Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Захарова Лариса Сергеевна

Результаты изучения учебного предмета

В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

  • Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl_rp.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты изучения учебного предмета

В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

  • Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

1.3 Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Основное содержание предмета

«География России. 8 класс» ( 68 часов, 2 ч в неделю).

Введение (1 ч)

Что изучает география России.

Часть1 Россия на карте мира (9 ч)

Географическое положение и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Виды географического положения России:. Уровни географического положения. Сравнение географического положения России и других государств.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для разных населённых пунктов России.

Результаты обучения.

Объяснять: роль географии России в решении проблем; причины различий во времени на территории РФ. Определять: по политической карте пограничные государства, по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов. Называть ( показывать): предмет изучения географии России; главные особенности ГП России на карте мира; размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ.

Часть 2

Природа России (33 ч )

Тема 1

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые ( 8ч)

    Геологическая история и геологическое строение территории России.  Основные тектонические структуры.

   Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаеиых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их  рационального использования. Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере своего региона и своей местности. Изменение рельефа человеком.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

       Результаты обучения.

     Объяснять: главные особенности рельефа России в связи с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых.

    Определять: при сопоставлении различных карт зависимость рельефа Восточно-Европейской, Западно-Сибирский равнин, Среднесибирского плоскогорья, Кавказа, Урала, Алтая, гор юга Сибири и Дальнего Востока от тектонического строения и действия внешних процессов.

     Называть (показывать): главные ресурсные районы и бассейны полезных ископаемых; уголь: Кузнецкий, Печорский, Канско-Ачинский бассейны; нефть и газ: Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина; железные руды: КМА, Кольский п-ов, Урал, Сибирь; руды цветных металлов: Урал, Алтай, юг Сибири, Дальний Восток; примеры влияния рельефа на размещение населения, его быт и хозяйственную деятельность; основные геологические эры; сейсмически опасные территории.

Тема 2

Климат и климатические ресурсы ( 7ч)

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

        Практические работы. 1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  2 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Результаты обучения.

Прогнозировать: изменение климата и микроклимата отдельных территорий под воздействием человеческой деятельности.

Объяснять: существенные признаки понятий « солнечная радиация», « атмосферный фронт», « циклон», « антициклон», « коэффициент увлажнения»; распределение тепла и влаги по территории страны  ; образование циклонов и антициклонов, атмосферных фронтов и их влияние на состояние погоды; особенности основных типов климата; образование смога. Описывать: грозные явления природы, связанные с климатом, примеры влияния климата на жизнь и быт человека. Определять: по климатическим катам количество солнечной радиации, средние и абсолютные температуры января и июля, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения; погоду по синоптической карте. Называть: основные климатообразующие факторы; основные виды солнечной радиации; главные типы воздушных масс.

Тема 3

Внутренние воды и водные ресурсы (5ч)

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами.

    Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    Водные ресурсы и человек. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона.

Практические работы. 1 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.   2. объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Результаты обучения.

Прогнозировать: изменение рек. Озёр. Болот, многолетней мерзлоты под влиянием человеческой деятельности. Объяснять: особенности главных речных систем, закономерности в распределении водных ресурсов; образование и распространение многолетней мерзлоты. Описывать: грозные явления природы. Определять: по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем: Волги, Дона, Печоры, Северной Двины, Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура, Уссури, Индигирки, Колымы. Называть: состав водных ресурсов; основные мероприятия по их охрана и восстановлению; меры предупреждения грозных явлений природы.

Тема 4

Почва и почвенные ресурсы (4ч)

Почва – особый компонент природы. В,В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство  Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

     Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель и охрана почв.

    Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа.  Выявление условий почвообразования основных типов почв ( количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Результаты обучения.

Прогнозировать: изменение почвенного плодородия. Объяснять: существенные признаки понятия « почва»; свойства зональных типов почв в связи с условиями почвообразования. Определять: по картам особенности условий почвообразования основных зональных типов почв; по картам особенности распространения типов почв. Называть: основные зональные типы почв ( тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые).                              

Тема 5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (2ч)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охрана растительного и животного мира. Растительный и животный мир своегорегиона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Результаты обучения.

Прогнозировать: изменение растительности, животного мира в результате хозяйственной деятельности. Описывать: наиболее типичных представителей животного и растительного мира, их внешний облик, особенности образа жизни. Называть: типичных представителей животного и растительного мира; примеры рационального и нерационального использования биологических  ресурсов.

Тема 6

Природное районирование (7ч)

Формирование природно – территориальных комплексов ( ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Природные а антропогенные ПТК.

        Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Природная зона своей местности, её экологические проблемы.

Результаты обучения.

Прогнозировать: дальнейшее изменение природных компонентов под влиянием деятельности человека. Объяснять: признаки понятий « природная зона», « широтная зональность», « высотная поясность». Описывать: облик природных зон. Определять: по картам особенности природных зон, их природные ресурсы. Называть: природные зоны и природные районы и принципы их выделения.

        Часть 3    Население России    ( 9ч)              

Тема 1                                                        

Численность населения

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Причины демографического кризиса. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2

Национальный состав

Россия – многонациональное государство. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Тема 3

Городское и сельское население страны

Особенности урбанизации в России. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Современные социальные проблемы сёл.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческим и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4

Миграции населения

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Тема 5

Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны – важнейшая социально-экономическая проблема.

Результаты обучения.

Прогнозирование: изменение численности населения ; изменение соотношение городского и сельского населения. Объяснять: существенные признаки понятий « город», « трудовые ресурсы»; причины многоязычий; тенденции в изменении числа занятых в различных сферах и отраслях. Определять: по картам территории с высокой и низкой плотностями населения; по картам особенности размещения крупных народов; по статистическим материалам показатели естественного движения населения, тенденции в изменении структуры занятости. Называть: общую численность населения РФ; современные величины рождаемости, смертности, естественного прироста; крупнейшие народы, их численность; крупные города и городские агломерации; языковые семьи; города – миллионеры.

Часть 4

Хозяйство России ( 9 ч)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу.

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно – ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

        Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Сельскохозяйственные угодья, его структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.

Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая отрасль скотоводства. География основных отраслей животноводства.                          

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей, в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озёрного рыбоводства.

   Часть 5          

География Республики Мордовия ( 6 час)

Географическое положение РМ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природные территориальные комплексы.

                                                                           Тематическое планирование по предмету

« География, 8 класс»

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Из них

Теоретическое обучение, ч

Практические работы,ч

Контрольные работы, ч

I Введение

1

1

II Россия на карте мира

9

6

2

1

III Природа России

33

20

8

5

IV Население России

9

8

1

V Хозяйство России

9

8

1

VI География Республики Мордовия

7

5

2

Итого

68

58

10

10

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество

часов

Виды самостоятельной работы

Дом. задание

Дата

план

факт

1

Введение

Что изучает курс  «География России»

Изучение нового материала

1

Работа с учебником, составление плана-конспекта

Введение, с.3, анализ номера газеты

Часть 1. Россия на карте мира

Географическое положение и административно-территориальное устройство  России

9

2

Границы России

комбинированный

1

Работа с контурной картой

§ 1 (§ 7,8)

3

Россия на карте часовых поясов

Изучение нового материала

1

ПР№1. Определение поясного времени для различных пунктов России.

§ 2 (§ 9 )сост. задачу на определение поясного времени

( § 2)

4

Географическое положение  России

Комбинирован-

ный

1

ПР №2 Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран

 § 3 ( § 1), к/к- омывающие РФ моря, заливы, проливы, крайние точки

5

Физико-географическое, экономико- и транспортно-географическое положение России

Комбинирован-

ный

1

Работа с картами

атласа

    § 4       (  § 2,3), к/к

6

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Комбинирован-

ный

1

Работа с картами

атласа

§ 5  (§ 4), подг. к тестам

7

Как формировалась государственная территория России

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§6 (§5)

8

Этапы и методы географического изучения России

комбинированный

1

Заполнение  таблицы

Доклад о любой экспедиции

§7, (§ 10)

9

Особенности административно-территориального устройства России

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§ 8. ( §11)

10

Обобщение знаний по теме « Россия на карте мира»

Проверка изученного материала

1

Контрольная работа №1

Часть 2

Природа России

33

Тема 1 Геологическое строение. Рельеф и полезные

8

11

Геологическая история и геологическое строение территории России

комбинированный

1

Заполнение  таблицы

 § 9  § 12, зад 1-4

12

Взаимосвязь рельефа и геологического строения

Урок выполнения практической работы

1

Пр №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа  от строения земной коры

    § 9            § 12

13

Рельеф России: основные формы рельефа – горы и равнины.

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§ 10 ( до гор)

(§13)

14

Формы рельефа: горы. Их типы, характеристика гор

Комбинированный с элементами практикума

1

Работа с картами

атласа

§10, (§13)

15

Как и почему изменяется рельеф России.

комбинированный

1

Составление схемы

§11 ( 14)

16

Стихийные природные явления в литосфере

комбинированный

1

Заполнение  таблицы

§12 (15)

17

Человек и литосфера

комбинированный

1

Составление презентации

§13 ( 16)

18

Обобщающее повторение по теме « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Проверка изученного материала

1

Контрольная работа №2

Тема 2

Климат и климатические ресурсы

7

19

Факторы, определяющие климат России

Урок изучения нового материала

1

Заполнение  таблицы

§14,( 17)

20

Факторы, определяющие климат России

комбинированный

1

Заполнение таблицы

§ 14 (17)

21

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

комбинированный

1

Пр№4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков на территории страны

§15 ( 18)

22

Типы климатов России

комбинированный

1

Пр №5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

§17, ( 20), на к/к нанести границы разных типов климата

23

Комфортность ( дискомфортность) климатических условий

комбинированный

1

Составление презентации

§18( 21)

24

Климат и человек

комбинированный

1

Пр №6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий и хозяйственной деятельности населения

§ 18 ( 22) подг. к уроку обобщения

25

Обобщающее повторение по теме « Климат и климатические ресурсы»

Проверка ранее изученного материала

1

Контрольная работа №4

Тема 3

Внутренние воды и водные ресурсы

5

26

Разнообразие внутренних вод России. Реки

Урок изучения нового материала

1

Работа с картами

атласа

§ 19 ( 23 до стр.111), на к/к нанести крупные реки России

27

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Урок изучения нового материала

1

Пр №7. Составление характеристики одной из рек.

§ 19 ( 23)

28

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§20 ( 24) , 5 вопросов по теме

29

Водные ресурсы и человек

комбинированный

1

Пр №8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

§21 (25) , подг. к уроку обобщения

30

Обобщающее повторение по теме  « Внутренние воды и водные ресурсы России»

Проверка знаний

1

Контрольная работа №5

Тема 4

Почва и почвенные ресурсы

4

31

Образование почв и их разнообразие

Изучение нового материала

1

Заполнение  таблицы

§ 22, (26, вопросы на с. 129)

32

Закономерности распространения почв

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§23, ( 27. анализ рис.49 на с.131)

33

Почвенные ресурсы России

комбинированный

1

Пр№9. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия.

§ 24,(28,) подг. к обобщение

34

Обобщающее повторение по теме  «Почвы»

Проверка знаний

1

Контрольная работа №6

Тема 5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

2

35

Растительный и животный мир России

Изучение нового материала

1

Работа с картами

атласа

§ 25, (29)

36

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

Изучение нового материала

1

Пр №10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса

§ 26, 33,(30, 37) подг. к тесту по теме

Тема 6

Природное районирование

7

37

Разнообразие природных комплексов

комбинированный

1

Составление схемы

§27( 31)

38

Природно-хозяйственные зоны России

комбинированный

1

§ 28(32)

39

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§ 29(33)

40

Леса

комбинированный

Работа с картами

атласа

§ 30(34), заполнить таблицу

41

Лесостепи, степи, полупустыни.

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§ 31(35),

42

Высотная поясность

комбинированный

1

Составление схемы

§ 32 (36), подг. к повторению темы

43

Обобщающее повторение по теме « Природное районирование»

Проверка изученного материала

1

Контрольная работа №7

Часть 3

Население России

9

Тема 1

Численность населения

2

44

Численность населения России

Изучение нового материала

1

Заполнение таблицы

§34( 38)

45

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

комбинированный

1

Создание презентации

§35( 39)

Тема 2

Национальный состав

1

46

Этнический, языковый и религиозный состав населения

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§36(40)

Тема 3

Городское и сельское население страны

3

47

Городское и сельское население

комбинированный

1

Составление презентации

§37( 41 . до с.201)

48

Городское и сельское население

комбинированный

1

Подготовка сообщений

§37( 41)

49

Размещение населения России

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§38( 42)

Тема 4

Миграции населения

1

50

Миграции населения России

комбинированный

1

Работа с учебником

§39( 43)

Тема 5

 Трудовые ресурсы

2

51

Люди и труд

комбинированный

1

Подготовка сообщений

§ 40(44,) полг. К повторению

52

Обобщающее повторение по теме « Население России»

Проверка знаний и умений

1

Контрольная работа №8

Часть 4

Хозяйство России

9

53

Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство страны?

Изучение нового материала

1

Составление опорного конспекта

§ 41,42(45,46)

54

Тема1

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу.

Состав первичного сектора экономики

комбинированный

1

Заполнение  таблицы

§ 43(47)

55

Природно – ресурсный потенциал России

комбинированный

1

Подготовка сообщений

§44( 48,49)

56

Сельское хозяйство

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§45( 50)

57

Земледелие

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§46( 51)

58

Животноводство

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

§47( 52), подг. к тесту

59

Лесное хозяйство. Охота.

комбинированный

1

Составление презентации

§ 48,49(53)

60

Рыбное хозяйство

комбинированный

1

Подготовка сообщений

§49( 54,) подг. к обобщению по теме « Хозяйство страны

61

Обобщающее повторение по теме « Хозяйство страны»

Проверка знаний и умений

1

Контрольная работа №9

Часть V  География Республики Мордовия. Природа

7

62

Географическое положение РМ

Изучение нового материала

1

Работа с картами

атласа, контурной картой

Учебник География РМ., стр.11-15

63

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые РМ

1

Работа с картами

атласа

Стр.20-34

64

Климат РМ

Изучение нового материала

1

Работа с картами

атласа

Стр.34-39

65

Внутренние воды. Почвы

комбинированный

1

Работа с картами

атласа

Стр.39-53

66

Растительный и животный мир РМ

комбинированный

1

Создание презентаций

Стр.53-65

67

Природные территориальные комплексы РМ

Изучение нового материала

1

Создание презентаций

Стр.65-68, подг. К обобщению по всему курсу

68

Обобщение знаний по курсу « Природа России»

Проверка знаний и умений

1

Контрольная работа №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...