Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономного общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучение отдельных предметов»
г. Балаково Саратовской области
Рассмотрено на заседании ШМО____ Варфоломеева Т.Ф. Протокол № ___ от «»2017г. | Согласовано зам.директор по УВР _________Аношина О.Г. от «» 2017г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №27 _________Брюханова О.Д. Приказ №____ от «___»_____2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шириной Динары Наильевны
по_географии в 5 классе
(ФГОС ООО)
2017-2018гг.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
5 класс (29-34)
Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)
Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)
Планета Земля.
Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Практическая работа №1Демонстрирование движение Земли по околосолнечной орбите.
Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Атмосфера.Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности.
Практическая работа №2Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа №3 Определение по картам географических объектов.
Биосфера. Биосфера,её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа №4 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
На каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, но в КТП внесены оценочные практические работы. В авторской программе резерв учебного времени 5 часов использован в наиболее сложном разделе «Геосферы Земли».
Календарно-тематическое планирование по курсу Географии «Начальный курс»
Класс:5
Учитель:Ширина Динара Наильевна
Количество часов: 29-34 ч.
Таблица тематического распределения количества часов.
С учетом минимального количества часов для успешного прохождения материала.
№ | Разделы курса | Количество часов по плану |
1 | Введение.Географическое познание нашей планеты. | 3 |
2 | Земля как планета Солнечной системы. | 4 |
3 | Литосфера | 8 |
4 | Атмосфера | 4 |
5 | Водная оболочка Земли | 5 |
6 | Биосфера | 5 |
Резерв. Повторение. | 5 | |
Итого | 34 |
Примечание: Часы резервного времени распределяет учитель в течение учебного года по собственному усмотрению: могут быть использованы на изучение тем, вызвавших наибольшие затруднения у учащихся, а также на углубление, расширение, итоговые обобщения.
Календарно-тематическое планирование по географии 5«Ф» и 5 «Л» классы
на 2017-2018 учебный год
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | ПО ПЛАНУ (НЕДЕЛЯ) | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1.Введение. Географическое познание нашей планеты(3 часа) | |||
1 | География — одна из наук о планете Земля. | 04.09-08.09 | 5 Л- 5 Ф- |
2 | Наблюдения — метод географической науки. Практическая работа: « Наблюдения за изменением длины тени гномов». | 11.09- 15.09 | 5 Л- 5 Ф- |
3 | Входной мониторинг | 18.09-22.09 | 5 Л- 5 Ф- |
2. Земля как планета Солнечной системы (4 часа) | |||
Планета Земля | |||
4 | Земля среди других планет Солнечной системы. | 25.09-29.09 | 5 Л- 5 Ф- |
5-6 | Движение Земли по околосолнечной орбите. | 02.10-06.10 09.10-13.10 | 5 Л- 5 Ф- 5 Л- 5 Ф- |
7 | Суточное вращение Земли | 16.10-20.10 | 5 Л- 5 Ф- |
3.Геосферы Земли (27 ч) | |||
Литосфера | |||
8 | Слои «твёрдой»Земли. | 23.10-27.10 | 5 Л- 5 Ф- |
9 | Вулканы Земли.Практическая работа: «Изучение самых высоких вулканов Земли». | 07.11-10.11 | 5 Л- 5 Ф- |
10-11 | Из чего состоитземная кора. | 13.11-17.11 20.11-24.11 | 5 Л- 5 Ф- 5 Л- 5 Ф- |
12 | Строение земной коры. Землетрясения. | 27.11- 01.12 | 5 Л- 5 Ф- |
13-14 | Рельеф земной поверхности. | 04.12-08.12 11.12-15.12 | 5 Л- 5 Ф- 5 Л- 5 Ф- |
15 | Человек и литосфера.Урок обобщения и контроля знаний по теме «Литосфера». | 18-12-22.12 | 5 Л- 5 Ф- |
Атмосфера | |||
16 | Воздушная оболочка Земли.Погода иметеорологические наблюдения. | 25.12-29.12 | 5 Л- 5 Ф- |
17 | Практическая работа: «Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности». | 15.01-19.01 | 5 Л- 5 Ф- |
18 | Человек и атмосфера. | 22.01-26.01 | 5 Л- 5 Ф- |
19 | Промежуточный контроль. | 29.01-02.02 | 5 Л- 5 Ф- |
Водная оболочка Земли | |||
20 | Вода наЗемле.Мировой океан — главная часть гидросферы. | 05.02- 09.02 | 5 Л- 5 Ф- |
21 | Мировой океан — главная часть гидросферы Практическая работа: «Определение по картам географических объектов». | 12.02-16.02 | 5 Л- 5 Ф- |
22 | Воды суши. Реки. Озёра. | 19.02-23.02 | 5 Л- 5 Ф- |
23 | Озёра. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера | 26.02-02.03 | 5 Л- 5 Ф- |
24 | Загрязнение Мирового океана. | 05.03-09.03 | 5 Л- 5 Ф- |
Биосфера | |||
25 | Оболочкажизни | 12.03-16.03 | 5 Л- 5 Ф- |
26 | Растительный и животный мир тропических и умеренных поясов. | 19.03-23.03 | 5 Л- 5 Ф- |
27 | Жизнь в полярных поясах и в океане | 02.04-06.04 | 5 Л- 5 Ф- |
28 | Природная среда. Охрана Природы. | 09.04-13.04 | 5 Л- 5 Ф- |
29 | Итоговый контроль | 16.04-20.04 | 5 Л- 5 Ф- |
30-34 | Повторение раздела «Геосферы Земли». | 23.04-24.05 |
Итого:
Часов -29-34
Практических работ – 4
Мониторинг -3
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Оснащение кабинета
- 1.География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
- 2. Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
- 3. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010.
- Учебно-методический комплект (УМК);
- Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, копировально-множительная техника);
- цифровые образовательные ресурсы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- Лабораторное и демонстрационное оборудование;
- Комплект географических карт;
- Комплект тематических таблиц;
- Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
- Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);
- Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.
Планируемые результаты изучения географии
Источники географической информации:
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек:
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...