Олимпиада по географии
олимпиадные задания по географии на тему

Зубцова Нина Николаевна

Материалы для проведения школьного этапа олимпиады по географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2017 – 2018

школьный этап

5 класс

Дорогие ребята!

Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Удачи Вам в работе!

Общее количество баллов - 48

Задания первого тура (максимальный балл – 36).

Задание 1.

Это путешествие состоялось в начале эпохи Великих географических открытий. Оно длилось 2 года 11 месяцев и 19 дней. Из 5 кораблей, которые отправились в экспедицию, вернулся лишь один, в трюмах которого было 26 тонн пряностей. Большая часть команды нашла свое последнее пристанище на дне океанов, как это часто бывает с моряками, а руководителю не удалось самому завершить начатое дело.
Определите, о каком путешествии идёт речь в описании, и ответьте на
дополнительные вопросы. Работу оформите в виде таблицы:

№ вопроса

Ответ

1. О каком путешествии идет речь?
2. Когда оно произошло?
3. Как звали руководителя экспедиции?
4. Как называются острова, на которых он погиб?
5. Кто возглавил путешественников после его гибели?
6. Какая была цель у экспедиции?
7. Кто из европейцев впервые побывал на берегу Великого океана?
8. Какие объекты появились на карте, благодаря этому путешествию?

9. Назовите имена других путешественников, возглавлявших аналогичные экспедиции.

Задание 2.

Как узнать стороны горизонта в лесу, если небо закрыто облаками, а компаса нет? Приведите не более трех способов, подробно описав использование каждого.

Задание 3.

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Океан, название которого происходит от известного в Древней Греции мифа о титане, держащем на своих плечах небесный свод.

4. Руководитель первого русского кругосветного плавания.

7. Планета Солнечной системы, названная по имени древнеримского верховного бога-громовержца.

8. Прибор, который помогает ориентироваться на местности.

10. Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие в тёплое время года.

По вертикали:

1. Каждая из семи форм рельефа, на которых по легенде была построена Москва или Рим.

2. Гора, названная в честь древнеримского бога огня.

5. Самый маленький материк.

6. Звезда – источник света и тепла для Земли.

9. Модель Земли.

9

10

6

8

5

3

2

4

1

7

   

Задания второго тура (максимальный балл – 12).

Выберите правильный ответ.

  1. Как представляли себе Землю древние индийцы?
  1. В виде горы
  2. В виде половины шара, опирающегося на слонов
  3. В виде диска, плавающего в океане  
  4. В виде шара  
  1. Кто первым определил размеры Земли?
  1. Михаил Ломоносов
  2. Фернан Магеллан
  3. Аристотель
  4. Эратосфен  
  1. Если встать лицом на север, то по правую руку у нас будет:
  1. Запад
  2. Восток
  3. Юг
  4. Юго-восток
  1. Соотнесите исследователя и его географическое достижение.
  1. Васко да Гама
  2. Джеймс Кук
  3. Фернан Магеллан
  4. Афанасий Никитин    
  1. совершил первое кругосветное плавание
  2. совершил три кругосветных плавания, открыл Новую Зеландию и Гавайские острова  
  3. посетил Индию и написал книгу «Хождение за три моря»
  4. открыл морской путь из Европы в Индию, обогнув Африку
  1. Какой признак отличает нашу планету от других «планет земной группы»?
  1. Имеет твёрдую поверхность  
  2. Имеет атмосферу  
  3. Имеет естественный спутник  
  4. Присутствует вода в жидком, твёрдом и газообразном виде   
  1. Какие из перечисленных объектов не являются планетами Солнечной системы?
  1. Нептун
  2. Меркурий
  3. Церера
  4. Сатурн
  5. Луна
  6. Титан
  7. Солнце
  8. Плутон  

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2017– 2018 

школьный этап

7 класс

Дорогие ребята!

Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Удачи Вам в работе!

Задания первого тура  (максимальный балл – 52).

Задание 1.

Начертите план местности по описанию. Клеточки соответствуют участкам местности, названным по основным и промежуточным сторонам горизонта.

Перед началом выполнения этого задания начертите у себя на листе ответа большой квадрат со сторонами 6см х 6см. Затем разделите его на 9 равных частей. У вас должно получиться 9 маленьких квадратов.

В центральном участке местности расположен родник, из него на север течет ручей. От родника на запад тянется просека в смешанный лес на западном участке местности. В южном участке местности раскинулось проходимое болото, к востоку от которого находится редколесье. На участке к юго-западу от родника произрастает хвойный лес, в котором преобладающей древесной породой является ель. На северо-востоке от родника местность покрыта кустарником, к югу от которого расположена яма, глубиною 1 м. От ямы в направлении А 3150 проложена тропа, которая ведёт к ручью, через который построен деревянный мост, а далее эта тропа уходит на северо-западный участок местности, покрытый лугом.

Критерии оценивания. Правильное размещение условных знаков на плане по 1 баллу за каждый объект.

Правильное обозначение условного знака по 1 баллу за каждый условный знак

Правильные цвета условных знаков по 1баллу.

Всего: 25 баллов.

Задание 2.

Определите объекты, скрывающиеся за координатами. Разделите их на группы, дайте названия каждой группе.

А)  ю. ш. 37° в. д.

Е) 20 c. ш° 80° в. д.

Л) 70° c. ш. 40° з. д.

Б) 56° c. ш. 38° в. д.

Ж) 51° c. ш. 71° в. д.

М) 15° c. ш. 105° в. д.

В) 40° с. ш. 116° в. д.

З) 33° ю. ш. 77° з. д.

Н) 48° c. ш. 107° в. д.

Г) 43° с. ш. 42° в. д.

И) 20° ю. ш. 46° в. д.

О) 20° c. ш. 50° в. д.

Д) 40° с.ш. 3° з. д.

К) 55° c. ш 70° з. д.

П) 39° c. ш. 77° з. д.

Критерии оценивания. За каждый определённый объект по 0,5 балла. За каждую выделенную и названую группу по 1 баллу.

Всего: 19 баллов.

Задание 3.

Определите, какой природный процесс изображён на схеме и ответьте на вопросы

  1. Как называется природный процесс?
  2. Что изображено на схеме цифрами 1, 2, 3, 4?
  3. Какое стихийное природное явление на реках может возникнуть в результате активности №4 на схеме.
  4. Как называются периоды, когда вода в реках поднимается выше уровня русла?
  5. К бассейну, какого моря относятся реки вашего региона?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Всего: 8 баллов.

Задания второго тура (максимальный балл –  10).

Выберите правильный ответ.

  1. Какой из материков пересекают все меридианы?

А) Африку

Б) Австралию

В) Антарктиду

Г) Северную Америку

  1. Кто из португальцев первым обогнул южную часть Африки и открыл морской путь в Индию?

А) Ф. Магеллан

Б) В. да  Гама

В) Х. Колумб

Г) Дж. Кук

  1. Укажите правильный вариант ответа. Чем больше размер изображенной на карте территории, тем:

А) мельче масштаб карты

Б) крупнее масштаб карты

В) подробнее изображение

Г) меньше искажений

  1.  Укажите внутренний процесс, который влияет на формирование рельефа.

А) деятельность текучих вод

Б) движение плит литосферы

В) выветривание

Г) все варианты ответов верны

  1. Какой слой атмосферы задерживает губительные ультрафиолетовые лучи?

А) тропосфера

Б) стратосфера

В) озоновый

Г) ионосфера

  1.  Укажите правильный вариант ответа. Температура поверхностных океанических вод:

А) одинакова везде

Б) неодинакова и зависит от широты

В) температура воды изменяется только с глубиной

Г) температура воды изменяется и с глубиной, и с широтой

  1. Благодаря кому или чему географическая оболочка является целостным природным образованием?

А) живым организмам

Б) круговороту веществ и энергии

В) горообразованию

Г) наличию кислорода в атмосфере

  1.  Какой регион Земли, по мнению ученых, является родиной человечества?

А) Африка и Юго-Западная Евразия

Б) Северная и Южная Америка

В) Австралия и Океания

Г) Китай и Индия

  1. В настоящее время численность населения Земли превышает:

А) 5 млрд. человек

Б) 7 млрд. человек

В) 10 млрд. человек

Г) 6,5 млрд. человек

  1. В органическом мире, какого материка преобладают эндемики?

А) Африка

Б) Австралия

В) Евразия

Г) Северная Америка

Общее количество баллов – 62.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2017 – 2018 

школьный этап

8 класс

Дорогие ребята!

Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Удачи Вам в работе!

Задания первого тура  (максимальный балл – 72).

Задание 1.

«Географическое лото». Дополните недостающую информацию, отвечая на вопросы.

Материк

Форма рельефа

(горы, равнина,

вулкан)

Река

Озеро

Представитель

органического мира

(животное/

растение)

Евразия

Гималаи

1. Крупная река, впадающая в Каспийское море.

Байкал

2. «Бамбуковый» медведь

Африка

3. Вулкан, самая высокая точка материка.

Нил

4. Второе по площади пресноводное озеро мира.

Баобаб

Северная Америка

Кордильеры

5. Река, впадающая в Северный Ледовитый океан.

Великие озера (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио)

6. Самое крупное дерево на планете.

Южная Америка

7. Горы, вытянутые вдоль западного побережья.

Амазонка

8. Высочайшее в мире судоходное озеро.

Анаконда

Антарктида

Эребус (вулкан)

Самый крупный покровный ледник на Земле

Императорский пингвин

Австралия

Большой Водораздельный хребет

9. Единственная полноводная река материка, уступающая по длине своему притоку.

Эйр

10. Сумчатое  животное, изображённое на гербе страны.

По 2 балла за каждую «ячейку».  Всего: 20 баллов

Ответ оформите в виде таблицы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2.

Кто из путешественников изображён на картинках? Установите соответствие: «№ картинки – событие – имя путешественника».

1        2        3

1 – 3 Известно, что один из них первым совершил кругосветное путешествие, другой исследовал Мировой океан и открыл всему миру самый маленький материк, а третий первым покорил Южный полюс.

4        5        6

4 – 6 Известно, что один из них датчанин, служивший Российской империи, другой руководил экспедицией, открывшей «ледяной континент», а третий – венецианский купец, побывавший в Китае.

7        8        9

7 – 9  Известно, что тело одного из них предано африканской земле, а сердце его – в Вестминстерском аббатстве; другой – российский путешественник, побывавший на обоих полюсах, на Эвересте, совершавший неоднократные одиночные путешествия; а третий – исследовал районы Центральной Азии.

Ответ оформите в виде таблицы.

№ картинки

Событие

Имя путешественника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего:

27 баллов

Задание 3.

В начале XIX века русский корабль обнаружил в Беринговом море недалеко от Командорских островов бутылку с письмом. К сожалению, письмо оказалось сильно подпорчено водой. Вот что удалось расшифровать: «21 мая 1797 года парусник «Мечта» отправился из Кронштадта, что в (1) заливе в кругосветное плавание. Пройдя (2) море и, минуя проливы (3), (4), корабль вышел в Северное море. Мы сделали остановку в Англии, в порту (5) и затем, миновав пролив (6) между Англией и (7), вышли в (8) океан. Мы плыли на юг, миновали (9) острова, пересекли (10) тропик, (11) и (12) тропик и достигли Южной Америки. Неделю провели в уругвайском порту (13) и отправились дальше на юг. Обогнув знаменитый мыс (14), мы вышли в океан, который Магеллан назвал (15). Мы поплыли на север вдоль побережья (16). Плыли долго, пока не достигли (17) островов, что почти на экваторе. Тут нас настиг шторм, который отнес нас северо-западнее на 20°по долготе и 10° по широте. Наш корабль разбился о скалы необитаемого острова. Помогите, спасите!»

Заполните пропуски в тексте письма. У какого острова разбился корабль?

Определите координаты этого острова (с точностью до градуса). Каким образом бутылка с запиской оказалась у Командорских островов?

Критерии оценивания. За правильно названный объект – 1 балл. За правильно названный остров – 2 балла, за верно определенные координаты острова – 3 балла.

За объяснение – 3 балла.

Всего: 25 баллов.

Задания второго тура (максимальный балл –  19).

Выберите правильный ответ.

1.Над какой территорией в среднем атмосферное давление зимой выше?

А. Восточная Сибирь

Б. Исландия

В. Индо-Гангская низменность

Г. Командорские острова

2. Из перечисленных животных эндемиками Австралии являются:

А. Коала и страус эму

Б. Крокодил и вомбат

В. Лама и ленивец

Г. Жираф и кенгуру

3. Пампа занимает, в основном, территорию:

А. Амазонской низменности

Б. Ла-Платской низменности

В. Оринокской низменности

Г. Гвианского плоскогорья

4. Какой из перечисленных материков имеет наибольшую среднюю высоту твердой

поверхности над уровнем моря?

А. Антарктида

Б. Южная Америка

В. Евразия

Г. Северная Америка

5. К холодным течениям относятся:

А. Перуанское и Гольфстрим

Б. Гольфстрим и Калифорнийское

В. Лабрадорское и Куросио

Г. Калифорнийское и Перуанское

6. Установите соответствие между островом и акваторией, которая омывает его берега:

А. Куба                                                                          1. Восточно-Сибирское море                                        

Б. Шри-Ланка                                                               2. Охотское море                                      

В. Врангеля                                                                   3. Карибское море

Г. Сахалин                                                                     4. Бенгальский залив                                    

7. Причиной сильных землетрясений на северо-востоке России является:

А. Столкновение Северо-Американской и Евразийской плит

Б. Столкновение Амурской и Евразийской плит

В. Столкновение Тихоокеанской и Евразийской плит

Г. Раздвижение Северо-Американской и Евразийской плит

8. На карте мира масштаба 1:10000000 Африка займет площадь:

А. 30 см²

Б. 300 см²

В. 3000 см²

Г. 30000 см²

9. Пограничной российской рекой не является:

А. Аргунь

Б. Нарва

В. Урал

Г. Шилка

10 .Установите соответствие между названием условного знака и его видом

А. Кустарники      Б. Обрыв           В.Родник                Г. Фруктовый сад

1. Линейный        2. Площадной           3. Точечный

11.Кто из русских первопроходцев в XVII веке открыл пролив между Евразией и Северной Америкой?

А. Витус Беринг

Б. Иван Крузенштерн

В. Николай Пржевальский

Г. Семён Дежнёв

12. Определите,  где расположена крайняя северная материковая точка России:

А. На Кольском полуострове                           Б. На побережье Балтийского моря

В. На полуострове Таймыр                              Г. На Чукотском полуострове

13. Какой океан омывает все части света, кроме одной

А. Индийский

Б. Атлантический

В. Южный

Г. Тихий

Общее количество баллов – 91.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2017– 2018  

школьный тур

9 класс

Дорогие ребята!

Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Удачи Вам в работе!

Задания первого тура (максимальный балл – 29).

Задание №1

На космическом снимке изображён участок суши на стыке двух частей света.

А) назовите части света

Б) по какому географическому объекту проходит их граница?

В) перечислите географические объекты, которые Вы видите на данном снимке

Г) какие природные зоны занимают большую часть снимка?

Задание № 2

Зная одну из характеристик природно-территориального комплекса, укажите остальные элементы, заполнив таблицу. Каждая строка таблицы – один природно-территориальный комплекс. Для каждой строки нужно выбрать из приведенного ниже списка: природную зону, почвы, растительность, а также самостоятельно вспомнить животных, которые могут обитать в получившемся природном комплексе.

Природная зона

Почвы

Растительность

злаково-разнотравная луговая степь в сочетании с дубовыми лесами

Широколиственные леса

подзолистые

моховые и лишайниковые сообщества с карликовой березкой, низкорослыми ивами и кустарничками

светло-

каштановые

При заполнении таблицы используйте следующую информацию:

Природные зоны:

  • тундра
  •  тайга
  • лесостепь
  • полупустыни
  • еловые леса
  • злаково-полынная
  • дубовые, дубово-липовые леса

Почвы:

  • тундрово-глеевые
  • черноземы
  • серые лесные

Задание № 3

Определите, о каких субъектах Российской федерации идёт речь в описаниях:

1. Символом этой области стал соловей

2. До областного центра ходит фирменный поезд «Вятка»

3. Титульные жители этой республики – единственные буддисты Европы!

4. Этот субъект РФ омывается водами двух океанов

5. В областном центре расположен памятник: «Родина-Мать»

6. Эта область даёт стране больше всех угля

7. Здесь располагается «Родина  Деда Мороза»

8. Эта республика Кавказа не имеет выхода к государственной границе России

9. Здесь находится исток Волги

10. Эта область последней на территории России встречает Новый год

Задание № 4

Эта акватория самая маленькая, самая пресная, самая холодная и самая мелководная

среди себе подобных. Именно перелетом через ____________________________________

(напишите название этой акватории) в 1937 году прославился советский летчик Валерий

Чкалов.

В пределах этой акватории лежит одна из двух необычных точек Земли, которые

имеют только одну географическую координату ___________________________ (укажите

какую). Назовите эту точку __________________________________.

Этот архипелаг принадлежит и назван в честь второй по площади территории страны

мира, а также именно на его территории находится точка, на которую смотрят все стрелки

компасов. Назовите этот архипелаг __________________________________,

страну_______________________ и точку __________________________________.

Задания второго тура (максимальный балл – 12).

Выберите правильный ответ.

 

1. Какие почвы наиболее характерны для таежной зоны Европейской России?

А. Черноземы

Б. Серые лесные

В. Подзолистые

Г. Торфяно-болотные

2. Какая из этих рек не имеет весеннего половодья?

А. Печора

Б. Обь

В. Лена

Г. Кубань

3. Какие три города расположены в одном климатическом поясе?

А. Санкт-Петербург, Якутск, Симферополь

Б. Красноярск, Санкт-Петербург, Иркутск

В. Керчь, Сочи, Астрахань

Г. Москва, Пермь, Анадырь

4. Какой город называют «столицей» Байкало-Амурской магистрали?

А. Иркутск

Б. Комсомольск-на-Амуре

В. Тайшет

Г. Тында

5. Для какой территории характерна наибольшая лесистость?

А. Республика Адыгея

Б. Республика Бурятия

В. Волгоградская область

Г. Республика Саха (Якутия)

6. Этот минерал с высокой теплостойкостью применяется в строительстве, автомобилестроении, ракетостроении, хотя является канцерогеном. Россия является мировым лидером по его добыче. Что это за минерал?

А. Асбест

Б. Малахит

В. Доломит

Г. Графит

7. Пограничной российской рекой не является

А. Аргунь

Б. Нарва

В. Урал

Г. Уссури

8. В каком городе выпадает наименьшее количество осадков

А. Якутск

Б. Москва

В. Омск

Г. Петропавловск-Камчатский

9. Какой из перечисленных народов не проживает вдоль сухопутной границы России

А. буряты

Б. осетины

В. ханты

Г. карелы

10. Установите соответствие между островами и акваторией, которая омывает его берега:

А. Куба                                                          1.Восточно-Сибирское море

Б. Шри-Ланка                                               2. Охотское море

В. о.Врангеля                                                3.Карибское море

Г. Сахалин                                                     4. Бенгальский залив

Общее количество баллов -  41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный тур олимпиады по географии

Задания школьного тура олимпиады по географии, включая региональный компонент...

Школьный тур олимпиады по географии

Дорогие ребята!Олимпиада –  важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете.Отвечая на вопросы и выпол...

Олимпиады по географии

Олимпиады по географии для 6-9-х классов....

Особенности современной подготовки к школьным олимпиадам по географии.

Раскрываются основные направления в методики подготовки учащихся школы к олимпиадам по географии. Из опыта работы в МОУ "СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области"....

Школьный тур олимпиады по географии, 8 класс.

Задания для проведения школьного тура олимпиады по географии в 8 классе....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".

Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии....

08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.

На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...