программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Данная программ разработана с учетом требований ФГОС к учебнику Бариновой И.И. "Начальный курс". Содержит планируемые результаты освоения курса географии за 5 класс, тематическое содержание с указанием основных видов деятельности, а также календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по географии 5 класс | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО ___________/ Валиахметова М.Т. Протокол №________ от «___» ______ 201_ г. | Согласовано Зам. директора по УР __________/Алешина А.Ф./ «___» _______ 201_ г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №5» НМР РТ _____________/Юнусов Д.Р. Приказ №_____________ от «____» _________ 201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 5А, 5Б классов
Алешиной Асии Фаизовны
учитель первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ№5» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2018 год
Планируемые результаты освоения программы.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- использование карт как моделей;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- понимание смысла собственной действительности;
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание программы
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Проектная работа. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Проектная работа. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Проектная работа. Уникальная планета Земля глазами …
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Проектная работа. План местности
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Проектная работа: Составление карты стихийных природных явлений. Как сберечь природу? 10 правил будущему поколению. Вода – источник жизни. Памятка туриста
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Общее кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Что изучает география | 4 | Практическое применения знаний наук о природе в решении географических задач; нахождение взаимосвязи тел, веществ и явлений в природе, используя различные источники информации; организация наблюдения за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. Составление календаря природы. Составление схемы, опорного конспекта. Проектная работа. Создание презентации по проектной работе. Выступление с защитой проекта. |
2 | Как люди открывали Землю | 3 | Выявление изменений географических представлений у людей в древности, определение вклада великих ученых, путешественников в развитие географической науки, систематизация информации о путешествиях и открытиях. Сотрудничество в группе (диалог, дискуссия, выступление). Приемы учебной работы с дополнительными источниками информации. Составление плана доклада, опорного конспекта. |
3 | Земля во Вселенной | 6 | Выявление изменений географических представлений у людей в древности, определение вклада великих ученых, в развитие географической науки, систематизация информации о открытиях. Сотрудничество в группе (диалог, дискуссия, выступление). Приемы учебной работы с дополнительными источниками информации. Составление плана доклада, опорного конспекта. Работа с картами. Преобразовывание информации из одного вида в другой (схему в текст).Выявление зависимости продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Выполнение и защита проектной работы. |
4 | Виды изображений поверхности Земли | 6 | Практическое применение знаний о плане местности и географической карты. Ориентирование на местности по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «Живым ориентирам. Работа с компасом. Работа с картой местности. Составление плана местности. Чтение легенды карты. Знакомство с условными знаками плана местности. Работа с картой. Определение географических координат. Сотрудничество в группе, паре (диалог, дискуссия, выступление, защита собственного мнения, умение договариваться и взглянуть на ситуацию с другой стороны). Поиск информации из различных источников, ее анализ и систематизация. Выполнение проектной работы. |
5 | Природа Земли | 16 | Выявление особенностей строения Земли, ее оболочек, типов земной коры, ее строение под материками и океанами. Установление по карте границ столкновения и расхождения литосферных плит. Создание, применение и преобразование условных знаков и символов, моделей для решения познавательных и учебных задач. Работа с коллекциями горных пород и минералов. Установление сейсмоопасных зон с помощью карты. Выявление условий жизни людей в сейсмоопасных зонах. Работа с контурной картой. Составление плана описания различных форм рельефа (горы, равнины). Составление краткого плана - конспекта ответа. Поиск информации из различных источников, ее анализ и систематизация. Сотрудничество в группе, паре (диалог, дискуссия, выступление, защита собственного мнения, умение договариваться и взглянуть на ситуацию с другой стороны).Выполнение проектной работы. |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Что изучает география | 4 | |||
Мир, в котором мы живем. | 1 | |||
Науки о природе | 1 | |||
География — наука о Земле | 1 | |||
Методы географических исследований | 1 | |||
Как люди открывали Землю | 3 | |||
Географические открытия древности и Средневековья | 1 | |||
Важнейшие географические открытия | 1 | |||
Открытия русских путешественников | 1 | |||
Земля во Вселенной | 6 | |||
Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса. | 1 | |||
Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон | 1 | |||
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | |||
Мир звёзд | 1 | |||
Уникальная планета — Земля | 1 | |||
Обобщение знаний по теме Вселенная | 1 | |||
Виды изображений поверхности Земли | 6 | |||
Стороны горизонта. Ориентирование на местности. | 1 | |||
План местности. Условные знаки. Горизонтали. | 1 | |||
Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности. | 1 | |||
Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте. | 1 | |||
Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте. | 1 | |||
Обобщение знаний по теме | 1 | |||
Природа Земли | 16 | |||
Как возникла Земля. | 1 | |||
Внутреннее строение Земли | 1 | |||
Землетрясения и вулканы | 1 | |||
Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины. | 1 | |||
Обобщение знаний по теме | 1 | |||
Вода на Земле. Мировой океан | 1 | |||
Воды суши. Реки | 1 | |||
Обобщение знаний по теме | 1 | |||
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. | 1 | |||
Движение воздуха. Ветер (бризы, муссоны) | 1 | |||
Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера. | 1 | |||
Погода. Климат | 1 | |||
Обобщение знаний по теме. | 1 | |||
Живая оболочка Земли. Почва- особое природное тело. | 1 | |||
Человек и природа. | 1 | |||
Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....