Урок географии по теме "Закономерности географической оболочки" 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Козлова Галина Александровна

Урок географии для обучающихся 7-х классов по теме "Закономерности географической оболочки" (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_zakonomernosti_geograficheskoy_obolochki.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Закономерности географической оболочки» 7 класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: сформировать представление о главных закономерностях географической оболочки.

Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая

Основные понятия: целостность, ритмичность, географическая зональность

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: приводить примеры целостности и ритмичности в природе и в жизни человека, анализировать схемы круговоротов в природе

Получат возможность научиться: выделять закономерности географической оболочки.

Познавательные: изучают закономерности развития географической оболочки, знакомятся с видами круговоротов веществ

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

I. Организационный момент

Эмоциональная и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих.

И поговорим мы с вами сегодня о самой чудесной, замечательной планете Земля, на которой мы живем.

 Когда космонавты видят Землю с высоты нескольких десятки тысяч километров, она вызывает необыкновенные эмоции, восторги. Возникает ощущение, что она не так велика.

Но, красива! Неповторима!

Не менее прекрасна Земля, когда видишь ее в привычной обстановке, когда Вас окружают степные просторы, горы, зеленые холмы, леса и это небо с причудливыми облаками.

- Что же придает нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость?!

- Мы и поговорим на нашем уроке.

II. Целепологание

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

- Каковы закономерности ГО, которые и придают нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость.

III. Актуализация знаний

-Какие оболочки существуют на Земле? (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) 

- Между оболочками существует взаимосвязь. Сделать вывод, что благодаря взаимосвязям между оболочками происходит развитие жизни на Земле.

- А как будет называться оболочка Земли, где происходит данная взаимосвязь? (географическая)

Что такое географическая оболочка? (это взаимосвязь между атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой)

Географическая оболочка сплошная, но неоднородная. Это огромный ПК (природный комплекс) нашей планеты 

- Ребята, а что же такое ПК? 

-Из каких компонентов природы состоит ПК? Назовите их? 

 - Если ГО – это ПК, а может ли муравейник являться ПК?

- А какие еще ПК вы можете назвать? (учащиеся приводят примеры: природная зона)

Именно знание особенностей природной зоны поможет нам в раскрытии закономерностей ГО.

Обучающиеся работают в группе, формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

IV. Изучение нового материала

- Рассмотрим первую закономерность – ЗОНАЛЬНОСТЬ.

- Закон зональности был впервые предложен В.В. Докучаевым.

Рассмотрим один из факторов формирования зональности. Для этого обратимся к атласу, карта «Природные зоны Евразии». Восточно-Европейская равнина.

Задание. Используя легенду карты необходимо назвать природные зоны равнины с севера на юг (обучающиеся называют природные зоны). Изменяются ли ПК с широтой на равнинах? (да).

- Итак, что характерно для зональности? (изменение ПК) 

 -Как называется зональность, где происходит изменение природных зон на равнинах с изменением географической широты? (широтная зональность) 

Зональность – изменение ПК – равнина (ГШ) – широтная зональность 

Следующий фактор формирования проявления зональности, рассмотрим на примере горных систем: Гималаи, Альпы. Физическая карта мира.

-Какие горы самые высокие в мире? (Гималаи) в Европе? (Альпы) С помощью карты, какие горы расположены южнее (Гималаи), а какие севернее (Альпы)?

 В каких горах будет больше ПК? (Гималаи). ПК рассматриваются снизу вверх, от подошвы и до вершины.

- Так отчего будет зависеть количество ПК в горах?

Как называется зональность, когда изменяются ПК с высотой? (высотная поясность)

Зональность – изменение ПК – горы (h) – высотная поясность 

Вывод. Зональность – это изменение ПК на равнинах – широтная зональность, в горах – высотная поясность.

- Рассмотрим вторую закономерность ГО – ЦЕЛОСТНОСТЬ.

Задание. В тексте учебника, найдем определение, что такое целостность?

Целостность – это взаимосвязь и взаимозависимость компонентов ПК.

Целостность – это взаимосвязь компонентов ПК 

- Что произойдет, если деятельность человека, не учитывает этот закон природы?

Задание. С помощью текста в учебнике, найдем ответ на этот вопрос (обуч-ся зачитывают ответ).

Схема «Природная зона» 

Задание № 1. С помощью текста, определите взаимосвязь между компонентами ПК, в результате чего образуется ПК – как единое целое?

климат – почвы – растительность – животные 

- Сделаем вывод.  Что характерно для целостности? (взаимосвязь между компонентами ПК).

-  Третья закономерность – РИТМИЧНОСТЬ.

- Периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени – называется ритмичностью.

- Из данного определения, что будет характерно для ритмичности? (время)

Ритмичность – время 

- Какие бывают ритмы?(суточные, годовые, многолетние)

Суточные – это вращение Земли вокруг своей оси, годовые – это вращение Земли вокруг Солнца, многолетние обусловлены активностью Солнца и внутренними (эндогенными) процессами Земли.

- Для того, чтобы научиться правильно определять ритмы, выполним задание.

По рядам (группы): 1, 2, 3.

Задание № 2. Дается текст с ритмами Земли. 1-ая группа – суточные, 2-ая группа – годовые, 3-я группа – многолетние. Каждая группа выбирает примеры своих ритмов.

- Проверяем выполнение (каждая группа зачитывает).

- Ритмика – форма своеобразного «дыхания» целостной географической оболочки.

- Таким образом, мы с вами выяснили закономерности ГО. Назовите их

V. Физкультминутка

VI. Первичное осмысление и закрепление изученного

Проверка усвоенного нового материала

- Тест «Проверь себя». Внимательно читайте вопросы и отмечайте правильный ответ.

- Проверяем выполнение теста.  Взаимопроверка. Оценка.

1. Благодаря каким трем закономерностям формируется ПК? (зональность, целостность, ритмичность).

2. Что характерно для зональности, целостности, ритмичности?

 VII. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности

Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели? Что удалось/не удалось? Где могут пригодиться полученные знания?

Вывод: ГО= ПК

- Именно, благодаря этим закономерностям, в природе происходят изменения, изменения – это развитие географической оболочки (жизни), а развитие жизни делает нашу планету уникальной, разнообразной и неповторимой.

VIII. Домашнее задание

§11, вопрос 4 с. 65 учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме «Географическое положение и ландшафт Астраханской области»

Цели: Расширить знания учащихся об Астраханской области.Формировать навыки обработки географической информации.Воспитывать любовь к родному краю....

Урок географии по теме "Географические координаты" 6 класс

Конспект урока географии в 6 классе с использованием художественного произведения...

урок географии в 6классе "Географические координаты"

урок составлен по требованиям ФГОС ООО, на уроке используются ИКТ технологии, ЦОРы и частично-поисковый методы обучения...