Формирование УУД на уроках географии в 7 классе
статья по географии (7 класс) на тему
В школьной географии содержится достаточное количество практических работ. Однако большинство из них воспринимается школьниками без особого интереса, они непонятны им, так как зачастую отдалены от их личных интересов и потребностей. Но у современного учителя появился разнообразный набор интерактивных средств обучения, который помогает формировать УУД на уроках географии и повышать мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_uud_na_urokah_geografii_v_7_klasse.doc | 649 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование УУД на уроках географии в 7 классе»
Современное общество предъявляет особые требования к подготовке школьников к жизни и первое из них – свободное оперирование способами овладения знаниями. Задача школы и учителей сегодня – научить учащихся учиться. Педагогические коллективы должны быть нацелены на формирование у детей универсальных общенаучных умений и навыков, общественно- значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных интересов и творческих способностей.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [1].
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее содержания [2].
Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока: 1.личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
2.регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
3.познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Виды практических работ:
Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют: обучающие, тренировочные и итоговые работы.
Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий обучающимися.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель.
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
Формирование УУД на уроках географии в ходе выполнения практических работ
С целью реализации системно-деятельностного подхода на уроках географии я применяю разнообразные практические задания. Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени.
При изучении темы 7 класса «Течения Мирового океана» мною разработаны интересные варианты таких заданий, которые формируют познавательные универсальные учебные действия.
1. Задание – Верите ли вы, что адмиралом Макаровым в 1881-1882 годах в проливе Босфор были обнаружены два течения, направленные навстречу друг другу? Объясните ваш ответ.
Для выполнения задания требуется на карте отыскать пролив Босфор, определить какие моря он соединяет и ответить на вопрос. На экране высвечиваются дополнительные сведения, которые можно использовать - о величине солёности Чёрного и Мраморного моря, скорости и направлении течений. Тяжелые соленые воды в виде глубинного течения устремляются из Мраморного моря в Черное, в то время как менее соленые воды Черного моря уносятся поверхностным течением в Мраморное.
Используя этот дополнительный материал, ученики знакомятся с глубинными и поверхностными течениями. Задание направлено на выдвижение гипотез и их обоснование.
2. Задание – Как С.О.Макаров обнаружил глубинное течение?
Ученики высказывают свои версии. Если информации не хватает, показываю рисунок с бочонком.
Макаров полагал, что на глубине пролива проходит противотечение. Чтобы проверить правильность своих догадок, С. Макаров придумал простое приспособление. Выйдя в Босфор на небольшой корабельной шлюпке, он опускал за борт тяжелый дубовый бочонок – анкерок, в котором моряки держат запас пресной воды (слово «анкер» значит «якорь»). Бочонок вполне оправдывал свое название: он начинал медленно тонуть, разматывая привязанный к нему трос, а шлюпку тем временем понемногу сносило в сторону Мраморного моря. Но вот ее движение замедлялось, потом она начинала двигаться в обратном направлении. С. Макарову все было ясно: затопленный анкерок, попав в струю глубинного течения, идущего из Мраморного моря в Черное, тащил за собой и шлюпку. Задание направлено на выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
3.Задание - На какое побережье Южной Африки вы бы поехали ловить рыбу и почему?
Организация практических работ на уроках географии с использованием космических снимков на основе Google Earth. Космические снимки несут много разнообразной информации о местности. С выходом программы Google Earth возможности использования космоснимков в курсе географии в школе многократно возросли. В данном случае можно использовать снимки для определения влияния течений на флору и фауну побережья. Бенгельское холодное течение и тёплое течение мыса Игольного оказывают разное влияние на климат южной части Африки. Температура воды является важнейшим гидрофизическим параметром, влияющим практически на все физико-химические процессы в океане. Она играет определяющее значение в формировании биомассы и распределении морских организмов. Процесс, при котором глубинные воды океана поднимаются к поверхности называется апвеллингом.
В данном случае, возможно, формировать личностные действия - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
4. Задание – Какое влияние оказывают течения? Распределите на группы.
При ответе на этот вопрос необходимо воспользоваться климатической и физической картой, а так же применить на практике только что изученный материал. Ребята учатся выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями. При выполнении практических работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов. Работа направлена на развитие общеучебных универсальных действий - выделение причинно-следственных связей и их классификация. Логические универсальные действия - анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
5. Задание – Где обнаружили камеру- путешественницу?
Ученикам показывается видеофрагмент о потерянной видеокамере и предлагается найти место, где в последствие она была обнаружена. Полученные на уроке знания можно применить на практике. Развиваем логические универсальные действия с помощью выдвижения гипотез и их обоснование. Требуется проанализировать информацию видеофрагмента и карты течений, чтобы определить наиболее подходящий вариант решения.
6. Задание – Какое поверхностное течение помогло посланию совершить кругосветное путешествие?
Изучение географии способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: овладению формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, а так же применение её при работе с картами.
Смысловое чтение (информационные УУД) – процесс целенаправленного прочтения текста с целью выполнения поставленной образовательной задачи (нахождение требуемой информации, выделение главной мысли, установления причинно-следственных связей, сравнение точек зрения и т.д.).
7. Задание – Перед вами старая американская газета. Как связана информация, которая в ней отражена с нашей сегодняшней темой?
Гибель «Титаника» стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, в 800 километрах от острова Ньюфаундленд в Атлантическом океане, «Титаник» затонул, находясь в своем первом рейсе. Корабль столкнулся с айсбергом и лёг в дрейф на Лабрадорском течении, которым был принесён злополучный айсберг.
Умение делать выводы и умозаключения – форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
На основе уже имеющихся знаний и новых, полученных на уроке, я провожу практическую работу по теме «Течения в мировом океане».
Тема: Характеристика течений мирового океана.
Цель работы: Сформировать знания о течениях мирового океана.
Ход работы.
Ученики выбирают течение. Пользуясь учебником, картами, характеризуют его по плану.
План описания течения мирового океана.
1.географическое положение;
2.вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое);
3.вид течения по происхождению;
4.вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное);
5.вид течения по расположению в толще воды (поверхностных, глубинных, придонных).
Практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика преподавания учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Практические задания должны быть разнообразными по содержанию, заставлять размышлять, приобретать необходимые умения и навыки, направлены на освоение, закрепление новых знаний.
С целью формирования универсальных учебных действий необходима системная, целенаправленная работа выполнения практической части.
Практические работы представляют собой усложняющуюся систему: в 6 классе большинство практических работ способствуют формированию умений в определении, измерении и фиксировании объектов; в 7 классе – в знании номенклатуры, определении, измерении и сравнении географических объектов по разным параметрам; в 8 классе – в объяснении и установлении причинно – следственных связей; в 9 классе – сравнительно – аналитического характера; в 10 и 11 классах – в формировании умений анализировать экономические карты, статистические материалы и составлять экономические характеристики. Увеличивается и уровень требований. Однако существуют общие рекомендации на протяжении всех курсов географии.
Заметно усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. К таким умениям относятся, например, свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях.
В школьной географии содержится достаточное количество практических работ. Однако большинство из них воспринимается школьниками без особого интереса, они непонятны им, так как зачастую отдалены от их личных интересов и потребностей. Но у современного учителя появился разнообразный набор интерактивных средств обучения, который помогает формировать УУД на уроках географии и повышать мотивацию. Практические задания, которые разрабатывает учитель, должны быть связаны с реальной жизнью.
Немаловажную роль в формировании общеучебных умений и навыков играют компьютерные презентации. Применяя презентации, я использую методы активного, деятельностного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Формировать УУД на уроках географии в ходе практических работ возможно на любом материале. Обучение должно быть практикоориентированным. Практические умения формируются постепенно, поэтому соблюдение возрастных и психологических особенностей учеников так же необходимо учитывать.
Я рекомендую использовать для практических работ:
- современные интернет ресурсы (видеофрагменты, новости СМИ, программы с картами и фотографиями Google Earth)
- работы с текстом. География как учебный предмет имеет достаточный потенциал для успешного формирования общеучебных умений по работе с текстом. В школьном курсе географии используются разнообразные виды текстов описательные, информационные, проблемные, составные и т.д.
- составление и анализ таблиц
- логические цепочки. Логические учебные умения самые главные и трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких как его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность
- карты. Научившись работать с картой, разбираться в условных обозначениях, любой ученик может, даже не читая учебника, найти ответ на многие вопросы.
При переходе на ФГОС современный запрос личности – практическая значимость. Географические знания необходимы для решения многих практических задач.
Таким образом, овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Выполнение практических работ способствует:
1. развитию общеучебных умений (анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.)
2. обеспечению формирования умений (применять теоретические знания на практике);
Система практических работ располагает возможностями для полного ознакомления и овладения методами географической науки (картографический, описательный, статистический, моделирование, прогнозирование, геоэкологический мониторинг, методы полевых исследований).
Важнейшая задача современной географии - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Поэтому практические задания позволяют решать данную проблему.
Список использованной литературы:
- Исакова О. Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания // Управление начальной школой. – 2013. - № 9. – С. 11-21
- Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. - № 3. – С. 55 – 59
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
- Родыгина О.А. /статья «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»/Журнал «Начальная школа. Плюс до и после.» № 7, 2011 г.
- Душина И.В, Летягин А.А. «Практическая составляющая обучения географии - основа формирования компетенций школьников» Научно-методический журнал « География в школе» 2009. - №1. – с. 41
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.- С.10-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Африки"
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечив...
Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Евразии"
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать ме...
Презентация урока "Формирование территории России" по географии 9 класса
Презентация к уроку географии 9 класс...
Мастер-класс «Формирование УУД на уроках географии»
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формирован...
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии
Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...