Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Михайлова Светлана Геннадьевна

Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_dlya_attestatsii.docx215.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Внутренние воды Южной Америки»

Цели и задачи:

  1. Обучающая -продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Южной Америки. Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озёрами Южной Америки и их особенностями.  
  2. Развивающая- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; составлять характеристику реки по плану; развитие навыков работы с картой.
  3. Воспитательная – формирование   творческой, самостоятельной личности; воспитание чувства товарищества,   устойчивого интереса к предмету.

Оборудование:

-В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев “География материков и океанов”. М.: Дрофа, 2008 год.

- Атлас по географии. 7 класс.

- Карта "Физическая карта Южной Америки".

-Презентации Microsoft PowerPoint.

- Видеофильм «Водопад Игуасу»

- Раздаточный материал (маршрутный лист и  лист проверки домашнего задания).

-Контурные карты южной Америки

- Настенная контурная карта

Тип урока: комбинированный

Технологии: ИКТ- технология, АМО (активные методы обучения).

Ход урока

I Организационный момент: Здравствуйте, я рада вас видеть на нашем уроке.

II Проверка домашнего задания

  1. Прошедший урок был посвящен теме «Климат Южной Америки» и мы

совершили небольшое путешествие, побывав во всех климатических поясах и областях материка( Слайд 1). Вспомните:

- В каких климатических поясах находится материк?

- Какова роль гор Анд в формировании климата?

-Изучая Африку, мы говорили, что это самый жаркий материк, изучая Австралию мы поняли, что это самый сухой материк, а Южная Америка- это самый влажный материк Земли. Какими фактами это можно подтвердить?

-Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Какие причины приводят к образованию таких мест? (Слайд 2)

- Объясните образование пустыни Атакама. Назовите не менее 2 причин.

Б. Чтобы продолжить наше путешествие по материку, нужно быть уверенными в своих знаниях. Сейчас мы их проверим. На ваших столах лежат Листы проверки домашнего задания-таблицы с названием климатических поясов  и областей и номерами ответов.(Слайд 3).

Задание: поставить +  в клетку на пересечении № ответа и климатического пояса.

Вопросы к таблице ( Слайд 4):

  1. В этом климатическом поясе выпадает наименьшее количество осадков.
  2. Определите климатический пояс по климатограмме:

  

  1. В каком климатическом поясе зимой и летом около 25 0С и осадки выпадают круглый год?
  2. В этом климатическом поясе находится Патагония. Даже летом здесь случаются снежные метели – сказывается дыхание близкой Антарктиды.  
  3. Зима прохладная, малоснежная, лето сухое и теплое (+ 15-20 0С), осадков до 300 мм.
  4. Две воздушные массы: ТВМ и УВМ.
  5. Мягкая теплая зима(+4-6 0С), пасмурная и ветреная погода. Лето влажное, прохладное с частыми дождями и температурой до + 15 0С. Осадков от 2000-3000 мм в год.

III Изучение нового материала

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение природы Южной Америки. Наверное, каждый человек  в душе мечтатель и путешественник. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда  мы  вспоминаем   строки Роберта Рождественского (Слайд 5):

“Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

 Всех ее океанов, вершин и закатов.

 Только парус мечты вел по свету мои корабли,

 Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

 Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

 Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

 Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

 И в начале весны голубеют фиалки в Париже".

Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие страны.  Но на уроках  географии  мы можем   пусть в заочной форме, но совершать  путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.

Для продолжения нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из  4-х этапов. После каждого этапа вы будете оценивать свои знания и выставлять баллы  в  Маршрутный лист.

Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой рюкзачки, которые весь урок будем пополнять знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзачка будет зависеть от количества набранных баллов.

Итак, путешествие начинается.

Учитель. Говорят, что «Реки- зеркало климата», как вы понимаете это высказывание?

- О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема урока?

- Сегодня мы путешествуем по рекам и озерам материка. Запишите тему урока в тетрадь (Слайды 6,7)

- Назовите объекты, относящиеся к внутренним водам (Слайд 8)

А) Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о реках и озерах, определим исходный уровень наших знаний на 1 этапе.

Задание: Обратимся к маршрутному листу и самостоятельно выполним  задание 1 этапа.

А) Внимательно прочтите вопросы, найдите соответствие между определением и термином (Слайд 9).

Ответы: А – исток, Б – речная система, В – река, Г – водораздел, Д – озеро, Е – водопад, Ж – устье, З – бассейн, И – режим.

Географический диктант.

1. Место, где начинается река.

2.Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

3. Изменение уровня воды в реке по временам года.

4. Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды.

5. Река со всеми притоками.

6. Границы между бассейнами рек.

7. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

8.Скопление воды в природном углублении на суше.

9. Падение воды с высокого уступа.

Б) Проверьте правильность выполнения диктанта (Слайд 10)

В) Определите уровень ваших знаний и поставьте количество баллов в графу «Самооценка» на 1 этап.

Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?

Б)   Усвоение новых знаний

Южная Америка удивляет не только своим климатом, но и внутренними водными ресурсами.

- Какие интересные факты вы уже знаете о внутренних водах материка?

Знаете ли вы, что:

-  В Южной Америке находится самый высокий водопад мира?

-Здесь протекает «серебряная река»  Ла – Плата, хотя  её вода мутно- желтая.

-На этом материке находится самое большое из высокогорных озер Земли- Титикака- на языке инков- «свинцовая скала». Площадь=8300 км2, глубина -304 м.

-Хотите узнать больше о реках, озерах и водопадах? Это вам интересно?

Переходим ко 2 этапу путешествия.

- Предлагаю поработать в парах (2-3 мин), при помощи карт  на стр. 7 и 19,  подготовить ответы на вопросы, (Слайд 11)

  1. Какие крупные реки протекают по территории

материка?

  1. К бассейну какого океана они относятся?
  2. Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
  3. Как влияют на характер течения рек особенности рельефа?
  4. Подумайте какое влияние на режим рек оказывает климат?
  5. Предположите какие источники питания имеют реки ?

Примерные ответы учащихся: (Слайд 12)

На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко.

Они относятся к бассейну Атлантического океана.

Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом).

Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный.

Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом,  так как они текут в субэкваториальном поясе.

Питание рек – дождевое.

        Учитель: Когда в 1500 году  испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши, усиливали ужас от этого хаоса.(Слайд 13)

Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев:

- Что это?

- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!

- Какой Бог?

- Амассона – испуганно шептали индейцы; на их языке это означало «крушитель лодок».

Задание: слушая сообщение учеников о реке Амазонке, попробуйте выявить её характерные особенности.

Сообщение 2 учащихся об Амазонке (Презентация учащихся)

- Чем объяснить исключительную полноводность реки? Почему она полноводна в течение  всего года?

-Какая река Африки имеет сходный с ней водный режим?(Слайд  14)

-Парана и Ориноко, в отличие от Амазонки, имеют ярко выраженную сезонность режима. Что является причиной этого?  (Слайд 15)

С приходом влажных экваториальных ВМ и сезона дождей реки разливаются и затопляют равнины, превращая их в болота.

- На какую реку Африки по водному режиму похожа Парана?

        Учитель.  На реках, стекающих с Анд, Гвианского и Бразильского плоскогорий, много  порогов и водопадов. (Слайд 16)

Особенной известностью пользуется Водопад  Игуасу (Слайд 17), расположенный на одном из притоков Параны. «Игуасу»  в переводе с языка индейцев гуарани означает «большая вода». Он находится на границе между Бразилией и Аргентиной. На 4-х километровом «фронте» Игуасу раскинулось около 300 водопадов, самые внушительные из которых достигают 80- метровой высоты. Здесь находится несколько национальных парков. ( Видеофрагмент «Водопад Игуасу»)

-Также достопримечательностью Южной Америки является водопад  Ахнель на р. Ориноко (Слайды 18, 19)

Сообщение ученика об истории открытия водопада Анхель.

        Мы продолжаем свое путешествие и впереди перед нами лежат озера Южной  Америки. На материке немного озер,   самые крупные- Маракайбо и Титикака (Слайды 20, 21, 22)

        На Боливийском нагорье лежит самое высокогорное озеро мира _ Титикака, оно расположено на высоте около 4000 м. «кака» — скала и «тити» — пума — священного животного племён кечуа. Оно тектонического происхождения, глубина его 304 метра. Вода озера слегка солёная, а температура около +11 держится постоянно. По берегам озера живет племя уру. По мнению этнографов-это первые обитатели Анд, которые появились здесь около 7000 лет до н.э. Жизнь племени обеспечивает тростник тотора, из него они делают хижины, лодки, домашнюю утварь.(Слады 23, 24)

Геологи считают, что озеро Титикака было частью моря около ста миллионов лет назад. Какие факты подтверждают это?( поставьте на полях ? и найдите ответ в дополнительных источниках информации)

        Обращаемся к III этапу нашего Маршрутного листа (Слайд 25)

Предлагаю поработать с учебником (стр. 174)

Закройте его и ответьте на вопросы утверждений.

«+» - если утверждение верно

«- » - если утверждение не верно.

Утверждения:

  1. Маракайбо - самое большое озеро- лагуна на севере материка.
  2. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.
  3. Озеро Титикака расположено в Андах.
  4. Глубина озера Титикака достигает 304 метра.
  5. Котловина озера Титикака имеет ледниковое происхождение.

Взаимопроверка (Слайд 26)

Поставьте свои баллы  в  Маршрутный лист   на 3 этап.

         IV Практическая работа 

Мы с вами вышли на завершающий  IVэтап путешествия, цель которого   закрепить знания, полученные на уроке, продолжить развивать умения составлять характеристику реки и умений работать с контурной картой.

 Смотрим на Маршрутный лист. 4 этап- Практическая работа.

1 группа-   задания на контурных картах: нанести указанные реки, озера, водопады. У доски 1 ученик выполняет работу на настенной контурной карте. Нанести реки: Амазонка, Ориноко, Парана, озера: Маракайбо и Титикака, водопады Анхель, Игуасу  на контурную карту.

2 группа-Используя карты атласа (стр 7,19) составить описание   реки   Амазонки   по  плану.(Слайд 27)

Сверка правильности выполнения задания:

1 группа- по образцу на классной контурной карте.  Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в  Маршрутный лист.

2 группа-Сверка правильности ответов (Слайд 28). Выставление самооценки в оценочный лист.

V Закрепление

-Покажите на карте крупнейшие речные системы Южной Америки.

-К бассейнам каких океанов они относятся?

-Какова роль рельефа в формировании речной системы?

-Каковы основные источники питания рек? (Слайд 29)

      -Если бы вы оказались в Южной Америке, где бы вы хотели побывать, что посмотреть?

VI  Рефлексия (Слайд 30)    Продолжите фразу:

«На уроке я узнал (а)……….»

«На уроке я научился (лась)………….»

«Больше всего понравилось……….»

VII Подведение итогов

Оцените свою работу на уроке, подсчитайте сумму баллов за 4 этапа, запишите ее в конце маршрутного листа (Слайд 31)

Если ваш общий балл – 14-15- – большой рюкзачок- материал усвоен полностью

Если 12-13- – средний рюкзачок- материал усвоен, но  есть недочеты

Если меньше 12 – маленький рюкзачок- мало, что усвоил, еще надо поработать

VIII Домашнее задание (Слайд 32)

 & 43, творческое задание (по желанию)

1.Составить Книгу рекордов водных объектов Южной Америки

2. Кроссворд «Внутренние воды Южной Америки»

_Спасибо за работу, урок окончен.

Приложение 1

Лист проверки домашнего задания

           Задание: заполните таблицу, поставив крестик в нужную клетку

Климатический пояс

или климатическая область

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Экваториальный пояс

Субэкваториальный пояс

Тропический пояс

Субтропический пояс

Умеренный пояс

Область умеренного морского типа  климата

Область умеренного  континентального типа  климата

     Вопросы к таблице:

  1. В этом климатическом поясе выпадает наименьшее количество осадков?
  2. Определите климатический пояс по климатограмме:

  

  1. В каком климатическом поясе зимой и летом около 25 0С и осадки выпадают круглый год?
  2. В этом климатическом поясе находится Патагония. Даже летом здесь случаются снежные метели – сказывается дыхание близкой Антарктиды.  
  3. Зима прохладная, малоснежная, лето сухое и теплое (+ 15-20 0С), осадков до 300 мм.
  4. Две воздушные массы: ТВМ и УВМ.  
  5. Мягкая теплая зима(+4-6 0С), пасмурная и ветреная погода. Лето влажное, прохладное с частыми дождями и температурой до + 15 0С. Осадков от 2000-3000 мм в год.

Приложение 2

Маршрутный лист

Этапы  

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

 

Этап 1

  • Выполните географический диктант по теме  « Речная система». Внимательно прочтите вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса  запишите букву, которая соответствует   правильному ответу.

Ответы: А – исток, Б – речная система, В – река, Г – водораздел, Д – озеро, Е – водопад, Ж – устье, З – бассейн, И – режим.

Географический диктант.

1. Место, где начинается река.

2.Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

3. Изменение уровня воды в реке по временам года.

4. Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды.

5. Река со всеми притоками.

6. Границы между бассейнами рек.

7. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

8.Скопление воды в природном углублении на суше.

9. Падение воды с высокого уступа.

  • Проверьте правильность выполнения диктанта и определите уровень ваших знаний.
  • Проанализируйте ошибки.
  • Впишите оценку  

Работайте

самостоятельно

Самооценка:

Этап 2

  • Пользуясь атласом (карты стр.7, 19) подготовьте устные ответы на вопросы:
  1. Какие крупные реки протекают по территории материка?
  2. К бассейну какого океана они относятся?
  3. Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
  4. Как влияют на характер течения рек особенности рельефа?
  5. Подумайте какое влияние на режим рек оказывает климат?
  6. Предположите какие источники питания  имеют реки ?

Работа в паре

Этап 3

  • Прочитайте текс учебника (стр.174).
  •  Закройте его и ответьте на вопросы утверждений.

«+» - если утверждение верно

«- » - если утверждение не верно.

Утверждения:

1.Маракайбо - самое большое озеро- лагуна на севере материка.

2.Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.

3.Озеро Титикака расположено в Андах.

4.Глубина озера Титикака достигает 304 метра.

5.Котловина озера Титикака имеет ледниковое происхождение.

  • Проверьте правильность своих ответов по образцу.
  • Оцените свою работу и внесите оценку  

Работайте  самостоятельно

Взаимопрверка

Самооценка:

Этап 4

Группа 1

  • Нанести реки:  Амазонка, Ориноко, Парана, озера: Маракайбо и Титикака, водопады Анхель, Игуасу  на контурную карту.
  • Проверьте правильность выполнения по образцу.
  • Оцените работу и впишите оценку

Работайте  самостоятельно

Самооценка

Этап 4

Группа 2

  1. Используя атлас (карты стр.7, 19), выполнить  в тетради практическую работу «Описание реки Амазонки по плану». Результаты занести в таблицу:

План описания

Исток

Устье

Притоки

Направление течения

 По характеру течения

Питание

Режим

2.Проверьте правильность  ваших ответов.

3.Оцените вашу работу и впишите оценку

Подведение итогов.

1.Оцените свою работу и свои знания, полученные на уроке (подсчитайте общее количество баллов в оценочном листе).

2.Выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям.

Если ваш общий балл – 14-15 – большой рюкзачок

Если 12-13 – средний рюкзачок

Если меньше  12 – маленький рюкзачок.

Работайте самостоятельно

Самооценка

Сумма баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Население и страны Южной Америки"

Статья представляет собой конспект урока по теме "Население и страны Южной Америки" для 7-х классов....

"Внутренние воды Южной Америки" 7 класс

Конспект урока географии 7 класс с презентацией по теме: "Внутренние воды Южной Америки"...

План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.

План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"...

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...

Открытый урок на тему " Внутренние воды Южной Америки" 8 класс

Открытый урок на тему " Внутренние воды  Южной Америки"...