Творческие лаборатории
статья по географии на тему

Козлова Анна Владимировна

В рамках введения ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие лаборатории - как способ организации преемственности предметов между начальным и средним звеном в рамках введения ФГОС

 (из  опыта работы учителя географии  МКОУ Антроповская СОШ  Козловой А.В.)

Одним из направлений научно-методической работы нашей школы является проведение интеллектуальных игр среди учащихся 1-11х классов. Они развивают интеллектуальные и  творческие способности учащихся; формируют умения работать в команде, выбирать предметы по интересам, участвовать в групповой интеллектуальной работе; воспитывают ответственность за выбор и результат деятельности; осуществляют преемственность между классами и предметами.

Игры меняются год от года так же, как и состав играющих по возрастам и классам, чтобы поддержать интерес к происходящему процессу. Самыми популярными играми стали творческие лаборатории, «Брейн-ринги», «Умники и умницы», «Блиц-игры».

Инициатором проведения таких игр является завуч по  методической работе школы-Карпова Светлана Николаевна. Она организовала работу  по проведению игр таким  образом, чтоб все учителя  и учащиеся были вовлечены в этот процесс.

Творческие лаборатории проводятся в 1-х , 2-3-х  и 4-5-х классах. Для каждой лаборатории отводится определенный день. Из предложенных 5-6 лабораторий, ребята выбирали только 3 и искали ответы на предложенные проблемные вопросы, используя свои знания, фантазию, сообразительность. В первых классах ребятам не предлагалось выбора, т. к. они в первый раз пробовали свои силы в решении творческих проблем и пробовали работать в смешанных группах вне коллектива класса. Всего 15 минут – и надо найти решение поставленной проблемы, работая в группе единомышленников! Причём, проблемы выбирали по интересам и склонностям, симпатизируя одним и игнорируя другие.

 С 1 по 5 класс  повышается осознанность выбора лабораторий по интересам, больше привлекают науки, которые ещё мало известны: химия, физика, география, информатика.

Как же учителя предметники готовились к проведению этих лабораторий?

Во-первых оформление класса должно соответствовать тематике предмета. В моем кабинете стены оформлены физическими картами материков, картой полушарий, политической картой мира,  физической и экономической картой России. К картам легко подойти и разглядеть их. В оформлении имеются элементарные  приборы (термометр, барометр и т.п.), глобус. Оформление привлекает внимание, вызывая  «первичный» интерес.   Во-вторых этот «первичный» интерес должен быть подкреплен креативностью  самого учителя и оригинальностью творческого задания.

Приведу примеры названий моих творческих лабораторий по своему предмету :

1класс: Лаборатория  «Географические пазлы» Можно ли узнать материк, собирая пазлы?

( двум или более  группам из пришедших учащихся предлагаю вытащить  любой конверт с пазлами, на которых изображен материк. По команде группы начинают складывать картинку. За правильностью можно обращаться к настенным картам материков. Работу групп могут оценивать 2-3 учащихся из 7 класса - помощников учителя. Обязательно  в завершении нужно спросить малышей, что интересного они знают о собранном ими  материке и ответить на проблемный вопрос).

2-3 класс: Лаборатория «Волшебный контур» Как можно создать нужную  для вас карту?

(двум  или более  группам  из  пришедших учащихся предлагаю  справиться с заданием, например  за 3 минуты, изучая физические карты полушарий запомнить  расположение и название  как можно большего количества рек, гор, городов и т.д., затем по памяти нанести их названия на выданные контуры. Выиграет тот, кто нанесет больше объектов и не ошибется. В завершении  ответить  на  проблемный  вопрос).

4-5 класс: Лаборатория  «Приезжайте в гости к нам!» Что еще интересного мы не знаем о нашем поселке?

(пришедшим учащимся демонстрируется небольшой видеоролик (около 5 минут) о поселке,  который   презентуют авторы проекта (могут быть учащиеся 6-11 классов). После этого группам предлагается составить свой план экскурсии по поселку, включив те пункты  о которых не говорилось в ролике. Представленные планы оценивают учитель и те учащиеся, которые презентовали свою работу. Побеждают те , у кого в плане есть пункты  интересных неисследованных мест на территории поселка).

Результатом проведения таких лабораторий  я считаю то, что дети, пришедшие из начальной школы к нам в среднее звено приходят эмоционально-положительно настроены к предмету. В творческой лаборатории для 4-5 классов, знакомясь с краеведческим материалом, ребята видят в видеоролике родные места ,известных в поселке людей и т.д., при этом выражая огромный интерес и желание уметь познавать и создавать аналогичные проекты, участвовать в исследованиях, уметь презентовать свои работы ,как это делают  учащиеся среднего и старшего звена. Они понимают, что этому надо учиться, к этому надо привыкать и этого не надо бояться.

Работа в творческих лабораториях вызывает большой интерес  у ребят, они с удовольствием принимают все условия игры и выполняют правила. Работа  в смешанных группах над необычными заданиями увлекает, игры отмечаются особой активностью и хорошим настроением. Если нам -учителям предметникам, удается не только вызывать, но и поддерживать интерес к своему предмету у учащихся начальной школы, учить ребят думать, выбирать, фантазировать, соревноваться, предполагать и обосновывать свою точку зрения , выбирать задания, предметы, творческие проблемы, пути их решения, то   в дальнейшем  они способны  будут ориентироваться на интересные и нужные для них профили обучения и профессии– что очень актуально в сегодняшнее время.

 Козлова А.В.- победитель конкурса лучших учителей Костромской области-2008 года, учитель высшей квалификационной категории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Лица и маски М.М.Зощенко. В творческой лаборатории писателя».

Урок разработан для учащихся 2 курса НПО. В ходе урока применяются различные способы и приёмы активизации учащихся: опорный конспект, исценирование рассказа Зощенко, тестирование, работа "малых групп"...

Анализ работы творческой лаборатории «Поиск» МОУ «СОШ№7»

В работе проводится анализ творческой лаборатории "ПОИСК" в которую входят творческие учителя и ученики....

В творческой лаборатории классного руководителя

Совсем недавно на нашем портале стартовал конкурс  "Я - классный руководитель". Познакомившись с многочисленными материалами, решила поразмышлять на тему, какими качествами должен обладать самый ...

«Кабинет иностранного языка – творческая лаборатория учителя»

Положительная энергетика в моем классе помогает ученикам быстро переключатся на иностранный язык, создает желание изучать его и говорить на нем....

"Творческая лаборатория "Имя существительное"

Открытый урок русскогоязыка в 6 классе по программе С.И. Львовой посвящен изобразительным возможностям имени существительного. Рассматривается роль существительного в различных стилях речи, в создании...

презентация «Кабинет биологии - творческая лаборатория учителя»

Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования...

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...