Рабочая программа для 5 класса по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 5 класса по УМК В.П Дронов, Л.Е Савельева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_geo_fgos.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Надеждинская основная общеобразовательная школа »
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Заместитель руководителя по УВР Руководитель КМО Директор МБОУ «Надеждинская ООШ»
_______________/ Каримова А.И. / _____________ __________ /Вагизова О.И./
« 29 » августа 2018г. 25 августа 2018 г. Приказ № 112 от « 29 » августа 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Шакировой Танзили Хашимовни, учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 29 » августа 2018 г.
Надеждино 2018 год
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012г;
-Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68 – ЗРТ «Об образовании»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (ФГОС основного общего образования)
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования ( одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная » Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
- Примерная программа основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В Душина, Л.Е.Савельева.
- Учебный план МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на 2018-2019 учебный год.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная школа »
Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлении о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Место курса географии в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю, 6 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Развитие географических знаний о Земле. | Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. | 6 часов |
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. | Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. | 6 часов |
Изображение земной поверхности. | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | 11 часов |
ПРИРОДА ЗЕМЛИ | Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. | 11 часов |
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Развитие географических знаний о Земле. | - объяснять, для чего изучают географию; - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий; - показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - выделять в записках путешественников географические особенности территории; - выбирать и использовать источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; | - создавать письменные тексты, устные сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли на основе нескольких источников информации; - создавать простейшие географические карты различного содержания; | - ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - работать в соответствии с предложенным планом; - выделять главное, существенные признаки понятий; - участвовать в совместной деятельности; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, - составлять описания объектов; - составлять простой и сложный план - работать с текстом и нетекстовыми компонентами; - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; - оценивать работу одноклассников; - выявлять причинно- следственные связи; - составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом. | - ответственное отношение к учебе; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; - развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; -понимание основ экологической культуры; |
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. | - описывать представления древних людей о Вселенной; - называть и показывать планеты Солнечной системы; - приводить примеры планет земной группы и планет – гигантов, сравнивать изученные планеты; - характеризовать виды движения Земли и их географические следствия; - описывать уникальные особенности Земли как планеты | - фиксировать особенности положения Земли в дни солнцестояний и равноденствий; - находить на карте территории, расположенные в разных тепловых поясах; - объяснять значение ключевых понятий; | ||
Изображение земной поверхности. | - находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - выбирать и использовать картографические источники географической информации для решения различных учебных и практико- ориентированных задач; - ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; - строить простые планы местности; | - наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; - ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе при помощи карт, компаса и современных навигационных приборов; - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и карты; - определять географические координаты; - объяснять значение ключевых понятий; | - ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - работать в соответствии с предложенным планом; - выделять главное, существенные признаки понятий; - участвовать в совместной деятельности; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, - составлять описания объектов; - составлять простой и сложный план - работать с текстом и нетекстовыми компонентами; - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; - оценивать работу одноклассников; - выявлять причинно- следственные связи; - составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом. | - ответственное отношение к учебе; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; - развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; -понимание основ экологической культуры; |
Природа Земли | - приводить примеры форм рельефа суши и дна океанов; - давать характеристику рельефа своей местности; - различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; - описывать по карте положение географических объектов; | - объяснять особенности строения литосферы и рельефа суши в зависимости от строения земной коры; - наносить на контурные карты основные формы рельефа; - создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. | - ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - работать в соответствии с предложенным планом; - выделять главное, существенные признаки понятий; - участвовать в совместной деятельности; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, - составлять описания объектов; - составлять простой и сложный план - работать с текстом и нетекстовыми компонентами; - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; - оценивать работу одноклассников; - выявлять причинно- следственные связи; - составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом. | - ответственное отношение к учебе; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; - развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; -понимание основ экологической культуры; |
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
УМК (. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2012.)
№ | Раздел, тема учебного материала | Кол- во часов | Календарные сроки | Основные виды деятельности обучающихся | ||||||||||
кал. | факт. | |||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. Развитие географических знаний о Земле. (6 часов) | ||||||||||||||
1 | Введение. Что изучает география. | 1 | Знакомятся со структурой учебника и приемами работы с учебником, атласом; формулируют определение «география», выявляют различия природных и антропогенных объектов. | |||||||||||
2 | Представления о мире в древности. Появление первых географических карт. | 1 | Исследуют по картам маршруты известных путешественников. Находят дополнительную информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках Древнего мира и Средневековья. | |||||||||||
3 | География в эпоху Средневековья. | 1 | ||||||||||||
4 | Эпоха Великих географических открытий. Значение Великих географических открытий. | 1 | Исследуют по картам и описывают маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана. | |||||||||||
5 | Географические открытия XVII–XIX вв. Первое русское кругосветное путешествие. Практическая работа №1.Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. | 1 | Исследуют и описывают по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Делают сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, об основных этапах изучения человеком земной поверхности. Наносят на контурную карту маршруты путешествий. | |||||||||||
6 | Географические исследования в ХХ веке. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. | 1 | Делают сообщения (презентации) о современных направлениях географических исследований. | |||||||||||
РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. (6 часов) | ||||||||||||||
7 | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | Сравнивают планеты Солнечной системы по разным параметрам. Выявляют особенности планеты Земля. | |||||||||||
8 | Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. | 1 | Находят дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. | |||||||||||
9 | Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты | 1 | Приводят доказательства шарообразности Земли. Вычисляют разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. | |||||||||||
10 | Виды движения Земли и их географические следствия. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. | 1 | Наблюдают действующую модель (теллурий) движений Земли и описывают особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявляют зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». | |||||||||||
11 | Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. | 1 | Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг Солнца» | |||||||||||
12 | Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Практическая работа №2.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. | 1 | Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Находят на карте территории, расположенные в разных тепловых поясах. | |||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Изображение земной поверхности. (11 часов) | ||||||||||||||
13 | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. | 1 | Выявляют особенности глобуса как объемной модели Земли. Сравнивают планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности и географической картой. | |||||||||||
14 | Масштаб. | 1 | Определяют расстояния с помощью масштаба. Решают практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. | |||||||||||
15 | Стороны горизонта. Азимут. | 1 | Определяют направления сторон горизонта, азимут на объекты. | |||||||||||
16 | Практическая работа №3. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. | 1 |
Определяют направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов. Составляют описание маршрута по плану местности. | |||||||||||
17 | План местности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. | 1 | Распознают условные знаки планов местности. Определяют расстояния между географическими объектами, абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности на планах местности. Составляют по планам описания форм рельефа и их очертаний. | |||||||||||
18 | Как составить план местности. Практическая работа №4. Составление простейшего плана местности/ учебного кабинета/ комнаты. | 1 | Составляют план комнаты способом глазомерной съемки. | |||||||||||
19 | Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. | 1 | Определяют направления и расстояния между географическими объектами по картам с помощью масштаба, абсолютную высоту горных вершин и глубину впадин. Систематизируют карты атласа по содержанию и масштабу. Выявляют различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории. | |||||||||||
20 | Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. | 1 | Распознают картографические условные знаки. Находят на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывают полушария Земли. | |||||||||||
21 | Географические координаты: географическая широта, географическая долгота. | 1 | Определяют направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Определяют на глобусе и карте полушарий направления сторон горизонта, географические координаты объектов, объекты по географическим координатам. | |||||||||||
22 | Практическая работа №5. Определение координат географических объектов по карте. | 1 | Определяют географические координаты объектов на карте и находят объекты по их координатам. Обозначают местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам. | |||||||||||
23 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Изображение земной поверхности». | 1 | Отвечают на вопросы, работают с тестами. | |||||||||||
24 | Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. | 1 | Выявляют особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой. Анализируют схемы строения земной коры, сравнивают типы земной коры. | |||||||||||
25 | Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. | 1 | Составляют таблицу «Классификация горных пород по происхождению». Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. Овладевают простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. | |||||||||||
26 | Практическая работа. №6. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств. | 1 | ||||||||||||
27 | Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. | 1 | Определяют по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявляют закономерности географического распространения землетрясений и вулка- низма.. | |||||||||||
28 | Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Практическая работа. №7. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. | 1 | Распознают на физических и топографических картах разные формы рельефа и составляют их характеристику. Выполняют практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Наносят на контурную карту крупные формы рельефа. | |||||||||||
29 | Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. | 1 |
Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Находят дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. | |||||||||||
30 | Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. | 1 | ||||||||||||
31 | Практическая работа №8. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. | 1 | Характеризуют крупные формы рельефа на основе анализа карт | |||||||||||
32 | Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. | 1 | Выявляют особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывают их. Сопоставляют расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. | |||||||||||
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Выполняют тестовую работу. | |||||||||||
34 | Обобщающий урок.. | 1 | Участвуют в командной интеллектуальной игре. | |||||||||||
35 | Резерв. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 5 класс по географии 2015-2016
В документе содержиться рабочая программа по географии для 5 класса по УМК И,И,Бариновой, А.А Плешакова, Н.И. Сонина на 2015-2016 учебный год и колендарно-тематическое планирование, систему оценки....
Рабочая программа 6 класс по географии 2015-2016
Рабочая программа ФГОС к учебнику география 6 класс авторы: Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой....
Рабочая программа 7 класс по географии
Рабочая программа по географии 7 класс...
Рабочая программа 10 класс по географии
Рабочая программа по географии...