Внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк, 7 класс.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Гараева Ольга Николаевна

ТЕМА: КЛИМАТ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. ЮЖНАЯ АМЕРИКА - САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МАТЕРИК. 7 класс

Цели и задачи: 1.продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки;

2.сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки;

3.рассмотреть причины, определяющие особенности климата материка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnut_vody_yuzh_ameriki_7_klass.pptx2.28 МБ
Microsoft Office document icon urok_geografii_kursa_7.doc72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Климатические диаграммы Экваториальный тип климата Тропический тип климата Субэкваториальный тип

Слайд 3

Климатические диаграммы Умеренный тип климата тихоокеанского побережья Умеренный тип климата атлантического побережья Влажный тропический климат атлантического побережья

Слайд 4

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Слайд 5

1. Место, где начинается река. 2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку. 3. Изменение уровня воды в реке по временам года. 4. Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды. 5. Река со всеми притоками. 6. Граница между бассейнами рек. 7. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. 8. Скопление воды в природном углублении на суше. 9. Падение воды с высокого уступа. А - исток Б - речная система В - река Г – водораздел Д – озеро Е – водопад Ж – устье З – бассейн И - режим Найти соответствие:

Слайд 6

Внутренние воды Южной Америки

Слайд 7

Внутренние воды реки озера подземные воды ледники болота

Слайд 8

Южная Америка

Слайд 9

Какие крупные реки протекают на территории материка?

Слайд 10

Крупнейшие реки Южной Америки Амазонка(с Мараньон) Амазонка(с Укаяли) Ла-Плата(с Параной) Сан-Франциско Токантинс Ориноко Уругвай 6437км 6280км 4700км 2896км 2850км 2740км 1609км 7180тыс.км ² 6915тыс.км ² 3100тыс.км ² 600тыс.км ² 770тыс.км ² 1000тыс.км ² 306тыс.км ² название реки длина реки площадь бассейна

Слайд 11

Какие крупные реки протекают на территории материка? К бассейну какого океана они относятся?

Слайд 12

Бассейны океанов Тихий Атлантический

Слайд 13

Какие крупные реки протекают на территории материка? К бассейну какого океана они относятся? Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Слайд 15

Какие крупные реки протекают на территории материка? К бассейну какого океана они относятся? Почему все крупные реки текут в Атлантический океан? Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа? Какое влияние на режим рек оказывает климат? Какое питание характерно для рек Южной Америки?

Слайд 17

Река Амазонка

Слайд 18

Самая полноводная река в мире – Амазонка.

Слайд 19

Амазонка = Конго+ Миссисипи+ Янцзы+ Обь Амазонка = 25 Волг Амазонка = 12 Енисеев

Слайд 22

Обитатели Амазонки анаконда Виктория-Регия

Слайд 23

Пираньи

Слайд 25

Река Парана

Слайд 27

Река Ориноко

Слайд 29

Озеро Маракайбо Самое большое озеро Южной Америки Главное богатство озера - нефть В переводе на русский язык «Святое озеро».

Слайд 30

Озера Маракайбо

Слайд 32

Титикака - самое высокогорное озеро мира (на высоте 3812м).

Слайд 34

Водопады: Игуасу

Слайд 36

Анхель – самый высокий водопад в мире (1054м)

Слайд 37

Вставьте в текст пропущенные слова. На реках Южной Америки много водопадов. Водопад Игуасу находится на 1…….. плоскогорье, на реке 2…….. (приток Параны). « Игуасу » на языке индейцев игуарани означает 3……… . Высота водопада 4……..метров. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 5……. . В бассейне реки 6…….. на 7……….. плоскогорье находится самый 8…………на земле водопад Анхель . Его высота 9…….м. Подступы к водопаду перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он в 1935 г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем .

Слайд 38

Приложение 1. Бразильском 2. Игуасу 3. «Большая вода» 4. 72 м. 5. 275 6. Ориноко 7. Гвианском 8. Высокий 9. 1054 м.

Слайд 39

Утверждения: 1. На материке много крупных озер. 2. Маракайбо — самое крупное озеро на севере Южной Америки. 3. Озеро Титикака — самое крупное тектоническое озеро на материке. 4. Озеро Титикака — самое высокогорное озеро в мире. 5. Берега озера слабо изрезаны. 6. Озеро Титикака расположено в Андах. 7. Вода в озере Титикака соленая. 8. Максимальная глубина озера Титикака 304 м. 9. Берега озера Титикака густо поросли тростником. 10. На берегах озера Маракайбо добывают нефть. 11. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812 м.

Слайд 40

Ответы: 1.- 2.+ 3. + 4.+ 5.- 6.+ 7.- 8.+ 9.+ 10.+ 11. +

Слайд 41

Назовите: 1. самое большое высокогорное озеро мира; 2. водопад на границе Бразилии и Аргентины; 3. озеро на севере материка; 4. река, имеющая самый большой речной бассейн в мире; 5. правый приток Амазонки; 6. ежегодно повторяющееся в определенный сезон года увеличение воды в реке; 7. самый высокий водопад.

Слайд 42

Ответы. 1. Титикака 2. Игуасу 3. Маракайбо 4. Амазонка 5. Тапажос 6. Половодье 7. Анхель

Слайд 43

Домашнее задание: 1. С оставьте малое «кругосветное» путешествие по рекам Южной Америки. 2. Повторите тему по учебнику стр. 153-154 . 3. Отметить на контурной карте внутренние воды

Слайд 44

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

" Внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк "

Цели и задачи урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе.

Оборудование урока: Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

овладеть умениями выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений внутренних вод Южной Америки

Познавательные УУД -Умение самостоятельно поставить цель, найти пути ее достижения, осуществить самоконтроль и самооценку, умение использовать географическую карту

Регулятивные УУД - умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Коммуникативные УУД – умение работать в группе, отвечать на вопросы учителя, умение слушать и понимать речь других, умение высказывать свою точку зрения.

Формирование ИКТ-компетентности -работать с информацией, представленной в разных формах (таблица, карта), интернет-ресурсами.

Работать с учебником, с контурной картой, атласом

Ценить и принимать следующие базовую ценность «природа», «мир»

Освоение личностного смысла учения

осознание целостности природы

осознание единства географического пространства Южной Америки

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель:  Дорогие, ребята!  Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы –  экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  • Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
  • Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.

2. Изучение нового материала:

Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

Учащиеся: Это -  Южная Америка

Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.

А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  • Что вы можете сказать о речной системе материка?

Учащиеся: На материке много рек.

  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

 «Реки Южной Америки».

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  • К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.

  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных  систем (объяснение причинно-следственных связей).
Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде. 

Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и  значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.

Учитель:  Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Учитель:  Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

Учащиеся:  Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

Учитель: А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме? (Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное)

Учитель:  Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и  полноводность рек Южной Америки.

Учитель:   А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки.

(Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах).

Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:

  • Самая длинная река Южной Америки?
  • Самая короткая река Южной Америки?
  • Самая маленькая по площади бассейна река?

(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя).

Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов.
На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.

  • Как называется самый высокий водопад?

Учащиеся:  Водопад Анхель.

  • Как называется самый низкий водопад?

Учащиеся:  Водопад Игуасу.

Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня, уважаемые экскурсанты.

А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.

Это река Амазонка.

P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии).

Учитель:  Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки.

Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названиемМараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов –боту и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.

Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.

Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это 
кайманы.

  • Кто такие кайманы?

Учащиеся:  Это вид крокодилов.
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

  • Как она называется?

Учащиеся:  Это удав анаконда.

Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.

В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, её притоке 
Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах).

Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.

Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу. В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • С какими реками Южной Америки вы познакомились?
  • Какой тип питания у этих рек преобладает?
  • Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)

Учитель:  Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего  не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.

  • Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны, настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.

У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.

Учащиеся:  озеро Маракайбо.

Учитель:  Верно, это озеро Маракайбо.

Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.                    
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро 
Титикака.

Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память. (Построение схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют рассказ по этой схеме самостоятельно).
Учитель:  А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.

Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного нагорья. По берегам озера живёт племя – уру. По мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора.

Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.

3. Заключение:

Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как  внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

5. Домашнее задание: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок-практикум 7 класс "Внутренние воды Южной Америки"

МОДУЛЬНЫЙ   УРОК – ПРАКТИКУМ   Тема:  «Внутренние воды Южной Америки» Цель урока:  В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупне...

"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс

Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, разв...

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

конспект урока по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

урок в 7 классе "Внутренние воды Южной Америки"

Урок в 7 классе по теме Южная Америка. цель урока: Сформировать представление об особенностях внутренних вод материка. Закрепить представление о взаимосвязи оболочек Земли. Продолжить развивать умение...

Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса

Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса...

Южная Америка - самый влажный материк

В этом материале - особенности природы материка Южная Америка. Его природные зоны, растительность и животный мир....