Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Куденко Марина Сергеевна

Рабочая программа по географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.docx54.92 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

 

   

                                                                                                   Рабочая программа

по __географии____________________________________

(указать учебный предмет, курс)

                                    основного  общего  образования    для   9  класса______________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов __67___________________________________________

Учитель ________ Куденко Марина Сергеевна___________________

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии и авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2012 г.

                        (указать примерную программу/программы, издательство, год издания  при наличии)

Пояснительная записка

             Рабочая программа по  географии для 9 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010 г.; 
  • Примерная программа основного общего образования по географии, и авторская программа А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2012;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Карповской СОШ;
  • Учебный план МБОУ Карповской СОШ на 2017 – 2018 учебный год;
  • Годовой учебный календарный график на 2017 – 2018 учебный год;
  • Положение МБОУ Карповской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Цели:

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • выявление закономерностей развития природы, размещение населения и хозяйства и особенности  динамики и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
  • Освоение системы географических знаний о Ростовской области как целостном, сложном, динамично развивающемся географическом пространстве, в котором происходит жизнедеятельность и саморазвитие личности.

Задачи: 

  • сформировать целостный географический образ своей Родины;
  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
  • сформировать необходимые географические умения и навыки;
  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

 Общая характеристика учебного курса, предмета, дисциплины (модуля):

             Курс «Географии России. Население и хозяйство» – это четвертый  по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем краеведческих знаний. Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. География в 9 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами, хозяйством и населением на территории России. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

   

Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане: 

        Учебный  план  МБОУ Карповской СОШ предусматривает обязательное изучение географии на уровне основного общего образования в 9 классе — 68 часов (2 часа в неделю).

       Но в связи с тем, что 08.03.18 г.  является праздничной датой, на основании приказа № 17 от 01.09.2017 г. «Об уплотнении рабочих программ», программный материал будет пройден за 67 часов:

       Урок географии с 08.03.18 г.  перенесен на 12.03.18 г. – запись в журнале «Северо-Запад»

РАЗДЕЛ № 1

                 Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) 

             

Введение.

Что мы будем изучать?

Часть I. Общий обзор России

Тема 1. Россия на карте мира.

Заселение территории. Сфера влияния России. Геополитическое влияние. Экономическое влияние России. Географическое положение России. Экономическая и политическая оценка.

Тема 2. Природа и человек.

Природные условия и человек.

Непосредственное влияние природных условий на организм человека.

Опосредованное влияние природных условий.

Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка.

Тема 3. Население России.

Численность и размещение населения.

Воспроизводство населения.

Миграции населения.

Демографическая ситуация.

Расселение и урбанизация.

Функции поселений. Городские агломерации.

Урбанизация в России.

Расселение в сельской местности.

Стадии развития расселения.

Этногеографическое положение России. Разнообразие культурных миров.

Тема 4. Народное хозяйство России.

Что такое хозяйство (экономика) страны.

Цикличность развития хозяйства.

Особенности развития хозяйства России.

Структура хозяйства России.

ТЭК. Значение комплекса в народном хозяйстве. Топливная промышленность.

Электроэнергетика.

Металлургический комплекс.

Машиностроительный комплекс.

Химико-лесной комплекс.

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

Агропромышленный комплекс.

Растениеводство. Животноводство.

Пищевая и легкая промышленность.

Транспортный комплекс.

Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.

Часть II. Районы России.

Подходы к районированию территории России. Административно-территориальное устройство.

Центральный  район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития.

Население и хозяйство Центрального района.

Центрально-Черноземный район.

Северо-запад.

Калининградская область.

Европейский Север.

Поволжье.

Урал.

Сибирь: общая характеристика.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Дальний Восток.

Северный Кавказ.

Ростовская область.

ЭГП Ростовской области. Заселение территории.

Население Ростовской области.

ТЭК. Электроэнергетика области.

Металлургический комплекс. Машиностроение.

Агропромышленный комплекс. Пищевая и лёгкая промышленность.

Транспортный комплекс. Проблемы и перспективы развития области.

Заключение. Россия: единство в многообразии.

Практические работы

№ 1 «Изучение размещения народов РФ, плотности населения, национально-территориальных образований. Анализ политико-административной карты».

№  2 «Характеристика одного из районов добычи угля, нефти, газа по картам и статистическим материалам».

№ 3 «Описание по картам размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения РФ».

№ 4 «Определение по карте размещения отраслей промышленности и АПК».

№ 5 «Анализ по картам транспортной сети, её размещение по территории страны, основные транспортные узлы грузо- и пассажиропотоки».

№ 6 «Нанесение на к.к. схемы транспортных путей и связей Центральной России».

№ 7 «Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа».

№ 8 «Составление ЭГХ промышленного узла (по выбору)».

№ 9 «Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточной Сибири».

Формы организации  учебных занятий:

  • Лекция
  • Семинар
  • Конференция
  • Собеседование (индивидуальная беседа)
  • Самостоятельная работа с книгой
  • Самостоятельная работа
  • Домашнее задание
  • Групповая работа
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

Основные виды учебной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Групповая деятельность
  • Коллективная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Проблемно-поисковая деятельность

РАЗДЕЛ № 2

Календарно-тематическое планирование 9 класс        

№ п/п

Тема урока, контрольных, практических  работ

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

ВВЕДЕНИЕ

1.

Что изучает экономическая  география России?

1

04.09

ЧАСТЬ I ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ – 40 ч.

 Россия на карте мира – 4 часа

2.

Россия на карте мира. Заселение территории

1

07.09

3.

Геополитическое  положение России

1

11.09

4.

Экономическое влияние России

1

14.09

5.

ГП России и политико-административное устройство России

1

18.09

 Человек и природа – 5 ч.

6.

Природные условия и человек

1

21.09

7.

Влияние природных условий на здоровье человека

1

25.09

8.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу

1

28.09

9.

Природные ресурсы России

1

02.10

10

Итоговый урок по теме: «Человек и природа»

1

05.10

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ – 12 ч.

11.

Численность и размещение населения

1

09.10

12.

Воспроизводство населения

1

12.10

13.

Миграции населения

1

16.10

14.

Демографическая ситуация в России

1

19.10

15.

Контрольная работа за 1 четверть на тему: «Россия на карте мира. Природа. Население»

1

23.10

16.

Рынок труда и занятость населения России

1

26.10

17.

Расселение и урбанизация

1

30.10

18.

Урбанизация в России

1

02.11

19.

Расселение в сельской местности. Стадии развития расселения.

1

13.11

20.

Этнографическое положение России

1

16.11

21.

Национальный и религиозный состав населения России. Пр. р. № 1 «Изучение размещения народов РФ, плотности населения, национально-территориальных образований. Анализ политико-административной карты»

1

20.11

22.

Итоговый урок по теме: «Население России»

1

23.11

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 20 ч.

23.

Что такое хозяйство (экономика) России

1

27.11

24.

Цикличность развития хозяйства

1

30.11

25.

Особенности развития хозяйства России

1

04.12

26.

Структура хозяйства России

1

07.12

27.

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность России

  1

11.12

28.

Угольная промышленность России

  1

14.12

29.

Энергетика. Пр. р. № 2 «Характеристика одного из районов добычи угля, нефти, газа по картам и статистическим материалам»

1

18.12

30.

Контрольная работа за 2 четверть на тему: «Население. Хозяйство России»

1

21.12

31.

Металлургический комплекс  

1

25.12

32.

Машиностроительный комплекс. Пр. р. № 3 «Описание по картам размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения РФ»

1

28.12

33.

Химико-лесной комплекс

1

11.01

34.

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1

15.01

35.

Агропромышленный комплекс. Пр. р. № 4 «Определение по карте размещения отраслей промышленности и АПК»

1

18.01

36.

Растениеводство. Животноводство

1

22.01

37.

Пищевая и легкая промышленность

1

25.01

38.

Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт

1

29.01

39.

Водный, авиационный  трубопроводный транспорт. Пр. р. № 5 «Анализ по картам транспортной сети, её размещение по территории страны, основные транспортные узлы грузо- и пассажиропотоки»

1

01.02

 40.

Непроизводственная сфера

1

05.02

    41.

Территориальная организация обслуживания

1

08.02

    42.

Урок обобщения и контроля знаний по теме: «Хозяйство России»

1

12.02

РАЙОНЫ РОССИИ – 18 ч.

    43.

Подходы к районированию территории России

1

15.02

    44.

Центральный район

1

19.02

    45.

Население и хозяйство Центрального района

1

22.02

    46.

Города и сельская местность Центрального района

1

26.02

    47.

Сельская местность. Пр. р. № 6 «Нанесение на к.к. схемы транспортных путей и связей Центральной России»

1

01.03

    48.

Центрально-Черноземный район

1

05.03

    49.

Северо-Запад

1

12.03

    50.

Калининградская область

1

15.03

    51.

Европейский север. Природа. Народы.

1

19.03

    52.

Контрольная работа за 3 четверть на тему: «Хозяйство России»

1

22.03

    53.

Хозяйство Европейского Севера. Этапы хозяйственного освоения

1

26.03

    54.

Северный Кавказ. Пр. р. № 7 «Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа»

1

09.04

    55.

Поволжье

Этапы хозяйственного освоения Поволжья.

1

12.04

    56.

Урал. Пр. р. № 8 «Составление ЭГХ промышленного узла (по выбору)»

1

16.04

    57.

Сибирь. Общая характеристика.

1

19.04

    58.

Западная Сибирь

1

23.04

    59.

Восточная Сибирь. Пр. р. № 9 «Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточной Сибири»

1

26.04

    60.

Дальний Восток

1

30.04

61.

Ростовская область – 7 ч.

ЭГП Ростовской области. Заселение территории

1

03.05

      62.

Население Ростовской области

1

07.05

      63.

ТЭК. Электроэнергетика области. Металлургический комплекс. Машиностроение

1

10.05

      64.

Агропромышленный комплекс. Пищевая и лёгкая промышленность. Транспортный комплекс. Проблемы и перспективы развития области

1

14.05

      65.

Контрольная работа за 4 четверть на тему: «Районы России»

1

17.05

      66.

Заключение. Россия: единство в многообразии

1

21.05

      67.

Повторение по курсу «Население и хозяйство России»

1

24.05

РАЗДЕЛ № 3

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

Знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

          Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

         

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

     

         Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___25.08.2017 года  №____1_____

Руководитель МС__________/Напалко А.Ю./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Напалко А.Ю./

«_28_»  _____08______ 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...