Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов
элективный курс по географии (11 класс) по теме
Программа элективного курса составлена на 68 часов по 2 часа в неделю для учащихся 11-х классов географического и социально-экономического профилей.
В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории и экономике зарубежных стран и нашего государства. Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.
Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_mezhdunarodnyy_turizm_11_klass.doc | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №73»
Программа рекомендована
к работе педагогическим
советом гимназии
Протокол №___от_______________2012 г.
Директор гимназии ________
«_____»____________2012 г.
Программа элективного курса
«География международного туризма»
для учащихся 11 классов
Составитель программы:
учитель МОУ «Гимназия№73»
Макашова И.М.
Программа обсуждена на НМС
МОУ «Гимназия№73»
Протокол №___от____________2012 г.
Новокузнецк, 2012
География международного туризма
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на 68 часов по 2 часа в неделю для учащихся 11 класса.
География туризма – отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения.
В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории и экономике зарубежных стран и нашего государства.
Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.
Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.
Главной особенностью программы является объединение возможностей систем основного и дополнительного образования, когда путем изменения методики и технологии образовательного процесса создаются условия для формирования позитивной, социально-направленной личности.
Особенностями программы являются:
1. Программа предусматривает возможность выбора учеником знаний в зависимости от личного интереса, что обеспечивает открытость образования.
2. Высококвалифицированную помощь в обработке полученной информации со стороны педагогов, научных руководителей проектов, а так же возможность получения личного опыта при реализации полученных знаний в практической жизни.
3. Человечество, обращаясь к своей многовековой истории, традиционным ценностям, нравственным нормам позволяет избежать такой опасной проблемы современности как межнациональные конфликты. Изучение историко-культурных традиций разных народов способствует созданию атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, выбивает почву из-под ног экстремизма и радикальных течений. Этнография наглядно показывает сколь едино человечество в основных своих стремлениях, в основной сфере своей деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Соприкоснувшись с этнографией, школьник проникается чувством уважения к народам мира, осознает себя частью человечества.
Область знаний | Предметы |
Изучение природных особенностей своей малой родины | Биология, география, история, экономика |
Развитие навыков экскурсионного ориентирования | Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание |
Развитие исторической памяти на основе национальных традиций и обычаев | Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание |
Исследовательская работа на основе интеграции естественных, гуманитарных и технических дисциплин | Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание |
Становление экологической культуры школьника | Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание |
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия географии туризма;
- виды туризма;
- факторы, определяющие потребности в туризме населения;
- уровень развития туризма в мире;
- основные районы и центры туризма, главные туристские маршруты.
Учащийся должен уметь:
- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения возможностей развития туризма;
- давать на основе различных источников характеристику туристского центра и маршрута.
Тематический план занятий
№ п/п | Название раздела | Темы раздела | Количество часов |
1 | Основные понятия географии туризма и виды туризма. | 1.Основные понятия географии туризма. | 10 |
2.Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции. | 12 | ||
2 | География туризма. | 1.Население и его туристский спрос. | 4 |
2.Развитие туризма в мире. | 2 | ||
3. Природные туристические ресурсы | 6 | ||
3.Туристические маршруты и их виды | 4 | ||
4. Приморский туризм | 2 | ||
5. Горный туризм | 3 | ||
6.Морской (круизы) и речной туризм. | 4 | ||
7.Центры религиозного паломничества. | 2 | ||
8.Экологический и познавательный туризм | 4 | ||
9.Экстремальный туризм. | 5 | ||
10. Приключенческий и экзотический туризм. | 4 | ||
3 | Региональные программы развития туризма в России | 4 | |
Туризм 21 века | 3 | ||
Итого: | 68 ч |
Содержание
Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.
Тема 1 .Основные понятия географии туризма.
География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.
Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.
Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой.
Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.
Раздел II. География туризма.
Тема 1. Население и его туристский спрос.
Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.
Тема 2. Развитие туризма в мире.
Виды туристских ресурсов.
Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме.
Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов.
Туристские маршруты.
Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.
Тема 3. Приморский туризм.
Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.
Главные курортные районы и центры:
- Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).
- Италия (Балеарские острова).
- США (Флорида, Калифорния).
- Мексика (Акапулько).
Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы, Канары, Бали.
Тема 4 . Горный туризм.
ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.
Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:
- Альпы – Германия (Хаусбер)
- Австрия (Инсбрук, Зальцбург)
- Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)
- Италия (Южный Тироль)
- Франция (Шамони).
Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)
- США (Мамонтова пещера)
- Польша (Величка)
Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)
- Польша (Бескиды)
- Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.
Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.
ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.
Теплоходные маршруты:
- по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну, Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и Британским островам, по Французской Полинезии.
Тема 6. Центры религиозного паломничества.
- ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.
Центры религиозного паломничества: Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма), Боробудур (Индонезия).
- Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.
Тема 7. Экологический туризм
Рекреационный: Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады
- Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора Килиманджаро).
Познавательный: Шотландия (Эдинбург), Испания, от Рима до Венеции (Ватикан, Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако, Сан-Марино, Египет, Япония, Чехия, Китай.
- ЭГП. Население. Туристский спрос. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии, культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.
Тема 8. Экстремальный туризм.
Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.
- Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.
- Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).
- Полярные области (Арктика и Антарктида).
Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм.
- ЭГП. Население. Транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
- Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань), Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
- Природные ресурсы для развития туризма. Перспектива развития туристской индустрии.
Тема 10. Программы развития туризма в мире и в России
Знакомство с крупнейшими туристическими регионами мира и России. Защита проекта программы туристической фирмы.
Литература для учителя
- Страноведение (теория, методика, туристское изучение страны) Е.Н. Сапожникова, М., 2005г.
- Реклама в туризме А.П. Дурович, М., 2005г.
- Туризм В.А. Квартальнов М., 2003г
Литература для учащихся
- Энциклопедия туриста /редкол. Е.И.Тамм, А.Х.Абуков и др.- М.: Большая Российская энциклопедия,1993.
- Чекулаева Е.О. Столицы мира - М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель),2002
- Страны мира: Энциклопедический справочник - Смоленск: Русич,2002.
- Географический энциклопедический словарь: Географические названия/Гл.ред.А.Ф.Трешников.2-е изд., доп. - М.:Сов.энциклопедия, 1989.
- Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. -М.:АПНЮ1989.
- Атлас мира. Филип Стил. Издательство “Олма-Пресс”, Издание на русском языке,1989.
- Журналы: ГЕО, Вояж, Иностранец, Афиша-Мир.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Предмет География международного туризма, класс 11
Количество недельных часов 2 , всего 68 .
№ п/п | Дата проведе ния | Название темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | География международного туризма. Предмет и задачи исследования | 1 | ||
2 | Основные понятия географии туризма | 1 | ||
3 | История развития туризма | 1 | ||
4 | Развитие международного туризма | 1 | ||
5 | Социально-экономическая сущность туризма | 1 | ||
6 | Организация международного туристического бизнеса | 1 | ||
7 | Функции туризма | 1 | ||
8 | Источники географии туризма | 1 | ||
9 | Экскурсионное обслуживания как часть комплексной туристской услуги. | 1 | ||
10 | Туристические учреждения | 1 | ||
11 | Типы и категории туризма | 1 | ||
12 | Классификация туризма | 1 | ||
13 | Виды туризма по целям. | 1 | ||
14 | Виды туризма по способу передвижения | 1 | ||
15 | Виды туризма по мобильности. | 1 | ||
16 | Виды туризма по возрасту | 1 | ||
17 | Классификация туризма по сезонности | 1 | ||
18 | Лечебно-оздоровительный туризм | 1 | ||
19 | Развлекательный туризм | 1 | ||
20 | Деловой туризм | 1 | ||
21 | Спортивный туризм | 1 | ||
22 | Религиозный туризм | 1 | ||
23 | Региональные особенности в демографич. составе населения и их значение для тур. спроса | 1 | ||
24 | Уровень образования населения как фактор тур. спроса | 1 | ||
25 | Географические различия в характере тур. спроса | 1 | ||
26 | Туристические потоки в мире | 1 | ||
27 | Виды туристических ресурсов мира | 1 | ||
28 | Природные туристические ресурсы | 1 | ||
29 | Климат как туристический ресурс | 1 | ||
30 | Моря и внутренние воды, как туристические ресурсы | 1 | ||
31 | Значение ландшафта для туризма | 1 | ||
32 | Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Бальнеологические курорты мира | 1 | ||
33 | Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме | 1 | ||
34 | Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма | 1 | ||
35 | Оценка туристических ресурсов | 1 | ||
36 | Туристические маршруты. Их виды | 1 | ||
37 | Местные и дальние маршруты | 1 | ||
38 | Теплоходные маршруты | 1 | ||
39 | Круизы. Туристические рейсы | 1 | ||
40 | Приморский туризм. Особенности туристического спроса | 1 | ||
41 | Современное состояние туристской индустрии. | 1 | ||
42 | Главные курортные районы и центры | 1 | ||
43 | Горный туризм. Особенности туристического спроса | 1 | ||
44 | Современное состояние туристской индустрии | 1 | ||
45 | Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма | 1 | ||
46 | География спелеотуризма | 1 | ||
47 | Морской (круизы) и речной туризм. Особенности туристического спроса | 1 | ||
48 | Важнейшие туристические маршруты. Теплоходные маршруты | 1 | ||
49 | Центры религиозного паломничества | 1 | ||
50 | Культурно-исторические ресурсы для развития религиозного туризма | 1 | ||
51 | Экологический туризм. География центров рекреационного туризма | 1 | ||
52 | Особенности размещения и центры познавательного туризма | 1 | ||
53 | Экстремальный туризм. Современное состояние отрасли. Центры туризма и перспектива их развития | 1 | ||
54 | Водные виды экстремального туризма | 1 | ||
55 | Наземные виды экстремального туризма | 1 | ||
56 | Горные виды экстремального туризма | 1 | ||
57 | Воздушные виды экстремального туризма | 1 | ||
58 | Экзотические виды экстремального туризма | 1 | ||
59 | Приключенческий туризм. Современное состояние отрасли. Центры туризма и перспектива их развития | 1 | ||
60 | Экзотический туризм. Особенности туристического спроса. | 1 | ||
61 | Региональные программы развития туризма | 1 | ||
62 | Программы развития туризма в России | 1 | ||
63 | Москва и Подмосковье – крупнейшие центры разных видов туризма. По Восточно-Европейской равнине к северо-западу, северу и северо-востоку России от Москвы | 1 | ||
64 | За Урал на восток России от Москвы: характеристика рекреационного потенциала и стратегия освоения | 1 | ||
65 | К югу России от Москвы: характеристика рекреационного потенциала и стратегия освоения | 1 | ||
66-67 | Туризм XXI века-желания и возможности | 2 | ||
68 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие для проведения географического практикума для обучающихся профильных классов
В учебном пособии представлен теоретический материал для подготовки к исследованиям и наблюдениям в полевых условиях, во время походов и экскурсий; представлены приёмы глазомерной съёмки местности, ор...
Конспект интегрированного урока "физическая культура-география, история", для обучающихся 8 класса
В данном конспекте урока для обучающихся 8 класса сделана попытка объединения физической культуры и географии с историей....
Дневник личностного развития обучающихся профильного класса
В профильном классе ведется дневник личностного развития обучающихся, в котором классный руководитель дает профильную характеристику класса, предварительный профессиональный выбор, индивидуальные...
урок географии "Международный туризм" в 10 классе
Урок географии в 10 классе в соответствии с требованием ФГОС с технологической картой и приложениями для работы учащихся. Урок в рамках системно-деятельностного подхода. В результате совместной творче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)
Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...