урок по краеведению 8 класс "Неман - река времени"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Черненкова Ирина Ярославовна

урок по курсу "История западной России. Калининградская область" 8 класс. Тема урока "Неман - река времени" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neman-_reka_vremeni.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

 учитель географии Черненкова И.Я.

МБОУ ООШ №8 г.Советск

Урок по теме:

«Неман — река времени». 8 класс.

Тип урока: комбинированный, проводится при изучении темы: “Водные ресурсы и влияние их на жизнь и хозяйственную деятельность человека”.

Форма урока: урок-путешествие,групповая работа.

Цели:

Образовательные:

1. Продолжить формирование знаний об истории, культуре, природе родного края.

2.Углубть знания о значении реки края для человека, проследить динамику изменения видов хозяйственной деятельности населения, живших и живущих на берегах Немана в разное историческое время. Оценить экологическое состояние реки и прилегающего ландшафта. Выработать пути решения проблем главной водной артерии края.

Развивающие:

1. Продолжить формирование умений, отбирать, систематизировать, анализировать самостоятельно источники учебной и дополнительной информации знаний. Аргументировано излагать свою точку зрения. Делать обобщающие выводы.

2. Развивать творческое мышление, наблюдательность. Дальнейшее умение применять знания на практике.

Развитие общетрудовых и коммуникативно-информационных умений:

1. Продолжить развитие коммуникативно-информационных умений, творчески подходить к решению различных задач.

2. Развитие операционно-контрольных умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять информационные технологии.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию патриотических чувств, сформировать убеждённость в необходимости сохранения и приумножения природных богатств родного края.

2. Способствовать развитию эстетических чувств.

Методы обучения:

Частично-поисковый и исследовательский метод проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно-информационных технологий, эвристическая беседа.

Оборудование:

Учебное:

Физическая карта Калининградской области, тематические карты Калининградской области, учебник “География Янтарного края России” под редакцией В. В. Орленка.

Дополнительное:

“Очерки природы”, Д.Я.Беренбейм, “Экология Калининградской области”, Краснов Е.В., “Очерки истории Кенигсберга” А.Б. Губин, В.Н. Строкин. “Очерки Восточной Пруссии” Г.П.Кретинин”,мультимедийная презентация : “Неман-река времени”.

Основное содержание урока.

«Всё течёт, всё меняется. И никто не был дважды в одной реке.

Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот...»

Гераклит Эфесский.

Ход урока.

I ЭТАП:

Организационный.

Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся. Учителя приветствуют аудиторию.

Вводное слово учителя географии:

«Мемель» по-немецки,»Нямунас» по-литовски,»Неманец» по-белорусски — более чем на 900 км. Протянулась стремящаяся в Балтику пограничная река.Она буквально дышит историей,храня память о начале Отечественной войны 1812-го и героическом броске совеиских войск в 1945-м,о секретной встрече Александра 1 и Наполеона и о легендарной советско-французской эскадрилье «Нормандия — Неман». На левом берегу реки примостился город области — Советск. Именно здесь решались судьбы мировой политики в далеком 1807 году,когда был подписан Тильзитский мир.Облик города невозможно представить без мостов,первый из которых был построен еще в 1313году,а последний,носящий имя королевы Луизы,действует до сих пор,являясь выдающимся архитектурным памятником.Настоящий символ Советска, он изображен теперь и на новом гербе города.Величественная темно-серая громадамоста со стороны напоминает ворота в сказочную страну.

Наш урок посвящен теме взаимоотношений реки и человека на протяжении веков. Объект нашего сегодняшнего исследования ,как вы уже поняли река Неман. У реки есть еще одно древнее название - «Chronus» ,означающее «бог времени». И это не случайно. Тема нашего урока «Неман - река времени.»А как еще объясняется происхождение названия реки?- Болотова Елена.

Учитель:

Сначала мы должны охарактеризовать Неман с точки зрения географии.Дайте краткую физико-географическую характеристику реки.План, по которому вы будете работать лежит перед вами.( с демонстрацией на настенной карте.)

(учебник «География Калиниградской области»,стр.45-46)

Учащиеся:

Отвечают у доски.

Учитель:

Неман – река особая. Она течет не только в пространстве, но и во времени, являясь свидетелем сложной и интересной истории населявших и населяющих теперь ее берега и пойму людей. (Стихотворение о реке.)

II ЭТАП:

Работа в экспертных группах.

Учитель:.

Класс делится на 4 группы по временным отрезкам истории жизни реки с человеком.

(представить группы ),главные эксперты получают инструктивные карточки.В течении всего урока у нас будет работать информационный центр ,который остановится на важных событиях в истории края.

I группа: “ Неман – начало летописи”.

II группа: “Неман- средневековья”.

III группа: “Неман – идустриальный”.

IY группа: “Неман современный”.

Работа в группах по проблеме каждой группы: по предложенным заданиям на карточках с использованием историко-географических источников знаний. (до 10 мин).

Отчет групп:ответы на вопросы и защита схемы.

«Неман – начало летописи»

Задача 1: Река – кормилица, так называли ее пруссы . Почему?

1.Как повлияла река на культуру человека в древности, на его мировоззрение?

2. Какими вы видите взаимоотношения реки и человека. Какими видами хозяйственной деятельности занимались пруссы?

«Неман средневековья». Основная задача: оценка роли реки в жизни Восточной Пруссии На основании теоретического материала ответить на вопросы.

Задача 2: Река защищала пруссов от рыцарей. А теперь она помогает новым хозяевам обживать эти места. Как ей это удается?

1.Как изменился человек в эпоху завоеваний нашего края рыцарями – крестоносцами?

2. Что стало одной из причин завоевания этого региона?

3.Каки новые виды хозяйственной деятельности принесли сюда новые жители? Как это сказалось на состоянии реки? Покажите на карте три города, возникшие рядом с рекой.

«Неман - идустриальный». Основная задача: оценить значение реки в хозяйственной деятельности жителей Восточной Пруссии в IX-XX вв. На основании теоретического материала ответить на вопросы.

Задача 3: Казалось время реки давно ушло в прошлое. Люди уже вполне самостоятельны. Однако ,Неман опять приносит пользу. Какую теперь?

1.Какими характерными особенностями отличается время индустриальной эпохи?

2.Какую роль стала играть река теперь?

3.Расширилась ли ее роль не только как для хозяйственного использования?

4.Чем обогатился город, какими сооружениями? Как их деятельность отразилась на состояние реки?

Задача 4«Неман современный». Основная задача: оценить роль реки для жизни и развития хозяйства в Советско-российский период. На основании теоретического материала ответить на вопросы

Задача 4: Сегодняшнее состояние реки нам не нравится. Почему с ней это случилось? Чем мы можем помочь ей?

1.Какие преобразования над собой река терпит сегодня? Виды загрязнений и их источники. 2.Назовите промышленные предприятия, стоящие на берегах реки.

3.Каково современное экологическое состояние реки?

4.Каким становится человек рядом с такой рекой?

III ЭТАП:

Заполнить текст с пропусками:

Река и человек

1. С древнейших времен люди селились возле рек. Так древние пруссы занимались такими видами хозяйственной деятельности как ___________________________________

Река несла им защиту от врагов и пропитание.

2. Однако, эти отношения усложнились с появлением в этом далеком крае рыцарей – крестоносцев в______веке. Они установили военный________________над торговой магистралью Неманом. Немецкие колонисты, пришедшие вслед принесли сюда новые технические возможности использования реки _________________ которые работали под воздействием силы воды. Река подсказала людям еще одно свое использование: строительство оборонительных сооружений___________________, которые всегда были визитной карточкой нашего края. В конце концов, здесь появляются города, расположенные рядом с рекой:__________________________________________________

3. В дальнейшем, взаимоотношения реки и человека еще более усложнились. Город становится одним из центров ___________________________________________________________________торговли.

4. И вот наступило время тяжелых испытаний. Одним из ударов стала_______________война. Город и река изменились до неузнаваемости. Однако, благодаря силе новых обитателей, благотворному влиянию реки, город ожил вновь. Но не река. На ее берегах стоят _____________________________промышленные предприятия, которые спускают в нее городскую грязь. Можем ли помочь ей?

VI ЭТАП:

Оценочный 

Учитель благодарит учащихся за работу.

Выделяют работу лучших групп. Сдают работы на проверку.

Y ЭТАП:

Составить схему, показывающую взаимосвязь «Человек-река».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной язык в "реке времени". Презентация

Данная презентация подготовлена к уроку-исследованию "Родной язык в реке времени". Содержит исследовательский, занимательный материал....

Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» 11 класс

Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» рассчитан на 35 часов и предназначен  для учащихся 11 классов. Тематическое планирование составлено на основе элективного курса «Русский язык. Родно...

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »

Из русской литературы XVII векаГ.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »Смирнова М.С.Учитель русского языкаи литературы ГБОУ Лицей № 554...

Река времени

Проект "Река времени"...

Элективный курс"Родной язык в реке времени"

Данный курс дает обучающимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении русского языка, его месте среди других языков, его истории; доносит до обучающихся идею о связи судь...

Урок-конференция в 7 классе на тему "Имя в реке времени" (урок русского языка)

На уроке-конференции ребята  знакомятся с происхождением некоторых имен, а также рассказывают о своих именах....

Урок-конференция Имя в реке времени 6 КЛАСС

Происхождение слова имя, ближайшие родственники данного слова. Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем. Своеобразие древних русских имен. История имен Иван и Марья. Причуды имен в XX ...