Урок географии в 8 классе по теме "Географическое положение России".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок географии в 8 классе по теме "Географическое положение России" (по учебнику В.П.Дронов. География: География России. Природа. Население. Хозяйство).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе по теме " Географическое положение России"
Цель: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно-деятельностного подхода.
Тип урока. Урок изучения нового учебного материала.
Вид урока. Доминирует исследовательская деятельность обучающихся.
Цель методическая –создание условий для формирования умений и навыков работы с географической картой, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Цели образования:
деятельностные –создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
содержательные - развитие умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Задачи урока.
Предметные
- формировать умение давать устную характеристику географического положения России;
- дать знания о границах России и пограничных государствах;
- учить работать с географической картой России;
Метапредметные:
- развивать речь, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;
-воспитывать чувство взаимопомощи, умения общаться;
Планируемый результат обучения.
ЛичностныеУУД: Осознание целостности природы, населения и хозяйства России; патриотизм, любовь к своей стране.
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи своей деятельности;
- планировать ее реализацию;
- оценивать и корректировать достигнутые результаты.
ПознавательныеУУД:
- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- составлять тезисы, план ответа с выделением существенных характеристик объекта;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (информацию на карте в текст и др.);
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карты: физическая и административная карта России, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент. Этап мотивации
Дидактическая задача этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока
Ожидаемый результат: включение в учебную деятельность
Механизмы создания мотивационного поля: прием «Письмо с ошибками». Для привлечения внимания учащихся в начале урока используется текст: письмо (сообщение) ученика 7-го класса своему зарубежному другу в социальной сети. Семиклассник считает себя знатоком географии. Предлагается прочитать письмо и подчеркнуть то, что вызовет сомнения.
-Здравствуйте, ребята! Учащимся предлагается образовать 4 группы.
- что мы будем изучать в этом году? (дети отвечают на вопрос).
Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос « С чего начинается изучение географии любой территории?)».
2.Актуализация изученного материала
Цель: подготовить к изучению новой темы, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: умение строить высказывание, способность к самооценке. Умение планировать свою учебную работу .
1.Учитель- Ребята! У меня в руках письмо ученика 7-го класса своему зарубежному другу. Он себя считает знатоком географии. Внимательно прочитайте письмо и подчеркните то, что вызовет у вас сомнения.
«…Ты просил рассказать о России, я учусь в 7-ом классе, поэтому знаю многое о своей стране. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн. км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Кушка. Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном климатических поясах. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: лесные и минеральные». (учащиеся читают текс , возникают сомнения)
Учитель- много фрагментов вы подчеркнули? Много ли вы знаете о нашей стране? Почему нужно знать географию своей Родины?
Учитель- Давайте отложим письмо и вернемся к нему в конце урока ( учащиеся откладывают задание)
3. «Открытие» новых знаний.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков
Ожидаемый результат: умение анализировать, перерабатывать и структурировать информацию и пользоваться ею, умение действовать по составленному плану и делать выводы.
-У нас 4 группы. У каждой группы –листы с заданием. Посмотрите задания. Что вам нужно сделать? (дети через диалог с учителем определяют цель учебной деятельности – найти материал , подготовить ответ используя карты атласа)
-давайте подумаем ,по каким критериям вас можно будет оценить? ( ученики предлагают критерии оценки своей работы:
- Правильность изложения материала;
- Полнота ответа;
- Логичность ответа;
- Работа с картой;
- Уважение к другой команде;
- Время.
- Время работы в группе-10-12 минут. Время ответа -2 минуты. Выберите старшего. Время пошло!
А) Работа в группах. Учитель консультирует команды.
1 группа.
1. Используя карты атласа, охарактеризуйте:
1) Положение России по отношению к экватору.
2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.
3) Положение России на материке, части света.
2. Ответьте на вопросы:
1) Какова площадь России? Сравните ее площадь с площадью материков и других стран.
2) Где проходит условная граница между Европой и Азией? Покажите на карте.
3) В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Саратовская область?
2 группа
1. Используя карты атласа, назовите и покажите:
1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
2) Пограничные государства.
3) Крайние точки страны и их координаты.
2. Ответьте на вопросы:
1) Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?
2) Что значит «морская граница»?
3) Что такое Северный морской путь?
4) Что такое российский сектор Арктики?
3 группа ( для сильных учеников)
1.Используя информацию учебника и карты атласа, выполните задания:
1) Как географическое положение влияет на природу России?
2) С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
3) Оцените особенности географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения
4 группа (для сильных учеников).
Задание:
1. Прочитать текст – стр.7, обращаться к картам атласа.
2. Придумать дополнительные вопросы для групп (по 2 для каждой).
3. При выступлении групп работать с приложением 1.
3. После выступления всех групп подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
Представление результата работы групп
Группы отвечают , с показом по физической карте России.
Учитель- при ответе групп мы составляем план характеристики ГП России .(по ходу выступления групп конролирует данный процесс). Спасибо ,группам!
( Ученики составляют в тетради план характеристики ГП России.)
4.Рефлексия работы в группах.
Учитель- Давайте подведем итог работы команд.
Возьмите анкеты на столах (Приложение 2, они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а 4 группа подведет итоги. ( ученики заполняют анкету)
Время закончилось! Отложите анкеты. Слово – 4 группе.( 4 группа обсуждает итоги работы ребят, анализирует работу товарищей ,объявляет итоги. обмениваются мнениями по работе команд)
Учитель- Хочу сказать, что команды также могут участвовать в оценке работы своих товарищей, аргументированно озвучивать свое мнение.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: осмысление полученных знаний , их коррекция, формулирование трудностей, возникших на уроке и возможных путей их решения.
Ожидаемый результат: умение дать оценку своей учебной деятельности, работать в группе
Учитель- Мне кажется, что сегодня отлично поработали все группы. Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое. Очень важна дружба и взаимопонимание
1. Учитель -Какова цель нашего урока? Что мы делали? (Учащиеся искали ,обрабатывали географическую информацию, делились ей с товарищами. Работали в группе, взаимодействовали, учились распределять роли при работе в команде и т.д.
2.Учитель - А зачем нам это было нужно ?Давайте вернемся к письму 7-классника
(Ученики-Мы хотим быть образованными, в том числе и с географической точки зрения, людьми. Называют ошибки в письме)
3.Учитель- Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились? ( Ученики –давать устную характеристику географического положения России с помощью плана (составленного в тетради), карт атласа.
Через диалог учитель подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.
Учитель- Это было целью нашего урока. Это стало и результатом нашего урока.
6.Домашнее задание.
Изучить стр.7.
Приложение 1
Результат работы групп
Группа
1-я группа
2-я группа
3-я группа
Критерии оценки
1)Правильность изложения материала
2)Полнота ответа
3)Логичность ответа
4)Наглядность ответа, работа с картой
5)Уважение к другой команде
6)Время
- Каждый критерий оценивается в один балл
- Максимальное количество баллов, набранных группой – 6
- Прокомментировать результаты каждой группы
Приложение 2
Анкета
1. Что у вас лично на уроке получилось хорошо и почему?
2. В чем вы испытывали затруднения и почему?
- При поиске информации____________________________________
- При работе с картой________________________________________
- При ответе________________________________________________
- Нехватка времени__________________________________________
- Другое____________________________________________________
3. Что считаете удачным в работе вашей группы?
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"
Цели: · Сформировать знание о составе и географическом положении региона.· Оценить природно – ресурсный ...
Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" ...
Контрольная работа по "Физической географии 8 класс" Тема "Географическое положение России"
Контрольная работа представлена в виде тестов, от площади старны до часовых поясов...
Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"
Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии...
Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"
На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...
Технологическая карта к уроку географии 7 класс. Тема урока Географическое положение и исследование Антарктиды
использована технология Проблемного обучения...
Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"
Тема урока: Народные промыслы Центральной России.Тип урока: Открытие нового знания.Цель урока: Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...