рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М, Домагацких
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М, Домагацких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа география- 6 класс. | 137.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №39 имени Героя Советского Союза А.Н.Колесникова»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №39
___________Бородина Т.Е.
/приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Уровень общего образования(класс) основное общее 6 кл
Количество часов в год -35 ч,
Количество часов в неделю -1ч, количество недель -35.
Учитель Плужникова Татьяна Стефановна
Рабочая программа по географии составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Прсвещение, 2013. 75с.(Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.)
г.Шахты 2016/17
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. 75с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.) с учетом:
Авторской программы Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013).
Нормативные документы, определяющие содержание рабочей программы:
Законы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Программы:
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
Приказы:
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373".
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373".
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;
- Приказ МБОУ СОШ №39 г.Шахты от 31.08.2016 г. №59 «Об утверждении рабочих программ на 2016-2017 учебный год».
Постановления:
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений №3, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г.№81).
-Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1 марта 2012.
- Учебный план МБОУ СОШ №39 г. Шахты на 2016-2017 учебный год.
- Положение МБОУ СОШ №39г. Шахты «О рабочей программе учебного курса, предмета , дисциплины ( модуля)» .
- Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.
Рабочая программа имеет целью формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира и способствует решению следующих задач изучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
- формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
2. общая характеристика курса.
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения. Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 4;практических работ – 12.
Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Предметные результаты
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
3.Место учебного предмета, в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 6 классе 35 часов (1 часа в неделю) -35 недели. На изучение географии МБОУ СОШ № 39 отводит 1 час в неделю, 35 часов в год.
4.Содержание программы
Тема 1. Земля как планета (5 часов) + 1ч.
(из резерва на обобщение и контроль знаний)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
• Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
• Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.
• Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• влияние космоса на жизнь на Земле;
• географические следствия движения Земли;
• особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
Умение определять:
• географические координаты;
• особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
• географические следствия движений Земли.
Практические работы:
• Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (4 часа) + 1ч.
(из резерва на обобщение и контроль знаний)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
• Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
• План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
• Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• свойства географической карты и плана местности;
• специфику способов картографического изображения;
• отличия видов условных знаков;
• отличия видов масштабов;
• значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
• существенные признаки плана, карты и глобуса;
• классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
• расстояния по карте;
• азимут по карте местности;
• абсолютную и относительную высоту;
• читать условные знаки;
• масштаб карты.
Практические работы:
• Определение направлений и расстояний по карте.
• Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
• Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
• Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
• Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности внутреннего строения Земли;
• причины и следствия движения земной коры;
• действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
• особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• по заданным признакам горные породы и минералы;
• отличие видов земной коры;
• виды форм рельефа;
• районы землетрясений и вулканизма.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
• Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
• вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
• причины возникновения природных явлений в атмосфере;
• зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
• особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• основные показатели погоды.
Практические работы:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (3 часа) + 1ч.
(из резерва на обобщение и контроль знаний)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
• Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
• Необходимость рационального использования воды.
• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
• выделение существенных признаков частей Мирового океана;
• особенности состава и строения гидросферы;
• условия залегания и использования подземных вод;
• условия образования рек, озер, природных льдов;
• характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• вид рек, озер, природных льдов;
• особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии
Владимир Иванович Вернадский
Основные образовательные идеи:
• Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
• Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
• Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности географической оболочки на примере биосферы;
• особенности приспособления организмов к среде обитания;
• роль царств природы;
• необходимость охрны органического мира.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• сущность экологических проблем;
• причины разнообразия растений и животных;
• характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Практическая работа
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
• Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности образования почвы;
• особенности строения и состава географической оболочки;
• взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
• законы развития географической оболочки;
• сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• условия образования почв;
• характер размещения природных зон Земли.
Практические работы:
• Описание природных зон Земли по географическим картам.
• Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Резерв времени – 3 часа
7. Результаты освоения учебного курса.
Учащиеся должны знать (понимать):
• форму и размеры Земли;
• полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
• части внутреннего строения Земли;
• основные формы рельефа;
• части Мирового океана;
• виды вод суши;
• причины изменения погоды;
• типы климатов;
• виды ветров, причины их образования;
• виды движения воды в океане;
• пояса освещенности Земли;
• географические объекты, предусмотренные программой.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
• использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
• определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
• приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления;
• создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
• строить простые планы местности;
• формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.
5.Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
практические работы | контрольные работы | |||
1. | Земля как планета | 6 (5+1ч. из резерва) | 1 | 1 |
2. | Географическая карта | 5 (4+1ч. из резерва) | 3 | 1 |
3. | Литосфера | 7 | 2 | - |
4. | Атмосфера | 8 | 1 | 1 |
5. | Гидросфера | 4 (3+1ч. из резерва) | 2 | 1 |
6. | Биосфера | 2 | 1 | - |
7. | Почва и географическая оболочка | 3 | 2 | - |
ИТОГО | 35ч | 12 | 4 | |
Календарно-тематический план, 6-класс.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во ча-сов | Элемент содержания /целевая установка урока/ | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Понятия, номенклатура | Информационное сопровождение, цифро-вые и электронные образовательные ресурсы | Д.З | |||||
по плану / по факту | |||||||||||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||||||
1 | Тема 1: «Земля как планета» Всего часов _6_ | ||||||||||||
1. 1.1 | 03.09/03.09 | Земля и Вселенная. /Урок изучения нового материала/ | 1 | Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. /Формирование представлений о Вселенной её составе, Солнечной системе, планете Земля. Образовательная идея: Земля-часть Солнечной системы, находящейся под влиянием других элементов (Солнца, Луны)./ | Выявлять и знать объекты Вселен-ной, состав Солнечной системы; объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; определять географические следствия движения Земли. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное; с различными источниками информации | вводный | Вводная беседа, ФО | Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы. | Мультимидийная презентация, таблица Р/Т с.3-6 | §1 вопросы и задание с.11 | ||
2. 1.2 | 10.09/10.09 | Система географических координат. /Урок изучения нового материала/ | 1 | Градусная сеть, Система географических координат. /Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Умений определения географических координат. Образовательная идея: Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли/ | Давать определение понятиям экватор, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты | Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; умение определять географические координаты | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические ко-ординаты; | Мультимидийная презентация, географическая карта Р/Т с.7-8 | §2, Вопросы с.17 | ||
3. 1.3 | 17.09/ 17.09 | Система географических координат. /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов» | 1 | Градусная сеть, Система географических координат. /Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Умений определения географических координат. Образовательная идея: Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли/ | Давать определение понятиям экватор, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты | Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические координаты | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос; работа с картой в группах | Географическая широта, географическая дол-гота, географические координаты; | Мультимидийная презентация, географическая карта Р/Т с.8-9 | §2, задание с.17, работа на к/к; | ||
4. 1.4 | 24.09/ 24.09 | Времена года. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. /Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях. Образовательная идея: Шарообразность Земли и наклон оси её суточного вращения, определяют распределение тепла и света на её поверхности. / | Давать определение понятиям глобус, экватор, полюс; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний. | Слуховое и визуальное восприятие информации; умение работать с текстом, картой | текущий | Устный, индивидуальный опрос | глобус, экватор, полюс; тропики | Мультимидийная презентация, таблица, географическая карта Р/Т с.10-13 | §3, вопросы с.23, | ||
5. 1.5 | 01.10/ 01.10 | Пояса освещённости. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. /Формирование представлений о движениях Земли и их географических следствиях. Образовательная идея: Шарообразность Земли и наклон оси её суточного вращения, определяют распределение тепла и света на её поверхности. / | Давать определение понятиям полюс, тропики; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические следствия движения Земли | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос; работа с картой | полюс, тропик. | Мультими-дийная презентация, таблица, географическая карта Р/Т с. 13-16 | §4, вопросы с.28 | ||
6. 1.6 | 08.10/ 08.10 | Обобщение по теме по теме: «Земля как планета» /Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ | 1 | /Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/ | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности фор-мы Земли, географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Определять географические координаты, особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | тематический | Письменный опрос. Решение тестовых заданий | См.уроки 1-5 | Географическая карта. | Задание по теме с.199 в учебнике | ||
2 | Тема 2: «Географическая карта» Всего часов __5__ | ||||||||||||
7. 2.1 | 15.10/15.10 | Географическая карта и её масштаб. /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 2 «Определение направлений и расстояний по карте» | 1 | Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. /Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Образовательная идея: Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу планету и её составные части./ | Давать определение понятиям географическая карта, план местности, масштаб; объяснение свойств географической карты и плана местности, отличия видов масштабов. Определять существенные признаки плана, карты и глобуса | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Определять расстояние по карте; масштабы карт. | текущий | Устный, индивидуальный опрос; работа в группах | Географическая карта, план местности, масштаб | презентация, географическая карта, атласы Р/Т с.17-20 | §5, вопросы и задания с.36 | ||
8. 2.2 | 22.10/22.10 | Виды условных знаков. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по содержанию и масштабу. Понятие о плане местности и топографической карте. /Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Образовательная идея: Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу планету и её составные части./ | Давать определение понятиям условные знаки, горизонтали, легенда карты. Объяснять специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; определять абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в группах по карте | условные знаки, горизонт-али, легенда карты. | презентация, географическая карта, Р/Т с.20-24 | §6, задание в учебнике с.42, «топографический диктант» | ||
9. 2.3 | 29.10/29.10 | Ориентирование /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту» | 1 | Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. /Формирование представлений об ориентирование на местности, умений пользования измерительными приборами. | Давать определение понятию ориентирование, азимут определять азимут по карте и на местности; объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать выводы о назначении ком-паса. Формулировать алгоритм работы с ним. | Умение работать с измерительными приборами; планировать свою деятельность под руководством учителя. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос | Ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут. | Мультимидийная презентация, топографическая карт. Р/Т с.24-26 | §7, задание на с.46 | ||
10. 2.4 | 12.11/12.11 | Изображение рельефа на карте. /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности» | 1 | Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека. /Формирование представлений об изображениях земной поверхности, умений пользования измерительными приборами. Образовательная идея: Географическая карта- сложный чертёж, выполненный с соблюдением определённых правил./ | Давать определение понятию: горизонтали изогипсы; определять абсолютную и относительную высоту; объяснять специфику способов картографического изображения; объяснять значение планов и карт в практической деятельности человека | Умение работать с измерительными приборами, планировать свою деятельность под руководством учителя; стоить простейший план местности. Определять по карте абсолютную высоту. Умение вести диалог, вырабатывая общее мнение. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в парах с использованием приложения с.203-208 | Рельеф, горизонта-ли, относи-тельная и абсолютная высота, нивелир, изогипсы, шкала высот и глубин | Мультимидийная презентация, географическая, топографическая карты, приложение с.203-208 Р/Т с.27-30 | §8, вопросы с.52, фор-мулы с 219-220 | ||
11. 2.5 | 19.11/19.11 | Обобщение по теме: «Географическая карта» /Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ | 1 | /Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/ | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раз-дела. Объяснять свойства географической карты и плана местности. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта, азимута, абсолютной и относительной высоты; умение читать карту и план местности. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | тематический | Письменный опрос. Решение тестовых заданий | См. уроки 7-10 | Географическая и топографическая карта. Вопросы обобщения темы в учебнике с.199-200 | Задание с.53-54 | ||
3 | Тема 3: «Литосфера» Всего часов __7__ | ||||||||||||
12. 3.1 | 26.11/26.11 | Строение земного шара. /Урок изучения нового материала/ | 1 | Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора –верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. /Формирование представлений о внутреннем строении Земли и процессах происходящих на её поверхности. Образовательная идея: Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли. / | Объяснять особенности внутреннего строения Земли; определять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора; определять особенности внутренних оболочек Земли. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, выявлять причин-но-следственные связи | вводный | Вводная беседа, ФО | Земное ядро, мантия (нижняя, средняя, и верхняя) земная кора, литосфера. | презентация, географическая карта, таблица. Р/Т с.31-34 | §9 вопросы с.60-61. Тв.задание: изготовить модель «Вн. стр.Земли» | ||
13. 3.2 | 03.12/03.12 | Виды горных пород. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. /Формирование представлений об образовании полезных ископаемых и их распространении. Образовательная идея: Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы/ | Давать определение понятиям «минералы», «горные породы»; определять по заданным признакам горные породы и минералы; объяснять образование различных видов горных пород; классифицировать горные породы по происхождению; приводить примеры | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять схему классификации горных пород и минералов. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в группах «Определение по определенным признакам горные породы и минералы» | Горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические) | презентация, географическая карта Р/Т с.34-38 | §10, вопросы с.65-66, задание (у) с.66 | ||
14. 3.3 | 10.12/10.12 | Полезные ископаемые. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. /Формирование представлений об образовании полезных ископаемых и их распространении. Образовательная идея: Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы/ | Давать определение понятию «полезные ископаемые», Объяснять виды полезных ископаемых; классифицировать полезные ископаемые по их признакам; приводить примеры | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять критерии для срав-нения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. | Текущий | Фронтальный и индивидуальный оп-рос | Полезные ископаемые (топливные, рудные, нерудные), геологическая разведка | презентация, географическая карта Р/Т с.38-41 | §11, задание с. 71-72 (таблица) | ||
15. 3.4 | 17.12/17.12 | Движение земной коры. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. /Формирование представлений о движениях земной коры. Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./ | Объяснять движения земной коры; выявлять причинно-следственные связи изменения поверхности Земли; знать строение вулканов, определять районы землетрясений и вулканизма, распространения сейсмических поясов Земли; последствия быстрых движений земной коры; поведения людей при стихийных бедствиях. | Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | текущий | Фронтальный оп-рос, индивидуальный сам. работа в Р/Т с.45 | Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части. | презентация, географическая карта Р/Т с.42-44 | §12, вопросы и задание с.81 | ||
16. 3.5 | 24.12/24.12 | Выветривание горных пород. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текущих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. /Формирование представлений о внешних силах, изменяющих облик Земли. Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./ | Давать определение понятию «выветривание»; определять виды выветривания; объяснять причины различных видов выветривания; приводить примеры природных и техногенных процессов разрушения гор-ных пород; составлять схему | Умения работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос | Выветривание; внутренние и внешние силы, формирующие рельеф; техногенные процессы | презентация, географическая карта Р/Т с. 46-50 | §13, задание с.88, в Р/Т с.48-50 | ||
17. 3.6 | 14.01/14.01 | Рельеф суши и и условия жизни людей.
/Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 5 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека». | 1 | Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. /Формирование представлений о рельефе суши. Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет на особенности природы и на образ жизни людей./ | Объяснять влияние рельефа на особенности природы и на образ жизни людей. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Работать с таблицами и картами | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа в группах по карте заполнение таблицы | Рельеф, горы, равнины (географическая номенклатура) | презента-ция, географическая карта Р/Т с.50-52 | §14, вопросы с.95-96 | ||
18. 3.7 | 21.01/21.01 | Рельеф суши и дна Мирового океана /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 6 «Определение по карте географического положения гор, равнин» | 1 | Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельеф дна Мирового океана. /Формирование представлений о рельефе суши и дна Мирового океана. Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./ | Давать определение понятиям «рельеф», «горы», «равнины»; объяснять влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа Земли; выявлять отличия гор, равнин, срединно-океанических хребтов | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Обобщать учебный материал, работать с контрольно-измерительными материалами | тематический | Индивидуальный письменный опрос. | Рельеф (географическая номенклатура) | Мультимидийная презентация, географическая карта. Вопросы обобщения темы в учебнике с.200-201 | §14 п.5, задание (п) в учебнике с.96-98 | ||
4 | Тема 4: «Атмосфера» Всего часов __8__ | ||||||||||||
19. 4.1 | 28.01/28.01 | Строение атмосферы. /Урок изучения нового материала/ | 1 | Атмосфера ее состав, строение и значение. /Формирование представлений об атмосфере. Образовательная идея: Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на планете./ | Давать определение понятию «атмосфера»; объяснять вертикальное строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы; закономерности географической оболочки на примере атмосферы; значение атмосферы. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы. | Мультимидийная презентция, таблица Р/Т с.53-56 | §15, задание с.106 | ||
20. 4.2 | 04.02/04.02 | Температура воздуха. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. /Формирование представлений о температуре воздуха и ее причинами изменения, умений пользоваться измерительными приборами. Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/ | Давать определение понятию «амплитуда температур»; объяснять закон изменения температуры с высотой (от географической широты и над уровнем моря), в течение суток; определять амплитуду температур, средние температуры | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды. Работать с таблицами и картами. Умение работать с измерительными приборами; решать практические задачи. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа по статистическим данным (построение графика температур) | Температура, ампли-туда температур, максимальная и минимальная температуры, годовая амплитуда, средние температуры | Мультимидийная презентация, таблица Р/Т с.57-60 | §16, задание с.112, | ||
21. 4.3 | 11.02/11.02 | Атмосферное давление. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Атмосферное давление. /Формирование представлений об атмосферном давлении и его причинами изменения, умений пользоваться измерительными приборами. Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/ | Давать определение понятию «атмосферное давление»; объяснять изменение давления в зависимости от высоты; определять основные показатели погоды (атмосферное давление; работать с измерительными приборами | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Определять основные показатели погоды. Решать практические задачи. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач | Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр анероид, миллиметр, ртутного столба | Мультимидийная презентация. Р/Т с. 61-63 | §17, задание с.118, в Р/Т с. 63-64 | ||
22. 4.4 | 18.02/18.02 | Движение воздуха. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Ветер и причины его возникновения. Бриз. /Формирование представлений о движении воздуха и его причинами возникновения, умений пользоваться измерительными приборами. Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/ | Давать определение понятию «ветер»; объяснять механизм возникновения ветра; причины силы ветра и его направление; работать с измерительными приборами | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Определять основные показатели погоды. Решать практические задачи. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач, построение розы ветров | Ветер, бриз (дневной, ночной), флюгер, сила ветра, роза ветров | Мульт. презентация. Р/Т с. 65-69 | §18, задание с.123 | ||
23. 4.5 | 25.02225.02 | Вода в атмосфере. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. /Формирование представлений о свойствах воды в атмосфере, умений пользоваться измерительными приборами. Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/ | Давать определение понятиям «конденсация водяного пара, атмосферные осадки»; объяснять механизм образования водяного пара, процесс возникновения тумана; закономерность распределения влаги на поверхности Земли | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Определять основные показатели погоды. Решать практические задачи. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач, построение столбчатой диаграммы осадков | Водяной пар, влажность воздуха (абсолютная, относительная), конденсация, испарение, облака (кучевые, слоистые, перистые, дождевые), атмосферные осадки и их виды. | Мультим. презентация. Р/Т с. 69-72 | §19, задание с.131 | ||
24. 4.6 | 04.03/04.03 | Погода. /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 7 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осад-ков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.» | 1 | Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. /Формирование представлений о погоде. Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/ | Давать определение понятиям «погода», «воздушная масса»; главные элементы погоды; элементы чтения синоптической карты; объяснять какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды; составлять описание погоды за сутки и месяц, выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения | текущий | Фронтальный и индивидуальный оп-рос; работа по карте | Погода, прогноз погоды, метеорология, воздушная масса, синоптические карты | Мультимидийная презентация, таблица. Р/Т с. 72-76 | §20, вопросы и задание на с.136 | ||
25. 4.7 | 11.04/11.04 | Климат. /Урок формирования умений и навыков/ | 1 | Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям. /Формирование представлений о климате и его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность человека./ Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы. | Давать определение понятиям «климат», «воз-душная масса»; объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности климата своей местности | Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | текущий | Фронтальный и индивидуальный оп-рос; | Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал Амудсен | Климатическая карта Р/Т с. 77-80 | §21, вопросы с.141-142, повторение | ||
26. 4.8 | 18.03/18.03 | Обобщение по теме: « Атмосфера» /Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ | 1 | /Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/ | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять закономерности географической оболочки на при-мере атмосферы, причин возникновения природных явлений в атмосфере, особенности адаптации человека к климатическим условиям; определять существенные признаки понятий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | тематический | Письменный опрос. Решение тестовых заданий | См. уроки с. 19-25 | Географическая карта, атласы. Вопросы обобщения темы в учебнике с.201-202 | Задание с. 142-144 | ||
5 | Тема 5: «Гидросфера» Всего часов __4__ | ||||||||||||
27. 5.1 | 01.04 | Единство гидросферы. /Урок изучения нового материала/ | 1 | Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. (повторение изученного материала в 5 классе) Части Мирового океана. /Формирование представлений о единстве, уникальности и значении Мирового океана. Образовательная идея: Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать. Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты./ | Давать определение понятию «гидросфера»; объяснять закономерности географической оболочки на примере гидросферы; значение круговорота воды в природе; объяснять влияние Мирового океана на другие оболочки Земли; значение гидросферы; Вспомнить составные части Мирового океана | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | текущий | Вводная беседа, фронтальный опрос; Работа со схемой «Круговорот воды» | Гидросфера, круговорот воды в природе, гидрология Части Мирового океана (5кл) | Мультимидийная презентация, карта Мирового океана. Р/Т с.81-84 | §22, вопросы с.149 | ||
28. 5.2 | 08.04 | Воды суши: реки и озера. /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 8 «Описание по карте географического положения одной из рек Земли» | 1 | Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги, водопады. Озера проточные и бессточные. /Формирование представлений о водах суши, значении и использовании рек и озер. Образовательная идея: Необходимость рационального использования воды./ | Давать определение понятиям «речная система», «исток», «устье», «русло», «бассейн реки», «проточные и бессточные озера»; объяснять условия образования рек, озер; определять виды рек и озер; описывать строение реки, режим реки, питание реки; общие черты и различия рек. | Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа в парах «Описание реки по плану» | Воды суши река (равнинная, горная), строение реки, речная система, бассейн реки, водоразделозера, озерная котловина, водохранилища. Географическая номенклатура | Мультимидийная презентация, физическая карта. Р/Т с. 85-88 | §23, вопросы и задание с.155 | ||
29. 5.3 | 15.04/15.04 | Воды суши: подземные воды и природные льды. /Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 9 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы» | 1 | Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские, их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные) /Формирование представлений о подземных водах и природных льдах. Образовательная идея: Необходимость рационального использования воды./ | Давать определение понятиям «грунтовые, меж-пластовые, артезианские, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота»; объяснять условия залегания и использования подземных вод, природных льдов; определять существенные признаки понятий | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Умение работать с картой; определение особенностей размещения и образования объектов | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с контурнойкартой и атласом | Подземные воды, снеговая линия, виды подземных вод, водоупорные и водопроницаемые породы, источник, ключ, ледники, айсберги | Мультимидийная презентация, физическая карта. Р/Т с.89-91 | §24, задание в Р/Т с.91-92 | ||
30. 5.4 | 22..04/22.04 | Повторение и обобщение по теме «Гидросфера» /Урок повторения и обобщения знаний/ | 1 | /Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работа с различными контрольно-измерительными материалами/ | Объяснять закономерности географической оболочки (гидросферы), особенности состава и строения гидросферы, условия залегания, образования рек, озер, подземных вод и природных ледников; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, работать по карте | тематический | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, работа по карте (Географический тест на 20мин) | См. уроки 27-29 | Физическая карта. Работа в учебнике с.162-164 Вопросы обобщения темы в учебнике с.202 | Повт. в Р/Т с.92-93 | ||
6 | Тема 6: «Биосфера» Всего часов __2__ | ||||||||||||
31. 6.1 | 29.04/29.04 | Царства живой природы. /Урок изучения нового материала/ | 1 | Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие растительного и животного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. /Формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира Образовательная идея: Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов. Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки./ | Давать определение понятию «биосфера»; объяснять закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств при-роды; определять причины разнообразия растений и животных. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | текущий | Вводная беседа, фронтальный опрос; | Биосфера, царство бактерий, растений, животных, грибов; флора и фауна, круговорот веществ. | Мультимидийная презентация. Р/Т с.93-97 | §25, вопросы и задание с.170 | ||
32. 6.2 | 06.05/06.05 | Биосфера и охрана природы. Урок формирования умений и навыков/ Практическая работа № 10 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности» | 1 | Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. /Формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира и его взаимного влияния. Образовательная идея: Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли./ Персоналии: Владимир Иванович Вернадский. | Объяснять необходимость охраны органического мира; определять характер взаимного влияния живого и неживого мира; причины возникновения проблемы исчезновения отдельных представителей органического мира; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли. | Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следст-венные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. | В.И. Вернадский, биосфера, заповедникзоопарк, национальный парк, круговорот веществ и энегргии, Красная книга фактов | Мультимидийная презентация. Р/Т с.98-100 Вопросы обобщения темы в учебнике с.203 | §26, задание (п) с.176-178 (г/т по теме) | ||
7 | Тема 7: «Почва и географическая оболочка» Всего часов __3__ | ||||||||||||
33. 7.1 | 13.05/13.05 | Почва. /Урок изучения нового материала/ | 1 | Почва. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. /Формирование представлений об образовании и разнообразии почв. Образовательная идея: Почва – особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек./ Персоналии: Василий Васильевич Докучаев | Давать определение понятиям «почва», «плодородие»; объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; определять условия образования почв. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | текущий | Вводная беседа. Индивидуальный и фронтальный опрос. | Почва, гумус (перегной), плодородие, В.В.Докучаев | Мультимидийная презентация, таблица. Р/Т с.101-104 | §27, вопросы и задание с.184 | ||
34. 7.2 | 20.05/20.05 | Природный комплекс. Практическая работа № 11 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности» | 1 - | Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. /Формирование представлений о географической оболочке и территориальных комплексах. Образовательная идея: В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли. Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природный комплекс./ Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка ка окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. /Формирование представлений о природных зонах Земли. Образовательная идея: В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли./ | Давать определение понятиям «природный комплекс», «природно-хозяйственный комплекс», «геосфера»; объяснять законы географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку (ГО) Объяснять законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку; определять существенные признаки понятий, характер размещения природных зон. | Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, работать по карте. | текущий | Индивидуальный и фронтальный опрос. Фронтальный и письменный опрос. Работа по карте | Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс. Закон географической зональности, природные зоны, эко-логическая угроза | Мультимидийная презента ция, таблица. Р/Т с.105-107 Зоогеографическая карта Земли. Р/Т с.108-111 Задание в учебнике с.196-198 (п) г/т | §28, вопросы с. 190 подготовить презентацию с.196 §29., вопросы с. 203-204 | ||
35. 7.3 | 27.05/27.05 | Природные зоны Обобщение пройденных тем. Практическая работа № 12 «Описание природных зон Земли по географическим картам» | тематический | ||||||||||
Всего 35ч. Итого: 35 ч, 1 час в неделю . Р/Т – рабочая тетрадь к учебнику |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа курса географии, вошедших в учебник «География. Планета Земля» в 6 классе
Рабочая программа в 6 классе 1час (34 нед.) по географии...
рабочая программа по географии фгос к учебнику Дронов Савельева
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 201...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...