Урок, Внутренние воды.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Итоговый урок по теме «Внутренние воды России и Мордовии»
О, Волга! Колыбель моя
Любил ли кто тебя как я
Некрасов Н.А
Цели и задачи урока:
- Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме: (знание «Особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание»).
- Развивать навыки работы с картами (показать на карте реки, озёра, болота, ледники).
- Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы».
Оборудование: физическая карта России, атласы, схемы, таблицы, контурные карты.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма проведения: урок – соревнование.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Сообщение темы и цели урока.
Какую тему мы рассматривали вот уже несколько уроков? (Внутренние воды России Мордовии)
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.
Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали?
( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота).
И вместе с тем узнали очень много новых понятий.
Урок мы сегодня проведем в форме соревнования. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание вы будите получать жетон, а в конце урока подведем итоги.
1 А начнем мы с игры «термин- понятие»
1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
2. падение реки - превышение истока реки над устьем.
3.режим реки - распределение стока реки в течение года
4. наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
5. сель – грязекаменные потоки.
6. межень – низкий уровень воды в реке.
7. водные ресурсы- воды суши, пригодные для хозяйственного использования.
8. многолетняя мерзлота –слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
9. болото – переувлажненный участок местности
10. водохранилище. - крупные искусственные водоемы созданные на реках.
11. уклон реки- отношение падения к длине реки
12. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.
Что называется рекой?
Река – поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле).
Задание 2 Следующее задание будет таким (работа по карточке)
Бассейн, какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком направлении она течёт? (Обь, течет с юга на север)
Покажите реку на карте и назовите ее притоки.
Докажите что от рельефа зависит скорость и характер течения рек.
3 задание Поработаем с контурной картой , откройте страницу 44. я буду называть вам реки и озера а вы их подписывайте.
I вариант | II вариант |
1. Волга | 1. Печора |
2. Обь | 2. Иртыш |
3. Енисей | 3. Лена |
4. Яна | 4. Индигирка |
5. Онежское озеро | 5. Ладожское озеро |
6. озеро Байкал | 6. Каспийское море-озеро |
7. Амур | 7. Дон |
8. Западная Двина | 8. Северная Двина |
9. Кубань | 9. озеро Таймыр |
10. Колыма | 10. Терек |
Взаимопроверка, сравнение с атласом.
Задание 4: Практическая работа.
Составьте сравнительную характеристику двух рек, принадлежащих к разным океаническим бассейнам (по выбору) используя план описания реки. ВОЛГА ИРТЫШ
- К бассейну, какого океана относится
- исток, устье реки
- характер течения реки
- конфигурация речного бассейна, основные притоки
- источники и режим питания реки
- возможное хозяйственные использование, крупнейшие города, искусственные сооружение на реке.
- стихийные явления природы, связанные с рекой.
- Какие реки Мордовии являются притоками Волги и Иртыша.
Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и бессточными –о чем идет речь?( Об озёрах.)
В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.
Задание 5: Заполните таблицу
Озёра различаются по происхождению
Типы озерных котловин по происхождению | Название озёр |
Тектонические | Байкал |
Ледниково-Тектоническое | Ладожское, Онежское, Имандра |
Вулканические | Курильские озёра |
Термокарстовые | Инерка |
Остаточное | Каспийское море |
Задание 6:Подпишите озёра изображённые на рисунке, определите сточные или бессточные:
Ответ:
- Ладожское – сточное,
- Ханка – бессточное,
- Таймыр – сточное,
- Чудское и Псковское – сточное,
- Онежское – сточное.
- Инерка - сточное
Болота – это переувлажненные участки местности.
Назовите необходимые условия образования болот:
Ответ:
- избыточные увлажнение (к › 1)
- плоский рельеф, замедлений сток;
- зарастание озер;
- близость грунтовых вод.
- близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).
Вопрос: Почему нельзя осушить все болота?
Ответ:
- На болотах идет очистка воды, болото дает начало многим рекам.
- На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.
- В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.
- Болото – места обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.
Задание 7. Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не может.
Заполните схему.
Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление
Человек влияет на водные ресурсы.
- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?
(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)
Вопрос: Приведите примеры ухудшения качества воды.
Ответ:
а) сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду
ядовитыми веществами
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затоплений пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.
Вопрос: Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
Ответ:
- Строит очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
- Cовершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом предприятии.
- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Внутренние воды России"
Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока:1. Обобщение знаний учащихся по теме.2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фа...
Урок "Внутренние воды Австралии".
Конспект урока и презентация по теме "Внутренние воды Австралии" в 7 классе....
Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс
Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....
конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.
урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс....
Разработка урока "Внутренние воды России" 8 класс
Данная разработка урока поможет в лучшем усвоении учебного материала по данной теме. А презентация поможет нагляднее все представить....
Презентация к уроку "Внутренние воды России"
Презентация к уроку Внутренние воды России 8 класс...
Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....