Урок географии в 8 классе по теме "Географическое положение России".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Козлова Галина Александровна

Урок географии в 8 классе по теме "Географическое положение России" (по учебнику В.П.Дронов. География: География России. Природа. Население. Хозяйство).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе по теме " Географическое положение России"

Цель: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно-деятельностного подхода.

Тип урока. Урок изучения нового учебного материала.

Вид урока. Доминирует исследовательская деятельность обучающихся.

Цель методическая –создание условий для формирования умений и навыков работы с географической картой, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Цели образования:

деятельностные –создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

содержательные - развитие умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Задачи урока.

Предметные 

-  формировать умение давать устную характеристику географического положения России;

- дать знания о границах России и пограничных государствах;

- учить работать с географической картой России;

Метапредметные:

- развивать речь, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;

-воспитывать чувство взаимопомощи, умения общаться;

Планируемый результат обучения.

ЛичностныеУУД: Осознание целостности природы, населения и хозяйства России; патриотизм, любовь к своей стране.

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи своей деятельности;

- планировать ее реализацию;

- оценивать и корректировать достигнутые результаты.

ПознавательныеУУД:

- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- составлять тезисы, план ответа с выделением существенных характеристик объекта;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (информацию на карте в текст и др.);

- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карты: физическая и административная карта России, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент. Этап мотивации

Дидактическая задача этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Ожидаемый результат: включение в учебную деятельность

Механизмы создания мотивационного поля: прием «Письмо с ошибками». Для привлечения внимания учащихся в начале урока используется текст: письмо (сообщение) ученика 7-го класса своему зарубежному другу в социальной сети. Семиклассник считает себя знатоком географии. Предлагается прочитать письмо и подчеркнуть то, что вызовет сомнения.

-Здравствуйте, ребята! Учащимся предлагается образовать 4 группы.

- что мы будем изучать в этом году? (дети отвечают на вопрос).

Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос « С чего начинается изучение географии любой территории?)».

2.Актуализация изученного материала

Цель: подготовить к изучению новой темы, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: умение строить высказывание, способность к самооценке. Умение планировать свою учебную работу .

1.Учитель- Ребята! У меня в руках письмо ученика 7-го класса своему зарубежному другу. Он себя считает знатоком географии. Внимательно прочитайте письмо и подчеркните то, что вызовет у вас сомнения.

«…Ты просил рассказать о России, я учусь в 7-ом классе, поэтому знаю многое о своей стране. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн. км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Кушка. Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном климатических поясах. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: лесные и минеральные». (учащиеся читают текс , возникают сомнения)

Учитель- много фрагментов вы подчеркнули? Много ли вы знаете о нашей стране? Почему нужно знать географию своей Родины?

Учитель- Давайте отложим письмо и вернемся к нему в конце урока ( учащиеся откладывают задание)

3. «Открытие» новых знаний.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков

Ожидаемый результат: умение анализировать, перерабатывать и структурировать информацию и пользоваться ею, умение действовать по составленному плану и делать выводы.

-У нас 4 группы. У каждой группы –листы с заданием. Посмотрите задания. Что вам нужно сделать? (дети через диалог с учителем определяют цель учебной деятельности – найти материал , подготовить ответ используя карты атласа)

-давайте подумаем ,по каким критериям вас можно будет оценить? ( ученики предлагают критерии оценки своей работы:

  • Правильность изложения материала;
  • Полнота ответа;
  • Логичность ответа;
  • Работа с картой;
  • Уважение к другой команде;
  • Время.

- Время работы в группе-10-12 минут. Время ответа -2 минуты. Выберите старшего. Время пошло!

А) Работа в группах. Учитель консультирует команды.

1 группа.

1. Используя карты атласа, охарактеризуйте:

1) Положение России по отношению к экватору.

2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.

3) Положение России на материке, части света.

2. Ответьте на вопросы:

1) Какова площадь России? Сравните ее площадь с площадью материков и других стран.

2) Где проходит условная граница между Европой и Азией? Покажите на карте.

3) В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Саратовская область?

2 группа

1. Используя карты атласа, назовите и покажите:

1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

2) Пограничные государства.

3) Крайние точки страны и их координаты.

2. Ответьте на вопросы:

1) Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?

2) Что значит «морская граница»?

3) Что такое Северный морской путь?

4) Что такое российский сектор Арктики?

 3 группа ( для сильных учеников)

1.Используя информацию учебника и карты атласа, выполните задания:

1) Как географическое положение влияет на природу России?

2) С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

3) Оцените особенности географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения

4 группа (для сильных учеников).

Задание:

1. Прочитать текст – стр.7, обращаться к картам атласа.

2. Придумать дополнительные вопросы для групп (по 2 для каждой).

3. При выступлении групп работать с приложением 1.

3. После выступления всех групп подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.

Представление результата работы групп

Группы отвечают , с показом по физической карте России.

Учитель- при ответе групп мы составляем план характеристики ГП России .(по ходу выступления групп конролирует данный процесс). Спасибо ,группам!

( Ученики составляют в тетради план характеристики ГП России.)

4.Рефлексия работы в группах.

Учитель- Давайте подведем итог работы команд.

Возьмите анкеты на столах (Приложение 2, они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а 4 группа подведет итоги. ( ученики заполняют анкету)

Время закончилось! Отложите анкеты. Слово – 4 группе.( 4 группа обсуждает итоги работы ребят, анализирует работу товарищей ,объявляет итоги. обмениваются мнениями по работе команд)

Учитель- Хочу сказать, что команды также могут участвовать в оценке работы своих товарищей, аргументированно озвучивать свое мнение.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осмысление полученных знаний , их коррекция, формулирование трудностей, возникших на уроке и возможных путей их решения.

Ожидаемый результат: умение дать оценку своей учебной деятельности, работать в группе

Учитель- Мне кажется, что сегодня отлично поработали все группы. Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое. Очень важна дружба и взаимопонимание

1. Учитель -Какова цель нашего урока? Что мы делали? (Учащиеся искали ,обрабатывали географическую информацию, делились ей с товарищами. Работали в группе, взаимодействовали, учились распределять роли при работе в команде и т.д.

2.Учитель - А зачем нам это было нужно ?Давайте вернемся к письму 7-классника

 (Ученики-Мы хотим быть образованными, в том числе и с географической точки зрения, людьми. Называют ошибки в письме)

3.Учитель- Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились? ( Ученики –давать устную характеристику географического положения России с помощью плана (составленного в тетради), карт атласа.  

Через диалог учитель подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.

Учитель- Это было целью нашего урока. Это стало и результатом нашего урока.

6.Домашнее задание.

Изучить стр.7.

Приложение 1

Результат работы групп

                       Группа                                                 

1-я группа

 

2-я группа

 

3-я группа

Критерии оценки

1)Правильность изложения материала

 

2)Полнота ответа

 

3)Логичность ответа

 

4)Наглядность ответа, работа с картой

 

5)Уважение к другой команде

 

6)Время

- Каждый критерий оценивается в один балл

- Максимальное количество баллов, набранных группой – 6

- Прокомментировать результаты каждой группы

Приложение 2

Анкета

1.     Что у вас лично на уроке получилось хорошо и почему?

2.     В чем вы испытывали затруднения и почему?

-  При поиске информации____________________________________

-  При работе с картой________________________________________

-  При ответе________________________________________________

-  Нехватка времени__________________________________________

-  Другое____________________________________________________

3.     Что считаете удачным в работе вашей группы?

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку  "Географическое положение Африки" ...

Контрольная работа по "Физической географии 8 класс" Тема "Географическое положение России"

Контрольная работа представлена в виде тестов, от площади старны до часовых поясов...

Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"

Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии...

Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...