Применение электронных образовательных ресурсов в сельской школе
статья по географии на тему

Окунцева Татьяна Михайловна

Современные электронные образовательные ресурсы. Как их использовать в условиях сельской школы? Как интегрировать информационные технологии в образовательный процесс? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение электронных образовательных ресурсов в сельской школе

Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ включает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, формирование электронных библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам [1].

Как это реализовать в условиях сельской школы? Как интегрировать информационные технологии в образовательный процесс? Это вопросы, на которые педагоги должны дать ответ.

В будущем наши сельские выпускники, наравне с городскими, окажутся в каких-либо образовательных учреждениях. Могут возникнуть психологические барьеры: чувство неполноценности, неуверенности в себе. Как отмечает
И.Д. Фрумин, координатор проектов по образованию Всемирного банка, «…по данным специального исследования, которое было проведено по заказу МБРР перед началом подготовки проекта «Информатизация системы образования», внедрение информационных технологий в России парадоксальным образом привело к увеличению разрыва в качестве образовательных услуг, предоставляемых разным группам населения. Мы обнаружили, что в городских гимназиях ребенок имеет на порядок больше возможностей доступа к информационным технологиям и ресурсам, чем в сельских школах. При том, что образовательные возможности сельских детей и без того значительно хуже с точки зрения современного рынка труда! Получается, что появление компьютеров только усиливает этот разрыв…» [3].

В последние годы село испытывает отток населения, особенно молодежи, который обусловлен многими экономическими и социальными причинами. В процессе развития нашего поселения Артакульский сельский совет активно решается задача воспитания подрастающего поколения, желающего навсегда связать свою судьбу с судьбой родного села. Думаю, что развитие системы образования, её информатизация позволит решить проблемы современного села. Хотелось бы, чтобы разница между уровнем жизни сельских и городских жителей была не столь большой. Ведь в настоящее время есть возможность приспособиться к разным условиям, в том числе использование работы на дому, что является одним из вариантов трудоустройства в сельской местности.

Теперь в нашей школе имеется современный компьютерный класс, интерактивная доска, современный телевизор, принтеры, ксероксы, сканеры, выход в Интернет. Можно считать, что условия для учебно-воспитательного процесса созданы хорошие. Их многие педагоги с успехом используют в учебно- воспитательном процессе, во внеурочной деятельности.

Чтобы дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию, обучающиеся под руководством учителей школы начали участвовать во Всероссийских конкурсах: в общероссийских предметных олимпиадах Института развития школьного образования «Олимпус» (педагоги - Завьялова Н.М., Шамсутдинова Ф.Р., Гробова Т.Л., Ахметдинов Р.Р., Ахметдинова Т.А., Хабибьянова Э.Н. и др.), в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде «Авангард» (педагоги - Завьялова Н.М., Шамсутдинова Ф. Р.), во Всероссийском конкурсе «Мир знаний» (педагоги - Ахметдинов Р.Р., Ахметдинова Т.А.), в конкурсе «Центра знаний и технологий» г. Красноярска (педагог – Хабибьянова Э.Н.), в конкурсах Центра поддержки талантливой молодёжи г. Бийск (педагоги - Завьялова Н.М., Хабибьянова Э.Н.). Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников.

Заочные олимпиады-конкурсы составляют ценное дополнение к учебной программе и являются независимым источником проверки знаний учеников.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Обучающиеся школы каждый год принимают участие в районных НПК (руководители – Завьялова Н.М., Трясцына Е.М., Шамсутдинова Ф.Р., Егорова Г.М., Беляева В.И., Гробова Т.Л., Окунцева Т.М.). Каждое выступление сопровождалось мультимедийной презентацией.

Обучающиеся школы приняли участие в конкурсе электронных презентаций «Патриотизм XXI века», организованном Караидельским ЦДиЮТ (педагоги – Окунцева Т.М., Гробова Т.Л.).

Можно сделать вывод, что наши сельские педагоги и обучающиеся участвуют в различных конкурсных мероприятиях наравне с городскими, имеют высокую заинтересованность в овладении ИКТ.

Однако имеются в использовании ЭОР определённые проблемы. Несмотря на организованный процесс повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ (имеется возможность пройти курсы в ИРО РБ для каждого) в большинстве школ района остается открытым вопрос о методической помощи по овладению практическими навыками работников в использовании ЭОР. Педагоги нашей школы показывают высокую готовность и способность эффективно работать в новой информационной среде. Но для внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс необходимо координирование этой работы внутри школы. К сожалению, навыками программирования владеют лишь некоторые учителя информатики, преподаватели других дисциплин зачастую владеют компьютером лишь на уровне среднего пользователя-любителя. Компетентность приобретена в основном за счёт самообразования. А ведь уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Например, возможно использовать Единую коллекцию Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ и др. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии, умелое использование которых позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Преимущества использования ЭОР на уроках известны всем. Коллектив нашей школы активно занимается внедрением элементов электронного обучения в учебно-воспитательный процесс. Учителя совместно со своими учениками разрабатывают презентации для уроков, используя и музыку, которую дети записывают сами, и видеофильмы, которые снимают в школе и на различных мероприятиях и др. Активно используются дидактические возможности сети Интернет: дополнительные материалы, видеоуроки, электронные учебники.

Однако чтобы сделать урок новым, с использованием авторских приёмов, творческих задумок, рассчитывать на использование готовых электронных учебников и презентаций не приходится. Следовательно, от современного учителя требуется высокая профессиональная компетентность не только владения современными методиками, но и умение использовать мобильно ресурсы Интернета. Считаю, что творческий педагог должен использовать не готовые работы, а уметь грамотно применять свои методические приёмы на уроках. То есть творчески работающий учитель должен много времени уделять тому, чтобы создать свою собственную творческую электронную библиотеку, банк инновационных идей. Это возможно сделать, лишь имея навыки программирования. Поэтому считаю, что каждой сельской школе, где меньше возможностей для реализации ИКТ как педагогами, так и обучающимися, необходим координатор- администратор по ИКТ. Новый Закон об образовании предполагает включение в квалификационный справочник должности тьютор. На тьюторов будут возложены обязанности по индивидуальной работе с учениками. Они будут общаться с учеником, координировать его самостоятельные занятия, оказывать информативную помощь в выборе будущей специализации, способствовать достижению взаимопонимания с одноклассниками и преподавательским составом школы, а также подтягивать отстающих учеников по проблемным предметам. Считаю, что координатор-администратор по ИКТ должен выполнять аналогичную функцию, только работая с педагогами.

Радует, что повышается техническая оснащённость сельских школ. Сегодня пользователем Интернета стал уже почти каждый четвёртый житель планеты. Россия по численности пользователей занимает 11-е место в мире (38 млн. человек), а уровень «интернетализации» её населения составляет 27% (данные на март 2008 г.) [3].

Предполагаю, что эти не очень высокие показатели для сельской местности окажутся ещё меньше. У нас возникают сложности с процессом информатизации образования: в школе кроме кабинета информатики, оборудованного средствами ИКТ, другого нет. Нет возможности одновременно нескольким педагогам проводить уроки. Даже при наличии хорошо оснащённого кабинета информатики и удачно сформированной медиатеки учителям на уроках химии, биологии, географии было бы намного удобнее использовать мультимедийный проектор в своём кабинете. Поэтому второй важной проблемой использования ЭОР в сельской школе является обеспеченность других предметных кабинетов современными компьютерами с мультимедийными проекторами и выходом в Интернет.

Третья проблема, которая коснулась меня как учителя географии. Дело в том, что учебно-методические комплексы, используемые в процессе обучения «не успевают» за изменяющейся статистикой. Чтобы дать представление о современном состоянии населения и хозяйства в экономической и социальной географии России и мира, приходится обращаться к сети Интернет. Но и здесь невозможно найти единых статистических показателей: в разных источниках – разные цифры. Хотелось, чтобы к такого рода материалам, выкладываемым в сети, предъявлялись более жёсткие требования, чтобы они проходили какой-либо контроль или на образовательных сайтах Республики Башкортостан давались рекомендации о «правильных» источниках.

Вывод: использование ИКТ в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.

Думаю, что наши сельские школьники должны иметь доступное качественное образование. Использование компьютера будет способствовать активному включению обучающегося в учебный процесс, поддерживать интерес к учению, произойдёт преодоление информационного неравенства между селом и городом, что повысит конкурентоспособность выпускника сельской школы, появится возможность трудоустройства молодёжи на селе.

Литература:

  1. Федеральный Закон об образовании от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. Глава II, Статья 16, 18.
  2. Фрумин И.Д. Плюс информатизация всех школ страны // Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М.: Локус Пресс, 2005. - 52 с.
  3. Нагирная А.В. Особенности развития глобального информационного общества // География в школе. - 2009. - №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квадратичная функция и ее свойства. С применением электронных образовательных ресурсов

Дать определение квадратичной функции и по графику определять ее основные свойства, научить использовать свойства квадратичной функции при решать задач;  развитие познавательного интереса к обуче...

Методика применения электронных образовательных ресурсов на уроке музыки

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения....

Безопасное применение электронных образовательных ресурсов в обучении.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании...

Некоторые аспекты применения электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Некоторые аспекты применения электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Материалы к докладу на конференции "Наука. Образование. карьера" - Уфа, 2014г....