Программа элективного курса "Экономическая география"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7» г. Рославля
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО Протокол от 28.08.2017г. № 1 | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета школы Протокол от 30.08.2017 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом по МБОУ «Средняя школа № 7» Протокол от 31.08.2017г. №140-0 |
(расшифровка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 - 2018 учебный год
по элективному учебному предмету
(предмет)
«Экономическая география»
Класс 10
Количество часов на год всего 34ч.;
в неделю 1ч.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе программы, рекомендованной
Министерством образования и науки РФ и (или) авторской _____________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(полное название, автор, издательство, год издания)
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по географии, использует учебное пособие В. А. Горбанева "Общественная география мира", М.: Дрофа, 2008г.
Введение элективного курса обусловлено тем, что часть учащихся желает поступить в геологические и экологические направления ВУЗов, а курс географии в математическом профиле не предусмотрен. Этот курс поможет школьникам продолжить и систематизировать полученные на уроках знания по географии, удовлетворить познавательные интересы обучающихся, накопить необходимое ЗУН для продолжения учебы. Главные принципы, на которых строится курс, научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми понятиями и компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении общественных знаний по географии.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в изучении материала в тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Учащиеся учатся собирать информацию, работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее. Поскольку данный курс носит синтетический характер, призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания. Выполняя практические задания, содержащиеся в данном элективном курсе, учащиеся выступают в роли исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся связать свои познания об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности – демографических, политических, экономических и экологических.
Цели и задачи курса:
Основная цель курса: формирование мировоззрения учащихся, системы их ориентации и самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания.
- освоение системы знаний о размещении (географии) производства в современных условиях
- развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному и ответственному действию;
- развитие способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества;
- воспитание экономического мышления, организованности;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и исследований.
Ожидаемые результаты курса (для учащихся):
- Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
- Дополнить и углубить знания о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства.
- Формирование информационной культуры учащихся.
- Творческие отчёты (различные формы) о полученных знаниях.
Ожидаемые результаты курса (для преподавателя):
- Анализ проделанной работы и результатов обучения по элективному курсу.
- Корректировка и совершенствование программы элективного курса.
- Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
Программой предусмотрены различные формы и методические приемы проведения занятий: лекционные, практические (лекция, семинар, беседа, деловая игра и т. д.), а также вариантность при отборе фактографического материала и определении темы практического занятия.
Формы контроля
Контроль уровня сформированности ЗУН осуществляется на трёх уровнях и по пятибалльной шкале:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке: учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия);
- промежуточный (проводится в форме теста);
- итоговый (в конце курса) принимается в форме творческой работы учащегося по заранее выбранной теме: это защита творческих проектов (исследовательские работы, представленные в виде доклада и презентации)
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Всегочасов | В том числе | Форма контроля | ||
| лекции | семинары | практикум | |||
1. | Введение в курс общественной географии | 5 | 3 | 1 | 1 | участие в семинаре, результат практической работы |
2. | Общая характеристика мира | 23 | 15 | 4 | 4 | участие в семинаре, тестированиерезультат практической работы |
3. | Региональная характеристика мира | 5 | 3 | 1 | 1 | участие в семинаре, результат практической работы |
4. | Калейдоскоп проблем | 2 | 1 | 1 | - | участие в семинаре, результат творческой работы |
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Тема 1. Введение в курс общественной географии (2 часа)
Идея общественной географии заключается в том, чтобы отразить постепенное высвобождение человека и человеческого общества и от сил природы, и от житейских забот. Сегодня все более главенствующими становятся для нас, людей, именно отношения внутри общества. География на первых своих этапах развития была сосредоточена на изучении природных сил, потому что человек зависел от их дифференциации в решающей степени. Затем настала очередь сельского хозяйства занять место главной темы не физической географии, потому что подавляющее большинство человечества было занято аграрным трудом. В XX веке на первый план выдвигается промышленность, и география становится экономической. Но наступает новый век, в передовых странах доля занятых в промышленности опускается ниже одной пятой, настает время для человечества сосредоточиться на общественных отношениях - по крайней мере, там, где проблема пропитания уже давно решена. А это значит, что настает время и для географии перенести свои акценты с экономики на более широкие темы, связанные с жизнью общества как такового, а не только одной из ее ипостасей - хозяйства.
Сегодня многие ученые (за рубежом М. Кастельс, у нас В. Иноземцев) говорят о «постэкономическом» обществе. Суть этого термина вовсе не в том, что экономика как бы отменяется, а в том, что теперь ученый, который попытается изучать общество, сосредоточившись только на хозяйственной деятельности, не сможет его понять. Вот почему географии пора переходить на более широкую, нежели хозяйство, тематику.
Методы географической науки.
Практические работы:
1. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Тема 2. Классификация и типология стан мира (3 часа)
Типология стран - сложная и осмысленная дисциплина, ее российский основатель В.В. Вольский просто-таки заклинал не сводить ее к ранжированию. Так что правильнее было бы эту тему ввести в раздел «Политическая карта мира». Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Практические работы:
1. Составление классификаций стран мира по разным признакам.
РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика мира ( 23 часа)
Тема 1. Экологическая культура. Природа и общество (5 часов)
Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой.
Переход биосферы в ноосферу. В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Экологическая культура прошлого и настоящего. Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
Практические работы:
1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Тема 2. Человек на Земле (5 часов)
Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков. Человек - это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский. Пределы роста человечества. Демографические пирамиды. Особенно обращает на себя внимание упражнение с интерактивной половозрастной пирамидой России с прогнозом. Этнография и этносы. Расселение людей по планете. Людность регионов. Распределение городов по Ципру.
Практические работы:
1. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Тема 3. Время и пространство (8 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Научно – техническая революция. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Практические работы
1. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Тема 4. География отраслей мирового хозяйства (5 часов)
География важнейших отраслей: ТЭК, добывающая и обрабатывающая промышленность мира, сельское хозяйство, транспорт мира. Международное географическое разделение труда.
Практические работы: 1. Работа над творческим проектом.
РАЗДЕЛ 3. Региональная характеристика мира (5 часов)
Тема 1. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Практические работы:
1. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
РАЗДЕЛ 4. Калейдоскоп проблем (1 час)
Тема 1. Калейдоскоп проблем.
Устойчивое развитие - это гармоничное сочетание и взаимодействие частей государства, это политический мир между ними, несмотря на различие взглядов, это их равенство, несмотря на контрасты географической среды и исторической судьбы.
Формы и методы обучения
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (самостоятельной работы);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная;
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Оценивать и прогнозировать:
- изменение природных и социально-экономических объектов под влиянием человека и общества;
- рост населения, городов и хозяйства;
- изменение культуры и сознания человека;
- прогнозирование особенностей жизни в будущем;
- саморазвитие и личностные возможности.
2. Объяснять:
- роль знаний в решении социально-экономических и экологических проблем;
- влияние общества на природу и природы на общество;
- суть проблем, возникающих в мире.
3. Объяснять явления на основе понятий:
- ВВП стран мира – главный критерий экономического развития страны;
- Причины изменения ПК;
- Причины неравномерного расселения людей на планете;
- Степень воздействия человека на природу;
- Современный этап и перспективы НТР;
- Основные центры развития, возрастание роли АТР;
- Соотношение старых, новых и новейших отраслей;
- В чем заключается переход к новому международному экономическому порядку;
- Понятие об устойчивом развитии.
4. Описывать:
- образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного, рекреационного).
5. Определять:
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений;
- значения событий и явлений для прошлого и будущего;
- различия и особенности в отражении действительности разных культур и религий.
6. Называть:
- основные этапы развития Земли;
- религии и их суть;
- районы острых экологических ситуаций;
- части света, регионы и их особенности хозяйствования;
- основные виды природных ресурсов и их использование;
- примеры рационального и нерационального использования ресурсов.
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Методические рекомендации
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 10 классов. К этому времени пройдена основная программа по географии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены со всеми теоретическими и практическими материалами. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе понятия и термины, работать над содержанием сложных географических текстов, уметь видеть средства и способы организации собственной траектории развития.
При реализации программы данного курса необходимо обратить внимание на развитие географического мышления. Очень важно, чтобы учащиеся научились не только рассказывать, но и самостоятельно найти по теме информацию, работать над текстом, критически анализировать и оценивать явления, выдвигая гипотезы развития.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п | Тема | Вид урока | Количество часов | Дата проведения | |
Раздел I: Введение в курс экономической географии (5 часов) | |||||
1 | Введение в курс экономической географии | лекция | |||
2 | Методы географической науки | комплексного применения знаний | 1 | ||
3 | Классификация и типология стран мира | практикум | 1 | ||
4 | Типология стран мира по уровню социально-экономического развития | лекция | 1 | ||
5 | Районирование мира Общие вопросы региональной географии. Историко-географические регионы мира | лекция | 1 | ||
Раздел II: Общая характеристика мира (23 часа) | |||||
6. | Взаимодействие общества и природы | лекция | 1 | ||
7. | Природные ресурсы мира | комплексного применения знаний | 1 | ||
8. | Ресурсообеспеченность стран мира | практикум | 1 | ||
9. | Природопользование и экологические проблемы | комплексного применения знаний | 1 | ||
10. | Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды" | самостоятельной работы | 1 | ||
Человек на Земле (5 часов) | |||||
11. | Население мира Численность и воспроизводство населения. Миграции населения мира | лекция | 1 | ||
12. | Структура населения мира | комплексного применения знаний | 1 | ||
13. | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения по регионам мира. Миграции | комплексного применения знаний | 1 | ||
14. | Сравнение показателей населения стран мира: Размещение населения и формы расселения | практикум | 1 | ||
15. | Обобщающее повторение и тестирование по теме "Население мира" | самостоятельной работы | 1 | ||
Время и пространство (8 часов) | |||||
16. | Современное мировое хозяйство | лекция | 1 | ||
17. | Научно-техническая революция | лекция | 1 | ||
18. | Влияние НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства | лекция | 1 | ||
19. | Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы, ТНК | комплексного применения знаний | 1 | ||
20. | Отрасли международной специализации стран и регионов мира | комплексного применения знаний | 1 | ||
21. | Воздействие НТР на мировое хозяйство | комплексного применения знаний | 1 | ||
22. | Территориальная структура хозяйства и региональная политика стран мира | самостоятельной работы | 1 | ||
23. | Обобщающее повторение по теме "НТР и мировое хозяйство" | комплексного применения знаний | 1 | ||
География отраслей мирового хозяйства (5 часов) | |||||
24. | География промышленности: ТЭК | лекция | 1 | ||
25. | Горнодобывающая промышленность мира. Металлургия | комплексного применения знаний | 1 | ||
26. | Обрабатывающая промышленность: Машиностроение Химическая, лесная промышленность Лёгкая и пищевая промышленность. Главные страны и районы | комплексного применения знаний | 1 | ||
27. | Сельское хозяйство | комплексного применения знаний | 1 | ||
28. | География транспорта Виды транспорта | комплексного применения знаний | 1 | ||
Раздел III: Региональная характеристика мира (5 часов) | |||||
29. | География международных экономических отношений. Страны Европы | лекция | 1 | ||
30. | Зарубежная Азия. Африка | лекция | 1 | ||
31. | Страны и народы Северной и Южной Америки. | лекция | 1 | ||
32 | Россия в современном мире | практикум | 1 | ||
33. | Географические аспекты важнейших проблем России | комплексного применения знаний | 1 | ||
Раздел IV: Калейдоскоп проблем (1 час) | |||||
34. | Глобальные проблемы человечества. Проблема войны и мира | лекция | 1 |
Литература для учителя:
- Демонстрационный вариант КИМ 2010- 2012 г./www.fipi.ru
- География. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в 2008-2012 годах. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2008-2012.
- Горбанев Владимир Афанасьевич. Общественная география мира. Элективные курсы. - М.:Дрофа, 2008.-335
- Е. А. Жижина, Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс. М.: «ВАКО», 2008.
- Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2009.
- Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. - М.: Просвещение, 2002
- Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира», М., «Просвещение», 2006
- Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009.
- Сайт федеральной службы государственной статистики /www.gks.ru
- Учебно- тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. География.- М.: Интеллект – центр, 2008-2012.
- Холина В. Н. География. Профильный уровень. Книга для учителя.10 -11 классы. М.: «Дрофа», 2008.
Дополнительные пособия для учителя:
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., «Глобальная география XI класс», М., «Дрофа», 2009.
- Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2008.
- Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2008.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2008.
- Максаковский В.П. Язык градоведения. Словарь терминов по географии городов и смежным дисциплинам / География, 1993-1995.
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2007.
- Страны мира: Политико-экономический справочник. – М.: Республика, 2006.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности. Экономика, культура, политика: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М., 2002.
- Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008.
Литература для учащихся:
- Географический атлас. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. - М.: Дрофа, 2014.
- Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.10 кл. - М.: Дрофа, 2014.
- Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература для учащихся:
- География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
- География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.
- Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт»,1997. – 208 с.
- Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира /А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2008.
- Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004.
- Народы мира. Историко-энциклопедический справочник. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
- Население мира. Демографический справочник. – М.: Мысль, 1989.
- Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2009
- Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2008.
- Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009
- Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа. 2006.
- Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2007.
- Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2008.
Электронные издания:
- География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.
- Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Интернет-ресурсы:
- www.geo.1september.ru – для учителей "Я иду на урок Географии".
- www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
- WWW.mirgeografii.ru – материалы к урокам географии, презентации
- www.openklass.ru – презентации к уроку
- www.pedsovet.org – презентации к уроку
- www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей
- www.proshkolu.ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
- www.uroki.ru – материалы к урокам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "География на кухне"
Зачем создавать авторские программы элективных курсов? В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...
Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"
Программа элективного курса «География декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 часов. Содержание данного курса...
Программа элективного курса "География международного туризма"
Программа составлена для обучающихся 10-11 класса, дополняет изучение экономической и социальной геогафии мира, характеризует разные виды и районы мирового туризма....
Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов
Программа элективного курса составлена на 68 часов по 2 часа в неделю для учащихся 11-х классов географического и социально-экономического профилей. В основе содержания ку...
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"
Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...