рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
рабочая программа по географии 9 класс 68 часов ФГОС + КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_klass_geografiya.docx | 18.68 КБ |
9klass.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
География 9класс
№ | Дата урока | Тема |
1 |
| Введение |
2 |
| Отраслевая структура хозяйства |
3 |
| Территориальная структура хозяйства |
4 |
| Особенности формирования хозяйства России |
5 |
| Состав и значение топливно-энергетического комплекса |
6 |
| Топливная промышленность. Практическая работа №1.Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России |
7 |
| Электроэнергетика России |
8 |
| Состав и значение металлургического комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий |
9 |
| Черная металлургия |
10 |
| Цветная металлургия. Практическая работа №2. Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. |
11 |
| Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность. Практическая работа №3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам |
12 |
| Лесная промышленность |
13 |
| География химико-лесного комплекса. |
14 |
| Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий. Практическая работа №4. Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоёмкого и металлоемкого машиностроения |
15 |
| Оборонно-промышленный комплекс |
16 |
| Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство |
17 |
| География растениеводства и животноводства. Практическая работа №5. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства |
18 |
| Пищевая и лёгкая промышленность. Практическая работа №6. Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности |
19 |
| Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта |
20 |
| Сухопутный транспорт |
21 |
| Водный и другие виды транспорта |
22 |
| Связь |
23 |
| Отрасли социальной инфраструктуры |
24 |
| Экологическая ситуация в России |
25 |
| Контрольная работа №1. «Хозяйство России» |
26 |
| Принципы выделения регионов на территории страны |
27 |
| Общая характеристика европейской части России |
28 |
| Географическое положение и основные черты природы Центральной России |
29 |
| Население Центральной России |
30 |
| Хозяйство Центральной России. Практическая работа №7. Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России |
31 |
| Географическое положение и природа Европейского Севера |
32 |
| Население Европейского Севера |
33 |
| Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа №8. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района |
34 |
| Географическое положение и природа Северо-Западного региона |
35 |
| Население Северо-Западного региона. |
36 |
| Хозяйство Северо-Западного региона. Практическая работа №9. Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада |
37 |
| Состав, географическое положение и особенности природы Поволжского региона |
38 |
| Население Поволжского региона |
39 |
| Хозяйство Поволжского региона. Практическая работа №10. Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Поволжья |
40 |
| Состав, географическое положение и особенности природы Европейского Юга |
41 |
| Население Европейского Юга |
42 |
| Хозяйство Европейского Юга. Практическая работа №11. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе |
43 |
| Состав, географическое положение и особенности природы Уральского региона |
44 |
| Население Уральского региона |
45 |
| Хозяйство Уральского региона. Практическая работа №12. Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации. |
46 |
| Общая характеристика азиатской части России |
47 |
| Общие черты природы Сибири |
48 |
| Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири. Практическая работа №13. Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов в СМИ. |
49 |
| Состав, географическое положение и особенности природы Западной Сибири |
50 |
| Население Западной Сибири |
51 |
| Хозяйство Западной Сибири. Практическая работа №14. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека |
52 |
| Состав, географическое положение и особенности природы Восточной Сибири |
53 |
| Население Восточной Сибири. |
54 |
| Хозяйство Восточной Сибири. Практическая работа №15. Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири |
55 |
| Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока |
56 |
| Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока |
57 |
| Хозяйство Дальнего Востока. Практическая работа №16. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока |
58 |
| Контрольная работа №2. Природно-хозяйственные регионы России |
59 |
| Место России в мире. Практическая работа №17. Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров России по картам и статистическим материалам. |
60 |
| Экономико-географическое положение Смоленской области. Общая характеристика хозяйства Смоленской области |
61 |
| Строительный комплекс. |
62 |
| Машиностроительный комплекс Смоленской области |
63 |
| Агропромышленный комплекс |
64 |
| Топливно-энергетический комплекс Смоленской области |
65 |
| Комплексы по производству конструкционных материалов и химических веществ |
66 |
| Итоговая промежуточная аттестация |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Авторской программы по географии 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В.
Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2015. - Учебное пособие для учащихся 8-9 классов «География Смоленской области» под. Редакцией А.П. Катровского.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки
- Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
- идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Произведена интеграция курса географии Смоленской области в программу география «Хозяйство России»
Основная цель географии в системе общего образования — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и предтавлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Примечание: резервные часы авторской программы использованы в разделах: «Хозяйство России: 1 час для проведения деловой игры по теме «МОК России»; «Россия в современном мире» : 1 час для повторения и обобщения изученного материала.
Используемые технологии: Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
- Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
- Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
- Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: - в организации метеорологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.); в описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность; при работе с различными источниками географического содержания.
Общая характеристика курса
Главная цель курса — формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников. Основные задачи курса:
• сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;
• сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
• сформировать представления о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;
• сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени; • сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
• продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображениями.
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, на основе комплексного, системно-деятельностного и историко-географического подходов. Важнейший подход при построении курса — комплексный — реализуется через объединение взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов «природа — население — хозяйство» в географическом пространстве России. Особое место в реали зации комплексного подхода принадлежит региональной части курса, в которой рассматриваются комплексные природнохозяйственные регионы. При по строе нии содержания курса «География России» особый акцент сделан на темах, характеризующихся мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с совре менностью и личным опытом учащихся.
Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счёт включения историко-географических, культурологических, этногеографичеких, региональных, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с обновлённым стандартом (стандартом второго поколения), на основе Фундаментального ядра со держания общего образования и требований к результатам основного общего образования комплексный курс гео графии 8–9 классов образует второй блок базового содержания дисциплины «География» основной школы и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Блок носит название «География России», который изучается в течение двух лет: 68 в 8 классе (2 ч в неделю) и 66ч в 9 классе (2 ч в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректиро вать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения географии:
Тема «Общая характеристика хозяйства России»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «хозяйство (экономика) страны», «отрасль хозяйства», «отраслевая структура хозяйства», «межотраслевой комплекс», «территориальная структура хозяйства». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры отраслей хозяйства, относящихся к разным секторам экономики и входящих в состав разных межотраслевых комплексов. Определять по статистическим данным: отраслевую структуру современного хозяйства; состав хозяйства по секторам; тенденции в развитии отраслевой структуры хозяйства страны; показатели развития хозяйства страны. Определять по картам условия и факторы (природные, социально-экономические, экологические) размещения предприятий. Устанавливать взаимосвязи между закономерностями развития хозяйства и их проявлениями в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны в разные исторические периоды. Объяснять особенности современной отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Прогнозировать изменения структуры экономики России в будущем. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в хозяйстве своей местности; для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценки; для чтения карт различного содержания.
Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «топливно-энергетический баланс», «специализация», «комбинирование», «кооперирование», «химизация», «урожайность», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортная система», «окружающая среда». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры: отраслей в составе МОК, видов предприятий, ландшафтов разной степени антропогенного изменения. Понимать: значение отраслей и МОК в хозяйстве страны; особенности размещения, проблемы и перспективы развития важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства России; причины природных и антропогенных загрязнений, пути сохране ния качества окружающей среды на территории своего государства; значение экологического потенциала России на региональном и глобаль ном уровнях. Показывать по картам: главные районы (базы) и центры топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, машиностроения, животноводства и растениеводства, лёгкой и пищевой промышленности, производственной и социальной инфраструктуры; регионы с экологически благоприятными и неблагоприятными условиями. Определять по картам: факторы и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства. Определять по статистическим материалам: показатели развития отдельных отраслей хозяйства, тенденции их развития; место РФ в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов, производству отдельных видов продукции и услуг. Устанавливать взаимосвязи между: отраслями хозяйства в составе МОК; фактора- ми и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства; природными условиями и зональной специализацией сельского хо зяйства. Составлять краткую географическую характеристику баз топливной промышленности, металлургии, химико-лесного комплекса по типовому плану. Оценивать особенности, тенденции, проблемы развития отдельных отраслей хозяйства России, современные экологические проблемы России. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в структуре хозяйства страны в целом и своей местности, для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценке, об экологической ситуации в России, её оценке; проведения наблюдений и геоэкологического мониторинга за объектами своей местности, оценки их изменений; чтения карт экономико-географического и эколого-географического содержания.
Раздел «Природно - хозяйственные регионы России»Знать и объяснять существенные признаки понятия «районирование». Использовать это понятие для решения учебных задач. Приводить примеры: адаптации человека к условиям географической среды в различных регионах, примеры влияния при родной среды на формирование культурно-исторических особенностей разных народов. Понимать причины возникновения геоэкологических, экономических, социальных проблем при роднохозяйственных регионов страны. Показывать по карте: субъекты РФ; природнохозяйственные регионы РФ; памятники Всемирного природного и культурно-исторического наследия на территории РФ; основные природные, культурные и хозяйственныеобъекты на территории регионов РФ. Определять по картам: виды районирования и признаки, по которым проведено районирование; географическое положение крупных природнохозяйственных регионов РФ; состав регионов; особенности природных условий и ресурсов крупных природнохозяйственных регионов РФ; особенности населения и хозяйственной специализации регионов РФ. Устанавливать взаимосвязи между: географическим положением, особенностями заселения и хозяйственного освоения, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и хозяйства отдельных территорий; составлять краткую географическую характеристику природнохозяйственных регионов на основе различных источников географической информации и форм её представления. Оценивать: хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района (региона); современные проблемы и перспективы развития природнохозяйственхых регионов. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения топографических планов и туристических карт разных городов России; сбора, анализа и систематизации информации географического содержания о регионах России по материалам периодической печати; анализа и оценки хозяйственной специализации регионов на основе географических карт и статистических материалов; разработки варианта районирования выбранной территории по какому-либо признаку.
Раздел «Россия в современном мире»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «валовый внутренний продукт (ВВП)», «экономическая интеграция». Использовать эти понятия для решения учебных задач; приводить примеры: видовнешнеэкономической деятельности России; основных внешнеэкономических партнёров России. Понимать основные направления социальноэкономического развития страны. Показывать по картам: основных внешнеэкономических партнёров России. Определять по статистическим материалам и картам: показатели, характеризу- ющие уровень социально-экономического развития страны. Оцениватьместо страны в мировой экономике, в международном географическом разделении труда.
Содержание учебного предмета
Раздел «Хозяйство России» (28ч)
Тема «Общая характеристика хозяйства России» (3 ч)
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отрас левой структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс». Условия и факторы размещения предприятий. Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной структуры хозяйства России. Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.
Пр.р. № 1 Выявление цикличности в развитии хозяйства своей местности»
Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов» (25 ч)
Тема «Топливно - энергетический комплекс» (4 ч)
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливно-энергетический баланс». Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и эко логические проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Основные типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.
ПР. р. № 2 Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и стат. мат.»
Пр. р. № 3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам атласа и стат. мат.»
тема «Металлургический комплекс» (3 ч)
Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Ос - новные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая техноло гии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные черты географии металлургии лёгких и тя жёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружаю щей среды.
Пр. р. № 4 «Составление характеристики одной из металлургических баз»
Тема «Химико-лесной комплекс» (3 ч)
Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав и основные факторы размещения предприятий. Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. Лесопромышлен ные комплексы. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Про блемы и перспективы развития комплекса. Хими - колесной комплекс и окружающая среда.
Пр.р № 5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»
Тема «Машиностроительный комплекс» (3 ч)
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности технологического про цесса. Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоёмких отрас лей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей оборонно-промышленно го комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.
Пр. р. № 6 «Определение по картм факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»
Тема «Агропромышленный комплекс» (3 ч)
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы пред приятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельско го хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Пр. р. № 7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Тема «Инфраструктурный комплекс» (7 ч)
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система». Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Показате ли работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. Гео графия сухопутного, водного и других видов транспорта. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Социаль ная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении, перспективы развития. Проблемы и перспекти вы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.
Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы
Деловая игра Повторение и обощение раздела МОК.
Тема «Экологический потенциал России» (2 ч)
Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы в России. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение. Рациональное использование природных ресурсов, мониторинг экологической ситуации, концепция ус тойчивого развития.
Контрольная работа № 1 Повторение и обобщение раздела «Хозяйство России»
Природно-хозяйственные регионы России (37 ч)
Тема «Принципы выделения регионов на территории страны» (2 ч)
Понятие «районирование». Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освое ния. Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения. Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия, Европейский Север.
Пр.р. № 8 «Учебное проектирование разных видов районирования территории России»
Тема «Общая комплексная характеристика Европейской части России» (1 ч)
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России. Природный, чело веческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Тема «Центральная Россия» (3 ч)
Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Рос сия — историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро российского государства. Основные черты природы и при родные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.
Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.
Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.
Тема «Европейский север» (3 ч)
Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.
Пр. р. № 9
« Влияние приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнт людей»
Тема «Северо-Запад» (3 ч).
Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские города — культурно-исторические и туристические центры. Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.
Экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Тема Поволжье (3 ч).
Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы.
Пр.р. № 10 «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозноо состава»
Пр.р. № 11 «Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути их решения»
Тема «Юг европейской части страны» (3 ч).
Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.
Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.
Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.
Экономические, экологические и социальные проблемы регион
Пр.р.№ 12 «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона»
Пр.р. №13 «Сравнение специализации пищевой пром-ти ЕЮ и Поволжья»
Тема «Урал» (3 ч).
Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона. Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности.
Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Пр. р. № 14 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»
Тема «Общая комплексная характеристика Азиатской части России»(1 ч).
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
тема «Сибирь» (2 ч).
Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.
Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения.
Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.
Пр.р. № 15 «Изучение проблем коренного населения Сибирина основе дополнительных источников информации и материалов СМИ»
Тема «Западная Сибирь» (3 ч).
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.
Специализация хозяйства — нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Пр.р. № 16 «Составление характеристики нефтяной или газовой промышленности региона»
Тема «Восточная Сибирь» (4 ч).
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Пр.р. № 17 «Составление характеристики Норильского ТПК»
Тема «Дальний Восток» (6 ч).
Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.
Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.Внутрирайонные различия.
Пр.р. № 18 «Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Всотока»
Промежуточная аттестация Пр. работа Повторение и обобщение раздела «Природно-хозяйственные регионы России»
Тема «Россия в современном мире» (3 ч)
Место России среди стран мира. Характеристика исторических, экономических и этнокультурных связей России со странами СНГ. Памятники Всемирного культурного наследия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разделении труда.
Пр.р. № 19 «Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров РФ по картам и статистическим материалам»
Направления проектной деятельности обучающихся:
- Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В преподавании географии будут использоваться следующие типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
- Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
- Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
- Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Планируемые результаты освоения учебной программы по географии в 9 классе:
Хозяйство России
Ученик научится:- использовать основные средства и методы получения географической информации и осознания предмета изучения географии России;анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия;- формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира.
Ученик получит возможность научиться:- систематизировать необходимую информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках);выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт.
Природно- хозяйственные регионы России
Ученик научится:- формировать представление о природных ресурсах и природно - ресурсном потенциале страны;- объяснять значение районирования и зонирования России;- давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения;
Ученик получит возможность научиться:- составлять характеристику территории, используя различные источники информации;- анализировать экономические карты России;
Россия в современном мире
Ученик научится:- определять место России в мире по уровню экономического развития;- называть главных внешнеэкономических партнеров страны;
Ученик получит возможность научиться:- приводить примеры экономического сотрудничества России со странами Европы и Азии.
Учебно – тематическое планирование
Раздел | Количество часов | Формы контроля | Практические работы |
1. Введение | 1 | ||
2. Хозяйство России и Смоленской области. | 28 | Контрольная работа № 1 | Пр. работы №1-7 Экскурсия Деловая игра |
3. Природно – хозяйственные регионы России | 36 | Контрольная работа №2 | Пр. работы № 8- 19 |
| 1 | Итоговый контрольный тест. |
Итого: 66 часов 3 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...