Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов
элективный курс по географии (11 класс) по теме

Макашова Инна Михайловна

Программа элективного курса  составлена на  68 часов по 2 часа  в неделю для учащихся 11-х  классов географического и социально-экономического профилей.

 В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии   материков и океанов, России, а также истории  и экономике зарубежных стран и нашего государства. Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.

      Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_mezhdunarodnyy_turizm_11_klass.doc37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №73»

Программа рекомендована

к работе педагогическим

 советом гимназии

        Протокол №___от_______________2012 г.

Директор гимназии ________

«_____»____________2012 г.

Программа элективного  курса

«География международного  туризма»

для учащихся 11 классов

Составитель программы:

учитель МОУ «Гимназия№73»

Макашова И.М.

Программа обсуждена на НМС

МОУ «Гимназия№73»

Протокол №___от____________2012 г.

Новокузнецк, 2012

География международного туризма

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на  68 часов по 2 часа  в неделю для учащихся 11 класса.

География туризма – отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения.

          В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии   материков и океанов, России, а также истории  и экономике зарубежных стран и нашего государства.

Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.

      Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.

     Главной особенностью программы является объединение возможностей систем основного и дополнительного образования, когда путем изменения методики и технологии образовательного процесса создаются условия для формирования позитивной, социально-направленной личности.

Особенностями программы являются:

 1. Программа предусматривает возможность выбора учеником знаний в зависимости от личного интереса, что обеспечивает открытость образования.

 2. Высококвалифицированную помощь в обработке полученной информации со стороны педагогов, научных руководителей проектов, а так же возможность получения личного опыта при реализации полученных знаний в практической жизни.

 3. Человечество, обращаясь к своей многовековой истории, традиционным ценностям, нравственным нормам позволяет избежать такой опасной проблемы современности как межнациональные конфликты. Изучение историко-культурных традиций разных народов способствует созданию атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, выбивает почву из-под ног экстремизма и радикальных течений. Этнография наглядно показывает сколь едино человечество в основных своих стремлениях, в основной сфере своей деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Соприкоснувшись с этнографией, школьник проникается чувством уважения к народам мира, осознает себя частью человечества.

Область знаний

Предметы

Изучение природных особенностей своей малой родины

Биология, география, история, экономика

Развитие навыков экскурсионного ориентирования

Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание

Развитие исторической памяти на основе национальных традиций и обычаев

Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание

Исследовательская работа на основе интеграции естественных, гуманитарных и технических дисциплин

Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание

Становление экологической культуры школьника

Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. основные понятия географии туризма;
  1. виды туризма;
  2. факторы, определяющие потребности в туризме населения;
  3. уровень развития туризма в мире;
  4. основные районы и центры туризма, главные туристские маршруты.

Учащийся должен уметь: 

  1. использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения возможностей развития туризма;
  2. давать на основе различных источников характеристику туристского центра и маршрута.

Тематический план занятий

№ п/п

Название раздела

Темы раздела

Количество часов

1

Основные понятия географии туризма и виды туризма.

1.Основные понятия географии туризма.

10

2.Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.

12

2

География туризма.

1.Население и его туристский спрос.

4

2.Развитие туризма в мире.

2

3. Природные туристические ресурсы

6

3.Туристические маршруты и их виды

4

4. Приморский туризм

2

5. Горный туризм

3

6.Морской (круизы) и речной туризм.

4

7.Центры религиозного паломничества.

2

8.Экологический и познавательный туризм

4

9.Экстремальный туризм.

5

10. Приключенческий и экзотический туризм.

4

3

Региональные программы развития туризма в России

4

Туризм 21 века

3

Итого:

68 ч

Содержание

Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.

Тема 1 .Основные понятия географии туризма.

География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.

Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.

Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой.

Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.

Раздел II. География туризма.

Тема 1. Население и его туристский спрос.

Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.

Тема 2. Развитие туризма в мире.

Виды туристских ресурсов.

Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме.

Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов.

Туристские маршруты.

Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.

Тема 3. Приморский туризм.

Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.

Главные курортные районы и центры: 

  1. Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).
  2. Италия (Балеарские острова).
  3. США (Флорида, Калифорния).
  4. Мексика (Акапулько).

Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы, Канары, Бали.

Тема 4 . Горный туризм.

ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.

Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:

  1. Альпы – Германия (Хаусбер)
  2. Австрия (Инсбрук, Зальцбург)
  3. Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)
  4. Италия (Южный Тироль)
  5. Франция (Шамони).

Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)

  1. США (Мамонтова пещера)
  2. Польша (Величка)

Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)

  1. Польша (Бескиды)
  2. Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.

Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.

ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.

Теплоходные маршруты: 

  1. по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну, Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и Британским островам, по Французской Полинезии.

Тема 6. Центры религиозного паломничества. 

  1. ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.

Центры религиозного паломничества: Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма), Боробудур (Индонезия).

  1. Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.

Тема 7. Экологический туризм

Рекреационный: Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады

  1. Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора Килиманджаро).

Познавательный: Шотландия (Эдинбург), Испания, от Рима до Венеции (Ватикан, Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако, Сан-Марино, Египет, Япония, Чехия, Китай.

  1. ЭГП. Население. Туристский спрос. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии, культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.

Тема 8. Экстремальный туризм.

Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.

  1. Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.
  2. Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).
  3. Полярные области (Арктика и Антарктида).

Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм. 

  1. ЭГП. Население. Транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
  2. Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань), Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
  3. Природные ресурсы для развития туризма. Перспектива развития туристской индустрии.

Тема 10.  Программы развития туризма в мире и в России

Знакомство с крупнейшими туристическими регионами мира и России. Защита проекта программы туристической  фирмы.

Литература  для учителя

  1. Страноведение (теория, методика, туристское изучение страны) Е.Н. Сапожникова, М., 2005г.
  2. Реклама в туризме А.П. Дурович, М., 2005г.
  3. Туризм В.А. Квартальнов М., 2003г

Литература  для учащихся

  1. Энциклопедия туриста /редкол. Е.И.Тамм, А.Х.Абуков и др.- М.: Большая Российская энциклопедия,1993.
  2. Чекулаева Е.О. Столицы мира - М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель),2002
  3. Страны мира: Энциклопедический справочник - Смоленск: Русич,2002.
  4. Географический энциклопедический словарь: Географические названия/Гл.ред.А.Ф.Трешников.2-е изд., доп. - М.:Сов.энциклопедия, 1989.
  5. Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. -М.:АПНЮ1989.
  6. Атлас мира. Филип Стил. Издательство “Олма-Пресс”, Издание на русском языке,1989.
  7. Журналы: ГЕО, Вояж, Иностранец, Афиша-Мир.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Предмет  География международного туризма,   класс  11 

  Количество недельных часов     2   ,  всего    68 .

№  п/п

Дата

проведе

ния

Название темы

Кол-во часов

Примечание

1

География  международного туризма. Предмет и задачи исследования

1

2

 Основные понятия географии туризма

1

3

 История развития туризма

1

4

 Развитие международного туризма 

1

5

Социально-экономическая сущность туризма  

1

6

Организация международного туристического бизнеса

1

7

Функции туризма

1

8

Источники географии туризма

1

9

Экскурсионное обслуживания как часть комплексной туристской услуги.

1

10

Туристические  учреждения

1

11

Типы и категории туризма  

1

12

Классификация туризма

1

13

Виды туризма по целям.

1

14

Виды  туризма по способу передвижения

1

15

Виды туризма по мобильности.

1

16

Виды туризма по возрасту

1

17

Классификация туризма по  сезонности

1

18

Лечебно-оздоровительный туризм

1

19

 Развлекательный туризм 

1

20

Деловой туризм

1

21

Спортивный туризм

1

22

Религиозный туризм

1

23

Региональные особенности в демографич. составе населения и их значение для тур. спроса

1

24

Уровень образования населения как фактор тур. спроса

1

25

Географические различия в характере тур. спроса

1

26

Туристические потоки в мире

1

27

Виды туристических ресурсов мира

1

28

Природные  туристические ресурсы

1

29

Климат как туристический ресурс

1

30

Моря  и внутренние воды, как туристические ресурсы

1

31

Значение ландшафта для туризма

1

32

Источники минеральных вод, их виды и использование  в лечебном туризме. Бальнеологические  курорты мира

1

33

Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме

1

34

Культурно-исторические ресурсы, их  классификация и значение для познавательного туризма

1

35

Оценка туристических ресурсов

1

36

Туристические маршруты. Их виды

1

37

Местные и дальние маршруты

1

38

Теплоходные маршруты

1

39

Круизы. Туристические рейсы

1

40

Приморский туризм. Особенности туристического спроса

1

41

Современное состояние туристской индустрии.  

1

42

Главные курортные районы и центры

1

43

Горный туризм. Особенности туристического спроса

1

44

Современное состояние туристской индустрии

1

45

Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма

1

46

География спелеотуризма

1

47

Морской (круизы) и речной туризм. Особенности туристического спроса

1

48

Важнейшие туристические маршруты. Теплоходные маршруты

1

49

Центры религиозного паломничества

1

50

Культурно-исторические ресурсы для развития религиозного туризма

1

51

Экологический туризм. География центров рекреационного туризма

1

52

Особенности размещения и центры познавательного туризма

1

53

Экстремальный туризм. Современное состояние отрасли. Центры туризма  и перспектива их развития

1

54

Водные виды экстремального туризма

1

55

Наземные виды экстремального туризма

1

56

Горные виды экстремального туризма

1

57

Воздушные виды экстремального туризма

1

58

Экзотические виды экстремального туризма

1

59

Приключенческий туризм. Современное состояние отрасли. Центры туризма  и перспектива их развития

1

60

Экзотический туризм. Особенности туристического спроса.

1

61

Региональные программы развития туризма

1

62

Программы развития туризма в России

1

63

Москва и Подмосковье – крупнейшие центры разных видов туризма. По Восточно-Европейской равнине к северо-западу,

северу и северо-востоку России от Москвы

1

64

За Урал на восток России от Москвы: характеристика рекреационного потенциала и стратегия освоения

1

65

К югу России от Москвы: характеристика рекреационного потенциала и стратегия освоения

1

66-67

Туризм XXI века-желания и возможности

2

68

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие для проведения географического практикума для обучающихся профильных классов

В учебном пособии представлен теоретический материал для подготовки к исследованиям и наблюдениям в полевых условиях, во время походов и экскурсий; представлены приёмы глазомерной съёмки местности, ор...

Конспект интегрированного урока "физическая культура-география, история", для обучающихся 8 класса

В данном конспекте урока для обучающихся 8 класса сделана попытка объединения физической культуры и географии с историей....

Дневник личностного развития обучающихся профильного класса

В профильном классе ведется дневник личностного развития обучающихся, в котором классный руководитель дает профильную характеристику класса, предварительный профессиональный выбор, индивидуальные...

урок географии "Международный туризм" в 10 классе

Урок географии в 10 классе в соответствии с требованием ФГОС с технологической картой и приложениями для работы учащихся. Урок в рамках системно-деятельностного подхода. В результате совместной творче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...