Урок-викторина "Республика Бурятия – частица России" по географии в 8-х классах
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Cанжиева Ирина Батомункуевна

Современной школе в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие форм и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon respublika_buryatiya_-_chastitsa_rossii.doc735 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская выставка-ярмарка

 «Педагогические инновации как ресурс развития региональной системы образования»

Название конкурсного материала:

Технология игрового обучения как способ повышения качества обучения на уроках географии

Номинация: инновации в образовательном процессе

Методическая разработка:

Урок-викторина "Республика Бурятия – частица России"

по географии

в 8-х классах

Разработала: учитель биологии и географии, Санжиева И.Б.

Учитель первой категории.

Тема урока:  "Республика Бурятия – частица России".

Тип:

По дидактической цели: Систематизация и обобщение знаний и умений

По положению в теме: обобщение знаний;.

Вид урока: Игровой;

Образовательная цель:  сформировать представление об ЭГП, о климате, о рельефе, о населении Бурятии, о Байкале.

Формирование УУД:

Личностные действия: желание приобретать новые знания, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.  Формирование чувства патриотизма у школьников.

Регулятивные действия: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные действия: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, Знакомство с интересными фактами о Бурятии и Байкале, расширение кругозора. Развивать память, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний. Развивать интерес к предмету. Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Коммуникативные действия: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Планируемые личностные результаты: Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению;
  • готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию;
  •  формировать убежденность в познании окружающего мира;
  • осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации;

   Планируемые метапредметные результаты: Учащийся должен:

  • давать определение понятиям;
  • владеть устной речью, строить монологические высказывания;
  • строить логическое суждение на основе причинно-следственных связей;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы;
  • участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока;

Предметные знания: Учащийся должен:

  • Понимать, что Республика Бурятия – субъект РФ
  • Выявлять компоненты окружающей среды, состояние которых вызывает тревогу;
  • Знать экологические проблемы взаимодействия общества и природы;
  • Знать географическое положение РФ, история становления РБ;
  • Уметь объяснять географическое положение РБ;
  • Освоить нормы и правила ответственного отношения к природе.

Оборудование:

- мультимедиа;

- звуковое оформление;

- выставка художественно-познавательной литературы, стенные фотогазеты.

- физическая карта России, карта Бурятии

- видеоролик Республика Бурятия

Методы:

  1. Словесные (беседа с элементами объяснения);
  2. Наглядные (работа с презентацией);
  3. Практические (работа с атласом, контурной картой).
  4. Практические (разработать маршрут)

Структура

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Проверка знаний по пройденным темам. 
  5. Применение знаний и умений.

Викторина:

  1. Географическое положение Республики Бурятия. История образования РБ.
  2. Рельеф и полезные ископаемые Республики Бурятия.
  3. Климат Республики Бурятия.
  4. Внутренние воды Республики Бурятия.
  5. Заповедники и национальные парки  РБ.
  1. Подведение итога урока. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Д/з. Оценки

Таблица к конспекту

Ход урока

(с указанием методов и приемов по каждому этапу)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Орг.момент

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Прием педагогической техники «Ассоциация»

III. Актуализация знаний.

2 мин.

Видеоролик «Республика Бурятия» 5 мин

IV этап. Проверка знаний по пройденной теме.

Работа с контурной картой

10 мин. 

Прием педагогической техники "Мозговой штурм".

V.        Применение знаний и умений.

 Викторина

15 мин

Физминутка во время викорины

VI.        Подведение итога урока. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Оценки

- Здравствуйте! Садитесь.

Видеоролик «Республика Бурятия»

Прием педагогической техники «Ассоциация»

Урок пройдет в виде игры-викторины, который называется "Республика Бурятия – частица России".

Бурятия - один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таежные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины Саянских горных хребтов.

С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы.

Он пройдет в два этапа:

1) работа с контурной картой;

2) викторина (презентация).

Для начала мы разделимся на 5 групп.

Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

Первый этап нашей игры, это работа с контурной картой. На  экране вы видите задание:

  1. На контурных картах, напишите соседей нашей Республики Бурятия. Столицу РБ. Отметьте наш район и районный центр.
  2. Один нерадивый ученик, выполняя домашнее задание, на контурную карту нанес оз. Саяны, река Мунку Сардык , долина Баунта, г. Байкал, Долганская долина, пещера Баргузин, горы Витим. Время пять минут.

(Правильный ответ: горы Саяны, г.Мунку Сардык, Баргузинская долина. Долганская пещера, озеро Байкал, река Витим)

Прием педагогической техники "Мозговой штурм". Формирует коммуникативные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

  1. Используя карты атласа, спланируйте маршрут заочного путешествия по районам нашей Бурятии.  Сформулируйте цель путешествия, проведи отбор иллюстраций и фото, отражающих особенности маршрута. Подготовьтесь к презентации маршрута. Оцените результат своей деятельности.

Второй этап: викторина.

На экране вы видите, разного цвета цифры, каждый из ваших команд выбирает по своему усмотрению цифру, далее выходит задание, на которое вы должны ответить. За каждый правильный ответ от 3 до 5 баллов. Задания отличаются по цвету как по темам:

Желтый цвет: История открытия, географическое положение.

Красный: Климат, рельеф и водные ресурсы.

Зеленый: Баунтовский район

Синий: Город Улан-Удэ(рисунки).

Желтые:

  1. Перечислите, с кем граничит Республика Бурятия – полный ответ.

(Республикой Тувой, Иркутской областью, Забайкальским краем и Монголией)

5.   Площадь Республик Бурятия.

(351334 км2)

9.   Где расположена Республика Бурятия – полный ответ.

(Республика находится в центральной части Азиатского материка, на юге Восточной Сибири)

13.  Сколько городов в РБ. Перечислите.

(Улан-Удэ, Кяхта, Закаменск, Гусиноозерск, Северобайкальск, Бабушкин)

17.  Сколько районов в РБ. Какие районы РБ граничат с нашим.

(21 район, Еравнинский, Хоринский, Прибайкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский, Северо-Байкальский)

21. Что обозначает и как выглядит герб РБ – развернутый ответ.

(Государственный герб Бурятии обрамлен кругом - символом вечности из трех цветовых полос флага республики. Внутри круга - волны Байкала и горы. Вверху герба - традиционное «соембо» (луна, солнце, очаг). Внизу герба - лента «хадага» - символ гостеприимства)

22.  Дата образования РБ.

(30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика (со столицей в г. Верхнеудинск) в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).

25.  Флаг Республики Бурятия. Что означают цвета.

(Государственный флаг республики представлен тремя цветами - синим, белым и желтым, которые символизируют небо, чистоту, вечность)

30.  Первый бурятский ученый.

(Доржи Банзаров)

Красные:

     3.  Самая высокая точка РБ. На каких горах располагается. И найдите на карте.

     (Мунку Сардык, Восточные Саяны)

7.  Перечислите реки РБ. Найдите на карте.

( Селенга, Уда, Витим, Баргузин, Верхняя Ангара)

11. Почему нашу республику называют «солнечной»?

(В республике преобладают ясные солнечные дни, их около трехсот в году, почему республика и называется «солнечной»).

19. Перечислите все основные горы, хребты и нагорья. Найдите на карте.

(Восточные Саяны, хр Хамар Дабан, хр. Улан-Бургасы, Икатский хр., хр. Цаган Хуртэй, горы Бабанты, Баргузинский хр, Байкальский хр., Становое нагорье).

23. Климат РБ. Развернутый ответ.

(Здесь здоровый и сухой климат, резко континентальный, легко переносимый зимой и летом).

27. Живописны острова, полуострова и заливы Байкала. Найдите самый большой остров на Байкале, заливы, проливы и самый большой полуостров.

(Самыми крупными являются остров Ольхон, полуостров Святой нос, заливы - Баргузинский, Чивыпкуйский, Посольский сор, Провал.)

31.  Кто такие эндемики?  Перечислите эндемиков Байкала.

     (Эндемики, т.е. встречается только в Байкале. Это - омуль, голомянка, бычок, тюлень - нерпа, байкальская губка и многие другие).

35.  Что вы можете рассказать об озере Байкал?

(Байкал - одно из самых величайших озер мира. Славное море – священный Байкал - самое глубокое и многоводное озеро на Земле. Объем воды в Байкале - 23000 км3 (первое место в мире) - 20% мировых запасов поверхностных пресных вод и более 90% запасов России).

Синие (рисунки)Зеленые:

2.   В каком году был заложен Баунтовский острог?

1652 году был заложен Баунтовский острог).

6.  Сколько «соседей» у нашего района, найдите их на карте и перечислите.

(7 районов, Еравнинский, Хоринский, Прибайкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский, Северо-Байкальский)

10.  Когда был основан наш поселок Северный.

(Посёлок Северный был основан как геологический посёлок на базе партии №130, которая была образована 5 марта 1963 года).

26.  Перечислите охраняемые геологические памятники природы нашего района.

(Пещера Долганская яма, скала Белая гора, останец Моисеевская Сопка, Потухшие вулканы Кандидушка, Домбровского, Мушкетова, Якша -1, Якша-2, Лопатина)

29.   Что вы знаете о Долганской пещере?

(Возраст пещеры составляет около 2 миллионов лет. Она является самой крупной в Забайкалье и Дальнем Востоке пустотой, которая находится в многолетнемерзлых породах с положительной круглогодичной температурой. Входное отверстие очень большое и его видно издалека, имеет округлую форму диаметром 20 метров и максимальной глубиной – 35 метров с отвесными стенами. Пещера имеет протяженность пустот 5120 метров и максимальную глубину заложения 135 метров. Ходы пустот представляют собой настоящий лабиринт из вертикальных и горизонтальных тоннелей. Пещера двухуровневая. Внутри пустот живет большое количество летучих мышей, более 2000 особей, два вида которых занесены в Красную книгу Республики Бурятия).

34.  Что вы знаете о Сухарбане.

(Сухарбан    празднуют   летом,    он    сопровождается    спортивными состязаниями и народными гуляниями. Бурятия традиционно сильна многими видами спорта -это борьба, бокс, стрельба из лука и легкая атлетика)

Передай мяч. Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: растения и животные Республики Бурятия; названия гор и равнин, реки Баунтовкого района,  Республики Бурятия

Подведение итогов, считаем баллы.

Рефлексия (приложение 2)

Спасибо за урок. До свидания!!!!

Здравствуйте!

учащимся предлагается высказать свои ассоциации, впечатления, образы, связанные с  этой темой, которые позволят легче усвоить тему.

Разбиваются на группы

Работа в группе с контурной картой

Обучающиеся  в группах предлагают  как можно больше своих идей  или вариантов решения проблемы. Затем с помощью сетки принятия решений выбирают главную. Применяется при выработке идеи  для проекта, исследования;  выборе объекта или способа действия. Развивает способность  к выработке конструктивных идей.

Работа в команде

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова

Заполняют лист самоконтроля

Приложение 1

        Приложение 2

Лист самоконтроля

Фамилия имя

Вид задания

        Отметка

Контурная карта

Исправь ошибку

Маршрут по Бурятии

Викторина

Итого средний балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по теме: «Частицы». Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и других.

Разработка УМК  основана на системно-деятельностной образовательной технологии "Достижения прогнозируемых результатов", которая реализует образовательную парадигму- учитель управляет процессом учения ...

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...

"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.

Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)...

Проверочная работа по теме "Слитное и раздельное написание частицы НЕ с именами существительными". 6 класс

Проверочная работа по теме "Слитное и раздельное написание частицы НЕ с именами существительными". 6 класс...