Геоэкология
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Шведова Валентина Ивановна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_geoekologiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного курса

Познание взаимосвязей и взаимодействий в системе "человек – природа хозяйство – окружающая среда" – ядро общегеографической образованности школьников. Приобретенные школьниками геоэкологические знания, умения и навыки позволят поддерживать определенный уровень качества окружающей среды, самостоятельно оценивать степень ее безопасности как сферы жизнедеятельности.

Для обеспечения преемственности образовательной политики в Тамбовской области, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона в число предметов, составляющих региональный компонент, введен учебный модуль «Геоэкология Тамбовской области».

Актуальность введения курса "Геоэкология Тамбовской области" в учебные планы школы в           8 классе связана с недостаточностью только биоэкологических знаний для понимания проблем, возникающих в окружающей среде. В отличие от биологических организмов человечество загрязняет окружающую среду вследствие производственной и иной деятельности. Растения и животные, в отличие от человека, не создают предпосылок для самоуничтожения. Это имеет принципиальное значение в постижении геоэкологической эволюции окружающей человека среды. К тому же «геоэкология» - это наука, изучающая природу и деятельность человека в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии, в отличие от других экологического содержания курсов или модулей.

Главная ЦЕЛЬ курса - обеспечение опережающего понимания изменений окружающей среды на локальном и региональном уровнях

Для достижения  цели необходимо решение следующих ЗАДАЧ:

-обобщить геоэкологические знания об особенностях и динамике процессов, происходящих в окружающей среде своей местности и области;

-выработать у школьников природосберегающее поведение в повседневной жизни;

-сформировать ценностное отношение к окружающей среде в своей местности, области, стране.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • программа регионального курса «География Тамбовской области»;
  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Место предмета в базисном учебном плане

Изучение курса "Геоэкология Тамбовской области" в 8 классе позволит интегрировать знания не только по географии, биологии, физике, химии, но и экологических модулей, составляющих предмет «Экология Тамбовской области» регионального компонента: "Экология растений", "Экология животных" и "Экология человека".

Программа курса «Геоэкология Тамбовской области» рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.

Программа направлена на расширение практико-ориентированной деятельности учащихся, так из 17 часов, 8 часов отведены на выполнение практических работ.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учащихся:

1.учебник Геоэкология Тамбовской области Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Учебное пособие для учащихся8-х классов ООО «Издательство Юлис», 2006

2.рабочая тетрадь Б.Е. Петухов, О.И. Дубровин Геоэкология Тамбовской области Тамбов ТОИПКРО, 2008

Литература для учителя:

1.Дудник Н.И. Геоэкология Тамбовской области: Учебное пособие для студ. ин-та естествознания / Н.И. Дудник; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос.ун-т им. Г.Р.Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004.

2.Журнал "География в школе", Розанов Л.Л. Программа курса "Геоэкология", XI класс, №2 2004г стр.48-52.

3.Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4.Алёнина С.Д., Дубровин О.И., Кузьмина М.М. Геоэкология Тамбовской области, Методическое пособие, Тамбов  ТОИПКРО, 2006

Основное содержание программы:

Введение (1 час)

Что и как изучают в курсе "Геоэкология Тамбовской области". Особенности геоэкологии в нашей Тамбовской области.

Значение курса в формировании геоэкологических умений и навыков в оценке конкретной географической действительности как предпосылки благоразумных действий по отношению к самим себе и к окружающей среде. Понятие "окружающая среда". Природные условия и ресурсы области. Природный и экологический потенциал Тамбовской области.

Раздел I. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области (5 час)

1.Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме Тамбовской области. Воздушное окружение человека. Понятие "воздушная среда". Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды в своей местности и области в целом. Тепловые ресурсы Тамбовской области. Влажность воздуха и осадки в геосистеме области.

Практическая работа №1. Определение агроклиматических ресурсов своей местности

2.Водная среда области. Влагооборот и водные ресурсы Тамбовской области. Понятие "водная среда" Водная среда области. Влагооборот. Водные ресурсы Тамбовской области.

Техногенные загрязнения, засорение, ухудшение качества вод своей местности и области. Проблемы оптимального водопользования в Тамбовской области.

Практическая работа №2. Определение приходной и расходной частей влагооборота  Тамбовской области.

3.Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы. Понятие "геоморфологическая среда". Литосфера, ее строение в пределах Тамбовской области. Формы рельефа и горные породы области, их подверженность разрушению. Эрозионные процессы Геоэкологические критерии состояния геоморфологической среды.

4.Биопочвенная среда Тамбовской области. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения. Понятие "биопочвенная среда". Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды в своей местности и области в целом. Антропогенные экосистемы области: поля, лесополосы, населенные пункты и др.

5.Геоэкологические основы рационального природопользования. Окружающая среда Тамбовской области – природно-техногенное целое. Геоэкологическое единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной, геоморфологической сред в условиях своей местности (города или сельского населенного пункта Тамбовской области).

Геоэкологические основы рационального природопользования.

Природа как источник ресурсов и среда обитания человека на территории Тамбовской области. Природные условия, природные ресурсы и их классификация.

Практическая работа №3. Составление схемы основ рационального природопользования.

Раздел 2. Техногенные факторы и процессы (4 часа)

1.Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области.

Экологические проблемы области и их причины Высокая земледельческая освоенность области. Интенсивное использование черноземных почв в эпоху НТР – в середине и конце XX столетия. Совокупное воздействие на почвы антропогенных и спровоцированных деятельностью человека естественных процессов. Специфика экологических проблем сельского хозяйства Тамбовской области. Сокращение площадей, изменение физико-химических свойств чернозема, потеря плодородия. Роль географии в решении экологических проблем сельского хозяйства Тамбовской области. 

2.Геоэкологические проблемы промышленности  Специфика экологических проблем Тамбовской области в добывающей промышленности и обрабатывающей промышленности. Промышленные выбросы в экосистему. Роль географии в решении экологических проблем. Малоотходная технология, оборотное водоснабжение, утилизация твердых отходов и другие пути решения экологических проблем в промышленности.

 3.Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики. Конфигурация территории. Особенности расположения городов и районных центров, дорог Тамбовской области. Идея «поляризованного ландшафта». Специфика экологических проблем транспорта и энергетики. Роль географии в решении экологических проблем.

4.Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека. Геоэкологические процессы в Тамбовской области. Прямые или опосредованные воздействия изменяющейся окружающей среды на здоровье человека. Особо опасные загрязнители окружающей среды в Тамбовской области и их воздействие на человека. Проявления неблагоприятных геоэкологических процессов для человека в своей местности.

Пути сохранения и улучшения качества окружающей среды. Значение и формы сотрудничества в их решении.

Раздел 3. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области (7час)

1.Эколого-географическое положение Тамбовской области. Природный и экологический потенциал Тамбовской области. Особенности ЭГП Тамбовской области. Положение в центре Европейской части России. Тамбовская область часть Центральной России. Местонахождение относительно экологически важных внешних источников загрязнений, потенциальных экологических опасностей. Геоэкологические взаимосвязи Тамбовской области и соседних областей.

2.Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области.

Понятие «геоэкологическая ситуация». Типы геоэкологических ситуаций: комплексное загрязнение ландшафтов, радиационное загрязнение почв, химическое загрязнение почв и вод области. География районов с конфликтно-напряженной геоэкологической ситуацией  с позиций условий проживания и состояния здоровья населения, сохранности природно-ресурсного потенциала. Выделение зон и районов на карте по типам геоэкологических ситуаций в Тамбовской области. Охраняемые территории и объекты: заповедник "Воронинский", охотничьи заказники, памятники природы, редкие виды растений и животных. Проблемы рекреационного природопользования в хозяйственной деятельности в Тамбовской области.

Практическая работа №4. Составление картосхемы районов с конфликтно-напряженной геоэкологической ситуацией Тамбовской области.

3.Геоэкология своего населенного пункта. Населенный пункт как природно-техническая геоэкосистема. Принципиальное отличие населенного пункта от природной экосистамы. Геоэкологическая специфика населенных пунктов Тамбовской области. Факторы, определяющие качество воздушной среды в городах и крупных населенных пунктах нашей области. Города Тамбовской области с наибольшим загрязнением.

4.Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта. Цель, задача, система геоэкологического мониторинга. Региональный, локальный уровни мониторинга окружающей среды. Санитарно-гигиенический (биоэкологический), природно-хозяйственный, биосферный блоки мониторинга. Приоритетные объекты геоэкологического мониторинга. Государственная служба наблюдения Тамбовской области за загрязнением воздуха, поверхностных и подземных вод.

Практическая работа №5-6 Проведение геоэкологического мониторинга своего населенного пункта.

Результаты мониторинга.

5.Природосберегающее поведение в повседневной жизни.

Итоговый урок

Сознательная созидательная (охранительная, преобразующая) или разрушающая деятельность человека, направленная на объекты и процессы в окружающей среде. Индивидуальное геоэкологическое сознание жителя Тамбовской области. Цели геоэкологического поведения. Предметные и духовные ценности во взаимодействии человека с окружающей средой. Личность гражданина Тамбовской области, его геоэкологическая компетентность - основа благоразумных действий по отношению к самому себе и к окружающей среде.

Практическая работа №7-8. Защита проектов, рефератов или иных работ учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • географические особенности природы Тамбовской области, населения родного края; связь между природными условиями и культурно-бытовыми особенностями Тамбовской области;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем  на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов Тамбовской области;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;
  • составлять краткую географическую характеристику ландшафтов Тамбовской области на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • выявлять геоэкологические проблемы на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик экологического состояния компонентов природы области.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной подготовки обучающихся по теме :"Природопользование и геоэкология"

Данные задания созданы для подготовки обучающихся к ГИА в новой форме и ЕГЭ. Они дают возможность самостоятельно подготовиться к экзамену. Здесь учтены основные понятия этой темы. Задания имеют разный...

Авторская образовательная программа «Геоэкология»

Программа «Геоэкология» является полностью авторской разработкой, отражая научные знания, интересы и представления автора о том, как, в какой последовательности и какими методами и приемами следует зн...

Научная статья по геоэкологии

В работе обобщен и систематизирован материал по появлению и развитию техногенеза  в России и за рубежом.  Приводится понятие техногенеза и его роль в современной биосфере, а также ...

Итоговое тестирование по геоэкологии Тамбовской области (8 класс)

В тест включены 20 вопросов за курс геоэкологии Тамбовской области....

Программа воспитательной деятельности детского объединения «Геоэкология»

Программа воспитательной деятельности детского объединения «Геоэкология»...

Сертификат. XIV Международный семинар "Геология, геоэкология, эволюционная география"

Сертификат. XIV Международный семинар "Геология, геоэкология, эволюционная география"...

Контрольная работа на тему "Природопользование и геоэкология" 10 класс

Данная работа составлена с использованием с использованием заданий ВПР и ЕГЭ....