Урок географии в 8 классе во теме "Что изучает география России. Географический взгляд на Россию".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Вводный урок географии в 8 классе "Что изучает география России. Географический взгляд на Россию".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе по теме « Что изучает география России. Географический взгляд на Россию»
Тип урока: урок рефлексии.
Используемые технологии:
- здоровьесбережения,
- проблемного обучения,
- практико-ориентированного подхода,
- развития аналитических навыков.
Цели урока:
познакомить со структурой учебника; показать роль географической науки в решении важных экономических задач; познакомить с источниками географических знании.
Формируемые УУД:
- предметные:
научиться называть методы получения географической информации, различные источники географической информации; объяснять значение географических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приводить примеры источников различной географической информации;
- метапредметные:
выражать свою точку зрения; вести дискуссию; определять проблему и способы ее решения; владеть навыками анализа; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска;
- личностные: формирование ответственного отношения к учебе; познавательного интереса к предмету; готовности к развитию и самообразованию; навыков контроля и самоконтроля; формирование собственной целостной картины мира; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.
Учебно- наглядный комплекс: учебник, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты, слайды по теме урока, тематические карты.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель напоминает учащимся требования подготовки к уроку, выполнения домашнего задания, оформления контурных карт, правила техники безопасности в кабинете географии, критерии выставления оценок.)
Знакомство с основными требованиями
Ученик готов к уроку, если у него на столе лежат учебник, атлас, контурные карты и рабочая тетрадь. Домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.
Структура учебника
Курс «География России. Природа. Население. Хозяйство» состоит из четырех частей «Россия на карте мира», «Природа России», «Население России», «Хозяйство России». Учебник разбит на параграфы. В параграфах используются условные обозначения:
- синий значок или полужирный шрифт — основные определения;
- курсив — географические названия.
Практически в каждом параграфе кроме основного текста даны карты, картосхемы, таблицы со статистическим материалом, вопросы и задания для самоконтроля.
Требования к ведению рабочей тетради и работе с контурными картами
- Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст можно использовать другие цвета.
- Рисунки выполнять карандашами.
- Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.
- Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.
- Каждую контурную карту подписывают (фамилия, имя и класс).
- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами и черной ручкой.
- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
8.Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем подписывают географические названия.
Ход урока
Почему необходимо изучать географию своей страны?
План урока
- Задачи физической географии России.
- Источники географических знаний.
- Разнообразие природы России. На доске записаны слова русского поэта Ивана Никитина:
«Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной разверулася!»
Эти слова поэт написал о нашей стране, нашей Родине. Какая она? Ощутили ли вы красоту природы нашей земли? (Беседа с учащимися.)
- Чтобы сохранить эту красоту, необходимо знать и понимать ее особенности.
(Учитель с обучающимися определяют задачи физической географии России и записывают их в тетради.)
Запись в тетрадях
Задачи физической географии.
- Изучить свойства природных компонентов территории и акватории России и взаимосвязи между ними.
- Изучить ресурсы и особенности их размещения по территории России.
- Изучить природные комплексы России.
- Изучить особенности геоэкологических ситуаций на территории России.
- Прогнозировать развитие природных комплексов и их влияние на хозяйство России.
- Проектировать размещение хозяйственных объектов с учетом развития природных комплексов.
Для изучения природы нашей страны нам необходимы разнообразные источники знаний — карты, атласы, справочники, словари, энциклопедии, документальные фильмы, книги, рассказы путешественников и ученых, отчеты о научных исследованиях, Фотоальбомы, компьютерные программы ГИС и др., космические снимки, интернет-ресурсы, прогнозы погоды и т. д. Для нас основными помощниками в изучении природы России будут учебник, карты атласа и контурные карты.
Задание. Отметьте на контурной карте границу России.
- Как вы думаете, какое место занимает Россия по плошади среди других стран мира? (Россия занимает первое место по площади —17,1 млн км2.)
- Сколько океанов и морей омывает берега России? (3 океана и 13 морей.)
- Сколько климатических поясов в России? (Россия располагается в четырех климатических поясах — арктическом. субарктическом, умеренном и субтропическом.)
- Где находятся территории с рекордно низкими температурами? (В Восточной Сибири находится полюс холода северного полушария Оймякон: абсолютный минимум температуры составляет —71 °С.)
- Какая самая плодородная почва России? (Чернозем.)
- Назовите самое большое озеро мира, которое находите в России. (Каспийское.)
- Можно ли сказать, что озеро Байкал — рекордсмен? (Да озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире.)
- В России находится и самое мелкое море мира. Какое (Азовское.)
- Назовите самую большую природную зону России. (В России наблюдается большое разнообразие природных зон, сама большая из них — лесная.)
Сохранить красоту нашей страны возможно только зная ее проблемы.
— Как человек изменяет природу России, пользуясь ее бо-
гатствами?
(Вырубает леса, выравнивает рельеф, загрязнив реки, воздух, строит дороги и населенные пункты и т. д.)
III. Обобщение и систематизация знаний
Задание (работа с картой). Найдите на физической карте России перечисленные выше объекты и ответьте на вопросы .
- На какое расстояние протянулась территория России с запада на восток? С севера на юг?
- В каком направлении от Москвы располагается Екатеринбург? Севастополь? Санкт-Петербург? Ваш город или населенный пункт?
- Какие крупнейшие реки протекают по территории нашей страны?
Какой полуостров нашей страны самый большой? Какой остров?
IV. Рефлексия
Я понял тему урока...
- Меня заинтересовало...
- Я оцениваю свою работу на уроке (отлично, хорошо, удовлетворительно) .
IV. Анализ решения проблемы урока.
Подведение итогов - Для чего необходимо изучать природу своей страны? (Обучающиеся записывают свое мнение в тетради.)
Домашнее задание
Прочитать записи в тетради.
1. Записать в тетради свое мнение о необходимости изучения природы России.
2. Задание для первого ряда. Найти стихотворения о природе России.
3. Задание для второго ряда. Найти репродукции картин, посвященные природе России.
4.Задание для третьего ряда. Найти книги о природе России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"
Цель: формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)...
Конспект урока в 1 классе, тема «Звуки (к), (кь), буква К» УМК Школа России
Тема: «Звуки (к), (к), буква К» УМК Школа России. Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоя...
Урок - Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».
Цели и задачи. Обобщить и систематизировать знания по разделу «Что изучает география»....
урок географии 5 класс. Повторение и обобщение по теме "Географические открытия"
Урок географии в 5 классе. Повторение и обобщение материала по теме "Географические открытия". К учебнику О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В. Ким....
Конспект к уроку географии "Как мы будем изучать географию", 7 класс
Задачи урока:Познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.Продолжить формирование умений работать с картой и учебником, с текстом раздаточного материала.Учить описывать особ...