?

2.Что значит открывать Землю?

3.Для кого же такие путешествия были открытиями?

4.Как представляют себе Землю люди в древности?

5.Какая в действительности форма Земли?

1. Какова цель экспедиций, совершенных русскими людьми?

2. Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?

Ответы:

"Тонкие" вопросы

"Толстые" вопросы

1. Тот, кто много ездил по чужим местам, их открывал

2.Заниматься исследованием и изучением еще неизвестного

местообитания

3.Прежде всего, для самих путешественников, для других стран и народов

4.Землю представляли плоской

5.Форма шара

1. Открытие и освоение новых земель, торговых поставок

2. Нет, например, арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии

Приложение 2.

ВАРИАН 1

         

Вопросы к кроссворду:

1. Какую часть света открыли русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев?

2. Этот великий географ древности измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара. Кто же он?

3. Маршрут какого путешественника показан на рисунке 1?

Рис. 1

4.  Кем было доказано, что Австралия – самостоятельный материк?

5. Кто из путешественников первым доплыл до Индии?

6. Великий географ древности первым установил зависимость между географической широтой и продолжительностью дня и ночи, а также нашел путь к этим островам. Как назывались эти острова?

7. Северо-западные берега Америки были открыты благодаря двум путешественникам Чиркову и …?

8. Этот путешественник открыл пролив между Северной Америкой и Евразией.

Контрольный вопрос.

За какие заслуги этот первооткрыватель и путешественник вошел в историю географических открытий? Назовите не менее двух доводов.

ВАРИАНТ 2

 

Вопросы к кроссворду:

1. Новгородцы и … активно осваивали и изучали север Европы, ходили в плавание по морям Северного Ледовитого океана?

2. Какой из материков Земли был открыт последним?

3. Назовите второго первооткрывателя Антарктиды, который работал с М. П. Лазаревым.

4. Заслуга экспедиции этого путешественника – было доказано, что Евразию и Северную Америку разделяет пролив. Кто этот путешественник?

5. Этот путешественник Средневековья посетил Китай, описал природу и жизнь местного населения.

6. Маршрут какого мореплавателя показан на рисунке 2?

Рис. 2

7. Какой материк был открыт в XV веке?

8. Географическим открытием этого первооткрывателя было путешествие в Индию – «Хождение за три моря». Кто же он?

Контрольный вопрос.

За какие заслуги этот первооткрыватель и путешественник вошел в историю географических открытий? Назовите не менее двух доводов.

Вариант 1

1. Антарктида.

2. Эратосфен.

3. Магеллан.

4. Кук.

5. Гама.

6. Британские.

7. Беринг.

8. Дежнев.

Ключевое слово – Колумб.

Контрольный вопрос.

1) Открыл остров Кубу.

2) Было доказано, что Америка – новая часть света.

Вариант 2

1. Поморы.

2. Антарктида.

3. Беллинсгаузен.

4. Дежнев.

5. Поло.

6. Колумб.

7. Америка.

8. Никитин.

Ключевое слово – Магеллан.

Контрольный вопрос.

1) Руководил первым кругосветным путешествием.

2) Доказал единство Мирового океана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классе на темы:“Alphabet”, “Colors”, “Count Well”, “The Fancy-Dress Party”. ”

Урок обобщения знаний  по английскому языку во 2 классена пройденные темы “Let’sPlayEnglish!”Цель: закрепить знание лексического и грамматического материала  на темы: “Alpha...

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе».  Урок закрепления изучаемого материала....

Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.

Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....