Эрудит-шоу "Знатоки географии"
план-конспект занятия по географии (8, 9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие эрудит - шоу "Знатоки географии" для обучающихся 8-9 классов. Цель: развивать любознательность учащихся, исследовательский подход к работе, стремление отыскивать данные для ответа. Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели, как внеурочное занятие для подготовки к олимпиаде. В работе использован материал, расчитанный на расширение кругозора учащихся, способствующий поиску информации для ответов на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эрудит-шоу "Знатоки географии", конспект | 23.78 КБ |
Эрудит-шоу "Знатоки географии", презентация | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Эрудит-шоу «Знатоки географии»
для обучающихся 8-9 классов.
Цель: развивать любознательность учащихся, исследовательский подход к работе, стремление отыскивать данные для ответа.
Вступительное слово учителя:
Сегодня, здесь у нас сражение,
Но пусть обид не будет среди вас.
Здесь победитель или побеждённый,
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменья, знанья и веселье-
Позволят вам сыграть вничью.
- Знакомство – 7 минут
Обучающиеся делятся на две команды (по цвету жетона). Каждая команда получает вопрос, ответ на который – название команды. За отведенное время игроки должны познакомиться друг с другом, выбрать капитана команды, придумать девиз.
1команда: Линия, которая проходит от северного полюса к южному, называется МЕРИДИАНОМ.
2 команда: Воображаемая линия, проходящая через центр Земли, перпендикулярно к земной оси, делящая земной шар на Северное и Южное полушария, называется ЭКВАТОРОМ.
- Разминка – 3 минуты.
За 1 минуту команды должны ответить на вопросы (письменно).
Правильный ответ – 1 балл. Максимум – 10 баллов. После того, как команды сдадут листочки с ответами, проверяем правильность ответов на экране.
Вопросы:
- Самый высокий водопад в мире (Анхель)
- Где находится Долина Смерти? (В Северной Америке)
- Кто открыл Антарктиду? (Беллинсгаузен и Лазарев)
- Где жили викинги? ( В Скандинавии)
- Самая полноводная река мира? ( Амазонка)
- Где находится государство Ливия? ( В Африке)
- Потомки от браков европейцев и негров называются? (Мулатами)
- В каком направлении идет судно из Азовского моря в Черное? ( В южном)
- Горы, расположенные на полуострове Таймыр? (Бырранга)
- Прибор для измерения влажности воздуха? (Гигрометр)
- Немного обо всем – 10 минут.
Каждому члену команды выдается тест. Задача каждого получить как можно больше правильных ответов. По истечении времени работы сдаются жюри. За каждый правильный ответ – 1 балл. Набранные баллы всех членов команды складываются.
Реши тест.
Задание 1:
Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым возобновимым?
А – энергия приливов
Б – солнечная энергия
В – биологические
Г – энергия ветра
Задание 2:
Какое утверждение о местах обитания животных верно?
А – Панда обитает в Австралии.
Б – Птица киви обитает в Новой Зеландии.
В – Тигры обитают в Африке.
Г – Страус Эму обитает в Азии.
Задание 3:
Главной причиной сокращения лесов в мире является
А – глобальное потепление климата.
Б – хозяйственная деятельность человека.
В – снижение почвенного плодородия.
Г – уничтожение озонового слоя атмосферы.
Задание 4:
Какой из перечисленных народов России является наиболее крупным по численности?
А – якуты
Б – карелы
В – татары
Г – ханты
Задание 5:
Для какого полуострова Северной Америки характерен жаркий и сухой климат?
А – Флорида
Б – Калифорния
В – Юкатан
Г – Лабрадор
Задание 6:
Установите соответствие между страной СНГ и названием реки, протекающей по ее территории
Страна - река
1) Азербайджан А) Днепр
2) Украина Б) Амударья
3) Узбекистан В) Аракс
Задание 7:
Почему в степи не растут большие деревья?
А – растительный опад беден.
Б - почвообразование замедлено.
В - микроорганизмов недостаточно.
Г - гумус вымывается из почвы.
Задание 8:
Какое из следующих утверждений об атмосфере является верным?
А – Ветер – это движение воздуха из областей пониженного атмосферного давления к областям повышенного атмосферного давления.
Б – Относительная влажность воздуха увеличивается при его нагревании.
В – В экваториальных широтах преобладает повышенное атмосферное давление.
Г – Атмосферное давление уменьшается с высотой.
Задание 9:
Крупнейшим горным озером в России является
А – Телецкое.
Б – Чудское.
В – Баскунчак
Г – Онежское
Задание 10:
Смена дня и ночи на Земле объясняется
А – движением Земли по орбите вокруг Солнца.
Б – закономерностями суточной ритмики географической оболочки.
В – осевым вращением Земли.
Г – изменением наклона земной оси к плоскости орбиты в течение суток.
ОТВЕТЫ:
- В; 2- Б; 3- Б; 4- В; 5- Б; 6: 1в2а3б; 7- Г; 8- Г; 9- А; 10- В.
- Размышляй-ка - 30 минут.
Командам выдаются задания, которые они выполняют 20 минут, затем представитель от каждой команды зачитывает ответ и показывает объекты на карте. Жюри оценивает.
- Этот водоем самый глубокий в России, он содержит 1/5 запасов пресных вод планеты (не считая ледников). В него впадает более 300 рек, а вытекает из него только одна. Берега водоема покрыты почти полностью хвойными лесами.
По берегам открыты заповедники. В одном из них, открытом в 1916 году, в районе хребта на восточном берегу обитает ценный зверек, имеющий такое же название, что и хребет, полученное по названию реки, впадающий в водоем.
Эта же река дала имя северо-восточному ветру. Водоем расположен в зоне активных тектонических движений. Поэтому часто в этом районе бывают землетрясения. В 1862 году в результате одного из них неподалеку от дельты самой крупной реки, впадающей в водоем, погрузился под воду большой участок суши. В 1920-х годах в поселке, расположенном у истока вытекающей реки, был открыт стационар по изучению водоема. (8 баллов)
Что это за водоем? В каких субъектах Российской Федерации он расположен?
Как называется река, вытекающая из водоема?
Как называется река, давшая название зверьку, хребту и ветру? Как называется этот зверек?
У устья какой реки находится погрузившийся объект и как он называется?
Как называется поселок, в котором располагается исследовательский институт?
ОТВЕТЫ: Это озеро Байкал.
Расположено оно в двух субъектах Российской Федерации – Республике Бурятия и Иркутской области.
Вытекает из озера река Ангара.
Река, давшая название хребту, называется Баргузин. Хребет – Баргузинский, зверек – баргузинский соболь, северо-восточный ветер – Баргузин.
Залив называется Провал, он находится у устья реки Селенга.
Поселок называется Листвянка.
- Запасы этого минерального природного ресурса в Калининградской области оцениваются более чем в 3 млрд. тонн, разведано 281 месторождения. Этот минеральный ресурс может служить и как топливо, и как минеральное удобрение. Добыча его ведется в основном в Нестеровском и Полесском районах области. Иногда его теплотворная способность достигает 5000 кКал, хотя с 1982 г. использование его как топлива запрещено законом. Этот ресурс поставляется во многие страны Европы. О каком ресурсе идет речь? Какие проблемы его добычи и использования Вы знаете? (5 баллов)
Это торф .
Проблемы добычи: территории, где добывается торф, часто являются эталонными местами обитания животных, более 88% территории добычи предлагалось вывести из осуществления добычи; часто места добычи не рекультивируются; нарушается баланс природных комплексов (подтопление территорий, нарушение); нарушение водоохранных зон и т.д. Проблемы использования: несмотря на то, что это ископаемое может использоваться в качестве топлива, его большая ценность может быть найдена в сельскохозяйственном использовании. В данный момент используется не чистый торф в качестве удобрения, а с минеральными добавками, который в таком же виде и экспортируется за границу. Необходимо также поговорить и о более глубокой переработке торфа. Существует множество технологий производства из торфа дрожжей, воска, лекарств, усиливающих иммунитет организма, этилового спирта, щавелевой кислоты и т.д.
- Однажды, много лет назад, в Тынде среди двора случайно опрокинули вверх дном бочку (открытым концом вниз), случилось это осенью, она осталась зимовать. Однажды, в самые жуткие морозы из-под бочки забила вода, заполнила ее до половины и через дырку в стенке разлилась по двору, отрезав даже сарай. Так эта бочка попала в историю, была сфотографирована и попала в учебники по мерзлотоведению. Пришлось потом бочку срубать, чтобы попытаться спасти двор, сарай и дом. Как Вы думаете, что произошло? (3 балла)
Под бочкой вода нашла наименее промерзший слой грунта и в точке наименьшего сопротивления вышла на поверхность.
- В рамках эксперимента по акклиматизации в Россию были завезены дикие животные из других стран. По картам атласа определите, какие заповедники нашей страны лучше всего подошли бы для этой цели, если завезли койота и пуму. Объясните, почему. (3 балла)
Пума - Алтайский, горные леса
Койот- Хоперский, степь
- В городах Астрахань, Волгоград, Кострома, Нижний Новгород, Новгород и Тверь решили построить телебашни. В каком из городов шпиль телебашни будет находиться выше всего над уровнем моря, а в каком - ниже при одинаковой высоте металлической конструкции? (3 балла)
Тверь - выше
Кострома, Н.Новгород, Волгоград, Новгород
Астрахань – ниже
- «Самый, самая, самое …» - 15 минут
Команды совещаются 5 минут, вспоминают географические объекты, о которых можно сказать «Самый, самая, самое …», затем выходят по одному, называют и показывают объект. Чья команда больше назовет объектов, та и победила.
(за каждый объект – 1 балл)
- «Ты мне, я – тебе» - 15 минут
Команды придумывают для соперников 3 вопроса (5 минут), обмениваются вопросами и дают ответы (по 1 баллу за правильный ответ и до 3 баллов за оригинальность вопросов)
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Водопад Анхель – самый высокий водопад в мире!
Амазонка – самая полноводная река мира
Горы Бырранга
Гигрометр – прибор для измерения влажности
Подведем итоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....