открытый урок
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет | География |
Класс | 8 В |
Учитель | Силина Наталья Николаевна |
Дата проведения урока | 24.01.2018 г. |
Тема урока | "Внутренние воды России" |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель урока | Систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации; |
Планируемые результаты | Предметные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации; Личностные: воспитание бережного отношения к воде, природе. Метапредметные: Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные умения Регулятивное УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, оценивать результаты учебной деятельности. Познавательное УУД: применять знания на практике, объяснять влияние климата и рельефа на реки, обосновывать свое суждение. Коммуникативное УУД: пользоваться речью для регуляции своего действия, согласовывать позиции и находить общее решение, представлять результат деятельности. |
Основные понятия | Река, русло, речная долина, аллювий, пойма, эрозия, терраса, речная система, исток, устье, эстуарий, дельта, падение реки, уклон реки, годовой сток, твердый сток, типы озерных котловин, сточное, бессточное озеро, грунтовые воды, родник, многолетняя мерзлота. |
Межпредметные связи | География, музыка,литература, музыка |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - учебник: География России.Природа. Население. Хозяйство,В.П. Дронов, И.И. Баринов, В.Я. Ром, М: 2014 - презентация; - раздаточный материал. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная и в группах |
Приложение 1
Порт «Словесный»
1) Как называется естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле… (река).
2) Как называется начало реки … (исток).
3) Как называется река со всеми своими притоками … (речная система).
4) Как называется место впадения реки в другую реку, озеро или море … (устье).
5) Что такое замкнутая природная котловина, заполненная водой … (озеро).
6) Назовите самое глубокое озеро мира … (Байкал).
7) Кратковременные подъёмы воды в реке … (паводок).
8) Как называются озёра, из которых вытекают реки … (сточные).
9) Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке … (межень).
10) Как называются озёра, в которые реки впадают, но, ни одна не вытекает … (бессточные).
11) Ежегодно повторяющийся в одно и то же время высокий подъём воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы … (половодье).
12) Назовите самое большое по площади озеро Русской равнины … (Ладожское).
13) Назовите самую длинную реку России … (Лена – 4400км).
14) Самая полноводная река России … (Енисей).
15) Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы … (Волга).
16) Назовите реку, имеющую самую большую речную систему (Обь с Иртышом – 5410км).
17) Солёное озеро на Прикаспийской низменности – «российская солонка» … (Баскунчак).
Приложение 2
Порт «Речной»
1). Среди частей света: восток, юг, север, запад (Юг – река во Владимирской области)
2). В океане музыки: минор, мажор, аккорд, нота (Нота – река в Мурманской области)
3). В стаде животных: теленок, птенец, оленёк, медвежонок: (Оленек – река вСибири)
4). В стае птиц: синица, грач, дрозд, ворона (Ворона – приток реки Хопёр в Саратовской области)
5). В напитках: компот, квас, сок, морс (Сок – приток Волги)
6). Характеристика подружки: добрая, грустная, задумчивая, веселая (Добрая – река в бассейне реки Амур)
7). В видах агроциноза: сады, огороды, поля, кусты (Поля – в бассейне реки Клязьма)
8). В навыках деятельности человека: беги, ищи, лови, сиди (Лови – река в Хабаровском крае)
9). В стихийных действиях: шторм, ураган, буря, смерч (Буря – бассейн реки Ангора)
10). Во внешнем виде: пустая, полная, большая, худая (Пустая – река на полуострове Камчатка)
11). В посуде: кружка, миска, ложка, таз (Таз – река в Западной Сибири)
12). Между имен: Вова, Нина, Яна, Саша (Яна – река в Якутии)
Приложение 3
Порт «Спортивный»
Бежит река (бег на месте)
Глубока (наклон) и широка, (руки в стороны)
Мы по речке поплывём (разведение рук, движение рук при плавании, поворот туловища влево и вправо)
И здоровья наберём. (руки сжимаем к плечам).
Приложение 4 (Порт «Речной»)
К | О | М | Е | Н | И | С | Е |
В | О | Л | И | З | Л | Е | Й |
А | Ю | Г | К | У | А | Н | Я |
М | Б | А | М | Б | А | Н | Ь |
У | И | Р | З | Ь | Р | Ы | Д |
Р | А | Т | Ы | Ш | А | Н | А |
О | Л | Ы | М | А | У | О | Б |
К | О | Л | Л | А | Р | М | Ь |
К | О | М | Е | Н | И | С | Е |
В | О | Л | И | З | Л | Е | Й |
А | Ю | Г | К | У | А | Н | Я |
М | Б | А | М | Б | А | Н | Ь |
У | И | Р | З | Ь | Р | Ы | Д |
Р | А | Т | Ы | Ш | А | Н | А |
О | Л | Ы | М | А | Р | О | Б |
К | О | Л | А | М | У | М | Ь |
Енисей | Кубань |
Волга | Анадырь |
Иртыш | Колыма |
Амур | Обь |
Лена | Урал |
Приложение 5
Порт «Капитана Врангеля»
«Сообщение от капитана Врунгеля» про озеро Байкал, в котором допущены географические ошибки. За определенное время учащиеся должны найти эти ошибки.
Текст сообщения: «Дорогие ребята! Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озере Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. Из озера вытекает всего одна река – Ангара. Вода в озере пресная. В озере обитает разнообразное количество видов живых организмов.»
Правильные ответы:
1) азиатская часть;
2) тектонического происхождения;
3) самое глубокое пресноводное озеро;
4) первое место в мире;
Приложение 6
Порт «Узнай меня»
- Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, вытекает – одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью между осажденным Ленинградом и страной (Ладожское озеро)
- А это озеро - исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения (Чудское озеро)
- Озеро находится на юго – востоке европейской части России. Вода в озере соленая, в этом озере добывается соль (Каспийское море-озеро)
- Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими живыми организмами морского происхождения. (Эльтон)
Приложение 7
Порт «Картографический»
Нанесите на контурную карту внутренние воды России
Вариант 1 | Вариант 2 |
Печора | Северная Двиеа |
Дон | Нева |
Амур | Обь с Иртышем |
Лена | Енисей с Ангарой |
Озеро Баскунчак | Анадырь |
Каспийское | Байкал |
Ладажское | Онежское озеро |
Приложение 9
Порт «Эрудированный»
Что такое падение и уклон реки?
ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем. (в метрах)
П= Н1 – Н2
Н1 – абсолютная высота истока,
Н2 – абсолютная высота устья
УКЛОН – отношение падения реки
(в см/км)
У= П: Д
У– уклон реки;
П - падение реки;
Д – длина реки.
к ее длине (в км.)
Река Волга.
Высота истока – 256м, высота устья – (-28), длина реки – 3531км.
Падение (256 – (-28) = 284 м или 28400см;
Уклон (28400см : 3531км) = 8,04см/км
Приложение 8
Порт «Картографический»
Приложение 9
Порт «Рефлексия»
Закончи предложения:
- Я знаю, что…..
- Я умею….
- Мне понравилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...