рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М, Домагацких
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Плужникова Татьяна  Стефановна

рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М, Домагацких

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Описание: 33

                                          РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

                           РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №39 имени Героя Советского Союза А.Н.Колесникова»

                                                                                                                                                          Утверждаю    

                                                                                                                                  Директор МБОУ СОШ №39

                                                                                                                                   ___________Бородина Т.Е.

                                         

                                                                                                                        /приказ №     от    

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     По    географии

             Уровень общего образования(класс)  основное общее  6 кл

             Количество часов в год  -35  ч,

               Количество часов в неделю -1ч, количество  недель -35.

    Учитель       Плужникова Татьяна Стефановна

   Рабочая программа по географии  составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные  программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Прсвещение, 2013. 75с.(Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.)  

г.Шахты 2016/17

                           1.Пояснительная записка

               

    Рабочая программа по географии составлена на основе:

   Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные  программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. 75с.  (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.)  с учетом:

  Авторской  программы Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013).

 Нормативные документы, определяющие содержание рабочей программы:

    Законы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

Программы:

-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);  

Приказы:

- Приказ Минобрнауки  России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

- Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373".

- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373".

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;

- Приказ МБОУ СОШ №39 г.Шахты  от 31.08.2016 г. №59 «Об утверждении рабочих программ на 2016-2017 учебный год».

Постановления:

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений №3, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г.№81).

     -Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1 марта 2012.

   - Учебный план МБОУ СОШ №39 г. Шахты на 2016-2017 учебный год.

   - Положение МБОУ СОШ №39г. Шахты «О рабочей программе учебного курса, предмета , дисциплины ( модуля)»  .

    - Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.

Рабочая программа имеет целью формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира и  способствует решению следующих задач изучения.  

    Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

                                    2. общая характеристика курса. 

Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения. Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 4;практических работ – 12.  

    Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

     Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

    Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

     Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

    Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Предметные результаты

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов    

  и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между

  ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия

  внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа

  разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и

  качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам

  изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

  природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

  человека к условиям окружающей среды.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

•        анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

•        осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•        составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•        вычитывать все уровни текстовой информации;

•        уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

•        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

              3.Место учебного предмета, в учебном плане. 

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 6 классе  35 часов (1 часа в неделю) -35 недели. На    изучение  географии  МБОУ СОШ № 39 отводит 1 час в неделю, 35 часов  в год. 

     

                               4.Содержание программы

                                 Тема 1. Земля как планета (5 часов) + 1ч.

(из резерва на обобщение и контроль знаний)

 Содержание темы

Земля и Вселенная.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи:

•        Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)

•        Создание системы географических координат  связано с осевым движением Земли.

•        Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        влияние космоса на жизнь на Земле;

•        географические следствия движения Земли;

•        особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

•        географические координаты;

•        особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

•        географические следствия движений Земли.

Практические работы:  

•        Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (4 часа) + 1ч.

(из резерва на обобщение и контроль знаний)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.  Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи:

•        Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

•        План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

•        Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        свойства географической карты и плана местности;

•        специфику способов картографического изображения;

•        отличия видов условных знаков;

•        отличия видов масштабов;

•        значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

•        существенные признаки плана, карты и глобуса;

•        классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

•        расстояния по карте;

•        азимут по карте местности;

•        абсолютную и относительную высоту;

•        читать условные знаки;

•        масштаб карты.

Практические работы:

•        Определение направлений и расстояний по карте.

•        Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

•        Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Содержание темы

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи:

•        Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;

•        Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.

•        Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        особенности внутреннего строения Земли;

•        причины и следствия движения земной коры;

•        действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

•        особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        по заданным признакам горные породы и минералы;

•        отличие видов земной коры;

•        виды форм рельефа;

•        районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Содержание темы

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Основные образовательные идеи:

•        Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:

•        Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

•        вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

•        причины возникновения природных явлений в атмосфере;

•        зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

•        особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        основные показатели погоды.

Практические работы:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (3 часа) + 1ч.

(из резерва на обобщение и контроль знаний)

Содержание темы

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи:

•        Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

•        Необходимость рационального использования воды.

•        Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

•        выделение существенных признаков частей Мирового океана;

•        особенности состава и строения гидросферы;

•        условия залегания и использования подземных вод;

•        условия образования рек, озер, природных льдов;

•        характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        вид рек, озер, природных льдов;

•        особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Содержание темы

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналии

Владимир Иванович Вернадский

Основные образовательные идеи:

•        Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

•        Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

•        Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности географической оболочки на примере биосферы;

•        особенности приспособления организмов к среде обитания;

•        роль царств природы;

•        необходимость охрны органического мира.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        сущность экологических проблем;

•        причины разнообразия растений и животных;

•        характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Содержание темы

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Основные образовательные идеи:

•        Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

•        В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

•        Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности образования почвы;

•        особенности строения и состава географической оболочки;

•        взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

•        законы развития географической оболочки;

•        сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        условия образования почв;

•        характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:

•        Описание природных зон Земли по географическим картам.

•        Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Резерв времени – 3 часа

7. Результаты освоения учебного курса.

Учащиеся должны знать (понимать):

•        форму и размеры Земли;

•        полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

•        части внутреннего строения Земли;

•        основные формы рельефа;

•        части Мирового океана;

•        виды вод суши;

•        причины изменения погоды;

•        типы климатов;

•        виды ветров, причины их образования;

•        виды движения воды в океане;

•        пояса освещенности Земли;

•        географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

•        анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

•        использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

•        находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

•        объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

•        описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

•        определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

•        ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

•        оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

•        приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

•        проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного  давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

•        различать изученные географические объекты, процессы и явления;

•        создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

•        составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

•        сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

•        строить простые планы местности;

•        формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

•        читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.


5.Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

практические

 работы

контрольные работы

1.

Земля как планета

6

(5+1ч. из резерва)

1

1

2.

Географическая карта

5

(4+1ч. из резерва)

3

1

3.

Литосфера

7

2

-

4.

Атмосфера

8

1

1

5.

Гидросфера

4

(3+1ч. из резерва)

2

1

6.

Биосфера

2

1

-

7.

Почва и географическая оболочка

3

2

-

ИТОГО

35ч

12

4


Календарно-тематический план, 6-класс.

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во ча-сов

Элемент содержания

 /целевая установка урока/

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Понятия, номенклатура

Информационное сопровождение, цифро-вые  и электронные образовательные ресурсы

Д.З

по плану /

по факту

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1

Тема 1: «Земля как планета»    Всего часов _6_

1. 1.1

03.09/03.09

Земля и Вселенная.

 /Урок изучения нового материала/

1

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

/Формирование представлений о Вселенной её составе, Солнечной системе, планете Земля.

Образовательная идея: Земля-часть Солнечной системы, находящейся под влиянием других элементов (Солнца, Луны)./

Выявлять и знать объекты Вселен-ной, состав Солнечной системы; объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; определять географические следствия движения Земли.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; с различными источниками информации

вводный

Вводная беседа, ФО

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы.

Мультимидийная презентация, таблица

Р/Т с.3-6

§1 вопросы и задание с.11

2. 1.2

10.09/10.09

Система географических координат. 

/Урок изучения нового материала/

1

Градусная сеть, Система географических координат.

/Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Умений определения географических координат.

Образовательная идея: Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли/

Давать определение  понятиям экватор, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; умение определять географические координаты

текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос

 Меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические ко-ординаты;

Мультимидийная презентация, географическая карта

Р/Т с.7-8

§2, Вопросы с.17

3. 1.3

17.09/

17.09

Система географических координат. 

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»

1

Градусная сеть, Система географических координат.

/Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Умений определения географических координат.

 Образовательная идея: Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли/

Давать определение  понятиям экватор,  меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические координаты

текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос; работа с картой в группах

Географическая широта, географическая дол-гота, географические координаты;

Мультимидийная презентация, географическая карта

Р/Т с.8-9

§2, задание с.17, работа на к/к;

4. 1.4

24.09/

24.09

Времена года.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний.

/Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях. Образовательная идея: Шарообразность Земли и наклон оси её суточного вращения, определяют распределение тепла и света на её поверхности. /

Давать определение  понятиям глобус, экватор, полюс; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний.

Слуховое и визуальное восприятие информации; умение работать с текстом, картой

текущий

Устный, индивидуальный опрос

глобус, экватор, полюс; тропики

Мультимидийная презентация, таблица, географическая карта

Р/Т с.10-13

§3, вопросы с.23,

  5. 1.5

01.10/

01.10

Пояса освещённости.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

/Формирование представлений о движениях Земли и их географических следствиях.

Образовательная идея: Шарообразность Земли и наклон оси её суточного вращения, определяют распределение тепла и света на её поверхности. /

Давать определение  понятиям полюс, тропики; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические следствия движения Земли

текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос; работа с картой

полюс, тропик.

Мультими-дийная презентация, таблица, географическая карта

Р/Т с. 13-16

§4, вопросы с.28

6. 1.6

08.10/

08.10

 Обобщение по теме по теме: «Земля как планета»

/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/

1

/Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности фор-мы Земли,  географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Определять географические координаты, особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

тематический

Письменный опрос. Решение тестовых заданий

См.уроки 1-5

Географическая карта.

Задание по теме с.199 в учебнике

2

Тема 2: «Географическая карта»   Всего часов __5__

7. 2.1

15.10/15.10

Географическая карта и её масштаб.

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 2 «Определение направлений и расстояний по карте»

1

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды.

/Формирование представлений об изображениях земной поверхности.

Образовательная идея:  Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу планету и её составные части./

Давать определение понятиям географическая карта, план местности, масштаб; объяснение свойств географической карты и плана местности, отличия видов масштабов. Определять существенные признаки плана, карты и глобуса

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Определять расстояние по карте; масштабы карт.

текущий

Устный, индивидуальный опрос; работа в группах

Географическая карта, план местности, масштаб

презентация, географическая карта, атласы

Р/Т с.17-20

§5, вопросы и задания с.36

8. 2.2

22.10/22.10

Виды условных знаков.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по содержанию и масштабу. Понятие о плане местности и топографической карте.

/Формирование представлений об изображениях земной поверхности.

Образовательная идея:  Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу планету и её составные части./

Давать определение понятиям условные знаки, горизонтали, легенда карты. Объяснять специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; определять абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в группах по карте

условные знаки, горизонт-али, легенда карты.

презентация, географическая карта,

Р/Т с.20-24

§6, задание в учебнике с.42, «топографический диктант»

9. 2.3

29.10/29.10

Ориентирование

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту» 

1

Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту.

/Формирование представлений об ориентирование на местности, умений пользования измерительными приборами.

Давать определение понятию ориентирование, азимут определять азимут по карте и на местности; объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать выводы о назначении ком-паса. Формулировать алгоритм работы с ним.

Умение работать с измерительными приборами; планировать свою деятельность под руководством учителя.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос

Ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут.

Мультимидийная презентация, топографическая карт.

Р/Т с.24-26

§7, задание на с.46

10. 2.4

12.11/12.11

Изображение рельефа на карте.

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

1

Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.  Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

/Формирование представлений об изображениях земной поверхности, умений пользования измерительными приборами.

Образовательная идея:  Географическая карта- сложный чертёж, выполненный с соблюдением определённых правил./

Давать определение понятию: горизонтали изогипсы; определять абсолютную и относительную высоту; объяснять специфику способов картографического изображения; объяснять значение планов и карт в практической деятельности человека

Умение работать с измерительными приборами, планировать свою деятельность под руководством учителя; стоить простейший план местности. Определять по карте абсолютную высоту. Умение вести диалог, вырабатывая общее мнение.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в парах с использованием приложения с.203-208

Рельеф, горизонта-ли, относи-тельная и абсолютная высота, нивелир, изогипсы, шкала высот и глубин

Мультимидийная презентация, географическая, топографическая карты, приложение с.203-208

Р/Т с.27-30

§8, вопросы с.52, фор-мулы с 219-220

11. 2.5

19.11/19.11

Обобщение  по теме: «Географическая карта»

/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/

1

/Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раз-дела. Объяснять  свойства географической карты и плана местности. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта, азимута, абсолютной и относительной высоты; умение читать карту и план местности.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

тематический

Письменный опрос. Решение тестовых заданий

См. уроки   7-10

Географическая и топографическая карта.

Вопросы обобщения темы в учебнике с.199-200

Задание с.53-54

3

Тема 3: «Литосфера»   Всего часов __7__

12. 3.1

26.11/26.11

Строение земного шара. 

/Урок изучения нового материала/

1

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора –верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр.

/Формирование представлений о внутреннем строении Земли и процессах происходящих на её поверхности.

Образовательная идея:  Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли. /

Объяснять особенности внутреннего строения Земли; определять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора; определять особенности внутренних оболочек Земли.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, выявлять причин-но-следственные связи

вводный

Вводная беседа, ФО

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя, и верхняя) земная кора, литосфера.

 презентация, географическая карта, таблица.

Р/Т с.31-34

§9 вопросы  с.60-61. Тв.задание: изготовить модель «Вн. стр.Земли»

13. 3.2

03.12/03.12

Виды горных пород. 

/Урок формирования умений и навыков/

1

Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.

/Формирование представлений об образовании полезных ископаемых и их распространении.

Образовательная идея: Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы/

Давать определение понятиям «минералы», «горные породы»; определять по заданным признакам горные породы и минералы; объяснять образование различных видов горных пород; классифицировать горные породы по происхождению; приводить примеры

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять схему классификации горных пород и минералов. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в группах «Определение по определенным признакам горные породы и минералы»

Горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические)

презентация, географическая карта

Р/Т с.34-38

§10, вопросы с.65-66, задание (у) с.66

14. 3.3

10.12/10.12

Полезные ископаемые.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.

/Формирование представлений об образовании полезных ископаемых и их распространении.

Образовательная идея: Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы/

Давать определение понятию «полезные ископаемые», Объяснять виды полезных ископаемых; классифицировать полезные ископаемые по их признакам; приводить примеры

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять критерии для срав-нения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Текущий

Фронтальный  и индивидуальный оп-рос

Полезные ископаемые (топливные, рудные, нерудные), геологическая разведка

презентация, географическая карта

Р/Т с.38-41

§11, задание с. 71-72 (таблица)

15. 3.4

17.12/17.12

Движение земной коры.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

/Формирование представлений о движениях земной коры.

Образовательная идея:  Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./

Объяснять движения земной коры; выявлять причинно-следственные связи изменения поверхности Земли; знать строение вулканов, определять районы землетрясений и вулканизма, распространения сейсмических поясов Земли; последствия быстрых движений земной коры; поведения людей при стихийных бедствиях.

 Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

текущий

Фронтальный оп-рос, индивидуальный сам. работа в Р/Т с.45

Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части.

презентация, географическая карта

Р/Т с.42-44

§12, вопросы и задание с.81

16. 3.5

24.12/24.12

Выветривание горных пород.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текущих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.

/Формирование представлений о  внешних силах, изменяющих облик Земли.

Образовательная идея:  Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./

Давать определение понятию «выветривание»; определять виды выветривания; объяснять причины различных видов выветривания; приводить примеры природных и техногенных процессов разрушения гор-ных пород; составлять схему

Умения работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос

Выветривание; внутренние и внешние силы, формирующие рельеф; техногенные процессы

презентация, географическая карта

Р/Т с. 46-50

§13, задание с.88, в Р/Т с.48-50

17. 3.6

14.01/14.01

Рельеф суши и и условия жизни людей.

 

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 5 

«Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека».

1

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

/Формирование представлений о рельефе суши.

Образовательная идея:  Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет на особенности природы и на образ жизни людей./

Объяснять влияние рельефа на особенности природы и на образ жизни людей.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Работать с таблицами и картами

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа в группах по карте заполнение таблицы

Рельеф, горы, равнины (географическая номенклатура)

презента-ция, географическая карта

Р/Т с.50-52

§14, вопросы с.95-96

18. 3.7

21.01/21.01

Рельеф суши и дна Мирового океана

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 6 «Определение по карте географического положения гор, равнин»

1

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельеф дна Мирового океана. 

/Формирование представлений о рельефе суши и дна Мирового океана.

Образовательная идея:  Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./

Давать определение понятиям «рельеф», «горы», «равнины»; объяснять влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа Земли; выявлять отличия гор, равнин, срединно-океанических хребтов

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Обобщать учебный материал, работать с контрольно-измерительными материалами

тематический

Индивидуальный письменный опрос.

Рельеф (географическая номенклатура)

Мультимидийная презентация, географическая карта.

Вопросы обобщения темы в учебнике с.200-201

§14 п.5, задание (п) в учебнике с.96-98

4

Тема 4: «Атмосфера»   Всего часов __8__

19. 4.1

28.01/28.01

Строение атмосферы.

/Урок изучения нового материала/

1

Атмосфера ее состав, строение и значение.

/Формирование представлений об атмосфере. 

Образовательная идея:  Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на планете./

Давать определение понятию «атмосфера»;  объяснять вертикальное строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы; закономерности географической оболочки на примере атмосферы; значение атмосферы.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы.

Мультимидийная презентция, таблица

Р/Т с.53-56

§15, задание с.106

20.

4.2

04.02/04.02

Температура воздуха.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

/Формирование представлений о температуре воздуха и ее причинами изменения, умений пользоваться измерительными приборами. 

Образовательная идея:  Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/

Давать определение понятию «амплитуда температур»; объяснять закон изменения температуры с высотой (от географической широты и над уровнем моря), в течение суток; определять амплитуду температур, средние температуры

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды.

Работать с таблицами и картами.

Умение работать с измерительными приборами;

решать практические задачи.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Работа по статистическим данным (построение графика температур)

Температура, ампли-туда температур, максимальная и минимальная температуры, годовая амплитуда, средние температуры

Мультимидийная презентация, таблица

Р/Т с.57-60

§16, задание с.112,

21.

4.3

11.02/11.02

Атмосферное давление.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Атмосферное давление.

/Формирование представлений об атмосферном давлении и его причинами изменения, умений пользоваться измерительными приборами. 

Образовательная идея:  Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/

Давать определение понятию «атмосферное давление»;  объяснять изменение давления в зависимости от высоты; определять основные показатели погоды (атмосферное давление;  работать с измерительными приборами

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Определять основные показатели погоды.

Решать практические задачи.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач

Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр анероид, миллиметр, ртутного столба

Мультимидийная презентация.

Р/Т с. 61-63

§17, задание с.118, в Р/Т с. 63-64

22.

4.4

18.02/18.02

Движение воздуха.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Ветер и причины его возникновения. Бриз.

/Формирование представлений о движении воздуха и его причинами возникновения, умений пользоваться измерительными приборами. 

Образовательная идея:  Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/

Давать определение понятию «ветер»;  объяснять механизм возникновения ветра; причины силы ветра и его направление; работать с измерительными приборами

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Определять основные показатели погоды.

Решать практические задачи.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач, построение розы ветров

Ветер, бриз (дневной, ночной), флюгер, сила ветра, роза ветров

Мульт.

презентация.

Р/Т с. 65-69

§18, задание с.123

23.

4.5

25.02225.02

Вода в атмосфере.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.

/Формирование представлений о свойствах воды в атмосфере, умений пользоваться измерительными приборами. 

Образовательная идея:  Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/

Давать определение понятиям «конденсация водяного пара, атмосферные осадки»;  объяснять механизм образования водяного пара, процесс возникновения тумана; закономерность распределения влаги на поверхности Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Определять основные показатели погоды.

Решать практические задачи.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач, построение столбчатой диаграммы осадков

Водяной пар, влажность воздуха (абсолютная, относительная), конденсация, испарение, облака (кучевые, слоистые, перистые, дождевые), атмосферные осадки и их виды.

Мультим.

презентация.

Р/Т с. 69-72

§19, задание с.131

24.

4.6

04.03/04.03

Погода.

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 7

«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осад-ков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.»

1

Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

/Формирование представлений о погоде.

Образовательная идея:  Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/

Давать определение понятиям «погода», «воздушная масса»; главные элементы погоды; элементы чтения синоптической карты; объяснять какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды;

составлять описание погоды за сутки и месяц, выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения

текущий

Фронтальный  и индивидуальный оп-рос;  работа по карте

Погода, прогноз погоды, метеорология, воздушная масса, синоптические карты

Мультимидийная презентация, таблица.

Р/Т с. 72-76

§20, вопросы и задание на с.136

25.

4.7

11.04/11.04

Климат.

/Урок формирования умений и навыков/

1

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

/Формирование представлений о климате и его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность человека./

Образовательная идея:  Характеристики состояния атмосферы.

Давать определение понятиям «климат», «воз-душная масса»; объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности климата своей местности

Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

текущий

Фронтальный  и индивидуальный оп-рос;  

Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал Амудсен

Климатическая карта

Р/Т с. 77-80

§21, вопросы с.141-142, повторение

26.

4.8

18.03/18.03

Обобщение по теме: « Атмосфера»

/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/

1

/Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять закономерности географической оболочки на при-мере атмосферы, причин возникновения природных явлений в атмосфере, особенности адаптации человека к климатическим условиям; определять существенные признаки понятий

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

тематический

Письменный опрос. Решение тестовых заданий

См. уроки с. 19-25

Географическая карта, атласы.

Вопросы обобщения темы в учебнике с.201-202

Задание с. 142-144

5

Тема 5: «Гидросфера»   Всего часов __4__

27.

5.1

01.04

Единство гидросферы.

/Урок изучения нового материала/

1

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. (повторение изученного материала в 5 классе) Части Мирового океана.

/Формирование представлений о единстве, уникальности и значении Мирового океана.

Образовательная идея:  Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты./

Давать определение понятию «гидросфера»; объяснять закономерности географической оболочки на примере гидросферы; значение круговорота воды в природе; объяснять влияние Мирового океана на  другие оболочки Земли; значение гидросферы; Вспомнить составные части Мирового океана

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

текущий

Вводная беседа, фронтальный опрос;

Работа со схемой «Круговорот воды»

Гидросфера, круговорот воды в природе, гидрология

Части Мирового океана (5кл)

Мультимидийная презентация, карта Мирового океана.

Р/Т с.81-84

§22, вопросы с.149

28.

5.2

08.04

Воды суши: реки и озера.

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 8

«Описание по карте географического положения одной из рек Земли»

1

Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги, водопады. Озера проточные и бессточные.

/Формирование представлений о водах суши, значении и использовании рек и озер.

Образовательная идея:  Необходимость рационального использования воды./

Давать определение понятиям «речная система», «исток», «устье», «русло», «бассейн реки», «проточные и бессточные озера»; объяснять условия образования рек, озер; определять виды рек и озер; описывать строение реки, режим реки, питание реки;

общие черты и различия рек.

Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Работа в парах «Описание реки по плану»

Воды суши река (равнинная, горная), строение реки, речная система, бассейн реки, водоразделозера, озерная котловина, водохранилища. Географическая номенклатура

Мультимидийная презентация, физическая карта.

Р/Т с. 85-88

§23, вопросы и задание с.155

29.

5.3

15.04/15.04

Воды суши: подземные воды и природные льды.

/Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 9

«Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»

1

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские, их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные)

/Формирование представлений о подземных водах и природных льдах.

Образовательная идея:  Необходимость рационального использования воды./

Давать определение понятиям «грунтовые, меж-пластовые, артезианские, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота»; объяснять условия залегания и использования подземных вод, природных льдов; определять существенные признаки понятий

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Умение работать с картой; определение особенностей размещения и образования объектов

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Работа с контурнойкартой  и атласом

Подземные воды, снеговая линия, виды подземных вод, водоупорные и водопроницаемые породы, источник, ключ, ледники, айсберги

Мультимидийная презентация, физическая карта.

Р/Т с.89-91

§24, задание в Р/Т с.91-92

30.

5.4

22..04/22.04

Повторение и обобщение по теме «Гидросфера»

/Урок повторения и обобщения знаний/

1

/Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работа с различными контрольно-измерительными материалами/

Объяснять закономерности географической оболочки (гидросферы), особенности состава и строения гидросферы, условия залегания, образования рек, озер, подземных вод и природных ледников; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, работать по карте

тематический

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, работа по карте

(Географический тест на 20мин)

См. уроки 27-29

Физическая карта.

Работа в учебнике с.162-164

Вопросы обобщения темы в учебнике с.202

Повт. в Р/Т с.92-93

   6

Тема 6: «Биосфера»   Всего часов __2__

31.

6.1

29.04/29.04

Царства живой природы.

/Урок изучения нового материала/

1

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие растительного и животного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

/Формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира

Образовательная идея:  Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.  Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки./

Давать определение понятию «биосфера»; объяснять закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств при-роды; определять причины разнообразия растений и животных.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

текущий

Вводная беседа, фронтальный опрос;

Биосфера, царство бактерий, растений, животных, грибов; флора и фауна, круговорот веществ.

Мультимидийная презентация.

Р/Т с.93-97

§25, вопросы и задание с.170

32.

6.2

06.05/06.05

Биосфера и охрана природы.

Урок формирования умений и навыков/

Практическая работа № 10

«Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»

1

Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

/Формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира и его взаимного влияния.

Образовательная идея:  Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли./

Персоналии: Владимир Иванович Вернадский.

Объяснять необходимость охраны органического мира; определять характер взаимного влияния живого и неживого мира; причины возникновения проблемы исчезновения отдельных представителей органического мира; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли.

Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следст-венные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос.

В.И. Вернадский, биосфера, заповедникзоопарк, национальный парк, круговорот веществ и энегргии, Красная книга фактов

Мультимидийная презентация.

Р/Т с.98-100

Вопросы обобщения темы в учебнике с.203

§26, задание (п) с.176-178 (г/т по теме)

7

Тема 7: «Почва и географическая оболочка»   Всего часов __3__

33.

7.1

13.05/13.05

Почва.

/Урок изучения нового материала/

1

Почва. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

/Формирование представлений об образовании и разнообразии почв.

Образовательная идея:  Почва – особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек./

Персоналии: Василий Васильевич Докучаев

Давать определение понятиям «почва», «плодородие»; объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; определять условия образования почв.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

текущий

Вводная беседа. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Почва, гумус (перегной), плодородие, В.В.Докучаев

Мультимидийная презентация, таблица.

Р/Т с.101-104

§27, вопросы и задание с.184

34.

7.2

20.05/20.05

Природный комплекс. Практическая работа № 11

«Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности»

1

-

Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

/Формирование представлений о географической оболочке и территориальных комплексах.

Образовательная идея:

В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли. Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природный комплекс./

Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка ка окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

/Формирование представлений о природных зонах Земли.

Образовательная идея:

В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли./

Давать определение понятиям «природный комплекс», «природно-хозяйственный комплекс», «геосфера»; объяснять законы географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку (ГО)

Объяснять законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку; определять существенные признаки понятий, характер размещения природных зон.

Планировать свою деятельность под руководством учи-теля. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, работать по карте.

текущий

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Фронтальный и письменный опрос.

Работа по карте

Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс.

Закон географической зональности, природные зоны, эко-логическая угроза

Мультимидийная презента ция, таблица.

Р/Т с.105-107

Зоогеографическая карта Земли.

Р/Т с.108-111 Задание в учебнике с.196-198 (п) г/т

§28, вопросы с. 190 подготовить презентацию с.196

§29., вопросы с. 203-204

35.

7.3

27.05/27.05

Природные зоны Обобщение пройденных тем.

Практическая работа № 12

«Описание природных зон Земли по географическим картам»

тематический

  Всего 35ч.   Итого: 35 ч, 1 час в неделю .

Р/Т – рабочая тетрадь к учебнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по географии фгос к учебнику Дронов Савельева

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 201...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...