Рабочая программа по географии. 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Черных Вероника Витальевна

Программа составлена к учебнику Алексеева А.И. ,линия "Полярная звезда" с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl._rabochaya_programma._novaya._fgos.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа составлена на основании  Программы для общеобразовательных учреждений. География .«Полярная звезда». Москва. Просвещение. 2011год.  Авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина.

   68часов, 2 часа в неделю.

Учебник: А.И.Алексеев, С.И.Болысов, Е.К.Липкина, Г.Ю.Кузнецова. География России. 9 класс. Москва. Просвещение, 20016 г.

  Курс «География России» занимает центральное место в географии. Особая его роль определяется тем, что помимо  научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

     Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

     Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  •    сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •    вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками
    географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также
    умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  •    развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется, и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  •    создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира

     Организация учебного процесса по географии России предполагает применение комплексного подхода к изучению территории – от изучения природы и освоения территории к изучению использования ресурсов в хозяйстве данного региона

    Используемый УМК.

  1. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011г.
 2. А.И.Алексеев, С.И.Болысов, В.В.Николина География. Россия. 9класс.учебник. – М. Просвещение, 2011г.
 3. В.В.Николина. География . Поурочные разработки.9 класс.- М. Просвешение,2010г.
 4. В.В.Николина. География. Мой тренажёр. – М. Прсвещение,2013г.
 5. Е.А.Жижина. Контрольно-измерительные материалы. География. 9 класс.-  М. Вако,2013г.
 6. В.И.Сиротин. Тесты для итогового контроля 8-9 классы.
 7. Н.В.Яковлева и др. География 6-11 классы. Уроки учительского  мастерства. Волгоград: Учитель, 2009г.
 8. А.Ф.Романова. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. Волгоград: Учитель, 2003г.
 9. Н.В.Болотникова. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы. Волгоград, Учитель,2007г.
 10. О.Н.Горбатова. География. 6-11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград, Учитель,2011г.
 11. Л.Н.Полякова. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. – М. «Экзамен»,2010г.

                                           Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Раздел I.Регионы России.
 
Основные виды учебной деятельности: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию; приводить по картам примеры разных видов районирования; определять отличия космического снимка от карты; выявлять особенности природы: черты сходства и различия геологического строения рельефа, климата; оценивать экологическую ситуацию на основе анализа экологической карты, материалов СМИ; выявлять пути решения экологической безопасности; выявлять противоречия в проблеме ; составлять тезисы; приводить аргументы в дискуссии; обосновывать свою позицию.

 Раздел II. Европейская Россия.
  Тема 1. Центральная Россия.
   Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства; анализировать схемы и статистические материалы; определять сходства и различия в особенностях природы, хозяйства районов; решать практические познавательные задачи, использовать ИКТ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
   Тема 2. Северо-Запад.
   Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства; анализировать схемы и статистические материалы; определять сходства и различия в особенностях природы, хозяйства районов; решать практические познавательные задачи, использовать ИКТ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей, хозяйство; осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов, заданий.
  Тема 3. Европейский Север.
    Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства; анализировать схемы и статистические материалы; определять сходства и различия в особенностях природы, хозяйства районов; решать практические познавательные задачи, использовать ИКТ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Тема 4. Европейский Юг.
   Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов, заданий.
 Тема 5. Поволжье.
 Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Тема 6. Урал.
 Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Осуществлять смысловое чтение. Использовать средства информационных технологий.
Раздел III. Азиатская Россия.
 Тема 7. Сибирь. 
  Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического района. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь и хозяйство. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и объектов. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Использовать СМИ.
Тема 8. Дальний Восток.
  Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического района. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь и хозяйство. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства.
Раздел IV. Заключение.
  Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве России с отдельными странами мира. Выявлять особенности геополитического и экономического влияния России в разные исторические периоды. Составлять реферат по плану. Подготавливать и проводить защиту реферата.. Обсуждение содержание реферата.

                        Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.
 
 Сравнивать и анализировать  различные диаграммы, космические снимки территорий, различные источники информации, отрывки из художественной и научно-популярных произведений, физическую и экономическую карты ; с помощью различных источников создавать образ рельефа; составлять схемы, таблицы ; работать с текстом; вести дискуссию; характеризовать ГП районов России; отстаивать свою позицию в обсуждении; осуществлять поиск информации в Интернете; составлять визитную  карточку районов.


 Содержание курса «География России»

Раздел I. Регионы России. Введение. Районирование России. Изучение изображения Земли из Космоса. Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.

 Раздел II.Европейская Россия.
 Тема 1. Центральная Россия. Пространство Центральной России. Центральная Россия: освоение территории и население. Центральный район. Волго-Вятский район. Центрально-Чернозёмный район. Москва и Подмосковье.
 
Тема 2. Северо-Запад. Пространство Северо-Запада. Северо-Запад : «окно в Европу». Север-Запад: хозяйство. С-Петербург – вторая столица России.
Тема 3. Европейский Север. Пространство Европейского Севера. Европейский север: освоение территории и население. Европейский Север : хозяйство и проблемы.
Тема 4. Северный Кавказ. Пространство Северного Кавказа. Северный Кавказ: освоение территории и население. Северный Кавказ: Хозяйство и проблемы.
Тема 5. Поволжье. Пространства Поволжья. Поволжье: освоение территории и население. Поволжье: хозяйство и проблемы.
Тема 6. Урал. Пространство Урала. Урал: освоение территории и хозяйство. Урал: население и города.

  Раздел III. Азиатская Россия.
Тема 7. Пространство Сибири. Сибирь: освоение территории и население. Сибирь: хозяйство. Западная Сибирь. Восточная Сибирь.
Тема 8. Дальний Восток. Пространство Дальнего Востока. Дальний Восток: освоение территории и население. Дальний Восток: хозяйство.

Раздел IV. Заключение. Соседи России. Сфера влияния России. Подготовка реферата. Готовимся к экзамену.

                                              Тематическое планирование по географии . 9 класс.

Название разделов и тем

Кол-во часов

Практичес-кие работы

Контроль-ные работы

1.

2.

3.

4.

Раздел I. Регионы России.

Раздел II. Европейская Россия.

Тема 1. Центральная Россия.

Тема 2. Северо-Запад.

Тема 3. Европейский Север.

Тема 4. Северный Кавказ.

Тема 5. Поволжье.

Тема 6. Урал.

Раздел III.Азиатская Россия.

Тема 7. Сибирь.

Тема 8. Дальний Восток.

Раздел IV. Заключение.

11

33

9

5

5

5

4

5

15

7

8

9

2

2

2

1

2

1

1

1

68

10

2

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс.

№ п/п

Название разделов и тем. Количество часов.

Тип   урока

Дом. задание

Дата по плану

Дата по факту


1.

2.


3.



4.


5.

6.


7.

8.

9.

10.


11.



12.

13.

14.

15.

16.


17.

18.


19.

20.


21.

22.

23.

24.

25.



26.

27.

28.

29.

30.

31.



32.

33.

34.

35.




36.

37.

38.

39.



40.

41.

42.

43.

44.



45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65

66- 68




Раздел I.Регионы России. – 11 ч.
Введение. Районирование России.

Практическая работа №1. Районирование и административно-территориальное деление.

Учимся с «Полярной звездой» :Изучаем изображение Земли из космоса.

Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

Горный каркас России – Урал и горы  Южной Сибири.

Мерзлота России – Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России.

Экологическая безопасность России.

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России.

Обобщение раздела «Регионы России»

Раздел II. Европейская Россия. – 33 ч.
Тема 1. Центральная Россия. 9 ч.
Пространство Центральной России.

Центральная Россия  - освоение территории.

Центральный район.

Практическая работа № 3. Составление экономико-географической характеристики района.
Волго-Вятский район.

Центрально-Чернозёмный район.

Учимся с «Полярной звездой»  Практическая работа № 4. Создание образа региона на основе текста, карт и других источников.
Москва и Подмосковье.

Учимся с «Полярной звездой».

Тема 2. Северо -Запад-5 ч.
Пространство Северо-Запада.


Северо-Запад: окно в Европу.

Северо-Запад: хозяйство.

Санкт-Петербург – вторая столица России.

Учимся с «Полярной звездой». Создаём электронную презентацию.

Тема 3. Европейский Север.-6 ч.
Пространство  Европейского Севера.

Европейский Север: освоение территории и население.

Европейский Север: освоение территории и население.

Практическая работа №5. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам региона.

Контрольная работа за I-е полугодие.

Учимся с «Полярной звездой»Практическая работа №6. Оценка природно-ресурсного потенциала региона на основе тематических карт.

Тема 4. Европейский Юг.- 4 ч.
Пространство Европейского Юга.

Европейский Юг.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа № 7. Развитие рекреации на Северном Кавказе.

Тема 5. Поволжье. – 4 ч.
Пространство Поволжья.


Поволжье: освоение территории и население.

Поволжье: хозяйство и проблемы.

Учимся с «Полярной звездой».Экологические проблемы Поволжья.

Тема 6. Урал.- 5 ч.

Пространство Урала.

Урал: освоение территории и хозяйство.

Урал: население и города.

Учимся с «Полярной звездой»


Обобщение раздела «Европейская Россия»

Раздел III.Азиатская Россия.- 15 ч.
Тема 7. Сибирь.- 7 ч.
Пространство Сибири.

Сибирь: освоение территории и население.

Сибирь: хозяйство.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Практическая работа №8. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйство.

Учимся с «Полярной звездой»Практическая работа №9. Разработка туристического маршрута.

Тема 8. Дальний Восток. – 8 ч.

Пространство Дальнего Востока.

Дальний Восток: освоение территории и население.(1)

Дальний Восток: освоение территории и население(2)

Дальний Восток: хозяйство.

Практическая работа № 10. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона.

Учимся с «Полярной звездой»

Обобщение раздела «Азиатская Россия»

Контрольная работа за II-е полугодие.

Раздел IV. Заключение.-8 ч.

Соседи России.

Сфера влияния России. Геополитическое влияние России.

Экономическое влияние России.

Учимся с «Полярной звездой» Пишем реферат.

Учимся с «Полярной звездой»Изучаем свой край.

Готовимся к экзамену: экспресс-контроль.

Обобщение пройденного за год.

Изучение нового материала
Практикум


Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений

Изучение нового материала
Изучение нового материала
Изучение нового материала
Практикум


Повторение и обобщение


Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Практикум

Актуализация знаний и умений
Изучение нового материала
Практикум


Изучение нового материала
Дискуссия


Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Практикум


Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Практикум

Проверка знаний

Практикум




Изучение нового материала

Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Практикум



Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Изучение нового материала
Дискуссия


Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Практикум

Обобщение и повторение


Актуализация умений и навыков

Актуализация умений и навыков

Изучение нового материала

Актуализация знаний и умений

Практикум

Практикум

Изучение нового материала

Актуализация знаний и умений

Изучение нового материала

Практикум

Проектная деятельность

Повторение и обобщение

Проверка знаний

Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений

Защита рефератов

Практикум

Проверка знаний

Закрепление пройденного


§1,2




§3


§4


§5

§6


§7

§8

§9

§10






§11
§12

§13



§14

§15


§16

§17


§18


§19

§20

§21

§22

§23


§24

§25

§26




§27



§28

§29

§30

§31



§32


§33

§34

§35



§36

§37
§38

§39





§40

§41

§42

§43

§44

§45

§46

§47


§48

§49

§50

§51

§52

§52

§53

§54

с.218

с .221


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...