Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Молчанова Людмила Степановна

Рабочая программа по географии для девятого класса составлена на основании  программы по предмету, с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geografiya_9_klass.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

         1. Стандарта основного общего образования по географии 2004 г.

       2. Примерной программы для основного общего образования по географии 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

            Нормативно-правовая основа рабочей программы:

        1.        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

        2.        Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.

        3.        Примерная программа основного общего образования по географии.

        4.        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/19 учебный год.

        5.        Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

         6.Учебный план в 9-м классе школы-интерната №68, учитель Молчанова Л.С.  на 2018-2019  учебный год, утвержденный приказом директора школы-интерната №;68 №82-1 от 24.08.2018 г. 

       7.-Образовательная программа школы-интерната № 68

       8.- Устав школы – интерната №68

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы

по географии  (базовый уровень) для общеобразовательных школ на основе Программы по географии 6-11 кл. Душина И.В.Классическая линия для общеобразовательных учреждений

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.

  В курсе “География России. Население и хозяйство” для 9 класса рассматривается положение России в мировом  хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем..

. Изучение курса в основной школе направлено на достижение следующих учебных результатов:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года:

знать/понимать

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений

Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного

 предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных

часов в неделю.

            Рабочая программа рассчитана на 68 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (37 ч)

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 ч.)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире, по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны-соседи России.

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения России.

Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной границы. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального деления России».

Практическая работа № 2 «Сравнение географического положения России с другими странами».

Контрольная работа № 1 «Место России в мире»

Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа; работа с картами атласа, интернет-ресурсами; работа с контурной картой: обозначение границ; самостоятельная работа с учебником (поиск информации);

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Формирование и заселение  территории Русского и Российского государства в XVI- XIX в.

Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного населения. Возрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Религии, исповедуемые в России, основные районы их распространения.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Направление миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различие городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения.

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».

Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».

Контрольная работа № 2 «Население Российской Федерации»

Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа, диаграмм, графиков, половозрастных пирамид; отбор и сравнение материала по нескольким источникам; самостоятельная работа с учебником (поиск информации); составление схемы разных видов миграций; подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; просмотр и обсуждение учебных фильмов.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3ч)

География основных типов экономики на территории России.  Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.  Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии. Пути развития России.

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОРАФИЯ (1 ч)

Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

Форма организации учебного занятия: урок - исследование;

Основные виды учебной деятельности: Анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроения. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.

Основные виды учебной деятельности: Составление и анализ схемы кооперационных связей машиностроительного комплекса; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; обсуждение проблем развития современного машиностроительного комплекса в России.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (4ч)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности  на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России»

Тестовая работа № 1 «Географические особенности экономики России.  Наука. Машиностроение. ТЭК»

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблицы «Типы электростанций», анализ  схемы ТЭК, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; работа с контурной картой: обозначение основных районов добычи нефти и газа; использования различных источников географической информации для составления характеристики  угольных и нефтяных бассейнов; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля, важнейшие газо- и нефтепроводы, основные центры промышленности; выполнение работ практикума; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; самостоятельная работа с учебником.

КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЩЕСТВА (7ч)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия -основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации в хозяйстве. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения. Влияние отрасли  на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Работа по картам  атласа: анализировать экономические карты и статистические данные;  анализ карт, их сопоставление; использовать различные источники географических информации для составления характеристики  отраслей; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3 ч)

Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место, значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место, значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры,  назначение, их требование к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития. Отрасли животноводства, их значение.

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения и география важнейших отраслей. Влияние отрасли  на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (5 ч)

Состав комплекса. Роль транспорта. Состав, место, значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещения населения и хозяйства.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Трубопроводный транспорт. Влияние транспорта на окружающую среду. Перспективы развития.

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи, их роль для людей. Развитие и география связи в стране. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География и влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей.

Контрольная  работа № 3 «Хозяйство России».

Форма организации учебного занятия: урок; практическая работа; урок-исследование; лекция; конференция.

Основные виды учебной деятельности: Работа по картам  атласа: анализировать экономические карты и статистические данные;  анализ карт, их сопоставление; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА(22 ч)

РАЙНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 ч)

Районирование России. Районирование – важнейший метод в географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная часть России. Экономические районы. Федеральные округа.

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН-ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 ч)

Общая характеристика Западного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч)

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад.  Состав, природа, историческое изменение  географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства Центральной России и Европейского Северо-Запада. Численность и динамика численности населения. Размещения населения, урбанизация, города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как главный фактор формирования региона. Исторические и религиозные факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства, памятники.

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов.

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность  населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность  населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3ч)

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население Европейского Севера. Численность  населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии.

Хозяйство Европейского Севера. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ч)

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население Европейского Юга. Численность  населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство  Европейского Юга. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, топливная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

ПОВОЛЖЬЕ (3 ч)

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население Поволжья. Численность  населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство Поволжья. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, газовая и нефтяная. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

УРАЛ (4 ч)

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население Урала. Численность  населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство Урала. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (10 ч)

Общая характеристика Восточного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития  Восточного макрорегиона. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны населения и зона Севера. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны.

Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: черная металлургия, топливная, машиностроение, химическая, электроэнергетика. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Обобщающее повторение по темам «Место России в мире», «Население России».

Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России».

Обобщающее повторение по теме «Регионы России».

Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

Практическая работа № 9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».

Контрольная  работа № 4 «Европейская Россия».

Обобщающий урок-игра по теме «Азиатская Россия».

Итоговое тестирование.

Форма организации учебного занятия: урок; практикум; урок-исследование; лекция; конференция, круглый стол, игра.

Основные виды учебной деятельности: Анализ схемы «Районирование»; подбор примеров районов различного уровня; определение по картам отраслей хозяйства специализации отдельных территорий; работа по картам  атласа: анализировать экономические карты и статистические данные;  работа по учебнику и другим дополнительным источникам: объяснять значение районирования и зонирования России; приводить примеры экономических районов, федеральных округов; самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР), подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; сравнивать характеристики разных частей района; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность;  умение работать с разными источниками географической информации; давать оценку ГП района для его формирования и развития; приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте; анализ схем и статистических материалов; составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний характеристик, отражающих особе6нностей хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе и карт; определение района или подрайона по краткому описанию; решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами; просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, видероликов.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2014г.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2013г..
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2012г.
  4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Интернет ресурсы

  1. Мультимедийная программа: География 6-9 класс.
  2. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
  3. http://geographer.ru – Географический портал.
  4. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
  5. http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
  6. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
  7. http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
  8. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.


9 класс.  География России. Население и хозяйство

.

2 часа в неделю, 68 часов (2 часа – резервное время)

Учебник – авторы: Дронов В.П., В.Я. Ром  География России. Население и хозяйство.

Издание: Дрофа, Москва-2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

№ п/п

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

дом

задание

дата

проведения

план

факт

Введение 4 часа

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ их различия.

Уметь показывать на карте границы и субъекты РФ. Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черты географического положения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России.

Фронтальный опрос, работа с картой

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.  Северное положение страны. Особенности её соседского, геоэкономического, геополитического и транспортно-географического положения. Политико-административное устройство России.

§1, вопросы стр 10, работа с картой

2

Географическое положение и границы России.

Пр/р №1. Работа на к/к.

1

практикум

Работа с контурной картой

§2 изучить, конт. карта

3

Виды и уровни географического положения.

Пр/р №2. Характеристика ЭГП России.

1

Урок изучения нового материала, практикум

Фронтальный опрос, работа с картой

§3, вопросы стр 17

4

Государственная территория России.

1

Урок изучения нового материала, практикум

Фронтальный опрос

§4 вопросы стр 22, изучить

Внимание!Проблема!

Население России  6 часов

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

Урок изучения нового материала

Знать численность населения России, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности населения города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населённых пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы,  активное население, пассивное население, рынок труда, безработица.

Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

Фронтальный опрос

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже 20 и 21 вв. основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий.

§5 изучить

6

Численность и естественный прирост населения.

Пр/р №3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

1

Урок изучения нового материала, практикум

Фронтальный опрос

§6, работа в тетради

7

Национальный состав населения России.

Пр/р №4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

1

Урок изучения нового материала

тестирование

Этнический (национальный) состав населения России. География религий.

§7 изучить, заполнить таблицу в тетради

8.

Рынок труда, занятость населения России. Миграции населения.

1

Урок изучения нового материала

Анализ карт, фронтальный опрос

Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

§8,

 вопросы стр 42

9

Городское и сельское население. Расселение населения.

Пр/р№5. Определение по картам размещения населения.

1

практикум

Анализ карт, фронтальный опрос

Географические особенности  размещения населения России. Основная полоса расселения.   Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

§9 воп.стр 49

Конт.карта

10

Итоговое повторение по теме «Население России»

1

Урок обобщения и повторения

Индивидуальный опрос, тестирование

Реферат «Народы России»

11

География основных типов экономики на территории России.

1

Урок изучения нового материала

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт.

Фронтальный опрос

Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, секторы хозяйства, факторы их формирования и развития.

§10 изучить, ответ на вопросы стр 57 в тетр.,

12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

Урок актуализации знаний и умений

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

Фронтальный опрос

Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

§11 изучить, изучить

Внимание! Проблема! Стр 60

13

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

1

Урок изучения нового материала

Оценивать место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.

Фронтальный опрос

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты  мирового природного и культурного наследия в России.

§12 изучить

География отраслей и межотраслевых комплексов 24 часа

14

Научный комплекс.

1

Урок изучения нового материала

Определять по статистическим  данным долю России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, а также долю затрат стран на научные исследования. Анализировать по картам географию городов науки.

Фронтальный опрос

Место и значение науки в хозяйственном комплексе страны. География науки: основные районы, центры, города науки.

§13изучить, подготовить сообщения «Города науки России»

15

Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития.

1

Урок изучения нового материала

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

Фронтальный опрос

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий.  География важнейших отраслей: основные районы и центры.  Машиностроение  и охрана окружающей среды.

§14 изучить

16

Факторы размещения машиностроения.

Пр/р №6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

1

Практикум, изучение нового материала

Фронтальный опрос

§15 изучить, р.т. стр

17

География машиностроения.

1

практикум

Работа с к/к, индивидуальный опрос

§16 вопросы стр 79, сообщения

18

Военно-промышленный комплекс (ВПК).

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

§17 изучить

19

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса.

1

Урок изучения нового материала

Анализировать схему «Состав ТЭК» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение  о воздействие ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране.

Наносить на к/к основные районы добычи топливных ресурсов. Сопоставлять карты размещения предприятий топливной промышленности  с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику отраслей топливной промышленности по картам и статистическим материалам

Фронтальный опрос

Состав, место и значение в хозяйстве.  Изменение роли отдельных видов топлива. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

§18,  вопросы стр 89, работа с картой

20

Топливная промышленность: нефтяная и газовая.

1

Урок изучения нового материала

Работа с к/к картой, фронтальный опрос

География  основных современных и перспективных районов добычи нефти и газа, систем нефтепроводов, нефтепереработки и газопроводов.

§19 (стр89-96), вопросы 1-3 стр 99

21

Топливная промышленность: угольная.

 Пр/р№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов.

1

практикум

Работа с к/к картой, фронтальный опрос

Значения угля в хозяйстве России. технико-экономические  показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

§19 (стр96-99) изучить, конт. карта

22

Электроэнергетика .

1

Практикум, изучение нового материала

Составлять и анализировать таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Работа с к/к картой, фронтальный опрос, тестирование

Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

§20, вопросы стр 106, заполнить таблицу в тетради

23

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические  вещества: состав и значение. Металлургический комплекс.

1

Урок изучения нового материала

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий   черной металлургии.  Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. Наносить на к/к главные металлургические центры и районы

Фронтальный опрос

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий   черной металлургии.  Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. Наносить на к/к главные металлургические центры и районы

§21, 22 изучить

24

 Факторы размещения предприятий металлургического комплекса..

Пр/р№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии.

1

Практикум, изучение нового материала

Работа с картой, индивидуальный опрос

§23стр 111-112 изучить, заполнить таблицу в тетради

25

Чёрная металлургия.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой, индивидуальный опрос

§23стр 112-115 изучить, конт. карта

26

Цветная металлургия.

Пр/р № 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

1

Практикум, изучение нового материала

Работа с картой, индивидуальный опрос, тестирование

§24, вопросы стр 117, работа с картой

27

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

1

Урок изучения нового материала

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их.

Работа с картой, индивидуальный опрос

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их.

§25, вопросы стр 120, подготовить сообщения

28

Факторы размещения химических предприятий.

1

Практикум, изучение нового материала

Работа с картой, индивидуальный опрос

§26 изучить, работа с картой

29

Лесная промышленность.

Пр/р№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

1

Практикум, изучение нового материала

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её  главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности.

Работа с картой, индивидуальный опрос, тестирование

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её  главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности.

§27 изучить, заполнить таблицу в тетради

30

Состав и значение агропромышленного комплекса.

1

комб

Анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи АПК. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.

Фронтальный опрос

Анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи АПК. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.

§28 изучить , выполнить задания в р.т.

31

Земледелие и животноводство.

Пр/р № 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

1

практикум

Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Работа с картой, индивидуальный  опрос

Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

§29, вопросы стр 139, заполнить таблицу в тетради

32

Пищевая и лёгкая промышленность.

1

комб

Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности.

Фронтальный опрос, тестирование

Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности.

§30 вопросы стр 145  изучить Внимание! Проблема! Стр 146

33

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.

1

Урок изучения нового материала

 Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Фронтальный опрос

 Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

§31 изучить, выучить определения

34

Сухопутный транспорт.

1

комб

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§32, вопросы стр 157, изучить проблемы сухопут транспорта стр 158-159

35

Водный и другие виды транспорта.

1

комб

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§33 изучить, конт. карта

36

Связь. Сфера обслуживания.

1

семинар

Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять и анализировать схему «Составные части инфраструктуры».  Определять  по семе виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать  территориальные различия в уровне телефонизации районов России.

Индивидуальный опрос

Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять и анализировать схему «Составные части инфраструктуры».  Определять  по семе виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать  территориальные различия в уровне телефонизации районов России.

§34, вопрсы стр 172, изучить Внимание! Проблема! Стр 172-173

37

Итоговое повторение

1

Урок повторения и обобщения знаний

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тестирование

Индивид задания

Региональная часть курса 22 часа

38

Экономическое районирование России.

1

Урок изучения нового материала

Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории. Приводить по картам примеры разных видов районирования

Фронтальный опрос

Принципы и виды  хозяйственного районирования страны.

§35, изучить; выуч. определения

39

Общая характеристика Западного макрорегиона.

1

Урок изучения нового материала

Выявлять специфику  экономико-географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

Фронтальный опрос

Особенности географического положения. Специфика природы, население, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

§36, изучить, вопросы стр 185(уст)

40

Центральная Россия. Состав, природные ресурсы, население.

1

Урок изучения нового материала

Оценивать положительные и отрицательные стороны ФГП и ЭГП района. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, хозяйство и жизнь людей. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию социально-экономических тематических карт.  Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенности природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

Работа с картой, индивидуальный  опрос

Состав, особенности экономико-географического положения, его влияние на хозяйство и жизнь населения. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культуры. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

§37изучить, §38 конспект

41

Экономика Центральной России.

1

практикум

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§39,40

42

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.

1

конференция

Фронтальный опрос

§41

43

Северо-Западный район.

1

Урок-путешествие

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тест

§42, вопросы стр 226, изучить Внимание! Проблема!

44

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§43изучить, работа с картой; §44 конспект

45

Население и хозяйство Европейского Севера.

1

Практикум, изучение нового материала

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тест

§44, 45изучить; конт карта

46

Европейский Юг – Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Практикум, изучение нового материала

Фронтальный опрос

§46 изучить, работа с картами атласа

47

Население и хозяйство Европейского Юга.

Пр/р №12. Составление схемы производственных связей СКЭР.

1

Практикум, изучение нового материала

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тест

§47 вопросы стр 240(уст), §48 изучить

48

Поволжье. Географическое положение. Население.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§49изучить

 §50 конспект

49

Хозяйство Поволжья.

1

Практикум, изучение нового материала

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тест

§51 изучить, конт.карта стр 58

50

Урал. Географическое положение. Население.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§52, 53изучить, работа с картами атласа

51

Хозяйство Урала.

Пр/р №13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

1

Практикум, изучение нового материала

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§54изучить, работа в тетради по плану; повтор §37-§54

52

Итоговое повторение по Западному макрорегиону.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тест

Индивид.задания

53

Восточный макрорегион. Общая характеристика.

1

Урок изучения нового материала

Выявлять специфику  экономико-географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

Фронтальный опрос

Особенности географического положения. Специфика природы, население, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

§55,56 изучить

54

Западная Сибирь.

1

Урок актуализации знаний и умений

Оценивать положительные и отрицательные стороны ФГП и ЭГП района. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, хозяйство и жизнь людей. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию социально-экономических тематических карт.  Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенности природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

Работа с картой, индивидуальный  опрос

Состав, особенности экономико-географического положения, его влияние на хозяйство и жизнь населения. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культуры. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны

§57, работа по плану, конт карта

55

Восточная Сибирь.

Пр/р № 14. Сравнительная характеристика  хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§58, вопросы стр 294, работа с картами атласа

56

Дальний Восток.

1

Практикум, изучение нового материала

Работа с картой, индивидуальный  опрос

§59 изучить, конт карта; повтор §57-§59

57

Итоговое повторение по Восточному макрорегиону.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Повторить тему «Экономические районы РФ»

58

Обобщающее занятие по курсу « Население и хозяйство России».

1

Урок повторения и обобщения знаний

тестирование

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тест

Россия  в  современном мире (2 часа)

59

Россия в современном мире

1

Урок изучения нового материала

Оценивать по статистическим  данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.

Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия  России

Фронтальный опрос

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Конспект, индвид задания

60

Объекты мирового и культурного наследия  России

1

Практикум, изучение нового материала

Презентации.

Конспект, индвид задания

География своей республики. Население и хозяйство Санкт-Петербурга 8 чаcов

Учебное пособие для средней общеобразовательной школы.   География 8-9 классы

61

Административно-территориальное устройство Сп-б. Пр/р №15. Особенности ЭГП Санкт-Петербурга и влияние его на экономическое развитие страны.

1

Урок изучения нового материала

Определять особенности ЭГП города, называть пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ. Объяснять влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций. Объяснять  изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Фронтальный опрос, работа с картой

Особенности ЭГП города, размеры территории, протяженность границ. Особенности административно-территориального устройства. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории . Городское и сельское население природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства . География отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России и РТ.

 конспект

62

Природно-ресурсный потенциал города.

1

Практикум, изучение нового материала

Фронтальный опрос, работа с картой

Подготовить сообщения (по вариантам) п

63

Население

1

Практикум, изучение нового материала

тестирование

64

Промышленность Сп-б.

Пр/р №16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленностиСПб.

1

практикум

Фронтальный опрос, работа с картой, тестирование

 конспект

65

АПК Сп-Б. География растениеводства и животноводства.

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос, работа с картой

 Опорный конспект

66

География транспорта

1

практикум

Фронтальный опрос, работа с картой

 картосхема

67

Экономическое районирование.

1

семинар

Фронтальный опрос, работа с картой

(работа в группах)

68

Контрольный урок по теме «География С-П».

1

Урок повторения и обобщения знаний

Работа с картой, индивидуальный  опрос, тест

Подведение итогов за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...