Программа внеурочной деятельности но учебному курсу «География» «По просторам России» 8 А,Б,В классы
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса. Она занимает важное место и выполняет функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы обучающегося, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Программа внеурочной деятельности «По просторам России» призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является занятия по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
География, Программа внеурочной деятельности. 8 класс | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ОРЕХОВА ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА Г. КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
Программа
внеурочной деятельности
но учебному курсу «География»
«По просторам России»
8 А,Б,В классы
на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края
Разработчик программы:
Лярская Ирина Сергеевна,
учитель географии ВКК
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса. Она занимает важное место и выполняет функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы обучающегося, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время. Эта организация осуществляется таким образом, что творчество и инициатива обучающегося выступают на первый план. Вся внеурочная деятельность ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Внеурочная деятельность способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни. Поэтому программа внеурочной деятельности «По просторам России» для 8-х классов общеобразовательного учреждения, разработана учителями: Лярской Ириной Сергеевной (ВКК) в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации";
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Программой внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам);
- Рабочей программой к ученику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского А.А. Плешакова «География. Введение в географию» для 6 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н.В. Болотникова, С.В. Банников. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. —48 с. — (Инновационная школа);
- Учебным планом МОУ СОШ № 7 имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича, г. Комсомольска-на-Амуре на 2018-2019 уч. год;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования;
- Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требованиями к уровню подготовки учащихся 8-х классов и с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 13-15 лет.
Программа внеурочной деятельности «По просторам России» призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является занятия по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность позволяет всем участникам получить прочные знания по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географии материков и океанов. Такой подход позволяет рассматривать различные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.
Предложенная программа внеурочной деятельности подготовлена для учащихся 8-х классов и рассчитана на 35 часов (один час в неделю).
1.Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по физической географии России.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
2.Основные направления и содержание деятельности
Создание у учащихся представления об удивительно красивой и разнообразной природе России, о быте и хозяйстве населения, предусмотренное программой географии России в 8 классе, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи.
По этим причинам тематика внеурочной деятельности составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности достигаются путем детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством углубленного изучения определенных географических объектов.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
- Границы России. Взгляд сквозь века.
Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем.
Раздел 2. Географическое положение России.
- Крайняя северная точка России.
Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.
- Крайняя южная точка России.
Физико-географические условия горы Базардюзю.
- Крайняя западная точка России.
Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря.
- Крайняя восточная точка России.
Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.
- Часовые пояса России.
Решение задач по определению часового времени в разных точках России.
- Россия на карте мира.
Преимущества и недостатки физико-географического положения России.
Раздел 3. Природа России.
- Догеологический этап развития планеты.
Гипотезы возникновения Земли как планеты.
- Россия – страна великих равнин.
Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность.
- Горное обрамление России.
Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.
- «Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России.
Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока.
- Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды.
Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.
- Откуда и куда текут реки в России.
Реки России.
- Внутренние воды России в фольклоре.
Былины Садко. Стихи и песни о России.
- Озера и водохранилища России.
Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища.
- Болота и подземные воды.
Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды.
- Снежный покров и ледники России.
Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.
- Полярные и ледяные пустыни.
Пустынный ландшафт.
- Царство тундр.
«Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень.
- Леса России – самые большие в мире.
Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса.
- Российские степи.
Степи России. Заповедные степи.
- Пустыни и полупустыни.
«Царство полыни». Солончаки.
- Субтропики.
Культурные ландшафты субтропиков.
- Красная книга России.
«Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли.
- «Интересные ландшафты»
Проектная деятельность «Интересные места любимой природной зоны»
Раздел 4. Население России.
- Как изменяется численность населения России.
История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации.
- Где живут в России.
Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация.
- От первобытных племён до современных народов.
От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России.
- «Мы разные, но мы все вместе»
Проектная деятельность «Презентация народности России».
Раздел 5. Хозяйство России.
- Состав и особенности Российской экономики.
«Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства.
- Индустриализация России во времени.
Эпохи индустриализации.
- Первичная промышленность России.
Добыча полезных ископаемых.
- Сельское хозяйство России.
Растениеводство и животноводство. География
- Итоговое занятие кружка.
Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино»
- Защита творческих работ/проектов.
4.Планируемые результаты внеурочной деятельности
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
- составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа,
- своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед
- Родиной;
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
5.Тематическое планирование
№ урока | Дата по плану | Дата факти ческая | Наименование разделов / тем уроков | Кол-во часов |
Введение. | 1 час | |||
1 |
| Границы России. Взгляд сквозь века. Знакомство с ТБ, с планом работы. Как изменялась граница России со временем. | 1 | |
Географическое положение России. | 6 часов | |||
2 |
| Крайняя северная точка России. Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин. | 1 | |
3 |
|
| Крайняя южная точка России. Физико-географические условия горы Базардюзю. | 1 |
4 |
|
| Крайняя западная точка России. Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. | 1 |
5 |
|
| Крайняя восточная точка России. Природа мыса Дежнёва и острова Ратманова. | 1 |
6 |
| Часовые пояса России. Решение задач по определению часового времени в разных точках России. | 1 | |
7 |
|
| Россия на карте мира. Преимущества и недостатки физико-географического положения России. | 1 |
Природа России. | 18 часов | |||
8 |
| Догеологический этап развития планеты. Гипотезы возникновения Земли как планеты. | 1 | |
9 |
|
| Россия - страна великих равнин. Восточно - Европейская равнина. Самая плоская и низкая - Западно - Сибирская низменность. | 1 |
10 |
|
| Горное обрамление России. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока. | 1 |
11 |
|
| Солнечная печка, океанские кондиционеры, горные стены в России. Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. | 1 |
12 |
|
| Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды. Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России. | 1 |
13 |
|
| Откуда и куда текут реки в России. Реки России. | 1 |
14 |
|
| Внутренние воды России в фольклоре. Былины садко. Стихи и песни о России. | 1 |
15 |
|
| Озёра и водохранилища России. Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища. | 1 |
16 |
|
| Болота и подземные воды. Распространение болот. Торф и его использование. "Подземные архитекторы". Горячие источники. Лечебные воды. | 1 |
17 |
|
| Снежный покров и ледники России. Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды. | 1 |
18 |
|
| Полярные и ледяные пустыни. Пустынный ландшафт. | 1 |
19 |
|
| Царство тундр. "Северные узоры". Почвы и растительность тундр. "Челнок тундры" - северный олень. | 1 |
20 |
|
| Леса России - самые большие в мире. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса. | 1 |
21 |
|
| Российские степи. Степи России. Заповедные степи. | 1 |
22 |
|
| Пустыни и полупустыни. "Царство полыни". Солончаки. | 1 |
23 |
|
| Субтропики. Культурные ландшафты субтропиков. | 1 |
24 |
|
| Красная книга России. "Исчезнувшие навсегда". Эндемики России. "Новосёлы" России. Заповедные земли. | 1 |
25 |
|
| Интересные ландшафты." Проектная деятельность "Интересные места любимой природной зоны" | 1 |
Население России. | 4 часа | |||
26 |
| Как изменяется численность населения России. История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации. | 1 | |
27 |
|
| Где живут в России. Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация. | 1 |
28 |
|
| От первобытных племён до современных народов. От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России. | 1 |
29 |
|
| Мы разные, но мы все вместе". Проектная деятельность .Презентация "Народности России". | 1 |
Хозяйство России. | 5 часов | |||
30 |
| Состав и особенности Российской экономики. "Сколько мы производим" Отраслевая структура хозяйства. | 1 | |
31 |
|
| Индустриализация России во времени. Эпохи индустриализации. | 1 |
32 |
|
| Первичная промышленность России. Добыча полезных ископаемых. | 1 |
33 |
|
| Сельское хозяйство России. Растениеводство и животноводство. География сельского хозяйства. | 1 |
34 |
|
| Итоговое занятие. Подведение итогов. Игра "По просторам России" | 1 |
35 |
|
| Защита творческих работ/ проектов | 1 час |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Материки, океаны, нрароды и страны» 7 класс
Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс к учебнику И. В. Душина и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов в год....
Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс
Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс к учебнику В. П. Дронов и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов...
Внеклассное мероприятие по географии "На просторах России"
Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 8-9 классов "На просторах России" проводится в форме игры для двух команд....
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»
За основу взята программа курса «География», автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...
Интеллектуальная игра по географии "На просторах России". 8 класс.
"На просторах России" - географическая игра ....
Внеклассное мероприятие по географии «По просторам России»
Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширить свой кругозор.Задачи:Познавательные - закрепить и углубить знания, полученные на уроках географии о ...
Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс
Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...