Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа по географии для девятого класса составлена на основании программы по предмету, с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geografiya_9_klass.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
1. Стандарта основного общего образования по географии 2004 г.
2. Примерной программы для основного общего образования по географии 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.
3. Примерная программа основного общего образования по географии.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/19 учебный год.
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
6.Учебный план в 9-м классе школы-интерната №68, учитель Молчанова Л.С. на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом директора школы-интерната №;68 №82-1 от 24.08.2018 г.
7.-Образовательная программа школы-интерната № 68
8.- Устав школы – интерната №68
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы
по географии (базовый уровень) для общеобразовательных школ на основе Программы по географии 6-11 кл. Душина И.В.Классическая линия для общеобразовательных учреждений
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главные цели данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
В курсе “География России. Население и хозяйство” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем..
. Изучение курса в основной школе направлено на достижение следующих учебных результатов:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года:
знать/понимать
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного
предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных
часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (37 ч)
МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 ч.)
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире, по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.
Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны-соседи России.
Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения России.
Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной границы. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.
Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального деления России».
Практическая работа № 2 «Сравнение географического положения России с другими странами».
Контрольная работа № 1 «Место России в мире»
Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа; работа с картами атласа, интернет-ресурсами; работа с контурной картой: обозначение границ; самостоятельная работа с учебником (поиск информации);
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI- XIX в.
Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного населения. Возрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Прогноз численности населения.
Национальный состав населения России. Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Религии, исповедуемые в России, основные районы их распространения.
Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Направление миграций в России, их влияние на жизнь страны.
Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различие городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения.
Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».
Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».
Контрольная работа № 2 «Население Российской Федерации»
Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа, диаграмм, графиков, половозрастных пирамид; отбор и сравнение материала по нескольким источникам; самостоятельная работа с учебником (поиск информации); составление схемы разных видов миграций; подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; просмотр и обсуждение учебных фильмов.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3ч)
География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и проблемы России.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии. Пути развития России.
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОРАФИЯ (1 ч)
Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.
Форма организации учебного занятия: урок - исследование;
Основные виды учебной деятельности: Анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.
Факторы размещения машиностроения. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.
География машиностроения. Особенности географии машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.
Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.
Основные виды учебной деятельности: Составление и анализ схемы кооперационных связей машиностроительного комплекса; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; обсуждение проблем развития современного машиностроительного комплекса в России.
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (4ч)
Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.
Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.
Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России»
Тестовая работа № 1 «Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК»
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблицы «Типы электростанций», анализ схемы ТЭК, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; работа с контурной картой: обозначение основных районов добычи нефти и газа; использования различных источников географической информации для составления характеристики угольных и нефтяных бассейнов; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля, важнейшие газо- и нефтепроводы, основные центры промышленности; выполнение работ практикума; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; самостоятельная работа с учебником.
КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЩЕСТВА (7ч)
Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.
Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия -основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации в хозяйстве. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.
Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; анализ карт, их сопоставление; использовать различные источники географических информации для составления характеристики отраслей; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3 ч)
Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место, значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место, значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.
Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры, назначение, их требование к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития. Отрасли животноводства, их значение.
Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения и география важнейших отраслей. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства»
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (5 ч)
Состав комплекса. Роль транспорта. Состав, место, значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещения населения и хозяйства.
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Трубопроводный транспорт. Влияние транспорта на окружающую среду. Перспективы развития.
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи, их роль для людей. Развитие и география связи в стране. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География и влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей.
Контрольная работа № 3 «Хозяйство России».
Форма организации учебного занятия: урок; практическая работа; урок-исследование; лекция; конференция.
Основные виды учебной деятельности: Работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; анализ карт, их сопоставление; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА(22 ч)
РАЙНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 ч)
Районирование России. Районирование – важнейший метод в географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная часть России. Экономические районы. Федеральные округа.
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН-ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 ч)
Общая характеристика Западного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч)
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.
Население и главные черты хозяйства Центральной России и Европейского Северо-Запада. Численность и динамика численности населения. Размещения населения, урбанизация, города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как главный фактор формирования региона. Исторические и религиозные факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства, памятники.
Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов.
Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3ч)
Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.
Население Европейского Севера. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии.
Хозяйство Европейского Севера. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ч)
Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население Европейского Юга. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство Европейского Юга. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, топливная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
ПОВОЛЖЬЕ (3 ч)
Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население Поволжья. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство Поволжья. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, газовая и нефтяная. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
УРАЛ (4 ч)
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население Урала. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство Урала. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (10 ч)
Общая характеристика Восточного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.
Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны населения и зона Севера. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны.
Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: черная металлургия, топливная, машиностроение, химическая, электроэнергетика. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Обобщающее повторение по темам «Место России в мире», «Население России».
Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России».
Обобщающее повторение по теме «Регионы России».
Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».
Практическая работа № 9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».
Контрольная работа № 4 «Европейская Россия».
Обобщающий урок-игра по теме «Азиатская Россия».
Итоговое тестирование.
Форма организации учебного занятия: урок; практикум; урок-исследование; лекция; конференция, круглый стол, игра.
Основные виды учебной деятельности: Анализ схемы «Районирование»; подбор примеров районов различного уровня; определение по картам отраслей хозяйства специализации отдельных территорий; работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; работа по учебнику и другим дополнительным источникам: объяснять значение районирования и зонирования России; приводить примеры экономических районов, федеральных округов; самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР), подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; сравнивать характеристики разных частей района; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность; умение работать с разными источниками географической информации; давать оценку ГП района для его формирования и развития; приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте; анализ схем и статистических материалов; составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний характеристик, отражающих особе6нностей хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе и карт; определение района или подрайона по краткому описанию; решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами; просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, видероликов.
Используемый УМК:
- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2014г.
- В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2013г..
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2012г.
- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Интернет ресурсы
- Мультимедийная программа: География 6-9 класс.
- http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
- http://geographer.ru – Географический портал.
- http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
- http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
- http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
- http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
- http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.
9 класс. География России. Население и хозяйство
.
2 часа в неделю, 68 часов (2 часа – резервное время)
Учебник – авторы: Дронов В.П., В.Я. Ром География России. Население и хозяйство.
Издание: Дрофа, Москва-2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | дом задание | дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
Введение 4 часа | ||||||||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ их различия. Уметь показывать на карте границы и субъекты РФ. Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черты географического положения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России. | Фронтальный опрос, работа с картой | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Северное положение страны. Особенности её соседского, геоэкономического, геополитического и транспортно-географического положения. Политико-административное устройство России. | §1, вопросы стр 10, работа с картой | |||
2 | Географическое положение и границы России. Пр/р №1. Работа на к/к. | 1 | практикум | Работа с контурной картой | §2 изучить, конт. карта | |||||
3 | Виды и уровни географического положения. Пр/р №2. Характеристика ЭГП России. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Фронтальный опрос, работа с картой | §3, вопросы стр 17 | |||||
4 | Государственная территория России. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Фронтальный опрос | §4 вопросы стр 22, изучить Внимание!Проблема! | |||||
Население России 6 часов | ||||||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать численность населения России, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности населения города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населённых пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, безработица. Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП. | Фронтальный опрос | Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже 20 и 21 вв. основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. | §5 изучить | |||
6 | Численность и естественный прирост населения. Пр/р №3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Фронтальный опрос | §6, работа в тетради | |||||
7 | Национальный состав населения России. Пр/р №4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. | 1 | Урок изучения нового материала | тестирование | Этнический (национальный) состав населения России. География религий. | §7 изучить, заполнить таблицу в тетради | ||||
8. | Рынок труда, занятость населения России. Миграции населения. | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ карт, фронтальный опрос | Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. | §8, вопросы стр 42 | ||||
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. Пр/р№5. Определение по картам размещения населения. | 1 | практикум | Анализ карт, фронтальный опрос | Географические особенности размещения населения России. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. | §9 воп.стр 49 Конт.карта | ||||
10 | Итоговое повторение по теме «Население России» | 1 | Урок обобщения и повторения | Индивидуальный опрос, тестирование | Реферат «Народы России» | |||||
11 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | Урок изучения нового материала | Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. | Фронтальный опрос | Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, секторы хозяйства, факторы их формирования и развития. | §10 изучить, ответ на вопросы стр 57 в тетр., | |||
12 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых. | Фронтальный опрос | Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. | §11 изучить, изучить Внимание! Проблема! Стр 60 | |||
13 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | 1 | Урок изучения нового материала | Оценивать место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. | Фронтальный опрос | Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | §12 изучить | |||
География отраслей и межотраслевых комплексов 24 часа | ||||||||||
14 | Научный комплекс. | 1 | Урок изучения нового материала | Определять по статистическим данным долю России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, а также долю затрат стран на научные исследования. Анализировать по картам географию городов науки. | Фронтальный опрос | Место и значение науки в хозяйственном комплексе страны. География науки: основные районы, центры, города науки. | §13изучить, подготовить сообщения «Города науки России» | |||
15 | Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития. | 1 | Урок изучения нового материала | Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | Фронтальный опрос | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. | §14 изучить | |||
16 | Факторы размещения машиностроения. Пр/р №6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Фронтальный опрос | §15 изучить, р.т. стр | |||||
17 | География машиностроения. | 1 | практикум | Работа с к/к, индивидуальный опрос | §16 вопросы стр 79, сообщения | |||||
18 | Военно-промышленный комплекс (ВПК). | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | §17 изучить | |||||
19 | Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. | 1 | Урок изучения нового материала | Анализировать схему «Состав ТЭК» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение о воздействие ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране. Наносить на к/к основные районы добычи топливных ресурсов. Сопоставлять карты размещения предприятий топливной промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику отраслей топливной промышленности по картам и статистическим материалам | Фронтальный опрос | Состав, место и значение в хозяйстве. Изменение роли отдельных видов топлива. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. | §18, вопросы стр 89, работа с картой | |||
20 | Топливная промышленность: нефтяная и газовая. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с к/к картой, фронтальный опрос | География основных современных и перспективных районов добычи нефти и газа, систем нефтепроводов, нефтепереработки и газопроводов. | §19 (стр89-96), вопросы 1-3 стр 99 | ||||
21 | Топливная промышленность: угольная. Пр/р№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов. | 1 | практикум | Работа с к/к картой, фронтальный опрос | Значения угля в хозяйстве России. технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности. | §19 (стр96-99) изучить, конт. карта | ||||
22 | Электроэнергетика . | 1 | Практикум, изучение нового материала | Составлять и анализировать таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии. | Работа с к/к картой, фронтальный опрос, тестирование | Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики. | §20, вопросы стр 106, заполнить таблицу в тетради | |||
23 | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества: состав и значение. Металлургический комплекс. | 1 | Урок изучения нового материала | Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий черной металлургии. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. Наносить на к/к главные металлургические центры и районы | Фронтальный опрос | Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий черной металлургии. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. Наносить на к/к главные металлургические центры и районы | §21, 22 изучить | |||
24 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.. Пр/р№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос | §23стр 111-112 изучить, заполнить таблицу в тетради | |||||
25 | Чёрная металлургия. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос | §23стр 112-115 изучить, конт. карта | |||||
26 | Цветная металлургия. Пр/р № 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос, тестирование | §24, вопросы стр 117, работа с картой | |||||
27 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | 1 | Урок изучения нового материала | Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их. | Работа с картой, индивидуальный опрос | Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их. | §25, вопросы стр 120, подготовить сообщения | |||
28 | Факторы размещения химических предприятий. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос | §26 изучить, работа с картой | |||||
29 | Лесная промышленность. Пр/р№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. | Работа с картой, индивидуальный опрос, тестирование | Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. | §27 изучить, заполнить таблицу в тетради | |||
30 | Состав и значение агропромышленного комплекса. | 1 | комб | Анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи АПК. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. | Фронтальный опрос | Анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи АПК. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. | §28 изучить , выполнить задания в р.т. | |||
31 | Земледелие и животноводство. Пр/р № 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | 1 | практикум | Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | Работа с картой, индивидуальный опрос | Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | §29, вопросы стр 139, заполнить таблицу в тетради | |||
32 | Пищевая и лёгкая промышленность. | 1 | комб | Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. | Фронтальный опрос, тестирование | Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. | §30 вопросы стр 145 изучить Внимание! Проблема! Стр 146 | |||
33 | Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. | 1 | Урок изучения нового материала | Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. | Фронтальный опрос | Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. | §31 изучить, выучить определения | |||
34 | Сухопутный транспорт. | 1 | комб | Работа с картой, индивидуальный опрос | §32, вопросы стр 157, изучить проблемы сухопут транспорта стр 158-159 | |||||
35 | Водный и другие виды транспорта. | 1 | комб | Работа с картой, индивидуальный опрос | §33 изучить, конт. карта | |||||
36 | Связь. Сфера обслуживания. | 1 | семинар | Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять и анализировать схему «Составные части инфраструктуры». Определять по семе виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать территориальные различия в уровне телефонизации районов России. | Индивидуальный опрос | Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять и анализировать схему «Составные части инфраструктуры». Определять по семе виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать территориальные различия в уровне телефонизации районов России. | §34, вопрсы стр 172, изучить Внимание! Проблема! Стр 172-173 | |||
37 | Итоговое повторение | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Работа с картой, индивидуальный опрос, тестирование | Индивид задания | |||||
Региональная часть курса 22 часа | ||||||||||
38 | Экономическое районирование России. | 1 | Урок изучения нового материала | Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории. Приводить по картам примеры разных видов районирования | Фронтальный опрос | Принципы и виды хозяйственного районирования страны. | §35, изучить; выуч. определения | |||
39 | Общая характеристика Западного макрорегиона. | 1 | Урок изучения нового материала | Выявлять специфику экономико-географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. | Фронтальный опрос | Особенности географического положения. Специфика природы, население, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия. | §36, изучить, вопросы стр 185(уст) | |||
40 | Центральная Россия. Состав, природные ресурсы, население. | 1 | Урок изучения нового материала | Оценивать положительные и отрицательные стороны ФГП и ЭГП района. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, хозяйство и жизнь людей. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию социально-экономических тематических карт. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенности природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Работа с картой, индивидуальный опрос | Состав, особенности экономико-географического положения, его влияние на хозяйство и жизнь населения. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культуры. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. | §37изучить, §38 конспект | |||
41 | Экономика Центральной России. | 1 | практикум | Работа с картой, индивидуальный опрос | §39,40 | |||||
42 | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. | 1 | конференция | Фронтальный опрос | §41 | |||||
43 | Северо-Западный район. | 1 | Урок-путешествие | Работа с картой, индивидуальный опрос, тест | §42, вопросы стр 226, изучить Внимание! Проблема! | |||||
44 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос | §43изучить, работа с картой; §44 конспект | |||||
45 | Население и хозяйство Европейского Севера. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос, тест | §44, 45изучить; конт карта | |||||
46 | Европейский Юг – Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Фронтальный опрос | §46 изучить, работа с картами атласа | |||||
47 | Население и хозяйство Европейского Юга. Пр/р №12. Составление схемы производственных связей СКЭР. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос, тест | §47 вопросы стр 240(уст), §48 изучить | |||||
48 | Поволжье. Географическое положение. Население. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос | §49изучить §50 конспект | |||||
49 | Хозяйство Поволжья. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос, тест | §51 изучить, конт.карта стр 58 | |||||
50 | Урал. Географическое положение. Население. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос | §52, 53изучить, работа с картами атласа | |||||
51 | Хозяйство Урала. Пр/р №13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Учебное исследование по картам, решение географических задач | §54изучить, работа в тетради по плану; повтор §37-§54 | |||||
52 | Итоговое повторение по Западному макрорегиону. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Работа с картой, индивидуальный опрос, тест | Индивид.задания | |||||
53 | Восточный макрорегион. Общая характеристика. | 1 | Урок изучения нового материала | Выявлять специфику экономико-географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. | Фронтальный опрос | Особенности географического положения. Специфика природы, население, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия. | §55,56 изучить | |||
54 | Западная Сибирь. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Оценивать положительные и отрицательные стороны ФГП и ЭГП района. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, хозяйство и жизнь людей. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию социально-экономических тематических карт. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенности природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Работа с картой, индивидуальный опрос | Состав, особенности экономико-географического положения, его влияние на хозяйство и жизнь населения. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культуры. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны | §57, работа по плану, конт карта | |||
55 | Восточная Сибирь. Пр/р № 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Работа с картой, индивидуальный опрос | §58, вопросы стр 294, работа с картами атласа | |||||
56 | Дальний Восток. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Работа с картой, индивидуальный опрос | §59 изучить, конт карта; повтор §57-§59 | |||||
57 | Итоговое повторение по Восточному макрорегиону. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Повторить тему «Экономические районы РФ» | |||||
58 | Обобщающее занятие по курсу « Население и хозяйство России». | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | тестирование | Работа с картой, индивидуальный опрос, тест | |||||
Россия в современном мире (2 часа) | ||||||||||
59 | Россия в современном мире | 1 | Урок изучения нового материала | Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России | Фронтальный опрос | Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Конспект, индвид задания | |||
60 | Объекты мирового и культурного наследия России | 1 | Практикум, изучение нового материала | Презентации. | Конспект, индвид задания | |||||
География своей республики. Население и хозяйство Санкт-Петербурга 8 чаcов Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. География 8-9 классы | ||||||||||
61 | Административно-территориальное устройство Сп-б. Пр/р №15. Особенности ЭГП Санкт-Петербурга и влияние его на экономическое развитие страны. | 1 | Урок изучения нового материала | Определять особенности ЭГП города, называть пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ. Объяснять влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций. Объяснять изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства. | Фронтальный опрос, работа с картой | Особенности ЭГП города, размеры территории, протяженность границ. Особенности административно-территориального устройства. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории . Городское и сельское население природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства . География отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России и РТ. | конспект | |||
62 | Природно-ресурсный потенциал города. | 1 | Практикум, изучение нового материала | Фронтальный опрос, работа с картой | Подготовить сообщения (по вариантам) п | |||||
63 | Население | 1 | Практикум, изучение нового материала | тестирование | ||||||
64 | Промышленность Сп-б. Пр/р №16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленностиСПб. | 1 | практикум | Фронтальный опрос, работа с картой, тестирование | конспект | |||||
65 | АПК Сп-Б. География растениеводства и животноводства. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный опрос, работа с картой | Опорный конспект | |||||
66 | География транспорта | 1 | практикум | Фронтальный опрос, работа с картой | картосхема | |||||
67 | Экономическое районирование. | 1 | семинар | Фронтальный опрос, работа с картой | (работа в группах) | |||||
68 | Контрольный урок по теме «География С-П». | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Работа с картой, индивидуальный опрос, тест | Подведение итогов за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...