Транспорт России
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Дажы-Даваа Айлан Ондаровна

Предмет: География

 

Тип урока: урок-открытие нового знания

 

Тема урока: Транспорт. Железнодорожный транспорт.

  

Программа: линии УМК «Сфера»: учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География России 9 класс, М. Просвещение,

Учебник: учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География России 9 класс, М. Просвещение

Цель деятельности педагога: познакомить обучающихся с видами и работой транспорта, транспортными узлами и транспортной системой, типами транспортных узлов, влиянием на размещение населения и предприятий разных отраслей хозяйства, показателями развития и особенностями железнодорожного и автомобильного транспорта, географией российских железных и автомобильных дорог, влиянием на окружающую среду, перспективами развития.

Планируемые результаты:

личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику, осознание особенностей транспорта России;

 метапредметные: регулятивные - планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;

предметные: уметь сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себесто- имость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных, выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта, анализировать достоинства и недо- статки железнодорожного транспорта, устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России, определять по статистическим данным долю же- лезнодорожного транспорта в транспортной работе страны

 познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;

коммуникативные - продолжить развитие коммуникативных умений: публично выступать по теме, вести диалог, активно слушать.

Технологии, применяемые на уроке:

1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

2. Исследовательские и проектные методы в обучении.

3. Технология обучения в сотрудничестве.

 4. Технология развивающего обучения.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Компьютер, проектор.

 2. Учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География России 9 класс, М. Просвещение.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_rossii.docx96.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 с.ЧААТИНСКИЙ  им.К.О ШАКТАРЖЫКА

УРОК ГЕОГРАФИИ

ТЕМА «ТРАНСПОРТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ»

9  КЛАСС

ВЫПОЛНИЛА:

                                                                 УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

                                                                ДАЖЫ-ДАВАА АЙЛАН ОНДАРОВНА

                                                    ЧОДУРАА

                                                  2017-2018 уч.г

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предмет: География

Тип урока: урок-открытие нового знания

Тема урока: Транспорт. Железнодорожный транспорт.

   

Программа: линии УМК «Сфера»: учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География России 9 класс, М. Просвещение,

Учебник: учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География России 9 класс, М. Просвещение

Цель деятельности педагога: познакомить обучающихся с видами и работой транспорта, транспортными узлами и транспортной системой, типами транспортных узлов, влиянием на размещение населения и предприятий разных отраслей хозяйства, показателями развития и особенностями железнодорожного и автомобильного транспорта, географией российских железных и автомобильных дорог, влиянием на окружающую среду, перспективами развития.

Планируемые результаты:

личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику, осознание особенностей транспорта России;

 метапредметные: регулятивные - планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;

предметные: уметь сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себесто- имость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных, выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта, анализировать достоинства и недо- статки железнодорожного транспорта, устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России, определять по статистическим данным долю же- лезнодорожного транспорта в транспортной работе страны

 познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;

коммуникативные - продолжить развитие коммуникативных умений: публично выступать по теме, вести диалог, активно слушать. 

Технологии, применяемые на уроке:

1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

2. Исследовательские и проектные методы в обучении.

3. Технология обучения в сотрудничестве.

 4. Технология развивающего обучения.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Компьютер, проектор.

 2. Учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География России 9 класс, М. Просвещение.

План – конспект урока

Тема: Транспорт России. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт.

Цель: Изучить железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт России.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с видами и работой транспорта, транспортными узлами и транспортной системой, типами транспортных узлов.
  2. Выявить влияние на размещения населения и предприятий разных отраслей хозяйства, показателями развития и особенностями железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, географией российских железных и автомобильных дорог, влиянием на окружающую среду, перспективами развития
  3. Научить школьников выполнять практические задания по характеристике одной из транспортных магистралей по плану.

УУД: поиску информации, ее обработке, работать с текстом учебника и данными  карты транспорта, анализировать, делать выводы, воспитывать информационную культуру.

Оборудование: ПК, проектор, Учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География России 9 класс, М. Просвещение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Учитель приветствует обучающихся, Отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность наглядных пособий и других средств обучения.

Готовность учащихся к работе на уроке.

Приветствие учителя

Цель: Создание условий

положительного настроя к уроку

Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения!

Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм

Мотивация

Цель:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Проблемный вопрос: 

А как вы думаете, с какой целью, мы должны изучать эту тему? Для того, чтобы ответить на вопрос я вам приготовила таблицу и прошу ее заполнить в начале урока. Только первые два столбика

Я знаю

Хочу узнать

Узнал

Пытаются ответить на проблемные вопросы

Актуализация знаний

Цель:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Что мы уже знаем? 

Ребята на предыдущих уроках мы с вами рассмотрели разные межотраслевые комплексы и их особенности развития в  стране. И выяснили, что помимо данных отраслей в развитии экономики страны огромную роль играет инфраструктурный комплекс. Кто вспомнит,  что это такое и из каких  частей он состоит?

  • Что входит в коммуникационную систему?

Мы уже знаем: инфраструктурный комплекс России.

Целеполагание

«Привлекательная цель»

Изучить железнодорожный и автомобильный  транспорт России.

 Решение проблем

Цель: Организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данной проблемы

За время урока работаем с разными источниками знаний.

Учебник

Атлас

Контурные карты

мультимедиа

Научимся выполнять практическую работу по теме.

Освоение нового содержания и способы действий

Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

 

Варианты ответов:

а)

б)

Работа в группе

 (парная работа)

Самоопределение темы урока

Цель:

Стимулирование интереса учащихся к изучению темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы

Физкультминутка

Цель:

Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности

Транспорт.

Железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

 Транспортный узел-это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

(Пользуясь с картой назовите транспортные узлы России- Москва, Санкт-Петербург, Нижний  Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск и др.)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот-это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот- количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

 Какой вид транспорта лидирует по перевозке грузов?

Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъемности , низкой себестоимости перевозок, всепогодность.

По протяжении железных дорог (86 тыс км) Россия уступает только США, а по протяженности электрифицированных железных дорог (38,8 тыс.км) занимает 1 место в мире.

Определите конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог?

(В Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, конфигурация напоминает колесо. Центр-Москва, от которой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пересекаются кольцевыми. На восток протянулись широтные магистрали. На востоке железных дорог мало)

Найдите крупные железнодорожные магистрали.

  1. Скоростная Москва-Санкт-Петербург (1851г)
  2. Москва-Мурманск

 (к незамерзающему порту).

  1. Коноша-Котлас-Воркута (Печорская магистраль).
  2. Тюмень-Омск-Екатеринбург
  3. Транссибирская магистраль-(Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Владивосток).
  4. БАМ- (Усть-Кут-Тында-Комсомольск-на Амуре.)
  5. Тюмень-Сургут-Уренгой-Ямбург

(для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири) 

Видео  физминутка

Обучающиеся отгадывают загадку.

Определение темы урока

и ставят задачи

(решение проблемных вопросов)

Обучающиеся высказывают своё мнение и приходят к выводу о том, что без инфраструктурного комплекса невозможно представить работу предприятий и жизнь людей.

Работа с электронным наглядным пособием.

Работа с картами.

Называть транспортные узлы Россию

Учащиеся записывают определения в тетрадь.

Работа с картой.

Закрепление и включение в систему знаний

Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

А теперь пришло время проверить, чему вы научились за урок и выполнить практическую работу

Покажите на карте железную дорогу, по которой можно проехать из Москвы во Владивосток. Отметьте наиболее крупные транспортные узлы и города по этой железной дороге.

Отвечают на вопросы

Выполняют практическую работу на контурных картах

По картам атласа «Транспорт», экономические карты, карты отраслей России, учебник.

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

         Заканчивая работу на уроке, вспомните все что вы сегодня узнали, интересна ли вам было на уроке, полезна ли вам та информация которую вы поняли?

Ладошка»

на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

  • большой – для меня это важно … / неважно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
  • средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец – хочу для себя выяснить

 Впечатления отобразите на транспорте (электропоезд). Не забывая о том, что положительные цифры находятся выше нуля, отрицательные – ниже. Прошу ответить на вопросы имеющиеся на листе

  1. «Продолжи фразу»

 «Мне было интересно…»

 «Мне было трудно…»  

- За что ты можешь себя похвалить?

Отвечают на вопросы

http://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/395696/wx1080.jpg

Домашнее задание

Цель:

выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома

1.  Учебник. Железнодорожный транспорт

2. Ответьте на вопрос:

4.Исследовательская работа «Транспорт в Республике Тыва».

5.Спроектировать новую железную дорогу на территории нашей республики.

Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил. Спасибо.

А в заключении я хочу сказать: всегда ставь своей целью добраться до луны, ведь даже если это у тебя не получится, ты, по крайней мере, приблизишься к звездам

Записывают задание

Выполнение исследовательской работы

(Опережающее задание на участие в  НПК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»

Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...

Тема: Транспорт России. Роль и значение сухопутного транспорта.

Цели урока: изучить транспортную систему РФ, выявить влияние различных видов транспорта на окружающую среду,выявить достоинства инедостатки каждлго вида транспорта....

Транспорт России

презентация по структуре транспортной сети России. Эта презентация составлена для уроков географии в 9 классе....

Транспорт России

В презентации показаны виды транспорта России....

Урок географии "Транспорт России", 9 класс

Разработка урока географии в 9 классе по ФГОС с описанием основных этапов урока, задач (целей обучения), деятельности учителя и учащихся на уроке....

Урок географии в 9 классе Транспорт России

Тема урока " Транспорт России "...

Разработка урока по географии России "Транспорт России" 9 класс

Разработка урока по географии в 9 классе по теме "Транспорт".Предлагается презентация, опорный конспект, а также сценарий урока.Тема урока является одной из значимых в курсе экономической географии. В...