рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
рабочая программа по географии 8 класс 68 часов ФГОС + КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8klass.doc | 117 КБ |
ktp_8_klass_geografiya.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО второго поколения
- примерной программы основного общего образования по географии , разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;
- авторской учебной программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2016.-328 с.
- Учебное пособие для учащихся 8-9 классов «География Смоленской области» под. Редакцией А.П. Катровского.
- Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по географии и учебно-методических пособий линии УМК «География. Алгоритм успеха(5-9кл.) созданных коллективом авторов под руководством В.П.Дронова..
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету География курс «Природа .Население.»
полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.
Согласно учебному плану, на изучение географии в 8 классе отводится 68 часов в год :-2 часа в неделю. Учебный год рассчитан на 34 недель.
Произведена интеграция курса географии Смоленской области в программу
по географии России «Природа . Население.»
ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА География
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
ЗАДАЧИ изучения предмета География:
-формирование географического образа своей страны,
-представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства;
-показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; -формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
- создание образа своего родного края.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА курса «Природа. Население»
Курс «Природа. Население» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «Природа. Население» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Методы обучения предмета:
-словесный (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);
- наглядный (демонстрация картин, карт, таблиц, презентаций, видео, работа с компьютером);
- практический (упражнения, игры).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «Природа. Население.»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- определять географическое положение России;
- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
- определять поясное время.
-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
-показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;
-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
-оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;
-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,
-приводить ---соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать информацию; структурировать информацию;
-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
-владеть навыками анализа и синтеза;
-искать и отбирать необходимые источники информации;
-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы --выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
-гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ:
- учительский контроль,
- самоконтроль
- взаимоконтроль
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Содержание программы География
«Природа.Население»
Структура курса.
В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России».
Введение (1 час)
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России
(14 часов)
Тема 1. Географическое положение России. Географическое положение Смоленской области.(9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.
Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны
Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Раздел II. Природа России (37 часов)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Рельеф и полезные ископаемые Смоленской области. (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы. Характеристика климата Смоленской области. (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса
Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. Природные воды Смоленской области. (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.
Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир России и Смоленской области. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.
Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.
Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.
Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».
Раздел III. Население России и Смоленской области. (10 часов)
Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Раздел IV. Природный фактор в развитии России (5 часов)
Влияние природной среды на исторический процесс развития.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки)
В результате изучения географии в 8 классе
Ученик получит возможность научиться:
Оценивать и объяснять:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.
№ раздела | Наименование разделов и тем | Всего часов | Практические работы (оценочные) | Формы контроля |
Введение | 1 | |||
1. | Географическое положение и формирование государственной территории России: | 15 | 2 | |
Тема 1. Географическое положение и его виды. Географическое положение Смоленской области. | 9 | Пр. р. 1., Пр.р. 2. | ||
Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России | 6 | Контрольный тест по теме. | ||
2. | Природа России | 37 | 6 | |
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Рельеф и полезные ископаемые Смоленской области. | 6 | Пр.р.3. | ||
Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы. Характеристика климата Смоленской области. | 6 | Пр.р 4., Пр.р. 5., Пр.р. 6. | Контрольный тест по теме. | |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. Природные воды Смоленской области. | 6 | Пр. р. 7. | ||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы | 4 | |||
Тема 5. Растительный и животный мир России и Смоленской области. | 3 | |||
Тема 6. Природные различия на территории России | 11 | Пр. р. 8 | ||
3. | Население России и Смоленской области | 10 | 2 Пр. р. 9, Пр. р. 10 | Контрольный тест по теме |
4. | Природный фактор в развитии России Итоговая промежуточная аттестация | 5 1 | Контрольный итоговый тест. |
Итого: 68часов 4часа
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
География 8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...