практические работы по географии 10-11 кл
учебно-методическое пособие по географии (11 класс) на тему
ррр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_raboty_po_geogr_10_kl.doc | 88.5 КБ |
prakt_raboty_po_geografii_11_kl.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы по географии.
10 класс.
Практическая работа 1, 2.
Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.
Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания:
- Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.
- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.
- Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.
- Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.
Практическая работа 3,4
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте
Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:
Вариант 1:
- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.
- Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.
Вариант 2:
- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.
- Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.
Практическая работа №5
Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира
Зад 1 .Используя учебник и дополнительную литературу, «Визитную карточку стран» на форзаце учебника заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
По форме правления | По форме административно-территориального деления | ||||
республики | монархии | унитарные | федерации | ||
абсолютная | теократичекая | конституционная | |||
Практическая работа №6
Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени
Задание Анализ политико-географического положения одной из стран мира. (Каждый ученик выбирает самостоятельно страну)
План описания:
- политико-географического положения страны:
Общие сведения о стране (размеры страны, социально-экономический тип, столица).
Положение страны на материке.
Вид страны по географическому положению.
Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
С какими странами и где граничит страна.
Участие стран-соседей в международных организациях.
Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
Какими морями (океанами) и где омывается страна.
Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
Вывод о политико-географическом положении страны.
Практическая работа №7.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Вариант 1:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.
Вариант 2:
- Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
- Занесите результаты в таблицу.
- Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
- Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна | Виды ресурсов | |||
Минеральные | Земельные | Водные | Лесные | |
Россия | ||||
Япония | ||||
США |
Практическая работа 4.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | |
Характерные черты естественного движения населения | ||
Примеры стран (по пять) | ||
Цель демографической политики | ||
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики |
Практическая работа 8.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.
Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:
Страна | Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения) | Наличие\отсутствие экологических проблем | Средняя продолжительность жизни |
Япония | |||
Швеция | |||
Россия | |||
Индия | |||
Руанда |
- Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.
- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения
Практическая работа 9.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | |
Характерные черты естественного движения населения | ||
Примеры стран (по пять) | ||
Цель демографической политики | ||
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики |
Вариант 1.
Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.
- Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.
- Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.
- Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.
Страна | Численность населения | Естественный прирост | Возрастной состав | Половой состав | Занятость населения | ||
в промышлен- ности | в сельском хозяйстве | в сфере услуг | |||||
Вариант 2.
- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения
- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.
- Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.
- Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения
- Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.
Статистические материалы для практической работы
Страна | Численность населения | Естественный прирост (кол-во чел. на 1000 жителей) | Возрастной состав | Доля городского населения | Занятость | ||
В промыш- ленности | В сельском хозяйстве | В сфере услуг | |||||
Бразилия | 192,5 млн. | 11,43 | 0-14 – 26,3% 15-64 – 57% 65 и старше - 6,7% | 83,1 % | 14% | 20% | 66% |
Франция | 65,4 млн. | 4,25 | 0-14 – 18,6% 15-64 – 65% 65 и старше-16,4% | 77 % | 24,4% | 4,1% | 71,5% |
Монголия | 2,7 млн. | 14,64 | 0-14 – 27,9% 15-64 – 68,4% 65 и старше – 3,7% | 60,2% | 10% | 42% | 48% |
Практическая работа 10.
Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.
Цель работы: формирование умений составления характеристики центров мирового хозяйства по картам атласа.
Задание 1: Используя Приложение 1, нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства.
Десять главных центров мирового хозяйства Приложение 1.
№ п/п | Центры |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Зарубежная Европа Северная Америка Китай Япония НИС Азии Индия Бразилия СНГ Страны Персидского залива Мексика |
Задание 2: по Международным экономическим группировкам стран мира"
2. 1. На контурной карте мира красным цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Европейского Союза (ЕС). Страны: ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Великобритания, Дания, Ирландия. Греция. Испания, Португалия. Австрия, Швеция, Финляндия.
2. 2. На контурной карте Зарубежной Азии желтым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Страны: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. Камбоджа
2. 3. На контурной карте мира, синим цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Северо-Американская ассоциации свободной торговли (НАФТА). Страны: США, Канада , Мексика .
2. 4. На контурной карте мира зеленым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав
Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ). Страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия. Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
2. 5. На контурной карте мира оранжевым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Страны: Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт,
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.
Ход работы:
1.Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отражающую причины возникновения и развития двух - трёх отраслей промышленной специализации, для этого:
а) с помощью условных знаков укажите факторы, влияющие на формирование данных отраслей хозяйства ( природные, трудовые ресурсы и т.д. );
б) покажите стрелками влияние различных факторов на формирование отдельных отраслей хозяйства;
в) стрелками другого цвета покажите возникающие межотраслевые связи между различными отраслями;
г) условными знаками обозначьте основные экспортируемые и импортируемые товары;
д) выделите отрасли международной специализации страны ( см. образец выполнения работы);
- Сделайте вывод об индустриальном развитии данной страны.
Вариант 1. Экономико-географическое обоснование развития и размещения энергетики, алюминиевой и лесной промышленности Норвегии.
Вариант 2. Экономико-географическое обоснование развития и размещения металлургии, машиностроения и химической промышленности Германии.
Вариант 3. Экономико-географическое обоснование развития и размещения лёгкой и пищевой промышленности Португалии.
Вариант 4. Экономико-географическое обоснование развития и размещения алюминиевой промышленности, машиностроения и пищевой промышленности Венгрии.
Вариант 5. Экономико-географическое обоснование развития машиностроения и лесной промышленности Финляндии.
Вариант 6. Экономико-географическое обоснование развития чёрной металлургии, машиностроения и химической промышленности Польши.
Практическая работа №2
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки»
Используя различные источники географической информации, составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран «большой семерки» по предложенному плану. Результаты работы могут быть оформлены в виде словесного описания или таблицы.
План |
|
|
| ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Практическая работа №3
Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин
- Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий и карты атласа ( стр. 32 ), заполните таблицу:
Сельскохозяйственные районы Китая.
района | Географическоеположение | Особенности природных условий | Структура сельского хозяйства | Специализация растениеводства | Специализация животноводства |
”Жёлтый Китай” |
|
|
|
|
|
”Зелёный Китай” |
|
|
|
|
|
”Холодный Китай” |
|
|
|
|
|
”Сухой Китай” |
|
|
|
|
|
Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.
Практическая работа №4
Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
Ход работы:
- На контурной карте мира заштрихуйте территорию Японии и подпишите её название;
- Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий, карты атласа и другие источники, стрелками различного цвета нанесите пути импортируемого Японией сырья: нефти, природного газа, каменного угля, железных, алюминиевых, медных, полиметаллических руд, текстильного волокна и продовольствия;
- Подпишите красным цветом названия основных поставщиков сырья и продовольствия в Японию;
- Нанесите стрелками другого вида и разного цвета основные экспортируемые Японией товары и финансовые потоки;
- Подпишите синим цветом названия крупнейших стран – получателей японской продукции и капитала;
- Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Японии и о структуре её импорта и экспорта.
Практическая работа №5
Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии
- Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий, карты атласа ( стр. 35 ), знания, полученные при изучении курса 7 класса, и дополнительную литературу, постройте схему, показывающую влияние природных условий и ресурсов Индии на развитие её промышленности и сельского хозяйства;
Примерный вид схемы ”Влияние природных предпосылок на развитие хозяйства Индии”:
ГП, рельеф, климат Природные ресурсы
Промышленность Сельское хозяйство
- Дайте хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала страны, выделив наиболее перспективные направления развития индийской экономики;
- Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на развитие и специализацию хозяйства Индии.
Практическая работа №6
Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.
- Используя атлас ( стр. 37 – 38 ), справочную и другую дополнительную литературу, охарактеризуйте факторы, влияющие на экономическое развитие данной страны (в зависимости от варианта ): экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности демографической ситуации и трудовых ресурсов;
- Используя различные источники информации (материалы периодической печати, выпуски новостей радио и телевидения и т.п.), охарактеризуйте политическую ситуацию в стране и вокруг неё;
- Дайте краткую характеристику современного состояния экономики страны;
- Назовите отрасли хозяйства, имеющие наилучшие (благодаря географическому положению, природно-сырьевой базе и трудовым ресурсам) перспективы развития и отрасли, которые в дальнейшем могут возникнуть на их базе;
- Назовите проблемы, которые предстоит решить правительству страны для успешного развития национального хозяйства;
- Сделайте вывод - прогноз о перспективах экономического развития страны в ХХI веке.
Вариант 1. Прогноз экономического развития Египта в XXI веке.
Вариант 2. Прогноз экономического развития Кот-д'Ивуара в XXI веке.
Вариант 3. Прогноз экономического развития Чада в XXI веке.
Вариант 4. Прогноз экономического развития Эфиопии в XXI веке .
Вариант 5. Прогноз экономического развития Анголы в XXI веке.
Вариант 6. Прогноз экономического развития ЮАР в XXI веке.
Практическая работа №8
Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения.
Группа № 1 Сравнение Среднего Запада и Северо-Восточного макрорегионов США
№ | Черты сравнения | Черты сходства | Черты различия |
1. | Экономико-географическое положение | ||
2. | Природные условия | ||
3. | Природные ресурсы | ||
4. | Население и крупные города | ||
5. | Отрасли промышленной специализации | ||
6. | Отрасли агропромышленной специализации | ||
7. | Транспорт и внешнеэкономические связи | ||
Вывод: |
Группа № 2 Сравнение Западного и Южного макрорегионов США
№ | Черты сравнения | Черты сходства | Черты различия |
1. | Экономико-географическое положение | ||
2. | Природные условия | ||
3. | Природные ресурсы | ||
4. | Население и крупные города | ||
5. | Отрасли промышленной специализации | ||
6. | Отрасли агропромышленной специализации | ||
7. | Транспорт и внешнеэкономические связи | ||
Вывод: |
Практическая работа №9
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира, определение их географической специфики.
Ход работы:
- Изучите статистический материал в учебнике.
- Изучите картографический материал в картах атласа, указанный.картографический материал в учебнике, проанализируйте его
- Свои выводы оформите в таблице.
Признаки для сравнения | Северная Европа Норвегия | Западная Европа Австрия | Южная Европа Италия | Восточная Европа Польша |
Уровень социально-экономического развития, форма правления, административно-территориального устройства | ||||
Население:
| ||||
Ресурсная база:
| ||||
Специализация хозяйства:
|
Практическая работа №10
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России
Ход работы:
Работа выполняется письменно по типовому плану.
План описания
1. Общие сведения о стране ( размеры страны, социально-экономический тип, столица ).
2. Положение страны на материке
3. Вид страны по географическому положению.
4. Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
5. С какими странами и где граничит страна.
6. Участие стран-соседей в международных организациях.
7. Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
8. Какими морями ( океанами ) и где омывается страна.
9. Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
10. ”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
11. Вывод о политико-географическом положении страны.
Практическая работа №12
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Ход работы: Используя карты атласа и учебник, выполните задания:
1. Нанесите на контурную карту Р.Ф. государственные границы страны.
2. Используя атлас и учебник В.П. Максаковского ( стр. 268, рис. 89) условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса Р.Ф.
3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.
4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.
5. Назовите пути решения экологических проблем в Р.Ф. и меры, которые следует предпринять правительству России для улучшения экологического состояния страны.
6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в России.
Вывод:
Практическая работа №13
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Ход работы: Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических и экономических тенденций развития предложенных стран (на ваш выбор).
Вариант 1. Германия
Вариант 2. США
Вариант 3. Китай
Вариант 4. Северная Африка
Вариант 5. Израиль
План характеристики:
Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей, вывод об особенностях ЭГП и ПГП.
2. Уровень экономического развития страны, отрасли специализации, торговые связи с другими странами (регионами) мира.
3. Участие страны в международных экономических и политических организациях и блоках, её роль в этих блоках
4. Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене
5. Участие в международных конфликтах
6. Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз перспектив развития и роли на международной арене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по географии.
Готовые практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....
Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
Практические работы по географии для 9 классов.
Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются таблицы, диаграммы....
Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...
Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"
Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...
Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....