Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Результаты изучения учебного предмета
В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:
- Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl_rp.docx | 50.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты изучения учебного предмета
В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:
- Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
1.3 Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Основное содержание предмета
«География России. 8 класс» ( 68 часов, 2 ч в неделю).
Введение (1 ч)
Что изучает география России.
Часть1 Россия на карте мира (9 ч)
Географическое положение и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Виды географического положения России:. Уровни географического положения. Сравнение географического положения России и других государств.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для разных населённых пунктов России.
Результаты обучения.
Объяснять: роль географии России в решении проблем; причины различий во времени на территории РФ. Определять: по политической карте пограничные государства, по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов. Называть ( показывать): предмет изучения географии России; главные особенности ГП России на карте мира; размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ.
Часть 2
Природа России (33 ч )
Тема 1
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые ( 8ч)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаеиых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере своего региона и своей местности. Изменение рельефа человеком.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Результаты обучения.
Объяснять: главные особенности рельефа России в связи с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых.
Определять: при сопоставлении различных карт зависимость рельефа Восточно-Европейской, Западно-Сибирский равнин, Среднесибирского плоскогорья, Кавказа, Урала, Алтая, гор юга Сибири и Дальнего Востока от тектонического строения и действия внешних процессов.
Называть (показывать): главные ресурсные районы и бассейны полезных ископаемых; уголь: Кузнецкий, Печорский, Канско-Ачинский бассейны; нефть и газ: Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина; железные руды: КМА, Кольский п-ов, Урал, Сибирь; руды цветных металлов: Урал, Алтай, юг Сибири, Дальний Восток; примеры влияния рельефа на размещение населения, его быт и хозяйственную деятельность; основные геологические эры; сейсмически опасные территории.
Тема 2
Климат и климатические ресурсы ( 7ч)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы. 1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Результаты обучения.
Прогнозировать: изменение климата и микроклимата отдельных территорий под воздействием человеческой деятельности.
Объяснять: существенные признаки понятий « солнечная радиация», « атмосферный фронт», « циклон», « антициклон», « коэффициент увлажнения»; распределение тепла и влаги по территории страны ; образование циклонов и антициклонов, атмосферных фронтов и их влияние на состояние погоды; особенности основных типов климата; образование смога. Описывать: грозные явления природы, связанные с климатом, примеры влияния климата на жизнь и быт человека. Определять: по климатическим катам количество солнечной радиации, средние и абсолютные температуры января и июля, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения; погоду по синоптической карте. Называть: основные климатообразующие факторы; основные виды солнечной радиации; главные типы воздушных масс.
Тема 3
Внутренние воды и водные ресурсы (5ч)
Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами.
Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона.
Практические работы. 1 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. 2. объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Результаты обучения.
Прогнозировать: изменение рек. Озёр. Болот, многолетней мерзлоты под влиянием человеческой деятельности. Объяснять: особенности главных речных систем, закономерности в распределении водных ресурсов; образование и распространение многолетней мерзлоты. Описывать: грозные явления природы. Определять: по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем: Волги, Дона, Печоры, Северной Двины, Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура, Уссури, Индигирки, Колымы. Называть: состав водных ресурсов; основные мероприятия по их охрана и восстановлению; меры предупреждения грозных явлений природы.
Тема 4
Почва и почвенные ресурсы (4ч)
Почва – особый компонент природы. В,В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель и охрана почв.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных типов почв ( количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
Результаты обучения.
Прогнозировать: изменение почвенного плодородия. Объяснять: существенные признаки понятия « почва»; свойства зональных типов почв в связи с условиями почвообразования. Определять: по картам особенности условий почвообразования основных зональных типов почв; по картам особенности распространения типов почв. Называть: основные зональные типы почв ( тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые).
Тема 5
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (2ч)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охрана растительного и животного мира. Растительный и животный мир своегорегиона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Результаты обучения.
Прогнозировать: изменение растительности, животного мира в результате хозяйственной деятельности. Описывать: наиболее типичных представителей животного и растительного мира, их внешний облик, особенности образа жизни. Называть: типичных представителей животного и растительного мира; примеры рационального и нерационального использования биологических ресурсов.
Тема 6
Природное районирование (7ч)
Формирование природно – территориальных комплексов ( ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Природные а антропогенные ПТК.
Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Природная зона своей местности, её экологические проблемы.
Результаты обучения.
Прогнозировать: дальнейшее изменение природных компонентов под влиянием деятельности человека. Объяснять: признаки понятий « природная зона», « широтная зональность», « высотная поясность». Описывать: облик природных зон. Определять: по картам особенности природных зон, их природные ресурсы. Называть: природные зоны и природные районы и принципы их выделения.
Часть 3 Население России ( 9ч)
Тема 1
Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Причины демографического кризиса. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2
Национальный состав
Россия – многонациональное государство. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3
Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Современные социальные проблемы сёл.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческим и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4
Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5
Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны – важнейшая социально-экономическая проблема.
Результаты обучения.
Прогнозирование: изменение численности населения ; изменение соотношение городского и сельского населения. Объяснять: существенные признаки понятий « город», « трудовые ресурсы»; причины многоязычий; тенденции в изменении числа занятых в различных сферах и отраслях. Определять: по картам территории с высокой и низкой плотностями населения; по картам особенности размещения крупных народов; по статистическим материалам показатели естественного движения населения, тенденции в изменении структуры занятости. Называть: общую численность населения РФ; современные величины рождаемости, смертности, естественного прироста; крупнейшие народы, их численность; крупные города и городские агломерации; языковые семьи; города – миллионеры.
Часть 4
Хозяйство России ( 9 ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу.
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно – ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Сельскохозяйственные угодья, его структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.
Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая отрасль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей, в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озёрного рыбоводства.
Часть 5
География Республики Мордовия ( 6 час)
Географическое положение РМ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природные территориальные комплексы.
Тематическое планирование по предмету
« География, 8 класс»
Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч | Практические работы,ч | Контрольные работы, ч | ||
I Введение | 1 | 1 | ||
II Россия на карте мира | 9 | 6 | 2 | 1 |
III Природа России | 33 | 20 | 8 | 5 |
IV Население России | 9 | 8 | 1 | |
V Хозяйство России | 9 | 8 | 1 | |
VI География Республики Мордовия | 7 | 5 | 2 | |
Итого | 68 | 58 | 10 | 10 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дом. задание | Дата | |
план | факт | ||||||
1 | Введение Что изучает курс «География России» | Изучение нового материала | 1 | Работа с учебником, составление плана-конспекта | Введение, с.3, анализ номера газеты | ||
Часть 1. Россия на карте мира Географическое положение и административно-территориальное устройство России | 9 | ||||||
2 | Границы России | комбинированный | 1 | Работа с контурной картой | § 1 (§ 7,8) | ||
3 | Россия на карте часовых поясов | Изучение нового материала | 1 | ПР№1. Определение поясного времени для различных пунктов России. | § 2 (§ 9 )сост. задачу на определение поясного времени ( § 2) | ||
4 | Географическое положение России | Комбинирован- ный | 1 | ПР №2 Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран | § 3 ( § 1), к/к- омывающие РФ моря, заливы, проливы, крайние точки | ||
5 | Физико-географическое, экономико- и транспортно-географическое положение России | Комбинирован- ный | 1 | Работа с картами атласа | § 4 ( § 2,3), к/к | ||
6 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | Комбинирован- ный | 1 | Работа с картами атласа | § 5 (§ 4), подг. к тестам | ||
7 | Как формировалась государственная территория России | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §6 (§5) | ||
8 | Этапы и методы географического изучения России | комбинированный | 1 | Заполнение таблицы | Доклад о любой экспедиции §7, (§ 10) | ||
9 | Особенности административно-территориального устройства России | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | § 8. ( §11) | ||
10 | Обобщение знаний по теме « Россия на карте мира» | Проверка изученного материала | 1 | Контрольная работа №1 | |||
Часть 2 Природа России | 33 | ||||||
Тема 1 Геологическое строение. Рельеф и полезные | 8 | ||||||
11 | Геологическая история и геологическое строение территории России | комбинированный | 1 | Заполнение таблицы | § 9 § 12, зад 1-4 | ||
12 | Взаимосвязь рельефа и геологического строения | Урок выполнения практической работы | 1 | Пр №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры | § 9 § 12 | ||
13 | Рельеф России: основные формы рельефа – горы и равнины. | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | § 10 ( до гор) (§13) | ||
14 | Формы рельефа: горы. Их типы, характеристика гор | Комбинированный с элементами практикума | 1 | Работа с картами атласа | §10, (§13) | ||
15 | Как и почему изменяется рельеф России. | комбинированный | 1 | Составление схемы | §11 ( 14) | ||
16 | Стихийные природные явления в литосфере | комбинированный | 1 | Заполнение таблицы | §12 (15) | ||
17 | Человек и литосфера | комбинированный | 1 | Составление презентации | §13 ( 16) | ||
18 | Обобщающее повторение по теме « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» | Проверка изученного материала | 1 | Контрольная работа №2 | |||
Тема 2 Климат и климатические ресурсы | 7 | ||||||
19 | Факторы, определяющие климат России | Урок изучения нового материала | 1 | Заполнение таблицы | §14,( 17) | ||
20 | Факторы, определяющие климат России | комбинированный | 1 | Заполнение таблицы | § 14 (17) | ||
21 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | комбинированный | 1 | Пр№4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков на территории страны | §15 ( 18) | ||
22 | Типы климатов России | комбинированный | 1 | Пр №5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. | §17, ( 20), на к/к нанести границы разных типов климата | ||
23 | Комфортность ( дискомфортность) климатических условий | комбинированный | 1 | Составление презентации | §18( 21) | ||
24 | Климат и человек | комбинированный | 1 | Пр №6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий и хозяйственной деятельности населения | § 18 ( 22) подг. к уроку обобщения | ||
25 | Обобщающее повторение по теме « Климат и климатические ресурсы» | Проверка ранее изученного материала | 1 | Контрольная работа №4 | |||
Тема 3 Внутренние воды и водные ресурсы | 5 | ||||||
26 | Разнообразие внутренних вод России. Реки | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с картами атласа | § 19 ( 23 до стр.111), на к/к нанести крупные реки России | ||
27 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | Урок изучения нового материала | 1 | Пр №7. Составление характеристики одной из рек. | § 19 ( 23) | ||
28 | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §20 ( 24) , 5 вопросов по теме | ||
29 | Водные ресурсы и человек | комбинированный | 1 | Пр №8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | §21 (25) , подг. к уроку обобщения | ||
30 | Обобщающее повторение по теме « Внутренние воды и водные ресурсы России» | Проверка знаний | 1 | Контрольная работа №5 | |||
Тема 4 Почва и почвенные ресурсы | 4 | ||||||
31 | Образование почв и их разнообразие | Изучение нового материала | 1 | Заполнение таблицы | § 22, (26, вопросы на с. 129) | ||
32 | Закономерности распространения почв | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §23, ( 27. анализ рис.49 на с.131) | ||
33 | Почвенные ресурсы России | комбинированный | 1 | Пр№9. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия. | § 24,(28,) подг. к обобщение | ||
34 | Обобщающее повторение по теме «Почвы» | Проверка знаний | 1 | Контрольная работа №6 | |||
Тема 5 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 2 | ||||||
35 | Растительный и животный мир России | Изучение нового материала | 1 | Работа с картами атласа | § 25, (29) | ||
36 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | Изучение нового материала | 1 | Пр №10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса | § 26, 33,(30, 37) подг. к тесту по теме | ||
Тема 6 Природное районирование | 7 | ||||||
37 | Разнообразие природных комплексов | комбинированный | 1 | Составление схемы | §27( 31) | ||
38 | Природно-хозяйственные зоны России | комбинированный | 1 | § 28(32) | |||
39 | Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | § 29(33) | ||
40 | Леса | комбинированный | Работа с картами атласа | § 30(34), заполнить таблицу | |||
41 | Лесостепи, степи, полупустыни. | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | § 31(35), | ||
42 | Высотная поясность | комбинированный | 1 | Составление схемы | § 32 (36), подг. к повторению темы | ||
43 | Обобщающее повторение по теме « Природное районирование» | Проверка изученного материала | 1 | Контрольная работа №7 | |||
Часть 3 Население России | 9 | ||||||
Тема 1 Численность населения | 2 | ||||||
44 | Численность населения России | Изучение нового материала | 1 | Заполнение таблицы | §34( 38) | ||
45 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | комбинированный | 1 | Создание презентации | §35( 39) | ||
Тема 2 Национальный состав | 1 | ||||||
46 | Этнический, языковый и религиозный состав населения | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §36(40) | ||
Тема 3 Городское и сельское население страны | 3 | ||||||
47 | Городское и сельское население | комбинированный | 1 | Составление презентации | §37( 41 . до с.201) | ||
48 | Городское и сельское население | комбинированный | 1 | Подготовка сообщений | §37( 41) | ||
49 | Размещение населения России | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §38( 42) | ||
Тема 4 Миграции населения | 1 | ||||||
50 | Миграции населения России | комбинированный | 1 | Работа с учебником | §39( 43) | ||
Тема 5 Трудовые ресурсы | 2 | ||||||
51 | Люди и труд | комбинированный | 1 | Подготовка сообщений | § 40(44,) полг. К повторению | ||
52 | Обобщающее повторение по теме « Население России» | Проверка знаний и умений | 1 | Контрольная работа №8 | |||
Часть 4 Хозяйство России | 9 | ||||||
53 | Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство страны? | Изучение нового материала | 1 | Составление опорного конспекта | § 41,42(45,46) | ||
54 | Тема1 Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу. Состав первичного сектора экономики | комбинированный | 1 | Заполнение таблицы | § 43(47) | ||
55 | Природно – ресурсный потенциал России | комбинированный | 1 | Подготовка сообщений | §44( 48,49) | ||
56 | Сельское хозяйство | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §45( 50) | ||
57 | Земледелие | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §46( 51) | ||
58 | Животноводство | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | §47( 52), подг. к тесту | ||
59 | Лесное хозяйство. Охота. | комбинированный | 1 | Составление презентации | § 48,49(53) | ||
60 | Рыбное хозяйство | комбинированный | 1 | Подготовка сообщений | §49( 54,) подг. к обобщению по теме « Хозяйство страны | ||
61 | Обобщающее повторение по теме « Хозяйство страны» | Проверка знаний и умений | 1 | Контрольная работа №9 | |||
Часть V География Республики Мордовия. Природа | 7 | ||||||
62 | Географическое положение РМ | Изучение нового материала | 1 | Работа с картами атласа, контурной картой | Учебник География РМ., стр.11-15 | ||
63 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые РМ | 1 | Работа с картами атласа | Стр.20-34 | |||
64 | Климат РМ | Изучение нового материала | 1 | Работа с картами атласа | Стр.34-39 | ||
65 | Внутренние воды. Почвы | комбинированный | 1 | Работа с картами атласа | Стр.39-53 | ||
66 | Растительный и животный мир РМ | комбинированный | 1 | Создание презентаций | Стр.53-65 | ||
67 | Природные территориальные комплексы РМ | Изучение нового материала | 1 | Создание презентаций | Стр.65-68, подг. К обобщению по всему курсу | ||
68 | Обобщение знаний по курсу « Природа России» | Проверка знаний и умений | 1 | Контрольная работа №10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...