практические работы по географии 10-11 кл
учебно-методическое пособие по географии (11 класс) на тему

ррр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakt_raboty_po_geogr_10_kl.doc88.5 КБ
Файл prakt_raboty_po_geografii_11_kl.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Практические работы по географии.

10 класс.

Практическая работа 1, 2.

Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.

Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания:

- Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.

- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.

- Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.

- Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.

Практическая работа 3,4

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте

Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов  выполните предложенные задания:

Вариант 1:

- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.

- Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.

Вариант 2:

- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.

- Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.

Практическая работа №5

Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира

Зад 1        .Используя  учебник  и  дополнительную  литературу, «Визитную карточку стран» на форзаце учебника заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.

По форме правления

По форме административно-территориального деления

республики

монархии

унитарные

федерации

абсолютная

теократичекая

конституционная

Практическая работа №6

Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени

Задание  Анализ политико-географического положения одной из стран мира. (Каждый ученик выбирает самостоятельно страну)

План описания:

- политико-географического положения страны:
Общие сведения о стране (размеры страны, социально-экономический тип, столица).
Положение страны на материке.
Вид страны по географическому положению.
Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
С какими странами и где граничит страна.
Участие стран-соседей в международных организациях.
Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
Какими морями (океанами) и где омывается страна.
Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
Вывод о политико-географическом положении страны. 

Практическая работа №7.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей 

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

Вариант 1:

1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны  с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны  с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны  с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны  и прогноз развития страны.

Вариант 2:

  1. Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
  2.  Занесите результаты в таблицу.
  3. Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
  4. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных  стран.

Страна

Виды ресурсов

Минеральные

Земельные

Водные

Лесные

Россия

Япония

США

Практическая работа 4.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.

Ход работы: Используя  материал учебника, заполните таблицу:

Демографическая политика.

Страны первого типа воспроизводства населения

Страны второго типа воспроизводства населения

Характерные черты естественного движения населения

Примеры стран (по пять)

Цель демографической политики

Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики

Практическая работа 8.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

Ход работы: Используя  материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

Страна

Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения)

Наличие\отсутствие экологических проблем

Средняя продолжительность жизни

Япония

Швеция

Россия

Индия

Руанда

- Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.

- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения

Практическая работа 9.

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Ход работы: Используя  материал учебника, заполните таблицу:

Демографическая политика.

Страны первого типа воспроизводства населения

Страны второго типа воспроизводства населения

Характерные черты естественного движения населения

Примеры стран (по пять)

Цель демографической политики

Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики

Вариант 1.

Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.

  1. Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.
  2. Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.
  3. Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.

Страна

Численность населения

Естественный прирост

Возрастной состав

Половой состав

Занятость населения

в промышлен-

ности

в

 сельском хозяйстве

в сфере услуг

Вариант 2.

- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.

- Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.

- Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения

- Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.

Статистические материалы для практической работы

Страна

Численность населения

Естественный прирост

 (кол-во чел. на 1000 жителей)

Возрастной состав

Доля городского населения

Занятость

В промыш- ленности

В сельском хозяйстве

В сфере услуг

Бразилия

192,5 млн.

11,43

0-14 – 26,3%

15-64 – 57%

65 и старше - 6,7%

83,1 %

14%

20%

66%

Франция

65,4 млн.

4,25

0-14 – 18,6%

15-64 – 65%

65 и старше-16,4%

77 %

24,4%

4,1%

71,5%

Монголия

2,7 млн.

14,64

0-14 – 27,9%

15-64 – 68,4%

65 и старше – 3,7%

60,2%

10%

42%

48%

Практическая работа 10.

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.

Цель работы: формирование умений составления характеристики центров мирового хозяйства по картам атласа.

Задание 1: Используя Приложение 1, нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства.

Десять главных центров мирового хозяйства                                                                 Приложение 1.

№ п/п

Центры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Зарубежная Европа

Северная Америка

Китай

Япония

НИС Азии

Индия

Бразилия

СНГ

Страны Персидского залива

Мексика


 

 Задание 2:  по Международным экономическим группировкам стран мира"

2. 1.  На контурной карте  мира  красным цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Европейского Союза (ЕС). Страны:    ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.   Великобритания, Дания, Ирландия.  Греция.  Испания, Португалия.   Австрия, Швеция, Финляндия.

2. 2.  На контурной карте  Зарубежной Азии желтым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав  Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Страны: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.  Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. Камбоджа  

2. 3.    На контурной карте   мира,  синим  цветом обозначьте государства, вошедшие в состав  Северо-Американская ассоциации свободной торговли (НАФТА). Страны: США, Канада ,  Мексика .

2. 4.  На контурной карте  мира  зеленым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав  

Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ).  Страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия. Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

2. 5.  На контурной карте  мира  оранжевым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав   Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).  Страны: Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт,



Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

Ход работы:

1.Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отражающую причины возникновения и развития двух - трёх отраслей промышленной специализации, для этого:

а) с помощью условных знаков укажите факторы, влияющие на формирование данных отраслей хозяйства ( природные, трудовые ресурсы и т.д. );

б) покажите стрелками влияние различных факторов на формирование отдельных отраслей хозяйства;

в) стрелками другого цвета покажите возникающие межотраслевые связи между различными  отраслями;

г) условными знаками обозначьте основные экспортируемые и импортируемые товары;

д) выделите отрасли международной специализации страны ( см. образец выполнения работы);

  1. Сделайте вывод об индустриальном развитии данной страны.

 Вариант 1. Экономико-географическое обоснование развития и размещения энергетики, алюминиевой и лесной промышленности Норвегии.

Вариант 2. Экономико-географическое обоснование развития и размещения металлургии,  машиностроения и химической промышленности Германии.

Вариант 3. Экономико-географическое обоснование развития и размещения лёгкой и пищевой промышленности Португалии.

Вариант 4. Экономико-географическое обоснование развития и размещения алюминиевой промышленности, машиностроения и пищевой промышленности Венгрии.

Вариант  5.  Экономико-географическое обоснование  развития  машиностроения  и  лесной  промышленности  Финляндии.

Вариант 6. Экономико-географическое обоснование развития чёрной металлургии,  машиностроения и химической промышленности Польши.

Практическая работа №2

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки»

Используя различные источники географической информации, составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран «большой семерки» по предложенному плану. Результаты работы могут быть оформлены в виде словесного описания или таблицы.

План 

характеристики


Сравниваемые страны


Черты


Вывод о результате сравнения


Германия


Италия


сходства


различия


1. Название страны и ее столица







2. Влияние ПГП и ЭГП на ее хозяйство







3. Численность и структура занятости населения







4. Обеспеченность основными видами природных ресурсов







5. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы, их специализация







6. Развитие различных видов транспорта







7. Место страны в международном географическом разделении труда


Практическая работа №3

Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин

  1. Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий и карты атласа ( стр. 32 ), заполните таблицу:

                                        Сельскохозяйственные районы Китая.

района

Географическоеположение

Особенности природных условий

Структура сельского хозяйства

Специализация растениеводства

Специализация животноводства

”Жёлтый Китай”

 

 

 

 

 

”Зелёный Китай”

 

 

 

 

 

”Холодный Китай”

 

 

 

 

 

”Сухой Китай”

 

 

 

 

 

 Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.

Практическая работа №4

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Ход работы:

  1. На  контурной  карте  мира  заштрихуйте  территорию  Японии  и  подпишите  её  название;
  2. Используя  текст  учебника  «География» Ю.Н. Гладкий,  карты  атласа  и  другие  источники,  стрелками  различного  цвета  нанесите  пути  импортируемого  Японией  сырья:  нефти,  природного  газа,  каменного  угля,  железных,  алюминиевых,  медных, полиметаллических  руд,  текстильного  волокна  и  продовольствия;
  3. Подпишите  красным  цветом  названия  основных  поставщиков  сырья  и  продовольствия   в  Японию;
  4. Нанесите  стрелками  другого  вида  и  разного  цвета  основные  экспортируемые  Японией  товары  и  финансовые  потоки;
  5. Подпишите  синим  цветом  названия  крупнейших  стран – получателей  японской  продукции  и  капитала;
  6. Сделайте  вывод  о  главных  внешнеэкономических  партнёрах  Японии  и  о  структуре  её  импорта  и  экспорта.

Практическая работа №5

Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии

  1. Используя  текст  учебника  «География» Ю.Н. Гладкий,  карты  атласа  ( стр. 35 ), знания,  полученные при  изучении  курса  7  класса,  и  дополнительную  литературу,  постройте  схему,  показывающую  влияние  природных  условий  и  ресурсов  Индии  на развитие  её  промышленности  и  сельского  хозяйства;

Примерный  вид  схемы  Влияние  природных  предпосылок  на  развитие  хозяйства  Индии”:

ГП, рельеф, климат                                   Природные ресурсы

 

Промышленность                                     Сельское хозяйство

  1. Дайте  хозяйственную  оценку  природно-ресурсного  потенциала  страны,  выделив  наиболее  перспективные  направления  развития  индийской  экономики;
  2. Сделайте  вывод  о  влиянии  природных  условий  и  ресурсов  на  развитие  и  специализацию  хозяйства  Индии.

Практическая работа №6

Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.

  1. Используя  атлас  ( стр. 37 – 38 ),  справочную  и  другую  дополнительную  литературу,  охарактеризуйте  факторы,  влияющие  на  экономическое  развитие  данной  страны  (в зависимости от варианта ):  экономико-географическое  положение,  природно-ресурсный потенциал,  особенности  демографической  ситуации  и  трудовых  ресурсов;
  2. Используя  различные  источники  информации  (материалы  периодической  печати,  выпуски  новостей  радио и  телевидения  и  т.п.),  охарактеризуйте  политическую  ситуацию  в  стране  и  вокруг  неё;
  3. Дайте  краткую  характеристику  современного  состояния  экономики  страны;
  4. Назовите  отрасли  хозяйства,  имеющие  наилучшие  (благодаря  географическому  положению,  природно-сырьевой  базе  и  трудовым  ресурсам)   перспективы  развития    и  отрасли,  которые  в  дальнейшем  могут  возникнуть  на  их  базе;
  5. Назовите  проблемы,  которые  предстоит  решить  правительству  страны  для  успешного  развития  национального  хозяйства;
  6. Сделайте  вывод - прогноз  о  перспективах   экономического   развития  страны  в  ХХI  веке.

 

Вариант 1. Прогноз  экономического  развития  Египта  в  XXI  веке.

Вариант 2.  Прогноз  экономического  развития  Кот-д'Ивуара  в  XXI веке.

Вариант 3.  Прогноз  экономического  развития  Чада  в  XXI  веке.

Вариант 4.  Прогноз  экономического  развития  Эфиопии  в  XXI  веке .

Вариант 5.  Прогноз  экономического  развития  Анголы  в  XXI  веке.

Вариант 6. Прогноз  экономического  развития  ЮАР  в  XXI  веке.

Практическая работа №8

Объяснение влияния природных факторов на развитие  хозяйства, особенности жизни и быта населения.

Группа № 1 Сравнение Среднего Запада и Северо-Восточного макрорегионов США

Черты сравнения

Черты    сходства

Черты различия

1.

Экономико-географическое положение

2.

Природные условия

3.

Природные ресурсы

4.

Население и крупные города

5.

Отрасли промышленной специализации

6.

Отрасли агропромышленной специализации

7.

Транспорт и внешнеэкономические связи

Вывод:

Группа № 2 Сравнение Западного и Южного  макрорегионов США

Черты сравнения

Черты    сходства

Черты различия

1.

Экономико-географическое положение

2.

Природные условия

3.

Природные ресурсы

4.

Население и крупные города

5.

Отрасли промышленной специализации

6.

Отрасли агропромышленной специализации

7.

Транспорт и внешнеэкономические связи

Вывод:

Практическая работа №9

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира, определение их географической специфики.

Ход работы:

  1. Изучите статистический материал в учебнике.
  2. Изучите картографический материал в картах атласа, указанный.картографический материал в учебнике, проанализируйте его
  3. Свои выводы оформите в таблице.

Признаки для сравнения

Северная Европа

Норвегия

Западная Европа

Австрия

Южная Европа

Италия

Восточная Европа

Польша

Уровень социально-экономического развития, форма правления, административно-территориального устройства

Население:

  • Численность
  • Демографическая ситуация
  • Преобладающие народы и религии
  • Плотность населения
  • Уровень урбанизации

Ресурсная база:

  • Минеральные ресурсы
  • Наличие водных, лесных, земельных ресурсов
  • Другие виды ресурсов
  • Общая оценка

Специализация хозяйства:

  • Промышленность
  • Сельское хозяйство

Практическая работа №10

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России

Ход работы:

Работа выполняется письменно по типовому плану.

План описания

1. Общие сведения о стране ( размеры страны, социально-экономический тип, столица ).

2. Положение страны на материке

3. Вид страны по географическому положению.

4. Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.

5. С какими странами и где граничит страна.

6. Участие стран-соседей в международных организациях.

7. Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.

8. Какими морями ( океанами ) и где омывается страна.

9. Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.

10. ”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.

11. Вывод о политико-географическом положении страны.

Практическая работа №12

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Ход работыИспользуя карты атласа и учебник, выполните задания:

1. Нанесите на контурную карту Р.Ф. государственные границы страны.

2. Используя атлас и учебник  В.П. Максаковского  ( стр. 268,  рис. 89)  условными  знаками обозначьте на контурной карте  важнейшие районы  добычи  минеральных  ресурсов  и  главные  промышленные  пояса  Р.Ф.

3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС  и  т.д.

4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.

5. Назовите пути решения экологических проблем в Р.Ф. и меры, которые следует предпринять правительству России для улучшения экологического состояния страны.

6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в России.

Вывод:

Практическая работа №13

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Ход работы: Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических и экономических тенденций развития предложенных стран (на ваш выбор).

Вариант 1. Германия

Вариант 2. США

Вариант 3. Китай

Вариант 4. Северная Африка

Вариант 5. Израиль

План характеристики:

Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей, вывод об особенностях ЭГП и ПГП.

2.  Уровень экономического развития страны, отрасли специализации, торговые связи с другими странами (регионами) мира.

3.  Участие страны в международных экономических и политических организациях и блоках, её роль в этих блоках

4.  Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене

5.  Участие в международных конфликтах

6.  Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз перспектив развития и роли на международной арене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии.

Готовые  практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Практические работы по географии для 9 классов.

Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются  таблицы, диаграммы....

Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»

Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"

Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...

Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)

Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....