Методическая разработка урока "Пояса освещённости" (6 класс)
методическая разработка по географии (6 класс)

Цораева Нателла Тепсарикоевна

Методическая разработка урока в соотвтствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка33.49 КБ
Microsoft Office document icon poyasa_osveshchyonnosti.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цораева Н.Т. МБОУ СОШ № 39

МБОУ СОШ № 39 им.Т.Дзебисова

                

Методическая разработка

«Дети в защиту природы»

                                 учитель географии:

                                Цораева Нателла Тепсарикоевна

Сценарий выступления

агитбригады «Экокласс»

МБОУ СОШ  39 г.Владикавказ

« Дети в защиту природы»

Звучит музыка

Мы собрались сегодня в зале  

Чтоб о Земле начать рассказ,

Всю зиму долгую мы ждали      

И очень рады мы весне сейчас.

      Здравствуйте!      

Здравствуйте !      

Здравствуйте!      

 Говорим мы вам, и этим желаем вам всем здоровья!  

      Здоровыми мы можем быть только в экологически чистой среде!  

 А среда у нас какая?  

  Где?    

 В городе Владикавказе?  

 А сейчас  вы всё сами увидите и услышите!  

  А сделает это команда «ЭКОКЛАСС»! школы № 39

 

О, Владикавказ…  
На краешке России,
Где горы  рвутся  в небеса,
Лежит он в в Дарьяльской котловине,
Как в песне звонкая строка…

Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,  
 Аланская природа так прекрасна!
Ей нужна забота ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.

Посмотри, как он хорош, дом в котором ты живёшь?  

      Край,  который с детства дорог, Родиной зовётся    

    Посмотри, как он хорош, город наш Владикавказ!!!  

)

Ностальгия                    


 Люблю тебя за все: за человечность,
За красоту твою и добрые дела,
Люблю тебя давно, любить не перестану,
Пока душа моя не сгинет в небеса.

Зовут тебя столицею Кавказа,
Горжусь всегда тобою я вдвойне.
Хочу, чтоб мир, спокойствие и радость
Царили вечно на твоей земле.

А если я могу быть, чем полезен,
А мне, как знаешь, все не все равно,
Ты позови, приду к тебе, родной мой,
А, может, и прозрею заодно.

Владикавказ, мой дорогой,
Прими мои ты пожеланья,
Живи, цвети и созидай,
Любимая навек Алания.

  Звучит музыка: 

 Я            

 Ты          

 Он          

 Она        

 Вместе целая страна !        

 Вместе дружная семья !      

  За природу мы в ответе !    

  Он и ты, и мы, и Я!          

  Над землёю солнце светит, льется с высоты    

  Все, что делаешь на свете    

  За все в ответе мы!                 

  

Здравствуй наша планета ЗЕМЛЯ!        

Давайте вместе её позовём: планета Земля, планета Земля!!!

      Земля – наш общий дом

Не то, что мните вы,

Природа не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

        Давайте вместе Землю украшать,
      Сажать сады, цветы сажать повсюду.
       Давайте вместе Землю уважать
       И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна
 
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Прости Земля, прости, прости, прости….

Мы, люди, так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести:

На многое смотрели … и не видели..

О Люди! Надо быть мудрее!  

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее.

И навсегда покончите с войной!

 О, царь Природы, дорогой мой Человек!  

 Каким коротким может быть твой век!

 Уж сколько лет молва в народе ходит, 

Что глупость до плохого лишь доводит. 

Приснился мне недавно странный сон,    

Стою я на земле и слышен стон,

Вокруг ни, дерева ни, травки ни цветка,

Одна пустыня мрачная из голого песка.

Земля гудит и стонет и вздыхает,

И в молчаливом крике руки воздевает,

И слышен голос тихий:

Помоги!      

Верни мне жизнь, верни мне красоту,

Верни!

Верни траву, что зеленеет по весне,

Верни цветы, деревья, птиц,

Верни все мне!

Земля стонала, плакала, молила,      

О помощи людей она просила…

Проснулась я, а солнце ярко светит

И небо голубое, и шумит листва,

И радостно смеются наши дети,

И поняла я, что Земля  ЖИВА!!!

Должны беречь мы Землю вновь и вновь,

А вместе с ней Надежду, Веру и Любовь!!!   

Экологический отряд 39  школы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашей планеты , нашей Осетии и Владикавказа, кто хочет чтобы она была чистой и зелёной.  

Заявляем наше нет, любым битвам с природой, всему,  что  грозит Земле

Мы говорим да, миру и спокойствию, любви и уважению к природе, осторожности и мудрости, экологической культуре землян.      

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕК!!! (ВМЕСТЕ)



Предварительный просмотр:

Тема урока: Пояса освещённости

Цель урока: сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславливающем процессы в атмосфере; об особенности освещенности поясов Земли; выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле.

Задачи

Образовательные

  • Ознакомить обучающихся с терминами: «день солнцестояния», «день равноденствия», «полярный круг», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «зенит».
  • Рассмотреть  следствия осевого вращения Земли;
  • Сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года, и неравномерности нагрева земной поверхности.

Развивающие

  • Формирование  логического  мышления
  • Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи
  • Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации
  • Активизация познавательной деятельности обучающихся путем решения проблемных вопросов.

Воспитательные

  • Формирование научной картины мира
  • Формирование компетенций предметных, социальных, коммуникативных, информационных
  • Развитие умений использовать научные методы познания

 Когнитивный компонент урока: 

зенит, тропики, полярные круги; полярный день, полярная ночь, дни равноденствий, солнцестояний.

Деятельностный компонент урока: 

определить причинно-следственные связи осевого движения Земли; выявить причинно-следственные связи орбитального движения Земли.

Эмоционально-ценностный компонент урока: 

оценить значение знаний о смене дня и ночи, а также о смене сезонов года для себя лично и для жизни на планете.

Тип урока: урок получения новых знаний и первичного закрепления с элементами практикума

Формы работы обучающихся:  фронтальная беседа, индивидуальная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс; интерактивная доска; ЦОР, используемые на уроке.

Методы обучения:
по источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • словесные (беседа), видеоиллюстративные, практические (выполнение заданий);


по степени самостоятельности мышления учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый.


Технологии: игровое обучение, информационно-коммуникативное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.
Форма проведения: парная, индивидуальная, взаимопроверка.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и времени:

Знать

  • Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом.
  • Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года.
  • Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия.
  • Полярный день и ночь.
  • Пояса освещенности;

Уметь 

  • Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца,
  • Фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия.
  • Определять высоту Солнца над горизонтом, продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;

Личностные: 

  • Способствовать формированию  навыков практической работы с учебником.
  • Способствовать  осознанию целостности природы,
  • применять систему географических знаний в различных жизненных ситуациях
  • способствовать формированию целостного мировоззрения;

Метапредметные: 

Коммуникационные:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем, в группе ( определять цели, способы взаимодействия)

Познавательные:  установят причинно-следственные связи зависимости тепла и света от угла падения солнечных лучей на поверхность земного шара,  установят   главное при выполнении практических заданий

Регулятивные: смогут определить цель учебной деятельности,  выстроят план  для достижения цели

Основные понятия 

Орбитальное движение Земли, день зимнего солнцестояния, день летнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, полярный день, полярная ночь, тропики и полярные круги, высота солнца над горизонтом.

Ресурсы урока

Интернет- ресурсы (ЦОР) – орбитальное движение Земли, учебник 6 класс линии «Русское слово» под .ред. , географический атлас 6 класс, плакат «орбитальное движение Земли», рабочая тетрадь учащегося.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД:

познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

3.

Изучение нового материала

Просмотр ЦОР

«Орбитальное движение Земли»;

Демонстрация ЦОР

«Орбитальное движение Земли»:

Просмотреть материалы ЦОР

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца,

Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года.

Л.

Чтение учебного материала учебника;

Побуждает учащихся ставить учебную задачу

Определить 4

Главных

дня года;

Дни летнего и зимнего солнцестояния

дни равноденствия Полярный день и ночь. Пояса освещенности;

П., Р.

Обсуждение в группах особенностей 4 дней года.

Корректирует результаты обсуждения учащихся Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов

Определить особенности дней

 22.06,

22.12,

23.09,

21.03.

Определять

географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года.

К.

Оформление полученных результатов

Контролирует процесс оформления результатов обсуждения

Заполнить таблицу

«Орбитальное движение Земли»

Фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния

дни равноденствия

солнцестояния дни равноденствия.

П., Р.

Ход урока

Просмотр ресурса «Движение Земли».

http://fcior.edu.ru/card/22586/dvizhenie-zemli.html  либо

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86e89d71-2634-48c6-a126-9b022ba91b13/block_2_1.swf

По  ходу просмотра заполняется таблица

Дни

Северное полушарие

Южное полушарие

22 нюня

1) освещено больше;

2) день длиннее ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток освещена до параллели 66,50 с. ш. (полярный день);

4) лучи Солнца падают отвесно не 23,50 

с. ш. (летнее солнцестояние)

1) освещено меньше;

2) день короче ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток в теня до параллели 66,50 ю. ш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние)

23 сентября

1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (осеннее равноденствие) (весеннее равноденствие)

22 декабря

1) освещено меньше;

2) день короче ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток — в тени до 66,50 сш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние)

1) освещено больше;

2) день длиннее ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток освещена до 66,5° ю. ш. (полярный день);

4) лучи Солнца падают отвесно на 23,50 ю. ш. (летнее солнцестояние)

21 марта

1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (весеннее равноденствие) (осеннее равноденствие)

Работа с моделью «Волшебный купол»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e5c7b9-24be-4edf-a154-458cd3e86576/sphere.swf

Закрепление материала.

   Практическая работа с использованием ресурса «Движение Земли. Практические задания».

http://fcior.edu.ru/card/22592/dvizhenie-zemli-prakticheskie-zadaniya.html

Практическая работа: «Обозначение поясов освещенности на контурных картах полушарий и России».

Цель работы: формирование представления о годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца, о нагреве и освещении Земли, формирование аккуратности при работе с контурными картами.
Оборудование: Атлас по географии для 6-го класса, контурные карты полушарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

Задание 1

На контурной карте полушарий обозначьте и надпишите:
1. Синим карандашом — полярные круги, красным карандашом — тропики.
2. Редкой штриховкой обозначьте пояса освещенности: тропический пояс — красным карандашом, умеренные — зеленым, полярные — синим.
3. Надпишите названия поясов освещенности.

Задание 2

Ответьте на вопросы:
1. Почему на Земле происходит смена времен года?
2. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
3. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?

Задание 3

Схематическим рисунком изобразите положение Земли относительно Солнца 22 декабря.
1. Подумайте, как надо расположить границу света и тени относительно полярных кругов.
2. На чертеже проведите параллель, имеющую широту вашей местности.
3. Синим карандашом обведите те части параллелей, которые находятся в тени.
4. Сделайте вывод о продолжительности дня и ночи на этих параллелях.

  1. Первичный контроль с использованием ресурса «Движение Земли. Контрольные задания» 

http://fcior.edu.ru/card/22400/dvizhenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html

ЭТАП Рефлексия (итог урока).

На каждую парту выдается набор разрезанных карточек и файл, на карточках написаны слова, из которых нужно составить вывод урока, помещая карточки в файл слева направо. Если все выполнено правильно, то на другой стороне файла складывается цельное изображение какого-либо времени года.

Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного сегодня на уроке. И нам остается только подвести итог:

Сегодня на уроке мне …

До начала урока я думал (а), что..., а теперь знаю …

Меня особенно удивило …

Было бы хорошо, если бы...

Домашнее задание: § 4; задания в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...